Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании бездействия незаконным
Документ от 17.01.2025, опубликован на сайте 04.02.2025 под номером 116942, 2-я гражданская, об устранении нарушений требований федерального законодательства в сферах градостроительства и предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-01-2024-000820-49                                                                                                                                                                                                                                                              

Судья Сафиуллова М.В.                                           дело № 33а-163/2025 (33а-6011/2024)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.  Ульяновск                                                                                            17 января 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Васильевой Е.В.,

при ведении протокола помощником Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии  Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 30 августа 2024 года по делу № 2а-614/2024, которым постановлено:

административные исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, Министерству природных ресурсов и экологии  Ульяновской области о признании бездействия незаконным, устранении нарушений требований федерального законодательства в сферах градостроительства и предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области по утверждению зон затопления и подтопления на территории ***.

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области совместно с Министерством природных ресурсов и экологии  Ульяновской области территориально определить зоны затопления и подтопления на территории              *** с последующим направлением сведений в Федеральное агентство водных ресурсов.

В удовлетворении  административных исковых требований прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц о возложении  на муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области обязанности разработать проект водоотвода, исключающий застой воды на твердом дорожном покрытии и обочинах ***, обязать разработать проект водоотведения поверхностных, ливневых, сточных и грунтовых вод на территории ***, выполнить работы по организации системы водоотведения поверхностных, ливневых, сточных и грунтовых вод на территории *** отказать.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., пояснения представителей администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области Немова Л.А., Аристовой И.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы,   прокуроров Михайловой  Т.В., Леонтьева А.И., полагавших  решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к   администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным, устранении нарушений в сферах градостроительства и предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В обоснование иска указал, что прокурорской проверкой установлено, что на территории *** расположено ***, занимающие площадь более 40 га каждое. Данные водные объекты постановлением  Ульяновского   облисполкома  от *** года № *** утверждены  памятниками  природы. Там же расположены аналогичные по площадям ***, которые в силу закона являются собственностью Российской Федерации.

При этом должностные лица администрации района не инициировали перед собственником водного объекта задачи по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов на территорию ***.

В ходе рассмотрения обращения жителей дома № *** достоверно установлено негативное влияние водных объектов на территорию населенного пункта и не ограниченную вышеуказанной улицей, которое в определенные периоды приводит к возникновению чрезвычайных ситуаций на данной территории.

Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации района возложенных на них обязанностей в рассматриваемой сфере, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.

*** года главе администрации внесено представление об устранении нарушений закона в указанной сфере, однако фактически административным ответчиком нарушения не устранены, зоны затопления и подтопления не определены, водоотведение твердого дорожного покрытия по *** для отведения грунтовых и поверхностных вод не обустроено.

Просит признать незаконным бездействие должностных лиц администрации «Чердаклинский район» Ульяновской области по утверждению зон затопления и подтопления; обязать административного ответчика территориально определить зоны затопления и подтопления с последующим направлением сведений в Федеральное агентство водных ресурсов; обязать  разработать   проект водоотвода, исключающий застой воды на твердом дорожном покрытии и обочинах, разработать проект водоотведения поверхностных, ливневых, сточных и грунтовых вод, выполнить работы по организации системы водоотведения поверхностных, ливневых, сточных и грунтовых вод на территории ***.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство природных ресурсов и экологии  Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены МКУ «Агентство по комплексному развитию сельских территорий» Чердаклинского района Ульяновской области, Управление Росреестра по Ульяновской области, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, отдел водных ресурсов по Ульяновской области  Нижне-волжского бассейнового водного управления, Федеральное агентство водных ресурсов, Правительство Ульяновской области, МКУ «Благоустройство и обслуживания населения» Чердаклинского городского поселения.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии  Ульяновской области не соглашается с решением суда в части возложения на администрацию МО «Чердаклинский район» Ульяновской области совместно с Министерством природных ресурсов и экологии  Ульяновской области территориально определить зоны затопления и подтопления на территории               *** с последующим направлением сведений в Федеральное агентство водных ресурсов.

В обоснование жалобы указывают о том, что в силу действующего законодательства обязанность по организации водоотведения в пределах городского округа относится к числу вопросов местного значения. В первую очередь необходимо в населенном пункте выполнить достаточные работы по установлению инженерной защиты от подтопления грунтовыми водами, организации центрального водоотведения во избежание негативного  воздействия вод.

В отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты, устанавливаются зоны затопления и подтопления. Вместе с тем, в административном иске указано о необходимости организации системы водоотведения, исключающей негативное воздействие грунтовых вод, что исключает проведение работ по установлению зон затопления и подтопления. Если будут установлены зоны затопления и подтопления, а затем простроены системы водоотведения, то будет необходимым снятие установленных зон затопления и подтопления, что повлечет существенные бюджетные расходы.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Согласно части   4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения   прокурором анализа исполнения законодательства, регламентирующего предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, в части определения границ зон затопления и подтопления было установлено, что на территории *** расположены ***,  а также ***.

