УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Сайгин Н.В. Дело
№ 7-44/2025
73RS0002-01-2024-006994-12
Р Е Ш Е Н И Е
город Ульяновск
30
января 2025 года
Судья Ульяновского
областного суда Полуэктова С.К.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города
Ульяновска Болониной Ольги Александровны на постановление начальника отделения
– старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов
по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 17 октября 2024 года и решение судьи Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 12 декабря 2024 года, вынесенные по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
администрации города Ульяновска (дело № 12-885/2024),
установил:
постановлением
начальника отделения – старшего судебного пристава специализированного
отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального
Управления Федеральной службы судебных приставов России № *** от 17 октября
2024 года администрация города Ульяновска признана виновной в совершении
административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута
административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000
рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 12 декабря 2024 года
указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации города
Ульяновска Болонина О.А. не соглашается с вынесенными постановлением и решением
суда, полагает их подлежащими отмене, производство по делу прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что администрация города Ульяновска не устраняется от исполнения
решения суда, исполнить которое в полном объеме без соблюдения всех процедур,
предписанных нормами действующего законодательства, не представляется
возможным.
Просит учесть, что постановление
о назначении нового срока для исполнения исполнительного документа вынесено в апреле
2024 года, то есть когда уже были определены расходы бюджета на 2024 год, в
связи с чем администрация города Ульяновска полагает, что вывод об умышленном
непринятии мер к исполнению требований исполнительного документа является
преждевременным.
Ссылается на
правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также положения
Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Отмечает, что из-за
отсутствия финансовых средств исполнить вышеуказанное решение суда в сроки,
установленные судебным приставом-исполнителем, не представляется возможным, в
связи с чем считает, что имеются основания для прекращения производства по
основаниям указанным в части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Обращает внимание на
частичное исполнение решения суда путем включения в реестр муниципальной
собственности второстепенного проезда от дома 8 до дома 44 по ул. Пшеничная с.
Кротовка г. Ульяновска.
Содержание сетей наружного
освещения города Ульяновска осуществляется силами МБУ «Горсвет» в рамках утвержденного муниципального задания
в пределах выделенного финансирования.
Согласно письму МБУ
«Горсвет» ориентировочная стоимость работ по возведению сети наружного
освещения по улице Полевой в селе Кротовка города Ульяновска составляет 1 876
000 рублей. Работы планируется провести в дорожно-строительный сезон 2025 года.
Содержание сетей
улично-дорожных сетей города Ульяновска осуществляется силами МБУ «Дорремстрой»
в рамках утвержденного муниципального задания в пределах выделенного
финансирования с учетом категории дорог.
Ориентировочная
стоимость работ по обустройству тротуара и дорожного покрытия на указанном
участке дороги составляет 15 340 000 рублей. Работы будут выполнены при
выделении дополнительного финансирования.
Одномоментное
проведение ремонтных работ на улично-дорожной сети муниципального образования
«город Ульяновск» невозможно.
Администрация города
Ульяновска обращалась за выделением финансирования к губернатору Ульяновской
области и председателю Ульяновской Городской Думы, однако в выделении денежных
средств было отказано.
На исполнение
судебных решений и исполнительных производств необходимо бюджетных ассигнований
на общую сумму более 5 миллиардов рублей.
Решением Ульяновской
Городской Думы от 6 декабря 2023 года №187 «Об утверждении бюджета
муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год и плановый период
2025-2026 годов» утвержден бюджет муниципального образования «город Ульяновск»,
который является дефицитным.
Отмечает, что
администрация города Ульяновска не вправе производить перераспределение
финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение.
Полагает, что в деянии
администрации города Ульяновска отсутствует состав административного
правонарушения и правовые основания для привлечения к административной
ответственности.
Подробно позиция
защитника администрации города Ульяновска Болониной О.А. изложена в
жалобе.
В судебное заседание
участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте
рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их
отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела
в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях в полном объеме, прихожу к выводу о том, что
деяние администрации города Ульяновска правильно квалифицировано по части 2
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
предусматривающей ответственность за неисполнение должником содержащихся в
исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь
установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного
штрафа.
Из материалов дела
усматривается, что вступившим в законную силу 17 марта 2022 года решением
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 2 февраля 2022 года на
администрацию города Ульяновска возложена обязанность включить
второстепенный проезд от дома 8 до дома
44 по ул. Пшеничная с. Кротовка г. Ульяновска в реестр муниципальной
собственности и оборудовать его в соответствии с ГОСТ Р50597-2017, ГОСТ
52766-2007, дорожным покрытием, тротуаром и стационарным электрическим
освещением (л.д. 10).
14 декабря 2022 года
возбуждено исполнительное производство № *** (в настоящее время № ***)
и должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения
исполнительного документа (л.д. 11).
В установленный для
добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.
9 января 2023 года в
отношении администрации города Ульяновска в рамках исполнительного производства
вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 12).
Постановлением врио
начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых
исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов
России по Ульяновской области от 10 октября 2023 года
администрация города Ульяновска привлечена к ответственности за совершение
административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное
постановление вступило в законную силу 8 февраля 2024 года (л.д. 16-17, 19-21).
Штраф оплачен в полном объеме 10 апреля 2024 года (л.д. 18).
1 апреля 2024 года
судебным приставом-исполнителем специализированного отделения судебных приставов
по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России вынесено постановление о назначении нового срока
исполнения судебного решения до 13 сентября 2024 года (л.д. 23).
16 сентября 2024
года составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что
указанное требование судебного пристава об исполнении судебного решения в срок
до 13 сентября 2024 года администрацией города Ульяновска исполнено в части, а
именно, второстепенный проезд от дома 8
до дома 44 по ул. Пшеничная с. Кротовка г. Ульяновска включен в реестр
муниципальной собственности, в остальной части решение суда не исполнено (л.д. 24).
По факту
неисполнения требований исполнительного документа 3 октября 2024 года
судебным приставом-исполнителем специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России в отношении администрации города
Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении,
предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (л.д. 27).
Как указано выше,
постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 17 октября 2024 года администрация города Ульяновска привлечена к
административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях с назначением административного
наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 12 декабря 2024 года
указанное постановление оставлено без изменения.
С учетом непринятия
должником необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда, судья
районного суда пришел к правильному выводу о том, что администрация города
Ульяновска обоснованно привлечена к административной ответственности по части 2
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
за то, что, являясь должником, не исполнила содержащиеся в исполнительном
документе требования неимущественного характера в срок до 13 сентября 2024
года, после наложения административного штрафа.
Вина юридического
лица в совершении вменяемого правонарушения подтверждается собранными по делу
доказательствами, которым судьей районного суда дана надлежащая оценка в
соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
При рассмотрении
дела все обстоятельства с достаточной полнотой учтены, всем доводам жалобы
судьей дана должная правовая оценка, основанная на установленных по делу
обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального
права.
В ходе настоящего
рассмотрения жалобы правильность указанных выводов не опровергнута.
Доказательств
фактического совершения должником действий, направленных на исполнение
содержащихся в исполнительном документе по настоящему делу требований суда в
срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено.
К уважительным
причинам неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок
относятся чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие
непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
выполнения администрацией города Ульяновска решения суда, в материалах дела не
имеется.
Доводы жалобы об
отсутствии финансирования и наличии оснований для применения положений части 4
статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не
влекут освобождение администрации города Ульяновска от административной
ответственности, поскольку администрация города Ульяновска является участником
бюджетного процесса, обладает необходимыми организационно-властными
полномочиями и не была лишена возможности принять все необходимые и достаточные
меры к исполнению решения суда в установленные сроки.
Вопреки доводам
жалобы должником по рассматриваемому исполнительному производству является
именно администрация города Ульяновска, в обязанности которой, исходя из
положений законодательства об исполнительном производстве, входит исполнение
решения суда, указанного судебным приставом в соответствующем требовании.
Доводы о том, что в
постановлении не указано какие конкретно действия могли быть приняты
администрацией города Ульяновска для исполнения решения суда, не основаны на
законе, поскольку администрация города Ульяновска, в случае неясности решения
суда, не была лишена возможности на обращение в суд за его разъяснением, однако
данным правом не воспользовалась.
Ссылки на частичное исполнение судебного
решения в части включения в реестр муниципальной собственности второстепенного проезда от дома 8 до дома 44 по ул. Пшеничная
с. Кротовка г. Ульяновска, не опровергают выводов предыдущих инстанций о
наличии в деянии администрации города Ульяновска вмененного правонарушения.
Обстоятельств, объективно препятствующих
исполнению должником содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в части оборудования второстепенного проезда от дома 8 до дома 44 по ул. Пшеничная
с. Кротовка г. Ульяновска в соответствии с ГОСТ Р50597-2017, ГОСТ 52766-2007,
дорожным покрытием, тротуаром и стационарным электрическим освещением, в срок,
установленный судебным приставом-исполнителем, при рассмотрении настоящего дела
не установлено. Материалы дела не содержат каких-либо доказательств принятия
должником по исполнительному производству своевременных, необходимых и
достаточных мер к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в полном объеме в установленный судебным
приставом-исполнителем срок.
Иные доводы жалобы
не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену
состоявшегося по делу судебного решения.
При назначении
наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях соблюдены, наказание назначено в соответствии
с санкцией части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях в минимальном размере.
Вместе с тем имеются
основания для изменения указанных выше актов.
В
описательно-мотивировочной части постановления начальника отделения – старшего
судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 17 октября 2024 года указано, что в отношении
администрации города Ульяновска составлен протокол об административном
правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях. При этом в данном абзаце
ошибочно указано, что протокол об административном правонарушении составлен за
неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения исполнительского сбора (абзац 2 страницы
1 постановления, л.д. 30).
Описанная диспозиция
части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях не имеет отношения к настоящему делу, поскольку администрация
города Ульяновска привлечена к административной ответственности по части 2
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного
характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после
наложения административного штрафа.
В связи с изложенным
из описательно-мотивировочной части постановления начальника отделения –
старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 17 октября 2024 года подлежит исключению указание
на то, что в отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об
административном правонарушении за неисполнение должником содержащихся в
исполнительном документе требований неимущественного характера в срок,
установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения исполнительского
сбора.
Учитывая, что
решением судьи районного суда постановление должностного лица административного
органа оставлено без изменения, указанное решение вместе с постановлением также
подлежит изменению.
В рассматриваемом
случае указанные изменения отвечают требованиям пункта 2 части 1 статьи 30.7
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не
влекут ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по
делу об административном правонарушении, существа состоявшихся по делу актов не
изменяют, что согласуется с правовой позицией, сформулированной в
постановлении Верховного Суда Российской
Федерации от 2 сентября 2022 года
№58-АД22-3-К9.
Руководствуясь
статьями 30.1 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
судья
решил:
постановление начальника отделения – старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 17 октября 2024 года и решение судьи Засвияжского районного суда
города Ульяновска от 12 декабря 2024 года, вынесенные по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
администрации города Ульяновска, изменить.
Исключить из описательно-мотивировочной части постановления начальника
отделения – старшего судебного пристава специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России от 17 октября 2024 года указание
на то, что в отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об
административном правонарушении за неисполнение должником содержащихся в исполнительном
документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения исполнительского сбора.
В остальной части постановление начальника отделения – старшего
судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 17 октября 2024 года и решение судьи Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 12 декабря 2024 года, вынесенные по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
администрации города Ульяновска, оставить без изменения, жалобу защитника
администрации города Ульяновска Болониной Ольги Александровны – без
удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть
обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья С.К. Полуэктова