Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Проведение капитального и текущего ремонта многоквартирного жилого дома
Документ от 03.02.2009, опубликован на сайте 05.03.2009 под номером 11713, 2-я гражданская, о возложении обязан.по ремонту многоквартирного дома, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело: 33 – *** / 2009 г.                                                                         Судья Нефедов О.Н.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

03 февраля 2009 года                                                                                        г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Маслюкова П.А.

судей                                 Гурьяновой О.В. и Хреновой Г.И.,

рассмотрела дело по кассационной жалобе Мэрии города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 декабря 2008 года, по которому постановлено:

Исковые требования С*** В*** А*** к   Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания         Л*** р***», Мэрии города Ульяновска удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Домоуправляющая    компания    Л*** р***» выполнить указанные в акте повторного          обследования от 02.12.2008  г.   работы  по  текущему   ремонту   мест    общего         пользования   многоквартирного жилого дома № *** по ул. Р*** в г. Ульяновске в   соответствии со строительными нормами  и правилами – произвести ремонт        мягкой кровли 1 подъезда, ремонт отмостки с дворовой стороны, ремонт        цоколя с дворовой стороны, гидроизоляцию козырьков над входами в подъезд. Обязать Мэрию города Ульяновска выполнить указанные в акте   повторного   обследования от 02.12.2008 г. работы  по капитальному         ремонту      мест общего пользования многоквартирного жилого дома № *** по ул.   Р*** в г. Ульяновске в соответствии со строительными нормами и       правилами – произвести ремонт розлива холодного водоснабжения в          подвальном помещении с заменой арматуры к стоякам,       ремонт в элеваторном        узле с запорной арматуры, ревизию и замену вентилей трубопроводов на          стояках центрального отопления.

В удовлетворении исковых требований С*** В***     А*** к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию «Управляющая компания жилищно-коммунального          хозяйства   Л*** р***», Ульяновской квартирно-эксплуатационной части – отказать.

Заслушав доклад  судьи Хреновой Г.И., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

С*** В.А. обратился в суд с иском к Ульяновской квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) о проведении ремонта мест общего пользования жилого дома.

В обоснование исковых требований указал, что является собственником квартиры № *** в многоквартирном доме № *** по ул. Р*** в г. Ульяновске. Дом сдан в эксплуатацию в январе 1971 года и до 01.06.2007 находился в управлении Ульяновской КЭЧ. Как и все жильцы дома он регулярно вносит плату за содержание и ремонт мест общего пользования жилого дома. Однако ответчиком ремонт в доме не производился, не смотря на неоднократные обращения с заявлениями в эксплуатационную организацию.

Судом в качестве соответчиков к участию в деле привлечены Мэрия города Ульяновска, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Л*** р***», Открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Л*** р***», а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, – Министерство финансов РФ, Управление Федерального казначейства по Ульяновской области и Финансовое управление Мэрии г. Ульяновска.

С учетом уточненных требований истец просил суд обязать ответчиков выполнить работы по капитальному и текущему ремонту мест общего пользования дома № *** по ул. Р***, указанные в акте повторного обследования от 02.12.2008 года.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Мэрия города Ульяновска просит отметить  решение как незаконное, противоречащее требованиям материального и процессуального права.

В жалобе указано на то, что у истца отсутствовали полномочия заявлять иск о проведении ремонта мест общего пользования, он не имел полномочий представлять интересы других сособственников дома, не привлеченных к рассмотрению дела. Выводы суда о том, что Мэрия г. Ульяновска является собственником спорного жилого дома, не основаны на материалах дела. Постановлением главы города от 12.07.2006 дом принят в муниципальную казну и собственником помещений с этого времени стало Муниципальное образование «Город Ульяновск». Судом не было учтено, что до передачи дома в муниципальную собственность дом находился в федеральной собственности, и обязанность по проведению капитального ремонта дома лежала на наймодателе - Ульяновской КЭЧ, в ведении которой находился дом. Однако КЭЧ свои обязанности не исполняла. Поскольку спорный дом находился в управлении Минобороны РФ в лице Ульяновской КЭЧ, т.е. относился к ведомственному жилищному фонду, поэтому не подлежал передаче в муниципальную собственность.

Суд не принял во внимание то обстоятельство, что в соответствии с действующим законодательством расходы по проведению капитального ремонта общего имущества дома должны нести все собственники помещений дома, в том числе и истец.

В возражении на кассационную жалобу С*** В.А. указывает на законность и обоснованность решения.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, выслушав пояснения представителя мэрии г. Ульяновска Р*** Ж.А. и С*** В.А., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Судебная коллегия полагает, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

В соответствии с собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении, суд пришел к объективному выводу об  обоснованности заявленных по делу исковых требований.

Исследованными по делу доказательствами установлено, что истец  является собственником квартиры *** дома *** по ул. Р*** г. Ульяновска,  производят полностью оплату за коммунальные услуги, а также ремонт и содержание мест общего пользования своего дома.

Дом *** по ул. Р*** г. Ульяновска представляет собой пятиэтажный 4-х подъездный,  56-ти квартирный жилой дом, 1971 года застройки.

До 2006 года указанный жилой дом находился на балансе Ульяновской КЭЧ.

Постановлением главы г. Ульяновска от 12.07.2006 спорный дом был принят в муниципальную  казну с баланса Ульяновской КЭЧ. Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска 01.10.2006 дом был передан в управление УМУП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Л*** р***».

Также материалами дела установлено, что данный жилой дом находится в ненадлежащем техническом состоянии.

Данное обстоятельство, как и необходимость проведения ремонта дома сторонами не оспаривается.

