Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Пенсионный спор
Документ от 24.12.2024, опубликован на сайте 16.01.2025 под номером 116614, 2-я гражданская, о включении периода работы в трудовой стаж, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0024-03-2024-000858-82

Судья Данилина А.В.                                                                          Дело № 33-6014/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   24 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Федоровой Л.Г., 

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу   Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 30 сентября 2024 года по гражданскому делу № 2-3-558/2024, по которому постановлено:

 

исковые требования Чугунова Валерия Васильевича удовлетворить.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области об отказе в установлении пенсии №*** от 28.06.2024.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области включить в общий и страховой стаж Чугунова Валерия Васильевича, *** года рождения, период работы *** с 01.01.1979 по 27.02.1985, обязав назначить Чугунову Валерию Васильевичу досрочную страховую пенсию по старости с 21.06.2024.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения Чугунова В.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Чугунов В.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) с иском о защите пенсионных прав.

В обоснование заявленных требований указал, что решением ОСФР по Ульяновской области от 28.06.2024 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием страхового стажа – 42 года, рекомендовано обратиться за назначением страховой пенсии по старости по достижении возраста 64 лет. При этом ответчиком в его стаж не включен период его работы с 01.01.1979 по 27.02.1985 в ***, в связи с отсутствием подтверждающих документов о периодах работы и начисления заработной платы.

Архивные документы колхоза были утрачены в результате пожара, однако отсутствие документов не может нарушать его пенсионные права.

В связи с чем истец просил признать незаконным решение ОСФР по Ульяновской области об отказе в установлении ему пенсии от 28.06.2024 № ***, обязать включить в его общий и страховой стаж период работы в *** с 01.01.1979 по 27.02.1985, обязать начислить и выплатить единовременно досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права – с 21.06.2024.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано, что решение вынесено с нарушением норм материального права. Отмечено, что в материалах дела не имеется достаточных доказательств, подтверждающих выполнение Чугуновым В.В. фактической работы в *** с 01.01.1979 по 27.02.1985 и позволяющих установить отсутствие у него периодов без сохранения заработной платы, простоев, прогулов, не включаемых в страховой стаж, а также периодов, когда страховые взносы не начислялись. Трудовая книжка ***, справка *** от 30.11.2004 о том, что архивные документы *** не сохранились из-за пожара, а также показания свидетелей не могут служить достаточными доказательствами подтверждения страхового стажа, исключающими наличие нестраховых периодов. Периоды без начисления заработной платы и уплаты страховых взносов не учитываются при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. С учетом изложенного указано, что у суда отсутствовали основания для включения спорного периода в страховой стаж Чугунова В.В. и назначения ему досрочной пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В возражениях на апелляционную жалобу Чугунов В.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 23.05.2024 Чугунов В.В., *** года рождения, обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»    (л.д. 33 оборот - 35).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 28.06.2024 в назначении пенсии по указанному основанию Чугунову В.В. отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа 42 года (л.д. 15-16, 31 оборот-33).

При этом в страховой стаж в целях определения права на досрочную страховую пенсию за длительную работу не был включен в том числе период работы истца с 01.01.1979 по 27.02.1985 в *** в связи с отсутствием подтверждающих документов о периодах работы и начисления заработной платы.

Продолжительность страхового стажа Чугунова В.В. при обращении в                      ОСФР по Ульяновской области составила 37 лет 9 месяцев 26 дней.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Чугунова В.В. в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований.

Оснований не соглашаться с данным выводом судебная коллегия не усматривает.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ установлено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу части 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ                        при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в *** в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в ***) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в *** в период прохождения военной службы, в период пребывания *** исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.

Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Из указанного положения следует, что для лиц, предусмотренных частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», установлен особый порядок исчисления продолжительности страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по указанному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из иных периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Все остальные периоды в подсчет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», не входят.

Основным документом о трудовой деятельности членов *** является трудовая книжка *** установленного образца. Согласно пункту 3 Примерного Устава ***, утвержденного Постановлением ЦК КПСС и Совета Министерство СССР от 28.11.1969, членами *** являлись лица, достигшие 16-летнего возраста.

В силу действующего законодательства трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (часть 1 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее – Правила № 1015), установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки ***, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, – за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001                 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 № 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование.

Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.01.2004 № 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

В названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. У таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Из пункта 37 Правил № 1015 следует, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

Согласно пункту 38 Правил №1015 при утрате документов о работе и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

Из трудовой книжки *** Чугунова В.В. следует, что 01.01.1979 он был принят на работу в *** в качестве *** на основании решения заседания Правления (Протокол №*** от 01.01.1979), 27.02.1985 работа прекращена, в связи с переводом на работу *** на основании решения общего собрания (Протокол №1 от 27.02.1985) (л.д. 11-14,  41 оборот-44).

Согласно справке архивного отдела *** от 06.07.2015 №*** архивные документы *** в архивном фонде не имеются (сгорели во время пожара) (л.д. 58 оборот).

В соответствии со справкой от 13.01.2009 №*** колхоз ***» был преобразован в *** и зарегистрирован постановлением главы администрации *** от 09.06.1995 №*** серия *** преобразован в *** 22.04.2004 (свидетельство серии ***). Архивные документы *** с 03.03.1931 по 2004 не сохранились, сгорели во время пожара правления *** 15.11.2004 (л.д. 50 оборот).

Справка, выданная *** от 30.11.2004 № ***, подтверждает факт уничтожения в результате пожара административного здания ***, в которое был преобразован *** (л.д. 50).

Судом первой инстанции были допрошены свидетели *** которые в спорный период работали в *** (представив соответствующие документы) и подтвердили факт работы истца Чугунова В.В. в *** в спорный период.

Оснований не доверять показаниям данных свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у суда не имелось. Кроме того, их показания согласуются с другими доказательствами по делу.

Таким образом, период работы истца с 01.01.1979 по 27.02.1985 в ***, кроме записей в трудовой книжке колхозника, подтверждены показаниями указанных свидетелей.

Записи о трудовой деятельности в спорный период последовательны, записаны под следующими друг за другом номерами, отражают календарные периоды работы, имеются ссылки на основания внесения записей.

В связи с осуществлением трудовой деятельности в спорный период истец был вправе рассчитывать на то, что все время работы будет учитываться, как стаж его трудовой деятельности.

Отсутствие у Чугунова В.В. объективной возможности представить все необходимые уточняющие справки ввиду пожара, ликвидации *** и несохранения их в архиве, наряду с установленным судом фактом работы истца в спорный период, не может являться основанием для ограничения его пенсионных прав и отказа во включении периода работы с 01.01.1979 по 27.02.1985 в качестве ***.

Поскольку с учетом включения спорного периода на момент обращения истца в пенсионный орган общий страховой стаж для определения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (42 года) у него имелся, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и назначении ему пенсии с 21.06.2024 (по достижении возраста 62 лет).

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что суд неправильно оценил имеющиеся в деле доказательства, дал неправильную оценку доводам и доказательствам ответчика, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела – выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, однако по существу их не опровергают, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом подробного исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Таким образом, обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от                               30 сентября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 января 2025 года