У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0013-01-2024-003546-73
Судья Ленковская Е.С.
Дело №33а-5797/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
24 декабря 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Лифановой З.А.,
судей Бахаревой
Н.Н., Васильевой Е.В.,
при секретаре Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дякина Сергея Николаевича на
решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30 августа
2024 года по делу № 2а-1771/2024, которым постановлено:
в удовлетворении
административных исковых требований Дякина Сергея Николаевича, Кузнецовой
Екатерины Геннадьевны, Мальцевой Екатерины Александровны к администрации г.
Димитровграда Ульяновской области, муниципальному образованию «Город
Димитровград» в лице комитета по управлению имуществом города Димитровграда
Ульяновской области о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению
определенных действий отказать.
Заслушав доклад
судьи Бахаревой Н.Н., пояснения Дякина С.Н., Кузнецовой Е.Г., поддержавших
доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Дякин С.Н.,
Кузнецова Е.Г., Мальцева Е.А. обратились в суд с административным иском к
администрации г. Димитровграда Ульяновской области о признании бездействия
незаконным, понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование
требований указали, что распоряжением МТУ Федерального агентства по управлению
имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области от *** *** года № ***
ряд земельных участков из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи,
информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и
земли иного специального назначения
переданы г. Димитровграду Ульяновской области. *** года составлен акт
приема-передачи.
На основании
постановления администрации г. Димитровграда Ульяновской области от *** года № ***
земельные участки приняты в муниципальную собственность.
Земельные участки
расположены в границах муниципального образования «город Димитровград» вне
границ земель лесного фонда и к землям лесного фонда не относятся,
следовательно, не являются собственностью Российской Федерации, однако на
вышеуказанные земельные участки не зарегистрировано право муниципальной
собственности.
В силу действующего
законодательства к обязанностям администрации г. Димитровграда относятся
лесоустройство в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов, а
также утверждение соответствующих лесохозяйственных регламентов на них.
В результате
непринятия городских лесов, расположенных на земельных участках, в
муниципальную собственность, непроведения лесоустройства и, соответственно,
непринятия мер по обеспечению охраны, защиты, воспроизводства городских лесов,
отсутствия муниципального лесного контроля невозможно обеспечить соблюдение
режима охраны указанной территории, установленных запретов и ограничения деятельности
на этой территории, связанных с рубками лесных насаждений, провести весь
комплекс необходимых работ по воспроизводству лесов, проведению
санитарно-оздоровительных мероприятий; невозможно обеспечить их надлежащую
охрану и защиту, в том числе от пожаров; созданы условия для незаконного
планирования и назначения мероприятий, не предусмотренных лесоустроительными
документами, что ведет к утрате ценности этой территории для сохранения,
восстановления природных комплексов, их компонентов и поддержания экологического
баланса. Последствия данного решения затрагивают как охраняемые Конституцией РФ
публичные интересы, так права и законные интересы отдельных граждан,
проживающих на участках, непосредственно примыкающих к городским лесам.
Просили признать
незаконным бездействие администрации г. Димитровграда
Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по оформлению в
муниципальную собственность лесов, расположенных на землях населенных пунктов с
кадастровыми номерами: *** общей площадью
452 га, по проведению лесоустройства и разработке лесохозяйственного
регламента лесов, расположенных на землях населенного пункта г. Димитровград;
возложить обязанность на администрацию г. Димитровграда Ульяновской области
оформить в муниципальную собственность леса, расположенные на указанных землях
населенного пункта г. Димитровграда, провести лесоустройство и внести изменения
в лесохозяйственный регламент городских лесов, утвержденный постановлением
администрации г. Димитровграда от *** года № *** «Об утверждении
Лесохозяйственного регламента городских лесов города Димитровград Ульяновской
области» в отношении городских лесов, расположенных на вышеуказанных землях
населенного пункта в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в
законную силу.
К участию в деле в
качестве административного ответчика привлечено МО «город Димитровград» в лице комитета по
управлению имуществом г.
Димитровграда Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц - Городская
Дума г. Димитровграда Ульяновской области, Департамент лесного хозяйства по
Приволжскому Федеральному округу, Ульяновский филиал ФГБУ «Рослесинфорг», Министерство
природных ресурсов и экологии Ульяновской области, МКУ «Служба охраны
окружающей среды», МТУ
Росимущество в Республике Татарстан и Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Дякин С.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить, исковые
требования удовлетворить.
Полагает, что суд
уклонился от установления юридически значимых обстоятельств, а именно
установления наличия или отсутствия на спорных земельных участках лесных
насаждений (леса), образующих лесной массив. В удовлетворении ходатайства о
проведении экспертизы судом было отказано, что лишило административных истцов
доступа к представлению доказательств.
Судебная коллегия
считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в
деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150,
части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или
бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об
оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только
в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не
соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные
интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности
указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении
заявленных требований (пункт 2).
Как установлено
судом и следует из материалов административного дела, распоряжением Межрегионального территориального управления Федерального
агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и
Ульяновской области от *** года № *** в собственность муниципального
образования «город Димитровград»
Ульяновской области передано имущество, находящееся в федеральной
собственности, а именно: земельные участки с кадастровыми номерами ***
(л.д. 108-112 том 1)
Согласно выпискам из
ЕГРН указанные земельные участки относятся к землям промышленности, энергетики,
транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для
обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного
специального назначения; для атомной станции, тепловых станций, ядерных
установок, объектов электросетевого
хозяйства и обслуживающих их объектов и сооружений, расположенных по
адресу: ***.
Из акта приема-передачи имущества из
собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования
«город Димитровград» Ульяновской области, утвержденного руководителем МТУ
Росимущества в Республике Татарстан, следует, что спорные земельные участки
переданы в собственность муниципального образования «город Димитровград» (л.д.
105-107 том 1).
Администрацией г.
Димитровграда Ульяновской области *** года вынесено постановление № *** о
принятии указанного имущества в муниципальную
собственность г. Димитровграда и внесении их в Реестр муниципальной
собственности г. Димитровграда (л.д. 103-104 том 1).
Также из материалов
дела следует, что вышеуказанные земельные участки образованы из земельного
участка с кадастровым номером ***, являющегося федеральной собственностью,
находящегося в период с 20 апреля
2012 года по 5 декабря 2018 года в пользовании *** на основании договора
аренды земельного участка от *** года № ***, заключенного с ТУ Росимущества в
Ульяновской области (л.д. 156-161 том 1).
Земельный участок с
кадастровым номером ***, как следует из договора аренды от *** года, соглашения о расторжении договора аренды
земельного участка от *** года, актов приема-передачи земельного участка, также имел категорию – земли промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли
для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли
иного специального назначения (л.д. 151, 152, 156-161 том 1).
Из представленных в
материалы дела выписок из ЕГРН от 22 августа 2024 года следует, что выше перечисленные
земельные участки отнесены к категории
земель «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для атомных станций, тепловых станций,
ядерных установок, объектов электросетевого хозяйства и обслуживающих их
объектов и сооружений. Земельный участок с кадастровым номером *** отнесен к
категории «земли населенных пунктов» с
видом разрешенного использования является «земельные участи (территории) общего
пользования» (л.д. 238-247 том 1).
Собственником
земельных участков с кадастровыми номерами *** указано муниципальное
образование «город Димитровград» Ульяновской области, права на земельные участки с кадастровыми
номерами *** не зарегистрированы.
Письмами от 12 мая 2023 года и от
26 августа 2024 года Министерство природных ресурсов и экологии
Ульяновской области также подтвердило, что земельные участки с кадастровыми
номерами *** к землям лесного фонда не относятся и не входили в него (л.д. 25,
249 том 1).
Разрешая заявленные
административные исковые требования Дякина С.Н., Кузнецовой Е.Г. и Мальцевой
Е.А. о признании незаконным бездействия администрации г. Димитровграда
Ульяновской области, понуждении административного ответчика к совершению определенных
действий и отказывая в их удовлетворении, суд
первой инстанции исходил из того, что спорные земельные участки не относятся к землям лесного фонда, не
относились к таковым ранее, относятся к
категории «земли населенных пунктов»; имеющиеся на земельных участках зеленые насаждения в государственный лесной реестр не
включались; нарушений прав административных истцов на благоприятную окружающую
среду ввиду оспариваемого бездействия административного ответчика не
установлено.
С
указанными выводами районного судьи судебная коллегия соглашается ввиду
следующего.
Пунктом 1 статьи 7
Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено разделение земель в Российской Федерации по целевому
назначению.
Земли, указанные в пункте 1,
используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной
категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием
территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются
федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2
статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки,
находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков,
указанных в пункте 2
настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1
статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц:
в собственность поселений, муниципальных округов, городских округов,
генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в
порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если
такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений,
муниципальных округов, городских округов (пункт 1 статьи 39.30 Земельного кодекса
Российской Федерации).
Передача находящегося в федеральной
собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей
осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой
муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской
Федерации (пункт 1 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона
от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского
поселения отнесены, в том числе организация использования, охраны, защиты,
воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий,
расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В силу части 1
статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению
лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов,
лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами
местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии
со статьями 81
- 84
настоящего Кодекса.
