У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0021-01-2024-000202-78
Судья
Горбачёва Т.Ю.
Дело №33а-5616/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
17 декабря 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,
при помощнике судьи Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Шамовой Татьяны Ивановны на решение Сенгилеевского районного суда
Ульяновской области от 9 июля 2024 года, с учетом определения того же суда об
исправлении описки от 20 сентября 2024 года, по делу №2а-1-194/2024, которым
постановлено:
административный иск УФНС России по Ульяновской области к
Шамовой Татьяне Ивановне о взыскании обязательных платежей и санкций
удовлетворить.
Взыскать с Шамовой Татьяны Ивановны, *** года рождения,
уроженки с. ***, ИНН ***, зарегистрированной по адресу: ***, в пользу УФНС
России по Ульяновской области задолженность по налогу на имущество за 2019,
2021, 2022 г.г. в размере 58 077 руб., по земельному налогу за 2021,
2022 г.г. в размере 9662 руб., а также пени на отрицательное сальдо ЕНС за
период с 01.01.2023 по 15.01.2024 в сумме 6966,97 руб., всего – 74 705,97
руб.
Взыскать с Шамовой Татьяны Ивановны, *** года рождения,
уроженки ***, зарегистрированной по адресу: *** в доход местного бюджета
государственную пошлину в размере 2441 руб.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия
установила:
УФНС России по Ульяновской области обратилось в суд с
административным иском к Шамовой Т.И. о взыскании обязательных платежей и
санкций, указав, что административный ответчик является плательщиком налога на
имущество физических лиц и земельного налога в связи с наличием в собственности
здания по адресу: *** кадастровый номер *** и земельных участков, расположенных
по адресу: *** и по адресу: ***. Требование об уплате начисленной суммы налогов
Шамовой Т.И. не исполнено. В связи с невыполнением обязанности по уплате
налогов в установленный срок на сумму задолженности начислены пени в
соответствии со ст. 75 НК РФ. Судебный приказ мирового судьи судебного
участка №1 Сенгилеевского района Ульяновской области №2а-208/2024 от 12.02.2024
о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени
отменен 22.02.2024.
УФНС России по Ульяновской области просило взыскать с Шамовой Т.И.
задолженность по налогу на имущество за 2019, 2021, 2022 г.г. в размере
58 077руб., земельный налог за 2021, 2022 г.г. в размере 9662 руб., пени
на отрицательное сальдо ЕНС за период с 01.01.2023 по 15.01.2024 в сумме
6966,97руб., всего – 74 705,97 руб.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Шамова Т.И. не соглашается с решением
суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении
административного иска.
Указывает, что судом не дано оценки её доводам о пропуске
налоговым органом срока давности для взыскания задолженности за период с 2019
по 2022 годы. Ею производилась оплата указанных налогов, что
подтверждается квитанциями. Не соглашается с размером штрафных санкций в виде
пени в сумме 6966,97 руб. Полагает, что сумма пени не соответствует
предъявляемым требованиям об уплате
налога, просит снизить размер пени в соответствии со статьей 333 ГК РФ.
Обращает внимание на то, что в решении суда речь идет о
транспортном налоге, однако никаких транспортных средств она не имела и не
имеет.
В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени
рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
проверив правильность принятого по делу решения в порядке ст.308 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со
следующим.
В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные
государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы,
наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой
обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым
заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты
установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется
задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об
уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или
пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным
законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации
каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность
по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого
налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть
исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом.
Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого
налогового платежа до наступления установленного срока (п.1 ст.45 НК РФ).
В силу ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации
совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете
(далее - ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение
обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого
налогового платежа (далее - ЕНП).
Данная статья введена в Налоговый кодекс Российской
Федерации Федеральным законом от 14.07.2022 №263-ФЗ. Согласно пункту 1
указанной статьи единым налоговым платежом признаются денежные средства,
перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых
взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской
Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения
совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика
страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с
налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или)
налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктами 4, 5 указанной статьи предусмотрено, что единый
налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой
организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов,
плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на
едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте
Российской Федерации на основе, среди прочего, налоговых уведомлений - со дня
наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты
соответствующего налога (подпункт 6).
В соответствии с подп.1 п.1 ст.4 Федерального закона от
14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении
изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 01.01.2023
с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке,
аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской
Федерации.
При этом согласно п.2 ст.4 названного Федерального закона в
целях пункта 1 части 1 настоящей ствтьи в суммы неисполненных обязанностей не
включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении
уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам,
страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым
кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31.12.2022
истек срок их взыскания.
В силу п.10. ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской
Федерации» денежные средства, поступившие после 01.01.2023 в счет погашения
недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням,
штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и
определяются по принадлежности в соответствии со ст.45 НК РФ (в редакции настоящего
Федерального закона).
Положениями подп. 1 п.3 ст.44, подп.1 п.7 ст.45
Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по
уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в
случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; обязанность по уплате налога
считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не
предусмотрено п.13 ст.45 НК РФ, со дня перечисления денежных средств в качестве
единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня
признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на
соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности
в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм
денежных средств в соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ.
В связи с неуплатой в установленные сроки налогов, в
соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику
подлежат начислению пени за каждый календарный день просрочки исполнения
обязанности по уплате налога в размере 1/300 ставки рефинансирования
действующей в соответствующем периоде: недоимка (руб.) * количество дней
просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % = пени (руб.).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки
исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки
по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Налогового кодекса
Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых
платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов,
повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика,
является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику
требования об уплате задолженности.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской
Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением
о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока
исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер
отрицательного сальдо превышает 10 000 руб.
