УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Головня О.В.
Дело № 7-20/2025 (7-448/2024)
73RS0002-01-2024-007195-88
Р Е Ш Е Н И Е
город Ульяновск
23 января 2025 года
Судья Ульяновского областного суда А.И. Максимов,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе
защитника администрации города Ульяновска Болониной Ольги Александровны на
постановление начальника отделения – старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 25 октября 2024 года и решение судьи Засвияжского районного суда
города Ульяновска от 27 ноября 2024 года, вынесенные по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
администрации города Ульяновска (дело № 12-902/2024),
установил:
постановлением начальника отделения – старшего судебного
пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской
области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных
приставов России № *** от 25 октября 2024 года администрация города Ульяновска
признана виновной в совершении административного правонарушения,
предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в
виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска
от 27 ноября 2024 года указанное постановление оставлено без
изменения.
В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник
администрации города Ульяновска Болонина О.А. не соглашается с вынесенными
постановлением и решением суда, полагает их подлежащими отмене, производство по
делу прекращению.
В обоснование жалобы указывает, что администрация города
Ульяновска не устраняется от исполнения решения суда, исполнить которое в
полном объеме без соблюдения всех процедур, предписанных нормами действующего
законодательства, не представляется возможным.
Администрация города Ульяновска осуществляет свою
деятельность посредством своих отраслевых (функциональных) органов, при этом
отраслевым огранном администрации города Ульяновска в сфере дорожного хозяйства
и транспорта является Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации
города Ульяновска.
Содержание сетей наружного освещения города Ульяновска
осуществляется силами МБУ «Горсвет» в рамках утвержденного Управлением
дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска муниципального задания в пределах выделенного
финансирования.
Согласно письму МБУ «Горсвет» ориентировочная стоимость
работ по организации и оборудованию стационарного наружного освещения в районе
домов №№66Б, 66, 66А, 64А, 31, 55, 29Б по ул.Азовская г.Ульяновска составляет
465 000 рублей. Сроки проведения указанных работ запланированы на 2024 год.
Одномоментное проведение ремонтных работ на улично-дорожной
сети муниципального образования «город Ульяновск» невозможно.
Для исполнения решения суда в полном объеме между МБУ
«Горсвет» и ООО «ТК Энергостройсервис» заключен муниципальный контракт от 11
ноября 2024 года. Срок выполнения работ 30 календарных дней с даты заключения
контракта.
Провести указанные работы в сроки, установленные судебным
приставом-исполнителем, в течение трех месяцев с 25 июня 2024 года по 20
сентября 2024 года не представилось возможным по независящим обстоятельствам.
Администрация города Ульяновска является
исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, денежные
средства которого имеют целевой характер, используются в соответствии с местным
бюджетом, утверждаемым Ульяновской Городской Думой.
Отмечает, что администрация города Ульяновска не вправе
производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета,
имеющих иное целевое назначение.
Полагает, что в действиях администрации города Ульяновска
отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем не имеется
правовых оснований для её привлечения к административной ответственности.
Подробно позиция защитника администрации города Ульяновска
Болониной О.А. изложена в жалобе.
В судебное заседание участники производства по делу не
явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем
полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив
доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном
объеме, прихожу к выводу о том, что деяние администрации города Ульяновска правильно
квалифицировано по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за
неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным
приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную
силу 21 июня 2022 года решением Засвияжского районного суда города Ульяновска
от 4 мая 2022 года на администрацию города Ульяновска возложена
обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов пользователей
автомобильных дорог, а именно: организовать и оборудовать стационарное наружное
освещение в районе домов №№66Б, 66, 66А, 64А, 31, 55, 29Б по ул.Азовская
г.Ульяновска (л.д. 17).
18 августа 2022 года возбуждено исполнительное производство № ***
(в настоящее время № ***) и должнику установлен пятидневный срок для
добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 18).
В установленный для добровольного исполнения срок решение
суда исполнено не было.
29 августа 2022 года в отношении администрации города
Ульяновска в рамках исполнительного производства вынесено постановление о
взыскании исполнительского сбора (л.д. 20).
Постановлением врио заместителя начальника отделения –
заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России от 27 марта 2024 года администрация города Ульяновска привлечена к
ответственности за совершение административного правонарушения,
предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях. Указанное постановление вступило в законную
силу 20 июля 2024 года (л.д. 26-30). Штраф оплачен в полном объеме
23 августа 2024 года (л.д. 31).
25 июня 2024 года судебным приставом-исполнителем
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России вынесено постановление о назначении нового срока исполнения судебного
решения до 20 сентября 2024 года (л.д. 33).
23 сентября 2024 года составлен акт совершения
исполнительных действий, из которого следует, что указанное требование
судебного пристава об исполнении судебного решения в срок до 20 сентября 2024
года администрацией города Ульяновска не исполнено (л.д. 35).
По факту неисполнения требований исполнительного документа
10 октября 2024 года судебным приставом-исполнителем специализированного
отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального
Управления Федеральной службы судебных приставов России в отношении
администрации города Ульяновска составлен протокол об административном
правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 39).
Как указано выше, постановлением начальника отделения –
старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 25 октября 2024 года администрация
города Ульяновска привлечена к административной ответственности по части 2
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с
назначением административного наказания в виде административного штрафа в
размере 50 000 рублей.
Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска
от 27 ноября 2024 года указанное постановление оставлено без
изменения.
С учетом длительного непринятия должником необходимых и
достаточных мер по исполнению решения суда, судья районного суда пришел к
правильному выводу о том, что администрация города Ульяновска обоснованно
привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что, являясь
должником, не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования
неимущественного характера в срок до 20 сентября 2024 года, после наложения
административного штрафа.
Вина юридического лица в совершении вменяемого
правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым
судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела все обстоятельства с достаточной
полнотой учтены, всем доводам жалобы судьей дана должная правовая оценка,
основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении
норм материального и процессуального права.
В ходе настоящего рассмотрения жалобы правильность указанных
выводов не опровергнута.
Доказательств фактического совершения должником действий,
направленных на своевременное и полное исполнение решения суда в срок,
установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено.
К уважительным причинам неисполнения требований
исполнительного документа в установленный срок относятся чрезвычайные,
объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные,
непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Безусловных доказательств наличия таких чрезвычайных
обстоятельств суду не представлено.
Заключение муниципального контракта между МБУ «Горсвет» и
ООО «ТК Энергостройсервис» 11 ноября 2024 года, то есть после истечения
установленного судебным приставом-исполнителем срока – до 20 сентября 2024
года, также не свидетельствует о принятии администрацией города Ульяновска
достаточных и исчерпывающих мер для своевременного исполнения требования.
Вопреки доводам жалобы должником по рассматриваемому
исполнительному производству является именно администрация города Ульяновска, в
обязанности которой, исходя из положений законодательства об исполнительном
производстве, входит исполнение решения суда, указанного судебным приставом в
соответствующем требовании.
Иные доводы жалобы не опровергают установленных по данному
делу обстоятельств о неисполнении администрацией города Ульяновска требования
судебного пристава исполнителя к указанному сроку и не влекут отмену
состоявшегося по делу судебного решения по указанным выше основаниям.
При назначении наказания требования статьи 4.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, наказание
назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.
Вместе с тем имеются основания для изменения указанных выше
актов.
В описательно-мотивировочной части постановления начальника
отделения –старшего судебного пристава специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России от 25 октября 2024 года указано,
что в отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об
административном правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в данном
абзаце ошибочно указано, что протокол об административном правонарушении
составлен за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе
требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем
после вынесения исполнительского сбора (абзац 2 страницы 1 постановления,
л.д. 42).
Описанная диспозиция части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях не имеет отношения к настоящему
делу, поскольку администрация города Ульяновска привлечена к административной
ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях за неисполнение должником содержащихся в
исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь
установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного
штрафа.
В связи с изложенным из описательно-мотивировочной части
постановления начальника отделения – старшего судебного пристава специализированного
отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального
Управления Федеральной службы судебных приставов России от 25 октября 2024 года
подлежит исключению указание на то, что в отношении администрации города
Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении за
неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований
неимущественного характера в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем после вынесения исполнительского сбора.
Учитывая, что решением судьи районного суда постановление
должностного лица административного органа оставлено без изменения, указанное
решение вместе с постановлением также подлежит изменению.
В рассматриваемом случае указанные изменения отвечают
требованиям пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, поскольку не влекут ухудшение положения лица,
в отношении которого ведется производство по делу об административном
правонарушении, существа состоявшихся по делу актов не изменяют, что
согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 2
сентября 2022 года №58-АД22-3-К9.
Руководствуясь статьями 30.1 – 30.9 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отделения
– старшего судебного пристава специализированного отделения судебных приставов
по Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 25 октября 2024 года и решение судьи Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 27 ноября 2024 года, вынесенные по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
администрации города Ульяновска,
изменить.
Исключить из
описательно-мотивировочной части постановления начальника отделения – старшего
судебного пристава специализированного отделения судебных приставов по
Ульяновской области Главного межрегионального Управления Федеральной службы
судебных приставов России от 25 октября 2024 года указание на то, что в
отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об
административном правонарушении за неисполнение должником содержащихся в
исполнительном документе требований неимущественного характера в срок,
установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения исполнительского
сбора.
В остальной части постановление
начальника отделения – старшего судебного пристава специализированного отделения
судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России от 25 октября 2024 года и решение
судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 27 ноября 2024 года, вынесенные
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи
17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в
отношении администрации города Ульяновска, оставить без изменения, жалобу
защитника администрации города Ульяновска Болониной Ольги Александровны – без
удовлетворения.
Решение суда вступает в законную
силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд
общей юрисдикции (город Самара).
Судья А.И. Максимов