Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании права собственности на земельный участок
Документ от 24.12.2024, опубликован на сайте 15.01.2025 под номером 116606, 2-я гражданская, о признании права собственности на земельный участок, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0001-01-2024-003940-12

Судья Алексеева Е.В.                                                                     Дело № 33-5811/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                                    24 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Коротковой Ю.Ю.,

судей Грудкиной Т.М., Маслюкова П.А.,

при секретаре Аладине А.П.

рассмотрела   в   открытом    судебном      заседании      гражданское      дело    № 2-3207/2024 по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09.08.2024, по которому с учетом определения судьи от 23.09.2024 об исправлении описки постановлено:

 

исковые требования Шароухова Александра Владимировича к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ульяновская областная дезинфекционная станция» о признании права собственности на земельный участок, возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка - удовлетворить частично.

Признать за Шароуховым Александром Владимировичем право на получение в собственность за плату без проведения торгов земельного участка общей площадью 67 кв.м, расположенного под принадлежащим ему на праве собственности гаражным боксом общей площадью 37 кв.м, с кадастровом номером *** по адресу: *** в границах, определенных по варианту №1 экспертного заключения *** подготовленного обществом с ограниченной ответственностью «Ульяновская лаборатория строительно-технической экспертизы».

В удовлетворении исковых требований о признании права собственности на земельный участок и возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка отказать.

 

Заслушав доклад судьи Грудкиной Т.М., пояснения Шароухова А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Шароухов А.В. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения (ГБУЗ) «Ульяновская областная дезинфекционная станция» о признании права собственности на земельный участок, заключении договора купли-продажи земельного участка.

Требования мотивированы тем, что ему на основании договора купли-продажи от 07.11.2016 принадлежит гаражный бокс, общей площадью 37 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***

Ответчик решением от 14.05.2024 отказал в утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 200 кв.м. на кадастровом плане территории, сославшись на то, что в соответствии с постановлением правительства Ульяновской области от 02.07.2009 №256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия территории муниципального образования «город Ульяновск», режим использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», в территориальной зоне ЗРЗ Р-2 минимальная площадь земельных участков 500 кв.м.

Истец просил признать за собой за плату право собственности на земельный участок общей площадью 67 кв.м в границах согласно выводам судебной землеустроительной экспертизы от 05.08.2024 *** ООО «Ульяновская лаборатория строительно-технической экспертизы» и расположенный под принадлежащим ему объектом недвижимости – индивидуальным гаражом, общей площадью 37 *** обязать ответчика Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области заключить с ним договор купли-продажи указанного земельного участка.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Ульяновска, публично-правовая компания «Роскадастр», Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска, Управление Росреестра по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, районный суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм процессуального и материального права.

Указывает, что в адрес Министерства от истца ранее поступало заявление  об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером ***, в чем ему было отказано, так как схема, представленная Шароуховым А.В., не соответствует минимальным размерам для земельных участков, определенным для зоны, в которой будет формироваться земельный участок.

Несоответствие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ее форме, формату или требованиям к ее подготовке является основанием для отказа в утверждении такой схемы, предусмотренного пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Кроме того, схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, что также является основанием для отказа в утверждении такой схемы, предусмотренным пп. 3 п. 16 СТ. 11.10 ЗК РФ.

Судом не приняты во внимание доводы Министерства о том, что поставить на кадастровый учет земельный участок, с указанной в схеме площадью, не представляется возможным.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 08.05.2024 № *** земельный участок с кадастровым номером ***, вид разрешенного использования - под дезинфекционной станцией, расположенный по адресу: *** находится в собственности Ульяновской области и на праве постоянного (бессрочного) пользования у ГБУЗ «Ульяновская областная дезинфекционная станция», в связи с чем, необходимо согласие этого учреждения на раздел исходного земельного участка с кадастровым номером ***.

