Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании транспортного налога и пени
Документ от 21.01.2025, опубликован на сайте 10.02.2025 под номером 117005, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций (транспорный налог, пени), РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-003732-54

Судья Кузнецова О.В.                                        Дело № 33а-201/2025 (33а-6059/2024)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        21 января 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Еременко Николая Олеговича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 23 июля 2024 года по делу №2а-2944/2024, которым постановлено:

административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области удовлетворить частично.

Взыскать с Еременко Николая Олеговича ИНН ***, дата рождения ***, место рождения – ***, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по налогам и пени в сумме 35 442,70 руб., в том числе: недоимку по транспортному налогу за 2021 год в размере 32 580 руб., пени в размере 2862,70 руб.

В удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в остальной части отказать.

Взыскать с Еременко Николая Олеговича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1263,28 руб.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

УФНС России по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском о взыскании с Еременко Н.О. задолженности по транспортному налогу и пеней.

В обоснование требований налоговый орган указал, что административный ответчик состоит на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области. Транспортный налог за 2017 год взыскан с него судебным приказом № *** от ***, транспортный налог за 2018 год взыскан судебным приказом     № *** от ***, транспортный налог за 2019 год взыскан решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21.07.2021 по делу №***. В связи с несвоевременной уплатой налогов начислены пени за 2017-2019 г.г. в сумме 15 064,93 руб.

Также у Еременко Н.О. имеется недоимка по транспортному налогу за 2021 год в размере 32 580 руб. и пени в размере 2862,70 руб. Налог за 2021 год начислен в связи с наличием в собственности автомобилей ***, госномер ***, госномер ***, ***, госномер ***.

Судебный приказ №*** от *** о взыскании спорной недоимки отменен определением мирового судьи судебного участка №2 Ленинского судебного района г.Ульяновска от ***. Отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщиком не погашено.

УФНС России по Ульяновской области просило взыскать с Еременко Н.О. недоимку по транспортному налогу за 2021 год в размере 32 580 руб., пени по транспортному налогу за 2021 год в размере 2862,70 руб., пени на недоимку за 2017-2019 г.г. в сумме 15 064,93 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Еременко Н.О. не соглашается с решением суда, просит его изменить в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2021 год в размере 32 580 руб. и пени в сумме 2862,70 руб.

Указывает, что при определении подлежащей взысканию с него суммы задолженности по транспортному налогу за 2021 год суд необоснованно не учел взысканные с него в принудительном порядке 12.01.2024 и 06.02.2024 суммы 19 261,28 руб. и 313,02 руб., что установлено решением МИФНС России по Приволжскому федеральному округу от ***. Полагает, что суд имел возможность подробно исследовать названные обстоятельства и дать надлежащую правовую оценку его возражениям. Считает, что пени за неуплату транспортного налога не подлежат взысканию, поскольку налоговый орган необоснованно производил учет сумм, оплаченных им в рамках исполнительного производства, за иные налоговые периоды. Нецелевой учет налоговым органом внесенных платежей лишал его возможности добровольно исполнитель обязанность по уплате транспортного налога за 2021 год.

В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от УФНС России по Ульяновской области поступило заявление об отказе от административного иска в части требований о взыскании с Еременко Н.О. транспортного налога за 2021 год в сумме 19 574,91 руб. и пени на недоимку по налогу за 2021 год в сумме 1370,37 руб. в связи с актуализацией задолженности и приведением в соответствие ЕНС. В остальной части административный иск поддерживает.

Данное заявление приобщено к материалам дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность принятого по делу решения по правилам ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

Согласно положениям ч.1 ст.304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец после принятия апелляционной жалобы вправе отказаться от административного иска, подав в суд заявление в письменной форме.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска определяются по правилам, установленным ст.157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (ч.2 ст.304 КАС РФ).

Принимая во внимание, что отказ от административного иска в части заявлен УФНС России по Ульяновской области в письменной форме, является добровольным, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, последствия отказа от иска заявителю понятны, судебная коллегия считает возможным принять отказ административного истца от иска в части требований о взыскании с Еременко Н.О. транспортного налога за 2021 год в сумме 19 574,91 руб. и пени на недоимку за 2021 год в сумме 1370,37 руб.

Принятие судом отказа от административного иска служит основанием для отмены решения суда в данной части и прекращения производства по делу.

Относительно решения суда в остальной части судебная коллегия приходит к выводу о его законности и обоснованности в связи со следующим.

