Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании уведомления незаконным
Документ от 24.12.2024, опубликован на сайте 21.01.2025 под номером 116736, 2-я гражданская, о признании действий незаконными, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0003-01-2024-001994-21

Судья Дорохова О.В.                                                                      Дело №33а-5884/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      24 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,                       

судей Бахаревой Н.Н., Васильевой Е.В.,

при помощнике Каминской Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Алиегберова Рината Рифкатовича - Любавиной Юлии Вячеславовны на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 21 августа 2024 года по делу № 2а-3368/2024, которым постановлено:

в удовлетворении административных исковых требований Алиегберова Рината Рифкатовича к администрации города Ульяновска, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  о признании действий  незаконными  отказать.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н.,  пояснения Алиегберова Р.Р. и его представителя Любавиной Ю.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы,      пояснения представителя администрации г. Ульяновска и управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска Утриванова Н.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Алиегберов Р.Р. обратился в суд с административным иском к администрации г. Ульяновска о признании действий незаконными.

В обоснование требований указал, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером *** общей площадью 1500 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов с                 видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: ***.

Земельный участок расположен в охранной зоне транспорта в границах *** и зоне *** – зоне для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения согласно Правилам землепользования и застройки МО «город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации г. Ульяновска от 10 августа 2021 года № 1166 (далее - Правила).

Для строительства на земельном участке жилого дома Алиегберовым Р.Р. в январе 2024 года была заказана проектная документация на индивидуальный   жилой дом и 15 апреля 2024 года в администрацию г. Ульяновска подано уведомление  о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

***  года уведомлением № *** указано на несоответствие указанных в уведомлении административного истца параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам, недопустимости размещения объекта на земельном участке, поскольку      земельный участок расположен на территории коммунально-складских предприятий и организаций, в связи с чем не допускается размещение объекта индивидуального жилищного строительства без внесения изменений в Генеральный план                     г. Ульяновска, утвержденный решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83; также земельный участок расположен в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения *** согласно Правилам.

В данной территориальной зоне объект индивидуального жилищного строительства поименован в условно разрешенных видах использования земельного участка; расположение части земельного участка в санитарно-защитной зоне предприятий и объектов с наибольшими объемами загрязнений окружающей среды.

Просит признать незаконным уведомление администрации г. Ульяновска от *** года № *** о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; обязать администрацию г. Ульяновска в установленный законом срок рассмотреть уведомление Алиегберова Р.Р. о планируемом строительстве индивидуального жилого дома и выдать уведомление о соответствии параметров.

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, Федеральное агентство воздушного транспорта, Министерство транспорта Российской Федерации, Управление Росреестра по Ульяновской области.  

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Алиегберова Р.Р. - Любавина Ю.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что принятое судом решение нарушает права собственника земельного участка, который не может использовать его по целевому назначению.

Полагает, что администрация г. Ульяновска не представила актуальную информацию в орган регистрации прав на недвижимость о расположении части земельного участка в санитарно-защитной зоне предприятий и объектов с наибольшими объемами загрязнений окружающей среды, на территории коммунально-складских предприятий и организаций, в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, что повлекло для административного истца неблагоприятные последствия в виде невозможности использования земельного участка по назначению.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация г. Ульяновска и управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска просят решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен порядок производства по административным делам об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

К бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами) (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Из анализа положений пункта 5 статьи 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план является документом долгосрочного планирования, определяющим назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.

При этом согласно части 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

По смыслу приведенных норм, а также части 1 статьи 26, статей 41, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования применительно в данном случае к вопросам строительства, носящим более узкий характер, напрямую не применяются, а реализуются посредством градостроительного зонирования, к документам которого отнесены правила землепользования и застройки и документация по планировке территории.

В силу пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Градостроительный регламент определяет правовой режим земельных участков и устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункты 1, 2, 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган осуществляет проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Перечень оснований для принятия уполномоченным органом уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке приведен в части 10 упомянутой статьи.

К числу таких оснований пункт первый части 10 относит случай, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры                объекта индивидуального жилищного строительства не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории,           или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Согласно части 11 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером *** общей площадью 1500 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: ***, зарегистрирован на праве собственности  за Алиегберовым Р.Р. *** года (л.д. 55-56). 

15 апреля 2024 года  Алиегберов Р.Р. обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации  г. Ульяновска с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

По результатам рассмотрения указанного обращения вынесено уведомление от *** года № *** о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Земельный участок с кадастровым номером *** расположен в пределах территориальной зоны *** (зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения). Вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» отнесен к условно разрешенным видам использования земельных участков. Не представлен документ о согласовании объекта ИЖС от Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области  (л.д. 101-103).

Не согласившись с указанным решением Алиегберов Р.Р. обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая  в удовлетворении   требований  о признании незаконным уведомление администрации г. Ульяновска от *** *** года № *** и о возложении на нее обязанности рассмотреть уведомление Алиегберова Р.Р. о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, выдать уведомление о соответствии параметров, суд первой инстанции со ссылкой на положения части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указал, что оспариваемое уведомление содержит предусмотренное законом правовое основание для его вынесения, что в силу  статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для признания его незаконным  отсутствует. С заявлением о предоставлении  разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером *** Алиегберова Р.Р. не обращался. 

Данные выводы суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.

Документом территориального планирования муниципального образования «город Ульяновск» является Генеральный план г. Ульяновска, утвержденный решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года № 83. 

Согласно Генеральному плану г. Ульяновска  часть земельного участка с кадастровым номером *** расположена на территории       коммунально-складских предприятий и организаций (л.д. 64). 

Возможность размещения в пределах указанной зоны объектов жилой застройки не предусмотрена. 

Пунктом  5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрено, что   в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных и индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания.

Земельный участок с кадастровым номером *** также  расположен в пределах территориальной зоны *** (зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения). Вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» отнесен к условно разрешенным видам использования земельных участков (л.д. 65). 

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса РФ, статьей 10 Правил.

Согласно положениям статьи 10  Правил физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства в Комиссию по рассмотрению заявлений.

Комиссия по рассмотрению заявлений рассматривает заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объектов капитального строительства; сообщает о проведении публичных слушаний или общественных обсуждений правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования; обеспечивает подготовку документов и материалов к публичным слушаниям или общественным обсуждениям по предложениям физических или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Порядок организации и проведения публичных слушаний или общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объектов капитального строительства определяется Градостроительным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования «город Ульяновск», решениями Ульяновской Городской Думы с учетом положений настоящей статьи.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается  административным истцом,   в  комиссию по рассмотрению заявлений  с обращением о предоставлении  разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером *** Алиегберов Р.Р. не обращался. 

Оспариваемое решение принято на основании информации, содержащейся в действующих документах территориального планирования, в силу чего не может быть признано незаконным.

В соответствии с пунктом  2 статьи 4 Федерального закона от  7 июля 2003  года 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» на приусадебном земельном участке допускается возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. 

Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

В данный перечень входит такой вид разрешенного использования как «для ведения личного подсобного хозяйства» (2.2), который предполагает       размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

Вместе с тем,  вопреки доводам жалобы, установленный  Правилами вид  разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» применяется для существующих объектов и земельных участков, находящихся в собственности с указанным видом разрешенного использования.

Изменения в документы территориального планирования на момент обращения административного истца как к административному ответчику, так и в суд, не вносились.

Доводы жалобы о непредставлении администрацией г. Ульяновска в регистрирующий орган актуальной информации о  расположении  земельного участка основаны на неверном   применении положений законодательства о государственной регистрации прав.

В соответствии с частью 1, 3 и пункта 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» виде и (или) вид  разрешенного использования земельного участка являются дополнительным сведениям об объекте недвижимости и подлежат внесению в кадастр недвижимости.

Вид  разрешенного использования земельного участка в ЕГРН относительно земельного участка с кадастровым номером 73:19:073301:402 отображен. Указание  той или иной территориальной или функциональной  зоны вышеуказанным законом не предусмотрено.

Кроме того,   в соответствии со статьей 2 Закона Ульяновской области от     18 декабря  2014 года № 210-ЗО «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» полномочия в области градостроительной деятельности  по утверждению схем территориального планирования, правил землепользования и застройки и внесенных в них изменений, подготовке документов территориального планирования и градостроительного зонирования и подготовка изменений в указанные документы осуществляют исполнительные органы Ульяновской области.

Требования к органу государственной власти Ульяновской области, имеющему соответствующие  полномочия в области градостроительной деятельности, административным истцом не заявлялись.

Иных доводов  жалобы,  которым  судом первой инстанции  не дана надлежащая оценка, не приведено.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 21 августа 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Алиегберова Рината Рифкатовича - Любавиной Юлии Вячеславовны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 января 2025 года.