К полномочиям
органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в
муниципальной собственности, относятся, в том числе, осуществление мероприятий
по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных
пунктов, а также разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов,
проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (пункты 3.1 и 4 части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской
Федерации).
В соответствии со статьей 67
Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях
лесного фонда, населенных пунктов, на которых расположены леса, а также на
землях, указанных в части 3
статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации.
Под лесоустройством
понимается система взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях
получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их
местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках,
используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по
сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного
реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами,
многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования
лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.
Лесоустройство
включает в себя проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных
лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых
лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные
леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию
лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (статья 68
Лесного кодекса Российской Федерации).
По результатам
осуществления мероприятий по лесоустройству, предусмотренных статьей 68
настоящего Кодекса, составляется лесоустроительная документация в электронной
форме, которая включается в состав сведений государственного лесного реестра.
В силу пункта 1 части 1 статьи 68 Лесного кодекса
Российской Федерации лесоустройство включает в себя, в том числе,
проектирование лесничества, которое осуществляется согласно части 1 статьи 68.1 Лесного кодекса Российской
Федерации в целях установления основных территориальных единиц управления
лесами в форме лесничеств, а также участковых лесничеств.
Лесничества
создаются также на землях населенных пунктов, на которых расположены леса (пункт 3 части 2 статьи 23 Лесного кодекса
Российской Федерации).
Создание и
упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств,
установление и изменение границ лесничеств и участковых лесничеств
осуществляются решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления
в пределах их полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской
Федерации).
Использование,
охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества,
осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Лесохозяйственный
регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации,
составляемой по результатам лесоустройства, сведений, содержащихся в
государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов
территориального планирования и составляется на срок до десяти лет.
Как верно установлено судом первой инстанции,
перечисленные в административном иске земельные участки переданы в муниципальную
собственность. Однако надлежащих
доказательств в подтверждение
доводов административных
истцов о том, что на них располагаются
леса, которые также подлежали передаче в
муниципальную собственность, в материалы
настоящего дела не представлено.
Городские леса на основании пункта 5
части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации относятся к
защитным лесам.
В соответствии с частью 1
статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации к городским лесам
относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов в пределах одного
муниципального образования.
Источником
информации о наличии лесов на территории
соответствующего муниципального образования является
государственный лесной реестр.
Между тем, такие
сведения в отношении заявленных земельных участков в лесном
реестре отсутствуют.
Территории, занятые
лесами, на землях населенных пунктов и предназначенные для последующего
отнесения к городским лесам, должны располагаться в границах зон рекреационного значения или в границах зон охраняемых
территорий и по правовому режиму
соответствовать требованиям статьи 116 Лесного
кодекса Российской Федерации, особо охраняемые природные территории должны располагаться в границах зон охраняемых территорий.
Генеральным планом
г. Димитровграда Ульяновской области
такие зоны не установлены. Указанный документ территориального планирования административными
истцами не оспорен, в связи с чем
правовых оснований для назначения по делу судебной экспертизы, о чем
ходатайствовали административные истцы с учетом категории рассматриваемого
спора, не имелось.
Относительно имеющихся городских лесов, располагающихся на
территории г. Димитровграда Ульяновской области, ранее
был разработан и утвержден
постановлением администрации г. Димитровграда от *** года № *** Лесохозяйственный регламент, согласно
которому общая площадь лесов с особо охраняемыми
территориями составляла 189 га (л.д. 28-95 том 1).
Выводы суда об
отсутствии бездействия администрации МО «город Димитровград» Ульяновской
области в части непринятия мер по
оформлению в муниципальную собственность лесов, расположенных на землях
населенных пунктов с кадастровыми номерами ***, по проведению лесоустройства и
разработке лесохозяйственного регламента лесов, расположенных на землях
населенного пункта *** основаны на
представленных в материалы дела доказательствам, которым в соответствии со
статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дана
надлежащая оценка.
Доводы жалобы о
необоснованности непринятия судом дополнения к административному иску своего
подтверждения не нашли, поскольку, как следует
из материалов дела, административными истцами заявлены, в том числе новые исковые требования.
В силу части 3
статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде
первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной
инстанции.
В силу установленных
обстоятельств, в отсутствие установленной статьей 227 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации совокупности условий: несоответствия
действий (бездействия) административных ответчиков закону и нарушения
оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов
административных истцов, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных
требований.
Доводы апелляционной жалобы по существу
сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат
фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при
рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта
по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо
опровергали его выводы, в связи с чем признаются судебной коллегией
несостоятельными.
При таких обстоятельствах принятое по делу
решение является правильным, нормы материального и процессуального права
применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30 августа 2024 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу Дякина Сергея Николаевича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 16 января 2025 года.