Административное исковое заявление о взыскании задолженности
за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в
порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня
вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии
заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения
судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене
судебного приказа задолженность была погашена (п.4 ст.48 НК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шамова
Т.И. стоит на учете в УФНС России по Ульяновской области, имеет задолженность
по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В налоговые периоды 2019, 2021, 2022 г.г. в собственности
административного ответчика находилось следующие недвижимое имущество:
земельный участок по адресу: ***, кадастровый номер ***,
категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования –
для ведения личного подсобного хозяйства; дата государственной регистрации –
20.08.2010 (л.д. 40-41);
земельный участок по адресу: ***, кадастровый номер ***,
категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования –
для строительства станции технического обслуживания; дата государственной
регистрации – 27.12.2017 (л.д. 42-43);
здание по адресу: *** площадь 492,8 кв.м., количество этажей
– 2, назначение – нежилое, кадастровый номер – ***; дата государственной
регистрации – 27.12.2017 (л.д. 44-45).
В адрес налогоплательщика налоговым органом направлялись
уведомления №33738890 от 03.08.2020 о уплате налога на имущество за 2019 год
(л.д. 7-8), № 1536868 от 01.09.2022 о уплате земельного налога и налога на
имущество за 2021 год (л.д. 9-10), № 66776086 от 27.07.2023 о уплате земельного
налога и налога на имущество за 2022 год (л.д. 11-12).
Поскольку обязанность по уплате начисленных налогов Шамовой
Т.И. не была исполнена, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено
требование №99965 от 09.07.2023 об уплате задолженности по налогам и пени в
срок не позднее 28.11.2023, которое вручено административному ответчику 02.10.2023,
однако оставлено без исполнения (л.д. 13-15).
Налоговый орган обратился за взысканием спорной
задолженности в установленные статьей 48 НК РФ порядке и сроки к мировому судье
с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Шамовой Т.И. задолженности
по обязательным платежам. Судебный приказ мирового судьи судебного участка №1
Сенгилеевского района Сенгилеевского судебного района Ульяновской области
№2а-208/2024 от 12.02.2024 был отменен 22.02.2024 на основании заявления Шамовой Т.И.
После отмены судебного приказа УФНС России по Ульяновской
области обратилось в суд с настоящим административным иском также в
установленный законом срок.
В отсутствие со
стороны административного ответчика доказательств погашения спорной
задолженности по налогам и пени суд первой инстанции пришел к правильному
выводу об удовлетворении заявленных налоговым органом требований.
Доводы Шамовой
Т.И. в апелляционной жалобе о том, что ею производилась оплата спорных налогов,
являются несостоятельными, поскольку представленные в материалы дела платежные
документы от 09.11.2021 и от 03.03.2023 свидетельствуют о совершении иных
налоговых платежей по УИН, отличных от приложенных к уведомлениям от 03.08.2020
№33738890, от 01.09.2022 №1536868, от 27.07.2023 №66776086 о начислении налогов
за 2019, 2021 и 2022 годы, заявленных к взысканию в настоящем административном
иске (л.д. 7, 9, 11, 51-55).
Довод в
апелляционной жалобе о пропуске административным истцом срока для обращения в
суд с требованием о взыскании спорной задолженности по налогам основан на
ошибочном толковании закона.
Налоговым
органом Шамовой Т.И. выставлялось требование №4135 от 03.02.2021 об уплате
недоимки за 2019 год на сумму 4151,73 руб. сроком исполнения до 30.03.2021.
Поскольку сумма в требовании не превышала 10 000 руб., меры взыскания
не производились согласно ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.
12.12.2022 Шамовой Т.И. было выставлено требование №201148
об уплате недоимки по налогам за 2021 год на сумму 33 290 руб., которое
вручено адресату 26.12.2022 (почтовый идентификатор ***).
В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 14.07.2022
№ 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса
Российской Федерации» требование об уплате задолженности, направленное после
01.01.2023 в соответствии со ст. 69 НК РФ, прекращает действие требований
об уплате налогов, направленных до 31.12.2022, в случае, если налоговым
органом на основании таких требований не
приняты меры взыскания, предусмотренные налоговым кодексом Российской
Федерации.
Таким образом, в соответствии с указанными изменениями в
налоговом законодательстве, а также п.1 постановления Правительства РФ от
29.03.2023 №500, которым увеличены сроки направления налогоплательщикам
требований об уплате недоимки по налогам и сборам, 09.07.2023 Шамовой Т.И. было
выставлено требование №99965 на сумму отрицательного сальдо, в связи с
неисполнением которого налоговым органом принято решение о взыскании с
налогоплательщика спорной задолженности.
Налоговым органом заявлены требования о взыскании с
административного ответчика пени на отрицательное сальдо ЕНС (на спорную сумму
налогов за 2019, 2021, 2022 годы) за период с 01.01.2023 по 15.01.2024 в сумме
6966,97 руб.
Подробный расчет пени представлен в административном иске, в
возражениях налогового органа на апелляционную жалобу, проверен судом первой
инстанции и судебной коллегией и признан правильным.
Правовых оснований для уменьшения размера пени не имеется.
Указание в апелляционной жалобе на то, что в мотивировочной
части решения (лист 1) имеется ссылка на задолженность по транспортному налогу,
свидетельствует об описке в наименовании налога и не влечет отмену решения
суда, принятого в соответствии с предметом заявленного налоговым органом
административного иска о взыскании с административного ответчика задолженности
по земельному налогу за 2021, 2022 годы, налогу на имущество за 2019, 2021,
2022 годы и пени на указанную недоимку по налогам за период с 01.01.2023 по
15.01.2024.
Принятое по делу решение является законным и обоснованным,
принято при надлежащей оценке представленных в дело доказательств, верном
применении норм материального и процессуального права и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от
9 июля 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от
20 сентября 2024 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу
Шамовой Татьяны Ивановны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам,
установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
09.01.2025.