Согласно акту обследования, составленному 02 декабря 2008 года ОАО «Домоуправляющая компания Л*** р***» жилой дом № *** по ул. Р*** нуждается в проведении капитального ремонта розлива ХВС в подвальном помещении с заменой запорной арматуры к стоякам, в элеваторном узле с заменой запорной арматуры, требуется ревизия и замена вентилей, трубопроводов на ЦО.

Актом также установлено, что дому требуется текущий ремонт: мягкой кровли 1-го подъезда, отмостки и цоколя с дворовой стороны, гидроизоляция козырьков.

Верно оценив установленные по делу фактические обстоятельства, представленные в суд доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанности по проведению капитального и текущего ремонтов дома, в котором проживает истец, должны нести соответственно Мэрия и ОАО «Домоуправляющая компания Л*** р***».

Оснований не соглашаться с вышеприведенными выводами районного суда не имеется.

Доводы, приведенные ответчиком в кассационной жалобе, являются несостоятельными, они не могут повлечь отмену решения суда.

По мнению судебной коллегии, нормы материального права по спорным правоотношениям применены судом правильно.

Приведенное в кассационной жалобе толкование закона судебной коллегией не может быть принято во внимание, поскольку оно является неверным.

Из Постановления Правительства Российской Федерации от 06.10.1999 № 1131 следует, что в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность могут передаваться находящиеся в федеральной собственности объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, в том числе жилищный фонд (социального использования), инженерные сооружения и коммуникации и прочие объекты. Перечни объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, составляются органами субъектов Российской Федерации по управлению имуществом по представлению органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, согласованному с органами местного самоуправления.

Согласно ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности городских округов может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 16 указанного Закона к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 85 названного Федерального закона находящееся в федеральной   собственности   имущество,   предназначенное  для  решения  вопросов местного значения, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.

На основании пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и приложения N 3 к данному Постановлению жилищный фонд подлежит передаче из федеральной в муниципальную собственность.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.95 № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», принятого с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию указанных объектов, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации, передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 № 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности».

В соответствии с пунктом 5 названного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в государственную (муниципальную) собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.

Согласно абзацу 6 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на федеральные органы исполнительной власти возлагается обязанность передать, а на органы местного самоуправления соответственно принять федеральное имущество на основании решений Правительства Российской Федерации в трехнедельный срок после принятия решения, но не позднее 30 ноября 2005 года.

В силу пункта 5 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 № 235, органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи по утвержденной Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации форме.

Из смысла и содержания названных норм права следует, что передача и принятие объектов в муниципальную собственность не предусматривает в качестве обязательного элемента таких действий, как возложение на передающую сторону дополнительных обязанностей в виде проведения работ по капитальному ремонту ранее принадлежащего им жилого фонда или финансирования указанных работ.

Как было указано выше, жилой дом № *** по ул. Р*** г. Ульяновска в соответствии с постановлением главы города Ульяновска от 12.07.2006 № *** включен в реестр муниципальной собственности и передан в управление УМУП УК ЖКХ Л*** р*** г. Ульяновска по акту приема-передачи 01.10.2006 года. С 01.06.2007 года указанный жилой дом находится в управлении ОАО «Домоуправляющая компания Л*** р***».

Как следует из материалов дела, дом принят в муниципальную казну без возмещения средств Ульяновской квартирно-эксплуатационной частью на ремонт и содержание дома.

Однако, само по себе данное обстоятельство не освобождает настоящего собственника и управляющую компанию от проведения капитального и текущего ремонта дома.

Приняв в муниципальную собственность спорный дом, Мэрия г. Ульяновска как собственник жилого дома с его коммуникациями и на основании ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ей имущества.

Согласно ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс РФ, в ст. 158 которого предусматривается, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Из содержания названных норм следует, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных и текущих ремонтов мест общего пользования возлагается на собственников жилых помещений, в том числе на граждан приватизировавших жилье.

Таких обстоятельств по делу не установлено.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 05.01.89 г. № 8, утверждающий Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда и Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, которым утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, определены условия и порядок технического обслуживание зданий, порядок производства капитального и текущего ремонта, а также производства работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

Всей совокупностью проверенных по делу доказательств, в том числе и указанными выше актами обследования названного жилого дома № *** по ул. Р***, определен необходимый объем ремонтных работ, в том числе капитальных и текущих работ.

Необходимые капитальные работы по дому не производились, как до передачи дома в муниципальную собственность, так и в последующий период.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Доводы представителя Мэрии г. Ульяновска о том, что расходы на текущий и капитальный ремонт мест общего пользования должны нести собственники жилых помещений, как и довод о необходимости возложения всей полноты ответственности по спорным правоотношениям на бывшего собственника дома – Ульяновскую КЭЧ, были предметом судебного разбирательства. Данным доводам дана надлежащая правовая оценка.

Довод жалобы в той части, что у истца отсутствовали полномочия заявлять иск о проведении ремонта мест общего пользования дома поскольку он не имел полномочий представлять интересы других сособственников дома, не привлеченных к рассмотрению дела, судебная коллегия находит противоречащими требованиям приведенных выше норм права, а также требованиям ст. ст. 45, 46 Конституции РФ, гарантирующих государственную и судебную защиту прав и свобод человека, а также закрепляющих право граждан защищать свои права и интересы всеми способами, не запрещенными законом.

Судебная коллегия отмечает, что истцом избран допустимый законом способ защиты своих прав. Отсутствие решения общего собрания жильцов (сособственников) названного дома по вопросам обращения в суд с иском о проведении капитального ремонта мест общего пользования, как и отсутствие доверенности других жильцов дома не может служить препятствием к судебному разбирательству.

Другие доводы, приведенные в жалобе, также выводов суда не опровергают, поэтому они не могут повлечь отмену решения суда.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 декабря 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Мэрии города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

Судьи: