Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание региональной программы капремонта
Документ от 25.12.2024, опубликован на сайте 20.01.2025 под номером 116708, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

                                                                       73OS0000-01-2024-000200-58

Дело № 3а-205/2024

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

25 декабря 2024 года                                                                     г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Сычёвой О.А.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

при прокурорах Стерлядевой Е.В., Михайловой Т.В., Насыровой Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                         № 3а-205/2024 по административному исковому заявлению Моисеевой Елены Александровны, Моисеева Дениса Евгеньевича о признании недействующими в части нормативных правовых актов,

установил:

 

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 февраля 2014 года № 51-П «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области.

Данное постановление с приложениями было опубликовано в печатных изданиях: «Ульяновская правда» № 26(23.471) от  24.02.2014 (постановление, приложения 2 - 4), «Ульяновская правда» № 34(23.479) от 11.03.2014, «Ульяновская правда» № 36-37(23.481-23.482) от 17.03.2014 (приложение 1).

В указанную программу неоднократно вносились изменения.

Постановлением Правительства Ульяновской области от *** № *** «О внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014 - 2044 годы» внесены ряд изменений, в том числе пунктом *** постановления изложено в новой редакции Приложение № 1 «Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014-2044 годы».

Строка *** раздела «2042-2044 годы» Приложения № 1 «Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014-2044 годы» Постановления Правительства Ульяновской области от *** № ***  предусмотрела включение в адресный перечень многоквартирного дома по адресу: ***.

Данный документ официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru  3 июля 2019 года.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.10.2023 № 554-П «О внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области»  внесено ряд изменений, в том числе изложено в новой редакции Приложение № 1 «Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области».

Строка *** раздела «2042-2044 годы» Приложения № 1 «Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» Постановления Правительства Ульяновской области от 27.10.2023 № 554-П предусмотрела включение в адресный перечень многоквартирного дома по адресу: ***.

Данный документ официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ 30 октября 2023 года.

Моисеева Е.А., Моисеев Д.Е. обратились в суд с требованиями, уточненными в процессе судебного разбирательства,  об оспаривании указанных нормативных правовых актов в части:

строки *** раздела «2042-2044 годы» Приложения № 1 «Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014-2044 годы» Постановления Правительства Ульяновской области от *** № *** «О внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014 - 2044 годы» в части включения в адресный перечень многоквартирного дома по адресу: ***;

строки *** раздела «2042-2044 годы» Приложения № 1 «Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» Постановления Правительства Ульяновской области от 27.10.2023 № 554-П «О внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» в части включения в адресный перечень многоквартирного дома по адресу: ***.

В обоснование требований указали, что являются супругами, сособственниками жилого помещения по адресу: ***. Указанный многоквартирный дом был впервые включен с таким адресом  в  региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области указанным Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.10.2023 № 554-П. До этого в строку *** раздела «2042-2044 годы» Приложения № 1 «Постановления Правительства Ульяновской области от *** № *** дом включен без указания населенного пункта ***. Изменения в указанной части были внесены после мер прокурорского реагирования со ссылкой на предоставление недостоверных сведений органом местного самоуправления. В октябре 2019 года Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области были сделаны начисления жильцам их дома, в том числе истцам, за услугу взносов за капительный ремонт. Эти начисления были убраны после обращения истцов, разъяснено, что включенный в программу дом не является из домом. В мае 2023 года начисления по указанной строке сделаны истцам за период с октября 2019 года по май 2023 года.

Истцы просят признать недействующим нормативно правовой акт в части строки *** раздела «2042-2044 годы» Приложения № 1 «Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014-2044 годы» Постановления Правительства Ульяновской области от *** № *** «О внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014 - 2044 годы» в части включения в адресный перечень многоквартирного дома по адресу: ***. Указывают в обоснование, что населенный пункт является обязательным адресообразующим элементом, что установлено пунктами 5, 47 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221, на что указано в Письме ФНС России от 31.12.2019 № ГД-4-14/27333 «Об отдельных вопросах, связанных с размещением сведений об адресах в Государственном адресном реестре». *** есть в двух районах ***. После принятия этих изменений региональный оператор не выполнил в установленные сроки необходимый комплекс действий, предусмотренных жилищным законодательством после включения дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе по взаимоотношениям с жильцами, в том числе их информированию а также с органом жилищного надзора, не выставлял длительное время платежные документы. 

Считают, что нарушено право истцов на своевременную оплату таких взносов, что исключило бы образование задолженности.

Истцы просят признать недействующей строку *** раздела «2042-2044 годы» Приложения № 1 «Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» Постановления Правительства Ульяновской области от 27.10.2023 № 554-П «О внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» в части включения в адресный перечень многоквартирного дома по адресу: ***. Указывает на нарушение процедуры при внесении изменений в указанной части в форме исправления описки.  На заседании комиссии не был озвучен изменяемый адрес. Считают, что вопрос не был включен в повестку дня. 

Полагают, что в оспариваемой части указанный нормативные правовые акты не соответствуют Приказу Минстроя России от 09.12.2020 № 758/пр                             «Об утверждении методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» и соответствующим методическим рекомендациям; утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 06.03.2017 № 94-П Положению о порядке принятия решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, Жилищному кодексу Российской Федерации, а именно в части оснований и порядка внесения указанных изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.   Указывают, что в вышеуказанную строку  *** включен дом с адресом, который отсутствует в ***. Это вызывает неоднозначное толкование. Ставят под сомнение, что на заседание комиссии был представлен необходимый пакет документов по дому. Считают, что в строку ***  следовало вносить изменения не по процедуре изменения адреса, а как для  впервые включаемого в программу дома. Негативными последствиями принятия оспариваемых актов истца указывают нарушение их прав, предусмотренных жилищным законодательством, в том числе на своевременную и постепенную уплату взносов, своевременный выбор способа формирования фонда  капитального ремонта.

Определением Ульяновского областного суда от 20 июня 2024 года выделены  в отдельное производство исковые требования Моисеева Д.Е., Моисеевой Е.А. к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, администрации города Ульяновска о признании незаконными действий Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области по начислению взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и отмене начислений, возложении обязанности по принятию необходимых мер, направленных на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта и созыву общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, о взыскании компенсации морального вреда, с направивлением их для рассмотрения в Ленинский районный суд города Ульяновска.

В судебном заседании административный истец Моисеева Е.А. уточненные административные исковые требования полностью поддержала. Привела указанные доводы, просила учесть все письменные пояснения. Не оспорила, что многоквартирный дом подлежал включению в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, но порядок и процедура этого не соблюдены.

В судебное заседание административный истец Моисеев Д.Е. не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. 

Представитель административного ответчика Правительства Ульяновской области по доверенности Федотова И.В. не согласилась с иском, просила отказать в его удовлетворении, учесть письменные возражения.  Указала, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты с соблюдением порядка и процедуры, опубликованы. Многоквартирный дом по адресу: *** подлежал включению и обоснованно, законно включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области. Он был введен в 2012 году в эксплуатацию, а программа утверждена в 2014 году.  Была допущена техническая ошибка в адресе дома, которая была исправлена с соблюдением требований законодательства после того, как по результатам выезда было обнаружено отсутствие ***.    Корректировка адреса не означает включение дома в программу впервые. Права истцов не нарушены, так как включение дома в данную программу произведено в  интересах жильцов, обязанность по уплате взносов за капитальный ремонт имеется  в силу закона и не  зависит от допущенной изначально технической ошибки в адресе.

Представитель заинтересованных лиц Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области по доверенностям Ильичева Е.П. в судебном заседании возразила относительно административного иска, просила учесть письменные возражения. Указала, что многоквартирный дом по адресу: *** подлежал включению и законно включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области. Наличие технической ошибки, которая была исправлена не может повлечь удовлетворение иска. Указано, что нарушение прав истцов не допущено, так как целью формирования средств капитального ремонта является безопасное пользование многоквартирным домом. Процедура и порядок внесения изменений в программу  соблюдены. Полагает, что истцами пропущен срок на обращение в суд.

Представитель заинтересованного лица администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился, извещен. В отзыве просил в иске отказать в связи с тем, что нарушений законодательства при принятии оспариваемых нормативных правовых актов не допущено.

Представитель заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился. Извещен. В удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства судом отказано, исходя из уважительности доводов, приведенных в обоснование ходатайства (для предоставления документов, тогда как ранее Управлением дан ответ относительно указанных документов 20.12.2024 – т.5, л.д. 62).

Представитель заинтересованного лица Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен. Просит о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно отзыву решение оставляет на усмотрение суда.

Прокурор Стерлядева Е.В. в заключении полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также КАС РФ), мнения участников процесса, прокурора,  суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Положения части 6 указанной статьи устанавливают, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В связи с изложенным, сроки на обращение в суд административными  истцами не пропущены.

На основании части 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Во исполнение части 8  статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Во исполнение положений подпункта 61 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действовал до 1 января 2023 года) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: осуществления регионального государственного жилищного надзора, регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществления лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирными домами.

В силу пункта 117 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021               № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов регулирования отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также ЖК РФ), в редакции, действующей в спорный период: региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры  (пункт 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 417-ФЗ).

Норма пункта 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ в редакции, действующей на дату спорных событий 2019-2023 годы  года предусматривала, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах  формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты). Исключение таких многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта осуществляется на дату ее актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта.

Последующие изменения этой нормы до актуальной редакции касались только исключения многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта.

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6 статьи 168 ЖК РФ в спорный период).

Статьей 8 Закона Ульяновской области от 05.07.2013 № 108-ЗО «О регулировании некоторых вопросов в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» в редакции на дату спорных отношений было предусмотрено, что региональная программа должна содержать адресный перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Ульяновской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.

Статьей 15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», действовавшей до 2019 года было предусмотрено, что региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 4 и частью 1 статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области подлежат официальному опубликованию не позднее 7 дней после дня их принятия, при этом официальным опубликованием считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета» или «Ульяновская правда».

Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» было предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах предусмотрено включение всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, кроме оговоренных в вышеприведенных по тексту решения нормах  исключений. 

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 февраля 2014 года № 51-П «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области.

Данное постановление с приложениями было опубликовано в печатных изданиях: «Ульяновская правда» № 26(23.471) от  24.02.2014 (постановление, приложения 2 - 4), «Ульяновская правда» № 34(23.479) от 11.03.2014, «Ульяновская правда» № 36-37(23.481-23.482) от 17.03.2014 (приложение 1).

Данный нормативный правовой акт, принятый в пределах полномочий и опубликованный в установленном порядке, никем не оспаривается.

Постановлением Правительства Ульяновской области от *** № *** «О внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014 - 2044 годы» внесены ряд изменений, в том числе пунктом *** постановления изложено в новой редакции Приложение № 1 «Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014-2044 годы».

Строка *** раздела «2042-2044 годы» Приложения № 1 «Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014-2044 годы» Постановления Правительства Ульяновской области от *** № ***  предусмотрела включение в адресный перечень многоквартирного дома по адресу: ***.

Данный документ официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru  3 июля 2019 года.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.10.2023 № 554-П «О внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области»  внесено ряд изменений, в том числе изложено в новой редакции Приложение № 1 «Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области».

Строка *** раздела «2042-2044 годы» Приложения № 1 «Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» Постановления Правительства Ульяновской области от 27.10.2023 № 554-П предусмотрела включение в адресный перечень многоквартирного дома по адресу: ***.

Данный документ официально опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ 30 октября 2023 года.

Таким образом, указанные документы приняты Правительством Ульяновской области в пределах своих полномочий и опубликованы в установленном порядке.

Иные постановления о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 № 51-П «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» и первоначальная редакция этой программы  административными истцами не оспариваются.

Материалами дела подтверждается, что  истцы Моисеева Е.А., Моисеев Д.Е. являются сособственниками жилого помещения по адресу: ***. Право общей совместной собственности зарегистрировано *** (т.2, л.д. 121).

Квартира находится в пределах объекта с кадастровым номером: *** (т.2, л.д. 120).

Из выписки из единого государственного реестра следует, что здание с кадастровым номером: *** – многоквартирный дом, *** года строительства, расположен по адресу: город ***. Объект состоит на кадастровом учете с ***т. 2, л.д. 124).

Из технической документации на дом по адресу: *** следует, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано ***.

Из документов по обследованию технического состояния конструктивных элементов многоквартирного дома следует, что оно хорошее.

Материалами дела подтверждается, что указанный дом подлежал включению  в утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 19 февраля 2014 года № 51-П региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, так как был введен в эксплуатацию и не подпадал (не подпадает) под  перечисленные вышеуказанные исключения для невключения в такую программу.

Таким образом, этот дом не был включен в данную региональную программу со дня ее утверждения в результате упущения, технической ошибки.

В соответствии с пунктом 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года № 10-П действующее правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, и тем самым - предотвращение причинения вреда как жизни, здоровью и имуществу собственников помещений и других граждан, проживающих в этих домах, так и жизни, здоровью и имуществу иных лиц (вследствие возможного разрушения или повреждения многоквартирных домов, их отдельных конструктивных элементов либо наступления иных обстоятельств, препятствующих их безопасной эксплуатации), то есть направлено на защиту конституционно значимых ценностей, что соответствует закрепленному в статье 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации предназначению социального государства и согласуется с предписаниями ее статей 17 (часть 3) и 40 (часть 2).

В Постановлении Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 № 51-П указано, что региональная программа капитального ремонта общего имущества утверждена в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, обеспечения сохранности и обновления существующего жилищного фонда, внедрения ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий.

В силу части 4.1. статьи 168 ЖК РФ, решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Приказом Минстроя России от 09.12.2020 № 758/пр утверждены методические рекомендации по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В целях обеспечения единообразия предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для принятия решения о внесении изменений в региональную программу, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за ее принятие, актуализацию и реализацию, рекомендуется предусмотреть сбор таких сведений по единой форме (перечню) согласно приложению к настоящим Методическим рекомендациям (пункт 3 Методических рекомендаций).

Подпункт «а» пункта 4 указанных Методических рекомендаций предусматривает, что при подготовке изменений в региональную программу рекомендуется обеспечить проверку наличия многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию после даты утверждения региональной программы или внесения в нее последних изменений, подлежащих включению в региональную программу с учетом требований части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса, а также о многоквартирных домах, не включенных в региональную программу в результате технических ошибок.

При этом частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ в редакции, действовавшей до принятия  Федерального закона от 27.11.2023 № 561-ФЗ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6 статьи 168 ЖК РФ в редакции в спорный период).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 06.03.2017 № 94-П утверждено Положения о порядке принятия решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области.

Решение о внесении изменений в региональную программу принимается комиссией, созданной исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п.2.1).

Основанием для внесения изменений в региональную программу являются сведения, предусмотренные пунктами 2.6 и 2.8 настоящего Порядка, направляемые в уполномоченный орган органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области, специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (п. 2.2 в редакции на дату спорных правоотношений).

В соответствии с пунктом 2.6 этого Положения, к сведениям о включаемых в региональную программу многоквартирных домах прилагаются следующие документы:

1) копия акта ввода в эксплуатацию (для многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы);

2) копия технического паспорта;

3) акт обследования технического состояния многоквартирного дома.

Во исполнение пункта 2.5 названного Положения в сведениях о многоквартирных домах, включаемых в региональную программу, необходимо указывать информацию:

1) о введенных в эксплуатацию многоквартирных домах после завершения строительства или реконструкции;

2) о ранее не включенных в региональную программу многоквартирных домах в результате технических ошибок;

3) о многоквартирных домах, подлежащих включению в региональную программу в связи с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс Российской Федерации.

Информация о поступивших обращениях о внесении изменений в региональную программу и принятых в результате их рассмотрения решениях должна быть размещена на официальных сайтах уполномоченного органа и регионального оператора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 10 дней со дня заседания комиссии, созданной уполномоченным органом (пункт 3 Положения).

Приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской обл. от 18.04.2019 № 26-од утверждено Положение о Комиссии по принятию решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области.

В силу пунктов 1-4 указанного Положения Комиссия по принятию решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, является коллегиальным органом, созданным во исполнение постановления правительства Ульяновской области от 06.03.2017 № 94-П                        «Об утверждении Порядка принятия решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области».  Решение о внесении изменений в региональную программу, принимается Комиссией, созданной Министерством энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (с 2022 года - Министерством жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области).  Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Ульяновской области, иными правовыми актами, а также настоящим Положением. Комиссия является постоянно действующим органом при Министерстве.

Комиссия осуществляет свою деятельность в форме открытых заседаний, проводимых по мере необходимости с последующим размещением указанных материалов на сайте Министерства и Фонда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 8).

Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее семи его членов. Члены Комиссии должны присутствовать на заседании лично. Член Комиссии в случае невозможности присутствия на заседании по уважительной причине вправе с согласия всех остальных членов Комиссии направить для участия в заседании своего представителя. Решение Комиссии принимается простым большинством голосов из числа присутствующих на заседании членов Комиссии. При голосовании каждый член Комиссии имеет один голос. При равенстве голосов решающим является голос Председателя Комиссии (п.10).

Решения Комиссии оформляются протоколом, подписываемым всеми членами Комиссии и размещаются на сайте Министерства и Фонда не позднее следующего рабочего дня после даты его подписания. Решение о внесении изменений в региональную программу, оформленное протоколом заседания Комиссии, в 3-дневный срок направляется региональному оператору для подготовки нормативного правового акта Правительства Ульяновской области (п.14).

Из протокола заседания Комиссии по принятию решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, № *** от *** года следует, что присутствовали 8 человек.

В пункт 5 повестки включен вопрос о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области (т.2, л.д. 233).

Данный вопрос был рассмотрен и принято единогласное решение «за» о включении многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы (список домов в приложении № 6) (т.2, л.д. 236-237).

Из приложения усматривается включение в программу дома с адресом: *** (т.2, л.д. 250)

На основании данного протокола были внесены изменения с изложением строки *** раздела «2042-2044 годы» Приложения № 1 «Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014-2044 годы» Постановления Правительства Ульяновской области от *** № *** «О внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014 - 2044 годы» со включением в адресный перечень многоквартирного дома по адресу: ***, но без указания населенного пункта.

Установлено, что эти изменения внесены для внесения ранее не включенного в региональную программу многоквартирного дома в результате технической ошибки.

Включение в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах многоквартирного дома по адресу: ***, без указания населенного пункта свидетельствует о технической ошибке,  не может повлечь отмену нормативного акта и не свидетельствует о его неопределенности.

Так, из публичной кадастровой карты следует, что дома *** не имеется (т.5, л.д. 3).

Это обстоятельство подтверждается также актом выездного обследования территории от *** года, которым установлено отсутствие дома № *** (т.4, л.д. 172).

Их размещенных на сайте Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области отчетов усматривается включение в отчеты о размерах капитального ремонта дома по адресу: ***, с 2019 года по настоящее время.  При этом дома с адресом: ***, в отчетах не имеется.

Неточное указание формулировки вопроса в указанном протоколе № ***, учитывая представленные доказательства, не свидетельствует об обратном.

В Определении Конституционного Суда РФ от 30.03.2023 № 654-О указано, что действующее правовое регулирование организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов распространяется на созданные здания, учет информации о техническом состоянии которых в целях формирования (актуализации) региональной программы капитального ремонта возможен лишь после введения их в эксплуатацию в установленном законом порядке (часть 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 4 методических рекомендаций по принятию субъектом Российской Федерации решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утверждены приказом Минстроя России от 9 декабря 2020 года № 758/пр). Таким образом, пункт 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации не может расцениваться как нарушающий в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, в деле с участием которого суды основывались на том, что спорный многоквартирный дом введен в эксплуатацию по решению суда, включен в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов с неверным указанием адреса, однако наличие соответствующей ошибки не служит основанием для исключения дома из данной программы.

Указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части не содержит правовую неопределенность, не вызывает неоднозначное толкование.

Из материалов надзорного производства по обращениям Моисеевой Е.А. в органы прокуратуры усматривается, что в целях устранения нарушений закона заместителем прокурора области было внесено представление Министру жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области по вопросу о включении  дома по адресу: ***, в региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов.

Распоряжением Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от *** № ***  присвоен адрес земельному участку по адресу: *** (т.4, л.д. 115).

Из протокола заседания Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск» от *** года № *** следует, что в повестке дня (вопрос ***) запланировано рассмотреть вопрос о корректировке адреса дома по адресу: ***, с заменой на адрес: *** (т.4, л.д. 80).

По данному вопросу принято положительное решение, голосовали 7 человек «за» единогласно (т.4, л.д. 94).

Из протокола заседания Комиссии по принятию решений о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области,         № *** от *** года следует, что присутствовали 7 человек.

В пункт *** повестки включен вопрос о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области (т.4, л.д. 103).

Данный вопрос был рассмотрен и принято единогласное решение «за» об изменении адреса многоквартирного дома по адресу: *** (т.4, л.д. 106).

На основании данного протокола были внесены изменения с изложением строки *** раздела «2042-2044 годы» Приложения № 1 «Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» Постановления Правительства Ульяновской области от 27.10.2023 № 554-П «О внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» с корректировкой адреса многоквартирного дома на адрес: город ***.

Установлено, что эти изменения внесены для корректировки включенного в региональную программу адреса многоквартирного дома в результате ранее допущенной технической ошибки.

Требования к подготовке, принятию и опубликованию оспариваемых нормативных правовых актов соблюдены.

Не соответствие оспариваемых нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, в процессе судебного разбирательства не установлено.

Права и интересы административных истцов принятием оспариваемых в части  нормативных актов не нарушены.

Включение многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, последующая корректировка адреса направлены на достижение целей защиты прав жильцов указанного многоквартирного дома.

Не согласие с указанными в иске последующими действиями правоприменителей, реализовывающих положения оспариваемых нормативных правовых актов, не могут повлечь их недействительность.

Во исполнение пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая изложенное, и то обстоятельство, что отсутствуют правовые нормы большей юридической силы, которым бы противоречили оспариваемое в части административными истцами нормативные правовые акты, и их права и законные интересы ими не нарушаются, в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

в удовлетворении административных исковых требований Моисеевой Елены Александровны, Моисеева Дениса Евгеньевича о признании недействующими в части нормативных правовых актов:

строки *** раздела «2042-2044 годы» Приложения № 1 «Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014-2044 годы» Постановления Правительства Ульяновской области от *** № *** «О внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014 - 2044 годы» в части включения                         в адресный перечень многоквартирного дома по адресу: ***;

строки *** раздела «2042-2044 годы» Приложения № 1 «Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» Постановления Правительства Ульяновской области от 27.10.2023 № 554-П «О внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» в части включения в адресный перечень многоквартирного дома по адресу: ***;

о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины  - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     О.А. Сычёва

 

Мотивированное решение принято 16 января 2025 года