Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О приведении в соответствие первичных мер пожарной безопасности - пожарных гидрантов
Документ от 11.03.2025, опубликован на сайте 25.03.2025 под номером 117790, 2-я гражданская, О признании незаконным бездействие, выраженного в не проведении мероприятий по ремонту гидрантов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0006-01-2024-001013-89

Судья Гаврилова Е.И.                                                                      Дело №33а-961/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         11 марта 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.                       

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре  Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от                     27 ноября 2024 года по делу №2а-538/2024, которым постановлено:

признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, выразившееся в не проведении мероприятий по ремонту пожарных гидрантов, расположенных на территории ***.

Обязать администрацию муниципального образования  «Барышский район» Ульяновской области в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по ремонту пожарных гидрантов, посредством которых возможно обеспечить забор воды для целей пожаротушения, расположенных на территории г***.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области – Чумбуридзе И.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  возражения прокурора Пушистова В.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

Прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия администрации, возложении обязанности произвести мероприятия по ремонту пожарных гидрантов.

В обоснование требований указал, что прокурорской проверкой установлено несоответствие наружных источников противопожарного водоснабжения – пожарных гидрантов, расположенных в ***, находящихся в собственности администрации МО «Барышский район», обязательным требованиям пожарной безопасности.

В нарушение п.75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, ввиду непроведения администрацией МО «Барышский район» своевременного ремонта и обслуживания пожарных гидрантов отсутствует возможность для забора из них воды по следующим адресам: ***.

Уточнив в ходе судебного разбирательства требования, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Барышский район» Ульяновской области, выразившееся в непроведении мероприятий по ремонту пожарных гидрантов, расположенных по вышеуказанным адресам; обязать администрацию МО «Барышский район» в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по ремонту данных пожарных гидрантов, посредством которых возможно обеспечить забор воды для целей пожаротушения.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены –                 ОГКП «Ульяновский областной водоканал» и Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах Администрация МО «Барышский район» Ульяновской области просит решение суда отменить, административные исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.

В обоснование доводов жалоб указывает на то, что постановлением администрации МО «Барышский район» от *** №*** «Об источниках наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения на территории муниципального образования «Барышское городское поселение» подтверждается наличие пожарных гидрантов на водопроводных сетях задолго до передачи их в аренду ОГКП «Ульяновский областной водоканал». При этом отсутствие в актах приема-передачи указания на пожарные гидранты не опровергает их передачу по договору аренды предприятию в составе единого комплекса пожарной водопроводной сети.   

На момент их передачи гидранты не являлись самостоятельными объектами, а входили в состав водопроводной сети, были связаны общим назначением и использованием, представляя собой противопожарный водопровод, следовательно, их функционирование отдельно от водопроводной сети (без подачи воды) невозможно. Согласно п.1.3 договора аренды №*** от ***, заключенного между ОГКП «Ульяновский областной водоканал» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район», имущество (пожарные гидранты) передается для обеспечения бесперебойной работы объектов водоснабжения и водоотведения, предоставления потребителям качественных услуг по водоснабжению, а также для оказания услуг по его техническому обслуживанию и ремонту.

Таким образом, полагает, что обязанность по обеспечению надлежащего технического функционирования, обслуживания и содержания в исправном состоянии пожарных гидрантов, расположенных на водопроводных сетях (как составных частей сети водоснабжения), лежит на арендаторе данного имущества - ОГКП «Ульяновский областной водоканал».

Считает, что судом данные обстоятельства, а также сложившаяся судебная практика не были приняты во внимание, ОГКП «Ульяновский областной водоканал» и Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» к участию в деле не привлечены.

Отмечает, что в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности помимо заключения договора аренды с организацией водопроводного хозяйства администрацией МО «Барышский район» самостоятельно закупаются пожарные гидранты, в связи с чем, администрация готова предоставить арендатору новые пожарные гидранты в целях замены неисправных пожарных гидрантов в случае невозможности (нецелесообразности) их ремонта, о чем ОГКП «Ульяновский областной водоканал» неоднократно извещалось. В обратном случае финансирование органом местного самоуправления не только закупки пожарных гидрантов, но и отдельно работ по установке пожарных гидрантов в рамках отдельного договора с арендатором, при наличии действующей организации водопроводного хозяйства и договора аренды с арендатором, может привести к незаконному и необоснованному возложению на местный бюджет дополнительных расходов и нецелевому расходованию бюджетных средств.