В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока (п.1 ст.45 НК РФ).

В силу ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете (далее - ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа (далее - ЕНП).

Данная статья введена в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 14.07.2022 №263-ФЗ. Согласно пункту 1 указанной статьи единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктами 4, 5 указанной статьи предусмотрено, что единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе, среди прочего, налоговых уведомлений - со дня наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога (подпункт 6).

В соответствии с подп.1 п.1 ст.4 Федерального закона от 14.07.2022     № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 01.01.2023 с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом согласно п.2 ст.4 названного Федерального закона в целях п.1 ч.1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31.12.2022 истек срок их взыскания.

В силу п.10. ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» денежные средства, поступившие после 01.01.2023 в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со ст.45 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона).

Положениями подп. 1 п.3 ст.44, подп.1 п.7 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п.13 ст.45 НК РФ, со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ.

В связи с неуплатой в установленные сроки налогов, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику подлежат начислению пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде: недоимка (руб.) * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % = пени (руб.).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 000 руб.

Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена (п.4 ст.48 НК РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Еременко Н.О., *** года рождения, состоит на учете в УФНС России по Ульяновской области, является плательщиком транспортного налога.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с административного ответчика пени на недоимку по транспортному налогу за 2017-2019 годы в сумме 15 064,93 руб. Отказ суда основан на исследованных доказательствах. Установлено, что недоимка по налогу за указанные налоговые периоды была просужена, являлась предметом исполнения. Исполнительные производства о взыскании недоимки за 2017, 2018 и 2019 годы были окончены исполнением в октябре и декабре 2021 года, требований об уплате пени на данную недоимку с декабря 2019 (за 2018 год) и с июня 2020 года (за 2017 и 2019 годы) налоговым органом административному ответчику не предъявлялось.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на надлежащей оценке представленных в дело доказательств и верном применении норм права.

Решение суда в данной части административным истцом не оспаривается.

Транспортный налог за 2021 год начислен Еременко Н.О. в налоговом уведомлении №*** от *** в сумме 32 580 руб. на принадлежащие ему транспортные средства ***, госномер ***, ***, госномер ***, ***, госномер *** (л.д. 8).

В связи с неуплатой в установленный законом срок данного налога административному истцу было выставлено требование от *** №***, в которое включена данная задолженность и пени на неё за период с 02.12.2022 по 09.10.2023 в сумме 2862,70 руб.

Уведомление и требование направлены в установленном порядке в личный кабинет налогоплательщика и получены последним (л.д. 9, 11)..

К мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа и после отмены судебного приказа в суд с настоящим иском налоговый орган обратился в сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как установлено выше, налоговый орган отказался в суде апелляционной инстанции от исковых требований в части взыскания с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2021 год в размере 19 574,91 руб. и пени на недоимку по транспортному налогу за 2021 год в сумме 1370,37 руб. Данный отказ от иска судебной коллегией принят.

Оставшаяся задолженность по транспортному налогу за 2021 год в размере 13 005,09 руб. и пени в сумме 1492,33 руб. подлежат взысканию с административного ответчика в бюджет.

Решение суда в данной части Еременко Н.О. не оспаривает, доказательств погашения данной задолженности в суд не представлено.

Поскольку в связи с отказом административного истца от иска в части сумма удовлетворенного иска уменьшилась до 14 497,42 руб., размер взысканной с Еременко Н.О. государственной пошлины подлежит уменьшению до 580 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 304, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

принять отказ Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от административного иска к Еременко Николаю Олеговичу в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2021 год в размере 19 574,91 руб. и пени в размере 1370,37 руб.

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 23 июля 2024 года в данной части отменить, производство по делу в данной части прекратить.

Уменьшить размер взысканной с Еременко Николая Олеговича государственной пошлины в доход местного бюджета до 580 руб.

В остальной части решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 23 июля 2024 года оставить без изменения.

Изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции.

Аадминистративный иск Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области удовлетворить частично.

Взыскать с Еременко Николая Олеговича, *** года рождения, ИНН ***, проживающего по адресу: ***, недоимку по транспортному налогу за 2021 год в размере 13 005,09 руб., недоимку по пени на задолженность по транспортному налогу за 2021 год за период с 02.12.2022 по 09.10.2023 в размере 1492,33 руб., всего - 14 479,42 руб.

В удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области в остальной части отказать.

Взыскать с Еременко Николая Олеговича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 580 руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.02.2025.