Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор о наследовании земельного пая
Документ от 10.03.2009, опубликован на сайте 18.03.2009 под номером 11938, 2-я гражданская, о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело-33-*** -2009                                                                 Судья Гафурова С.И.       

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

10 марта 2009 года                                                                           г.Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Николаевой Р.И., Казаковой М.В.

рассмотрела  дело по кассационной жалобе Н*** Н*** Е***, К*** Т*** Е*** на  решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 26 января 2009 года, по которому суд решил:

В удовлетворении исковых требований Н*** Н*** Е***, К*** Т*** Е*** к сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхозу) «К***» о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования отказать.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Н*** Н.Е. и К*** Т.Е.обратились в суд с иском к СПК (колхозу) «К***», указав, что их отец Н*** Е.Ф. с 05.06.1962 года работал в колхозе «П***», который впоследствии был преобразован в совхоз «К***», а позже – в АОЗТ «К***». 20.08.1990 года Н*** Е.Ф. был уволен из хозяйства в связи с уходом на пенсию, а 08.09.1992 года отец умер, в связи с чем он не был включен в перечень лиц, наделенными паями, который был утвержден на общем собрании трудового коллектива совхоза «К***» 28.10.1992 года. Поскольку земельная реформа в РФ началась еще при жизни отца, считают, что он относился к категории лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента РФ от 02.02.1992 года № 213. Просили признать за ними право общей долевой собственности на 1/1006 долю земельного участка сельскохозяйственных угодий за счет резервного фонда в СПК (колхозе) «К***» Ч*** р***.

Судом постановлено вышеприведенное решение.         

В кассационной жалобе Н*** Н.Е., К*** Т.Е. не соглашаются с решением суда, просят его отменить. В обоснование жалобы ссылаются на доводы, изложенные в исковом заявлении. Кроме того, указывают, что не имели возможности своевременно обратиться в суд, поскольку К*** Т.Е. является инвалидом первой группы, Н*** Н.Е. с сентября 2007 года по февраль 2008 года перенес четыре операции и находился на стационарном лечении. Поскольку их отец, проработавший в колхозе 38 лет, незаконно не был включен в списки лиц, имеющих  право на земельный пай, его дети вправе вступить в наследство земельным паем из земель резервного фонда СПК «К***».

Проверив  материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Н*** Н.Е., представителя СПК (колхоз) «К***», судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. 

В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия законность решения проверяет по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Возможность приватизации земель бывших колхозов и других сельскохозяйственных предприятий предусматривалась статьями 8 и 9 ЗК РСФСР 1991 года. Процесс приватизации земель сельскохозяйственного назначения начался с  Указа Президента  РФ от 27 декабря 1991 года № 323  «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и принятых Правительством РФ в его развитие постановлений от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса».

В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами действующие на тот период времени колхозы и совхозы должны были сами  в срок до 01 января 1993 года провести реорганизацию, а вновь образованные в результате этой реорганизации предприятия – зарегистрировать свою организационно-правовую форму. Одновременно члены реорганизуемых хозяйств  (по решению трудового коллектива также пенсионеры, работники социальной сферы и т.п.) наделялись имущественными и земельными долями, которые они могли получить в натуре при выходе из хозяйств либо внести их в уставный капитал или паевой фонд вновь образованных сельскохозяйственных организаций.

В дальнейшем был принят  Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы», которым предписывалась выдача всем собственникам земельных долей по их заявлению свидетельства о праве собственности на земельную долю по форме, утвержденной данным Указом.  

Из материалов дела следует, что 25.10.1992 года состоялось собрание трудового коллектива совхоза «К***». В связи с проводимой реорганизацией совхоза собрание постановило обратиться в  Ч*** Совет народных депутатов с просьбой о передаче причитающейся совхозу земли в собственность акционеров, а также сформировало списки лиц, получающих земельные паи в собственность бесплатно. Решением Ч*** Совета народных депутатов № 93 от 21.11.1992 года  зарегистрировано акционерное общество закрытого типа «К***», являющееся правоприемником совхоза «К***».

Истцы – Н*** Н.Е. и К*** Т.Е. являются детьми Н*** Е.Ф. (наследниками первой очереди), в период с 1962 года по  20 августа1990 года работавшего в совхозе «К***» и уволенного по собственному желанию в связи с уходом на пенсию. Н*** Е.Ф.   умер  08.09.1992 года.

В силу статьи  528  ранее действовавшего ГК РСФСР временем открытия наследства являлся день смерти наследодателя.

Из представленных суду первой инстанции документов следует, что истцы после смерти отца в установленный законом срок обратились к нотариусу  Ч*** района с заявлением о  вступлении в наследство. При этом в составе наследственного имущества Н*** Е.Ф. указали только жилой дом по адресу: пос. К*** ул. Ж*** ***.

Для вступления в наследство земельной долей истцам было необходимо представить нотариусу правоустанавливающий документ, а именно свидетельство о праве собственности на землю на имя Н*** Е.Ф.

Н*** Е.Ф.  решением общего собрания трудового коллектива от 25.10.1992 года не был включен в списки лиц, которые наделялись земельными паями в связи с реорганизацией совхоза в акционерное общество закрытого типа. При этом ни Н***  Е.Ф., ни его наследники – истцы  Н*** Н.Е. и К*** Т.Е., вступившие в наследство после смерти отца,  вопрос о неправомерности фактического отказа  в выделении земельной доли при реорганизации совхоза не оспаривали.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что  Н*** Н.Е. и К*** Т.Е. пропустили срок исковой давности для предъявления требований о признании за ними права собственности на земельный участок в порядке наследования, установленный статьей 196 ГК РФ в три года. Истцы знали о том, что Н*** Е.Ф. работал в колхозе  до ухода на пенсию, реорганизация  совхоза «К***» и наделение работников совхоза   земельными паями были проведены в 1992 году, данные вопросы решались трудовым коллективом совхоза, то есть были широко известны. В марте 1993 года, то есть после того, как состоялось собрание трудового коллектива совхоза «К***», определившее круг лиц, получающих земельную долю, истцы получили свидетельство о праве на наследство по закону. Однако каких-либо мер к защите своих прав  в течение длительного периода времени не предпринимали.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции  оснований для отказа в применении срока исковой давности и удовлетворения требований истцов о признании за ними права собственности на земельный участок в порядке наследования  не имелось. 

Ссылка в кассационной жалобе на то, что судом не была учтена инвалидность  К*** Т.Е. и нахождение Н*** Н.Е. на стационарном лечении в 2007-2008 гг. при решении вопроса о применении срока  исковой давности, не может быть принята во внимание. Данные обстоятельства  не лишали истцов возможности  разрешить  возникший с ответчиком спор с помощью уполномоченных представителей.

Остальные доводы жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а:

 

Решение  Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 26 января 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Н*** Н*** Е***,  К*** Т*** Е*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи