Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О включении периода работы в специальный стаж
Документ от 14.01.2025, опубликован на сайте 31.01.2025 под номером 116858, 2-я гражданская, о включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-004612-33

Судья Шабинская Е.А.                                     Дело № 33-289/2025 (33-6164/2024)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               14 января 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гриненко Игоря Викторовича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 августа 2024 года, с учетом определения судьи того же суда от 5 ноября 2024 года об исправлении описок, по гражданскому делу № 2‑3580/2024, по которому постановлено:

в удовлетворении иска Гриненко Игоря Викторовича  к  Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., объяснения истца Гриненко И.В. и его представителя – Мажова В.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

 

Гриненко И.В. обратился в суд с исковым заявлением  к  Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 27.03.2023 он обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 04.08.2023 № *** ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

При этом в специальный стаж не был включен период его работы с 15.08.1994 по 14.03.2000 *** в должности ***.

С данным решением он не согласен, поскольку в спорный период он фактически работал в должности ***. Из постановления Госстроя СССР от 03.07.1987 № 131 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций» следует, что иных ***, кроме как *** не имелось.

Согласно архивной справке о переименовании, *** занималась строительными и монтажными работами.

Из приказа № *** о приеме на работу от 15.08.1994 следует, что он был принят на должность ***.

Из приказа № *** о прекращении трудового договора от 15.03.2000 следует, что он был уволен по собственному желанию с должности *** (без каких-либо дополнительных указаний).

Приказом *** № *** от 09.12.1994 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда» утвержден перечень профессий и должностей с льготным пенсионным обеспечением, включенных в Список № 2, в том числе включена должность – ***.

Кроме того, из указанного приказа усматривается, что работники отдела кадров обязаны были сделать выписки из данного приказа и приложить к трудовым книжкам работников, профессии и должности которых включены в перечень.

В его трудовой книжке имеется выписка из указанного приказа, в которой указано: «Льготная профессия Сп. 2».

Также имеется Акт заседания аттестационной комиссии от 05.12.1994, которым подтверждено льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 по должности *** (без каких-либо дополнительных указаний).

В спорный период работы он постоянно в течение полного рабочего дня был занят на строительстве объектов (цехов): ***.

В личной карточке формы № *** отражено, что ему в спорный период предоставлялись отпуска продолжительностью более 24 дней, а именно дополнительные отпуска за работу с тяжелыми условиями труда.

Таким образом, работодателем неправильно внесены сведения о наименовании его должности.

Просил обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить в специальный стаж  период его работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости  в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 15.08.1994 по 14.03.2000  в качестве ***.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Гриненко И.В. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы приводит доводы, в целом аналогичные доводам искового заявления. Указывает, что из приказа № *** о приеме на работу от 15.08.1994 следует, что занимаемая им должность относилась к категории ***, продолжительность его рабочего дня составляла 8 часов.

Отмечает, что при подаче искового заявления в суд он заявил ходатайство об истребовании из Архивного отдела *** документов, касающихся спорных периодов работы на арендном предприятии ***. 15.08.2024 из архивного отдела в суд поступил ответ, в котором указано, что в архивный отдел документы арендного предприятия *** на хранение не поступали, в связи с чем подтвердить факт работы Гриненко И.В. за спорный период не представляется возможным. Вместе с тем, по мнению автора жалобы, *** и должностное лицо *** предоставили суду недостоверные сведения, так как в материалах дела имеются архивные справки (выписки) архивного отдела, касающиеся спорного периода работы, которые были подписаны ***, но не в полном объеме. Просит наложить судебный штраф на должностных лиц архивного отдела *** за невыполнение требования суда о предоставлении доказательств по неуважительным причинам.

Полагает, что суд формально подошел к рассмотрению спора, не выяснил все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, не истребовал и не исследовал необходимые доказательства, дал неправильную оценку имеющимся доказательствам, тем самым грубо нарушил его право на досрочное пенсионное обеспечение.

Обращает внимание, что в решении суда имеются ссылки на статьи Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 01.01.2015. Кроме того, в мотивировочной части решения указано об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости, вместе с тем, указанных требований истцом не заявлялось.

Указывает, что работал постоянно в течение полного рабочего дня, что подтверждается приказом о приеме (продолжительность рабочего дня 8 часов), личной карточкой, в которой не отражена какая-либо информация о простоях или административных отпусках, архивной справкой о заработной плате, из которой усматривается, что за весь спорный период ему начислялась и выплачивалась заработная плата.

Ссылается  на позицию Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенную Журнале «Финансы», 2004, № 11, а также в письме от 03.04.2009 № 25-26/2973, согласно которой, если орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не располагает документами, свидетельствующими о занятости работника на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, неполный рабочий день, переводе его на другую работу, а также одновременное выполнение работы, не дающей такого права, то оснований для отказа в назначении трудовой пенсии по старости досрочно не имеется.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Гриненко Игорь Викторович, *** года рождения, 27.03.2023 обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 72об.-74).

Решениями территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.03.2023 и от 04.08.2023 № *** в назначении такой пенсии Гриненко И.В. отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (л.д. 65-71).

Согласно указанным решениям, на дату обращения специальный стаж Гриненко И.В. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 2 года 10 месяцев 17 дней (при требуемом не менее 12 лет 6 месяцев для назначения пенсии в возрасте 55 лет), страховой стаж составляет 35 лет 6 месяцев 25 дней.

При этом пенсионным органом в специальный стаж истца не включен, в том числе период его работы с 15.08.1994 по 14.03.2000 (5 лет 7 месяцев) в качестве ***.

Не согласившись с решением пенсионного органа и полагая, что оспариваемый период работы подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Гриненко И.В. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции исходя из следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых; назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статьи 30 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Подпунктом «б» пункта 1 данного Постановления установлено, что при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

В Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 в подразделе «б» «Руководители и специалисты» раздела XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» предусмотрена для назначения досрочной страховой пенсии по старости должность ***.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем в силу пункта 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Таким образом, поскольку спорные периоды работы истца имели место после 01.01.1992, для включения их в специальный стаж по Списку № 2 необходимо соблюдение двух условий: занятость в должности ***, указанной в Списке № 2 от 26.01.1991, и постоянное (не менее 80 процентов рабочего времени) выполнение этой работы.

Как усматривается из трудовой книжки Гриненко И.В., 15.08.1994 он принят на работу ***  на должность ***, 07.10.1994 предприятие преобразовано в ***, 14.03.2000 уволен по собственному желанию (л.д. 16-35).

Согласно приказу (распоряжению) № *** о приеме на работу, 15.08.1994 истец был принят на работу в арендное предприятие *** на должность ***, продолжительность рабочего дня: восемь часов (л.д. 44, 46).

В приказе (распоряжении) № *** о прекращении трудового договора от 15.03.2000 профессия (должность) истца указана как *** (л.д. 45, 47).

В архивной справке от 16.03.2023 № *** приведена таблица, в которой отражена заработная плата истца за спорный период работы *** (л.д. 41).

В соответствии с приказом *** № *** от 09.12.1994 по итогам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден перечень профессий и должностей с льготным пенсионным обеспечением, включенным в Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, в который, в том числе включена должность *** (л.д. 52-53).

Вместе с тем, представленными документами полная занятость (не менее 80 процентов рабочего времени) Гриненко И.В. в должности ***, не подтверждается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, архивная справка о заработной плате не свидетельствует о полной занятости истца на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в ней отсутствуют сведения о режиме рабочего времени и отработанных часах.

Также нельзя признать состоятельными доводы жалобы о том, что факт указания в приказе о приеме на работу сведений о том, что продолжительность рабочего дня Гриненко И.В. составляла восемь часов, являются достаточными доказательствами для выводов о том, что истец был занят в тяжелых условиях труда не менее 80 процентов рабочего времени.

Иные документы, подтверждающие постоянную занятость истца на работах, предусмотренных Списком № 2 от 26.01.1991, в арендном предприятии *** в материалах дела отсутствуют.

Уточняющая справка о характере работы и условиях труда работодателем истцу не выдавалась.

При этом в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции по ходатайству истца был направлен запрос в Архивный отдел *** об истребовании, в том числе должностных инструкций, штатных расписаний, табелей учета рабочего времени (л.д. 58), ответ на указанный запрос поступил после вынесения обжалуемого решения и приобщен к материалам дела.

Представленные Архивным отделом *** по запросу суда документы аналогичны доказательствам, представленным в материалы дела истцом и Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области.

Оснований полагать, что имеющиеся в Архивном отделе *** документы, подтверждающие трудовую деятельность истца в спорный период, были представлены не в полном объеме, у судебной коллегии не имеется.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обязанность по предоставлению доказательств в подтверждение периодов работы с тяжелыми условиями труда при включении их в специальный стаж возложена на гражданина, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии, а не на пенсионный орган.

Поскольку имеющимися в деле доказательствами не подтверждается факт полной занятости истца на работах с вредными условиями труда, предусмотренных Списком № 2 от 26.01.1991, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж истца.

При этом письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 03.04.2009 № ***, на которое ссылается истец в апелляционной жалобе, нормативным актом не является, носит рекомендательный характер, в связи с чем не может служить основанием к отмене обжалуемого решения суда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в решении суда имеются ссылки на статьи Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 01.01.2015, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку данное обстоятельство на правильность выводов суда не повлияло.

Указание в мотивировочной части решения суда на отсутствие правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости является явной технической опиской, так как исковые требования о назначении досрочной страховой пенсии истцом заявлены не были и не разрешались судом.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно

При указанных обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 августа 2024 года, с учетом определения судьи того же суда от 5 ноября 2024 года об исправлении описок, оставить без изменения, апелляционную жалобу Гриненко Игоря Викторовича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в течение  трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения, по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 января 2025 года.