Отмечает, что для признания права собственности на земельный участок необходимо, чтобы он был индивидуализирован: имел кадастровый номер, координаты границ, что позволит определить его местонахождение при регистрации или оформлении земельного участка.

После устранения истцом оснований для отказа, получения согласия землепользователя на раздел исходного земельного участка и постановки на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка истец вправе обратиться с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в Министерство.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельный кодекс РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 39.3 названного Кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи, а именно подпункта 6: без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что Шароухов А.В. является собственником гаража с кадастровым номером *** общей площадью 37 кв.м, расположенного по адресу: ***, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 41-44, том 1).

Гараж завершен строительством 1973 году. Право собственности истца на гараж зарегистрировано в установленном законом порядке 21.11.2016 на основании договора купли-продажи от 07.11.2016, заключенного с *** которой принадлежал данный объект на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 16.04.2012. (т.1 л.д.93-94).

В пределах границ земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью согласно данным ЕГРН 2780+/-18 кв.м, находящегося в собственности Ульяновской области, располагаются объекты недвижимости со следующими кадастровыми номерами ***, в том числе гараж истца с кадастровым номером *** (л.д. 37-40 том 1).

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** под инфекционной станцией. Земельный участок фактически разделен на два участка: ***

Согласно выводам судебной землеустроительной экспертизы от 05.08.2024 ***, проведенной экспертами ООО «Ульяновская лаборатория строительно-технической экспертизы», площадь и границы земельного участка, необходимого для обслуживания гаража с кадастровым номером *** расположенного по адресу: г. ***, могут быть установлены по варианту №1 исходя из площади занимаемого строения (л.д. 1-31, том 2).

Границы такой территории устанавливаются в соответствии с зоной застройки. Межевые границы могут проходить по капитальным конструкциям стен. Площадь образованного земельного участка будет составлять 67 кв.м. Экспертом указаны координаты границы земельного участка, занимаемого гаражом, принадлежащим истцу.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования истца, исходил из того, что на испрашиваемом земельном участке, находящимся в государственной собственности, расположен принадлежащий истцу объект недвижимого имущества - гараж, в связи с чем он имеет исключительное право на предоставление в собственность земельного участка, расположенного под ним и необходимого для его эксплуатации, за плату без проведения торгов в границах, определенных по варианту №1 экспертного заключения ***, подготовленного ООО «Ульяновская лаборатория строительно-технической экспертизы».

Судебная коллегия  не имеет оснований по доводам апелляционной жалобы не согласиться с выводами районного суда, которые основаны на материалах дела и нормах материального права.

При  том суд обоснованно руководствовался решением Ульяновской городской Думы от 13.04.2004 №90 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», постановлением *** от 27.08.2014 администрации города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка с учетом внесенных в него последующих изменений, постановления администрации города Ульяновска *** от 10.08.2021 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» (с изменениями на 19.02.2024), согласно которым минимальная и максимальная площадь земельного участка настоящим подразделом градостроительного регламента не устанавливается.

В частности, ст. 3 ранее действующих Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, было предусмотрено, что для земельных участков, фактически занимаемых индивидуальными жилыми домами, либо гаражами в составе гаражных кооперативов, которые были возведены (созданы) до вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», виды разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» и «Обслуживание автотранспорта» (соответственно) являются всегда разрешенными независимо от принадлежности к территориальным зонам. Гараж истца возведен в 1973 году.  

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на то, что предоставленная истцом схема расположения земельного участка не соответствует форме  и требованиям её подготовки, разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, отсутствуют основания дл утверждения схемы, подлежат отклонению, поскольку в данном случае судом удовлетворены требования на основании заключения судебной экспертизы, согласно которой установлены площадь и границы земельного участка, необходимого для обслуживания спорного гаража, в соответствии с зоной застройки, определены координаты границы.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку правильно установленных судом обстоятельств дела, являлись предметом оценки суда первой инстанции, оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, жалоба не содержит.

Решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09.08.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий:

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.01.2025.