Печать
Закрыть окно
Судебный акт
По делу по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ
Документ от 23.01.2025, опубликован на сайте 13.02.2025 под номером 117112, Админ. 1 пересмотр, ст.19.5 ч.1 КоАП РФ, Оставлено без изменения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Федосеева Н.Н.                                   Дело № 12-6/2025 (№12-227/2024)

73RS0001-01-2024-003400-80

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           23 января 2025 года

 

Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе начальника департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области Земскова Владимира Викторовича на постановление судьи Ленинского районного суда  г.Ульяновска от 22 ноября 2024 года (дело №5-441/2024),

 

установил:

 

постановлением судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22.11.2024 начальнику департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области (далее - начальник департамента) Земскову В.В. было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 100 рублей по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

В вину начальнику департамента Земскову В.В. было вменено частичное неисполнение предписания №*** от 06.10.2023, выданного старшим инспектором отделения надзорных мероприятий в области ГО, ЗНТЧС УНДиПР ГУ МЧС России по Ульяновской области, об устранении нарушений реализации полномочий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в срок, до 01.03.2024, а именно не устранены следующие нарушения: не в полном объеме выполнены мероприятия по созданию (в части восполнения) резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, не принят нормативный правовой акт в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, определяющий порядок восполнения использованных средств резерва финансовых ресурсов Ульяновской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций (п.п.«а» ч.1 ст.11, абз.2 ст.25 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ); не обеспечено своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения (п.п.«р» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ); региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях поддерживается в постоянной готовности не в полном объеме, а именно резерв технических средств оповещения региональной системы оповещения (региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Ульяновской области о чрезвычайных ситуациях) не создан (п.п.«п» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ, п.10, абз.2 п.26, п.30 Положения о системах оповещения населения, утвержденное приказом МЧС от 31.07.2020 №578).

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, начальник департамента Земсков В.В. не соглашается с постановлением судьи районного суда, полагает его подлежащим отмене.

В обоснование жалобы указывает на то, что при рассмотрении дела не были исследованы все обстоятельства дела.

Указывает, что на момент выдачи предписания от 06.10.2023 №*** он находился в отпуске с 27.09.2023 по 13.10.2023, министром Ульяновской области поручений ему не давалось. Считает, что он не является субъектом вмененного деяния.

Ссылается на то, что несмотря на оплату штрафа, протокол об административном правонарушении является незаконным.

Указывает, что порядок создания резервных фондов исполнительных органов государственной власти устанавливается бюджетным законодательством. Средства указанных резервных фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

На территории Ульяновской области действует Закон Ульяновской области от 08.12.2022 №119-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», который определяет размер резервного фонда Правительства Ульяновской области.

Порядок использования бюджетных ассигнований данного резервного фонда определяется Правительством Ульяновской области, а бюджетные полномочия осуществляет Министерство финансов Ульяновской области.

Полагает, что суд ошибочно истолковал пункт 5.2 его должностного регламента, усмотрев связь его служебных обязанностей с полномочиями Министерства финансов Ульяновской области.

Ссылается на то, что с целью приведения региональных нормативно-правовых актов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.05.2023 №769 утверждена «дорожная карта» по созданию и поддержанию в постоянной готовности к использованию системы оповещения населения, утверждены изменения в государственные программы в области системы оповещения населения Ульяновской области, а также согласован проект постановления «О системах оповещения населения на территории Ульяновской области». В настоящее время завершается процедура конкурсного отбора по предоставлению проектно-технической документации на реконструкцию систем оповещения населения с элементами КСЭОН. При этом оплата указанной проектно-технической документации относится к расходному обязательству Правительства Ульяновской области и не входит в его обязанности.

Указывает, что определены номенклатура и объем резерва технических средств оповещения и связи. В связи с отсутствием финансирования им направлен запрос в Министерство финансов Ульяновской области, выделение финансовых средств планируется по итогам исполнения областного бюджета за 2024 год.

Подробно позиция начальника департамента Земскова В.В. изложена в жалобе и поддержана им в судебном заседании.

Также в судебном заседании начальник департамента Земсков В.В. пояснил, что штраф был оплачен по аналогичному делу, рассмотренному в отношении юридического лица, им лично штраф не оплачивался.

