Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении жилым помещением во внеочередном порядке
Документ от 24.12.2024, опубликован на сайте 24.01.2025 под номером 116796, 2-я гражданская, о принятии семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке, обеспечении жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2024-003776-62

Судья Тимошенко Н.А.                                                             Дело № 33-6044/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               24 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Герасимове А.В.,

с участием прокурора Стерлядевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора города Димитровграда Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 сентября 2024 года по гражданскому делу № 2-1879/2024, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований прокурора города Димитровграда Ульяновской области в интересах Федотовой Марии Михайловны,  несовершеннолетних *** к администрации города Димитровграда Ульяновской области, муниципальному образованию «Город Димитровград» в лице администрации города Димитровграда Ульяновской области, муниципальному образованию «Город Димитровград» Ульяновской области в лице Комитета по управлению имуществом города Димитровграда Ульяновской области, муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации социальных программ» о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке, понуждении к обеспечению жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке,  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., объяснения истца Федотовой М.М., заключение  прокурора Стерлядевой Е.В., поддержавших доводы апелляционного представления, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор города Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах Федотовой М.М., несовершеннолетних *** обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Димитровграда Ульяновской области о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке, предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований указано, что решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 01.09.2023 частично удовлетворены исковые требования Федотовой М.М., на МКУ «Управление по реализации  социальных программ» возложена обязанность поставить  Федотову М.М. с несовершеннолетними детьми *** года рождения, *** года рождения, *** года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании заявления от 25.04.2023. Решение суда обжаловано не было и вступило в законную силу.

Во исполнение указанного решения суда, 10.10.2023 семья Федотовой М.М. поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях,  предоставляемых  по договорам социального найма (в общей очереди с 10.10.2023   под № ***).

Семья Федотовой М.М. временно зарегистрирована по адресу: ***, фактически на момент проведенной прокуратурой проверки проживала в съемной квартире по адресу: ***.

При этом единственное принадлежащее Федотовой М.М. на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: ***, постановлением  администрации города Алатыря Чувашской Республики от 11.12.2018 № *** признано аварийным и  подлежащим сносу.

Вместе с тем, вопрос о предоставлении Федотовой М.М. жилья во внеочередном порядке администрацией города  Димитровграда рассмотрен не был, в связи с чем прокуратурой 18.04.2024 было внесено представление об устранении нарушений  прав многодетной семьи Федотовой М.М.

Просил обязать администрацию города Димитровграда принять семью Федотовой М.М. с несовершеннолетними детьми: *** года рождения, *** года рождения, *** года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении  по договору социального найма во внеочередном порядке, обязать администрацию города Димитровграда обеспечить семью Федотовой М.М. жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены муниципальное образование «Город Димитровград» Ульяновской области в лице Комитета по управлению имуществом города Димитровграда, муниципальное образование «Город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации города Димитровграда Ульяновской области, МКУ «Управление по реализации социальных программ», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация города Алатыря Чувашской Республики.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор города Димитровграда Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

В обоснование представления приводит доводы, в целом аналогичные доводам искового заявления.

Указывает, что Федотова М.М. в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку постановлением администрации города Алатыря Чувашской Республики от 11.12.2018 № *** многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ***, признан аварийным и подлежащим сносу. Отмечает, что положения пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержат каких-либо оговорок относительно того, находится ли жилое помещение, признанное аварийным и подлежащим сносу, на территории того субъекта, где гражданин признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет для обеспечения его жилым помещением.

Отмечает, что предоставляя истцам жилое помещение маневренного фонда, администрация подтверждает тот факт, что семья Федотовой М.М. нуждается в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

Полагает, что принимая обжалуемое решение, суд не учел, что внеочередное предоставление жилья является чрезвычайной мерой защиты жилищных прав в ситуациях, когда лицо лишено своего жилья и не имеет возможности немедленно обеспечить себя им самостоятельно в силу своего имущественного положения.

В возражениях на апелляционное представление МКУ «Управление по реализации социальных программ» просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав объяснения истца, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений относительно представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Федотова Мария Михайловна является матерью несовершеннолетних детей: *** года рождения, *** года рождения, и *** года рождения (т. 1 л.д. 13-15, 88-91).

Брак между Федотовой Марией Михайловной и отцом ее детей – *** был прекращен *** на основании решения мирового судьи судебного участка № 1 Мелекесского района Мелекесского судебного района Ульяновской области от 15.06.2021 (т. 1 л.д. 16).

Постановлением администрации города Димитровграда Ульяновской области от 20.04.2023 № *** семья Федотовой М.М. признана малоимущей в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (т. 1 л.д. 210).

Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 01.09.2023 частично удовлетворены исковые требования Федотовой М.М., на МКУ «Управление по реализации  социальных программ»  возложена обязанность поставить Федотову М.М. с несовершеннолетними детьми *** года рождения, *** года рождения, *** года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании заявления от 25.04.2023. В удовлетворении иска Федотовой М.М. к администрации города Димитровграда о признании решения незаконным, понуждении к постановке на учет нуждающихся в жилом помещении отказано (т. 1 л.д. 45-47).

Решение суда вступило в законную силу 10.10.2023.

На основании указанного решения суда, постановлением администрации города Димитровграда Ульяновской области от 24.10.2023 № *** Федотова М.М. составом семьи четыре человека принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 10.10.2023, в общую очередь, где состоит по настоящее время (т. 1 л.д. 204).

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости Федотовой М.М. принадлежит ¼ доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение – квартиру площадью 77,5 кв. м, расположенную по адресу: *** (т. 1 л.д. 66-68). Иного жилого помещения в собственности у Федотовой М.М. не имеется, как и у ее несовершеннолетних детей (т. 1 л.д. 149-153). 

Постановлением  администрации города Алатыря Чувашской Республики от 11.12.2018 № ***, многоквартирный дом № *** признан аварийным и подлежащим сносу (т. 1 л.д. 229).

Указанный многоквартирный жилой дом в региональную адресную программу не включен (т. 2 л.д. 52).

На основании постановления администрации города Димитровграда Ульяновской области от 08.04.2024 № *** семье Федотовой М.М. составом 4 человека предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда (маневренное) по адресу: ***, площадью 63,7 кв. м, в связи с чем 16.04.2024 заключен договор найма жилого помещения специализированного (маневренного) жилищного фонда, сроком на 2 года (т. 1 л.д. 121, 129-134, 136, 152-159).

С 03.05.2024 Федотова М.М. совместно с несовершеннолетними детьми временно зарегистрирована по месту жительства по адресу: *** (т. 1 л.д. 71-72).

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор полагал, что Федотова М.М. совместно с несовершеннолетними детьми, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку единственное принадлежащее ей жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия каких-либо оснований, предусмотренных законом, для возложения на администрацию города Димитровграда  Ульяновской области принять семью Федотовой М.М. с несовершеннолетними детьми: *** года рождения, *** года рождения, *** года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении  по договору социального найма во внеочередном порядке, и обеспечить семью Федотовой М.М. жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

 

В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, приведены в части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (часть 1). Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Так, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.2023 № 20-П «По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40, 45, 46 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 75.1 в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.

В Постановлении указано, что федеральному законодателю надлежит, руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в данном постановлении, внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, с тем чтобы обеспечить системное решение вопроса об условиях и порядке реализации жилищных прав граждан, указанных в пункте 1 резолютивной части Постановления, учитывая при этом необходимость баланса интересов всех лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также актуальное и прогнозируемое положение дел с жилищным фондом, который может быть использован для этих целей.

До внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из Постановления, при применении частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует исходить из того, что граждане, указанные в пункте 1 резолютивной части Постановления, подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.

В силу пункта 3.1 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предоставляются гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 3.1 статьи 106 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предоставляются до завершения расчетов с гражданами, указанными в пункте 3.1 статьи 95 настоящего Кодекса, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года.

Поскольку в рамках рассмотрения спора установлено, что в связи с признанием принадлежащего Федотовой М.М. жилого помещения аварийным и подлежащим сносу постановлением администрации города Димитровграда Ульяновской области от 08.04.2024, семье истца, которая является малоимущей и состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, 16.04.2024 предоставлено жилое помещение специализированного (маневренного) жилищного фонда и максимальный срок, на который в соответствии с пунктом 3.1 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации на дату разрешения заявленных требований не истек, выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, вопреки доводам апелляционного представления, являются правильными.

В данном случае, с учетом того, что Федотовой М.М. и ее несовершеннолетним детям, семья которых является малоимущей и поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, до разрешения вопроса о способе удовлетворения жилищных потребностей истцов предоставлено жилое помещение маневренного фонда, при этом максимальный срок, на который такое помещение может быть предоставлено не истек, оснований для возложения обязанности на  администрацию города Димитровграда Ульяновской области предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке не имелось.

Приведенные в апелляционном представлении доводы повторяют позицию стороны истца по делу, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, основаны на иной оценке обстоятельств спора и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли на обоснованность и законность постановленного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Разрешая возникший спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства, верно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, в соответствии с правилами, установленными положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционного представления не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 сентября 2024 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Димитровграда Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в течение  трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения, по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 января 2025 года.