Обращает внимание, что деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в том числе пожарных гидрантов) относится к лицензируемым видам деятельности, однако администрация (в отличие от ОГКП «Ульяновский областной водоканал») такой лицензией не располагает.  

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пожарная безопасность, согласно Федеральному закону от 21.12.1994           №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон №69-ФЗ), это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (ст.1).

Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон №123-ФЗ) установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, в качестве которых могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч.ч.1 и 2 ст.62).

Согласно ч.2 ст.68 Закона №123-ФЗ к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.4 ст.6 Закона №123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления

Статьей 19 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с п.2 ст.307 Гражданского кодекса Российской Федерации  (ГК РФ) обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в данном Кодексе.

Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как следует из материалов дела и установлено судом, водопроводные сети, расположенные на территории *** и ***, находятся в собственности муниципального образования Барышский район Ульяновской области.

В качестве источников наружного противопожарного водоснабжения на территории МО  «Барышский район» предусмотрены пожарные гидранты.

Проведенной прокуратурой Барышского района проверкой установлено, что наружные источники противопожарного водоснабжения – пожарные гидранты, расположенных в *** по адресам: ***, не соответствуют обязательным требованиям пожарной безопасности, находятся в неисправном состоянии, вследствие чего отсутствует возможность для забора из них воды, о чем составлен акт от *** с участием представителей  администрации                      МО «Барышский район» и  отделения 41 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Ульяновской области (л.д.29-33).

Согласно п.4.1  ст.39 Устава МО «Барышский район»  администрация                МО «Барышский район» исполняет полномочия администрации  МО «Барышское городское поселение» (л.д.17).

*** между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» и ОГКП «Ульяновский областной водоканал» заключен договор №*** аренды объектов водоснабжения и водоотведения  (л.д.55-61).

Как видно из п. 1.1 договора, арендодатель предоставил за плату во временное владение и пользование арендатору объекты водоснабжения и водоотведения согласно  акту приема-передачи (Приложение № 1), в том числе водопроводные сети. Пожарные гидранты в акте приема-передачи не поименованы.

На момент заключения договора, указанные в п. 1.1 договора объекты, находятся в реестре муниципального имущества МО «Барышский район»  Ульяновской области. Имущество передается, в частности,  для  обеспечения бесперебойной работы объектов водоснабжения и водоотведения (п.1.2 и п.1.3 договора).

Разрешая административный спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции верно руководствовался вышеприведенными положениями Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», вследствие чего пришел к правильному выводу о том, что поддержание находящихся на территории муниципального образования средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.

С выводами городского суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения требований пожарной безопасности являются по своему характеру первичными мерами пожарной безопасности, выполнение которых является обязанностью органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, как собственника имущества, необходимого для водоснабжения населения, поскольку это предусмотрено ч.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Доводы заявителя жалобы о гражданско-правовой ответственности арендатора - ОГКП «Ульяновский областной водоканал» и отсутствии у администрации Барышского района лицензии на проведение ремонта гидрантов судебной коллегией отклоняются, поскольку суд возложил на административного ответчика обязанность по проведению мероприятий, но не самих работ, направленных на приведение пожарных гидрантов в рабочее состояние. Кроме того, арендатор водопроводных сетей не несет ответственность за обеспечение первичных мер пожарной безопасности.

Доводы апелляционной жалобы  о том, что ОГКП «Ульяновский областной водоканал» и Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» не были привлечены к участию деле, судебной коллегией отклоняются, как противоречащие материалам дела. Так, указанные лица были привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц определением суда от 05.11.2024, извещены надлежащим образом о судебном заседании (л.д. 118-120),  ОГКП «Ульяновский областной водоканал» представлены письменные пояснения на иск от 15.11.2024 и документы                (л.д.121-144), которые были исследованы в судебном заседании в присутствии сторон (л.д.150).

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 27 ноября 2024 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.03.2025