Изучив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме полагаю, что вмененное начальнику департамента Земскову В.В. деяние верно квалифицировано по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, устанавливающей  административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Вина начальника департамента Земскова В.В. в совершении вмененного деяния подтверждается исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в постановлении доказательствами, которые оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Оспариваемое постановление является законным, вынесенным с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности при наличии законных оснований, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Вопреки доводам жалобы все обстоятельства дела с достаточной полнотой учтены и исследованы судьей районного суда.

Доводы жалобы о том, что начальник департамент Земсков В.В. не является субъектом данного административного правонарушения исследовались судьей районного суда и были мотивированно отклонены.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной статье, под должностным лицом в следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в том числе, в государственных органах.

Субъектами административной ответственности, установленной ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, являются граждане, должностные и юридические лица.

Из анализа указанных норм следует, что к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ может быть привлечено как юридическое лицо, так и должностное лицо, в том числе и в случае, когда предписание выдано только на имя юридического лица.

Согласно ч.3 ст.2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи.

Таким образом, в случае невыполнения юридическим лицом как хозяйствующим субъектом возложенной на него обязанности административная ответственность может быть возложена на конкретное должностное лицо, в непосредственные должностные обязанности которого входит выполнение соответствующих организационных или хозяйственных действий от имени и в интересах юридического лица.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.10.2024 №16-6520/2024.

Из материалов дела следует, что предписание №*** от 06.10.2023 было выдано в адрес Правительства Ульяновской области об устранении нарушений реализации полномочий (требований) в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (л.д.13-14).

Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон №68-ФЗ) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно п.1.3 должностного регламента начальника департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области вид профессиональной деятельности данной должности включает, помимо прочего, реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и техногенного характера, региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и техногенного характера, при этом начальник департамента подчиняется начальнику управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области (т.1 л.д.50-57).

Согласно п.3.1 должностного регламента к должностным обязанностям начальника департамента относятся, в том числе обязанность координировать деятельность исполнительных органов Ульяновской области, органов местного самоуправления Ульяновской области, организаций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах; принимать участие в разработке и принятии нормативных правовых актов Ульяновской области, связанных с осуществлением полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также при организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, начальник департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области является должностным лицом, к обязанностям которого относится, в том числе реализация полномочий, предусмотренных Федеральным законом от №68-ФЗ.

Судья районного суда, рассматривая дело, пришел к обоснованным выводам о том, что предписание №*** от 06.10.2023 является законным, а также о том, что в силу своих должностных обязанностей начальник департамента Земсков В.В. является лицом, ответственным за выполнение требований предписания, и, соответственно надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Из имеющейся в деле копии объяснений Земскова В.В. от 03.05.2024 следует, что он является должностным лицом Правительства, после издания предписания №*** от 06.10.2023 ему было поручено его исполнение (т.1 л.д.47).

При данных обстоятельствах деяние, вмененное начальнику департамента Земскову В.В., обоснованно было квалифицировано по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что в момент выдачи предписания №*** от 06.10.2023 начальник департамента Земсков В.В. находился в отпуске с 27.09.2023 по 13.10.2023 основанием для освобождения от административной ответственности не являются, поскольку указанное предписание должно было быть исполнено в срок до 01.03.2024.

Доводы жалобы об определении размера резервного фонда Правительства Ульяновской области и порядке его использования основанием для освобождения от административной ответственности служить не могут, поскольку предписание №*** от 06.10.2023 незаконным не признано и не отменено, и является обязательным для исполнения. При этом в материалы дела не представлено доказательств фактического совершения всех необходимых действий, направленных на исполнение указанного предписания в установленный срок, а также наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность выполнения указанного предписания.

Иные доводы жалобы не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного постановления.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей районного суда норм КоАП РФ и требований законодательства, подлежащих применению, не свидетельствует о допущении существенных нарушений закона и предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Руководствуясь ст.ст.30.1–30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление судьи Ленинского районного суда  г.Ульяновска от 22 ноября 2024 года по делу по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, вынесенное в отношении начальника департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области Земскова Владимира Викторовича оставить без изменения, жалобу начальника департамента по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по обеспечению контрольной (надзорной) деятельности и профилактической работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления по вопросам общественной безопасности администрации Губернатора Ульяновской области Земскова Владимира Викторовича – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                           Логинов Д.А.