*** являются собственностью Российской Федерации (л.д. 13).

В ходе рассмотрения обращения жителей дома  № *** установлено негативное влияние указанных водных объектов на территорию населенного пункта, неограниченную вышеуказанной улицей, которое в определенные периоды приводит к возникновению чрезвычайных ситуаций на данной территории, в связи с чем в адрес  главы администрации  района внесено  прокурором представление об устранении нарушений закона (л.д. 12, 17-22).

Принятие администрацией муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области необходимых  мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов на территорию *** не нашло своего подтверждения, в том числе отсутствуют подтверждения того, что ее должностные лица до  внесения представления прокурором инициировали перед собственником водного объекта задачи по осуществлению указанных мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов на указанную территорию.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что административными  ответчиками в нарушение установленных требований  не определены зоны затопления и подтопления на территории  ***, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска прокурора о возложении  обязанности на администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области совместно с Министерством природных ресурсов и экологии  Ульяновской области территориально определить указанные зоны с последующим направлением сведений в Федеральное агентство водных ресурсов.

Суд апелляционной инстанции указанные выводы  считает верными, основанными на правильном применении норм материального права.

Частью 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются в отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты, указанными в части 4 настоящей статьи, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита (часть  4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1 и 17 статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации. осуществление мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации, обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей.

В силу пункта  23 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года           № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 года № 360 «О зонах затопления, подтопления» утверждено Положение о зонах затопления, подтопления.

Согласно пункту 2 названного Положения зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются в отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты, указанными в части 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 названного Положения предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются, прекращают свое существование решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений исполнительного органа субъекта Российской Федерации об установлении границ зон затопления и при необходимости границ зон подтопления или о прекращении существования зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных точек границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 5 Положения).

Предложений и сведения о границах зон затопления, подтопления перед направлением в Федеральное агентство водных ресурсов подлежит согласованию, в том числе, с органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и муниципальных округов, применительно к территориям в отношении которых устанавливаются зоны затопления, подтопления (пункт 6 Положения).

Таким образом, вопреки доводам жалобы,  Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области как орган исполнительной власти Ульяновской области, обеспечивающий осуществление государственной политики Ульяновской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды, использования и охраны водных объектов, как и  орган местного самоуправления, является исполнителем по подготовке соответствующих предложений.

Как верно указал суд первой инстанции, положения пункта 3 постановления Правительства РФ от 18 апреля 2014 года № 360 «О зонах затопления, подтопления» предписывает определение зон затопления, подтопления исключительно на основании предложений органа исполнительной власти субъектов, в обязанность которого входит их соответствующая подготовка с соблюдением Требований к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления, предусмотренным приложением к Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 360.

Довод жалобы о том, что перечень населенных пунктов Ульяновской области, подверженных рискам  подтопления (затопления) утвержден распоряжением Правительства Ульяновской области от 10 сентября 2012 года № 593-пр, и Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области был реализован в полном объеме план-график определения зон затопления, не освобождает  указанный орган  исполнительной власти субъекта  от возложенной на него обязанности по внесению предложений  об установлении границ  новых зон затопления (подтопления).

Из представленного в судебную коллегию решения Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 11 июля 2014 года по делу № *** по иску  *** к МУ администрации  МО «Чердаклинский район»    МКУ «Благоустройство и обслуживание населения» о возложении обязанности выполнить работы  по водоотведению паводковых и грунтовых вод, следует установленным  тот факт, что в период осенних паводковых вод и дождливых условий уровень воды поднимается, в результате чего происходит частичное подтопление домовладения № ***.

Затопление (подтопление)  территории  указанного населенного пункта  грунтовыми, талыми, ливневыми, сточными водами подтверждается  и обращениями жильцов  ***. Согласно письму администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от           15 января  2025 года единой диспетчерской службой муниципального образования «Чердаклинский район» за 2022-2024 годы поступило 32  таких сообщения.

Вместе с тем,  необходимых мер по  определению зон затопления, подтопления административными  ответчиками  не было принято.

Возложение на администрацию муниципального  района «Чердаклинский район» обязанности разработать проект водоотвода, исключающий застой воды на твердом дорожном покрытии и обочинах, проект водоотведения поверхностных, ливневых, сточных и грунтовых вод, выполнить работы по организации системы водоотведения поверхностных, ливневых, сточных и грунтовых вод на территории *** до определения  границ зон затопления, подтопления  суд первой инстанции счет преждевременным, что не противоречит  положениям  приведенного выше законодательства, а также   части 3 статьи  31 Водного кодекса Российской Федерации, предусматривающей  создание Государственного водного реестра в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Вопреки доводам жалобы,  обжалуемое решение суда содержит достаточные, мотивированные выводы по доводам сторон, с которыми судебная коллегия не согласиться оснований не усматривает.

Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 30 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии  Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 января 2025 года.