У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0001-01-2024-003265-97
Судья Сизов И.А.
Дело № 33а-5622/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
17 декабря 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Бахаревой Н.Н.,
при ведении
протокола помощником судьи Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Воронова
Константина Викторовича – Ерофеевой Натальи Петровны на решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 1 июля 2024 года по делу
№2а-3241/2024, по которому постановлено:
в удовлетворении
административного искового заявления Воронова Константина Викторовича к Министерству
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании решений
незаконными - отказать.
Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., судебная коллегия
установила:
Воронов К.В.
обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений
и архитектуры Ульяновской области о признании решений незаконными.
В обоснование
заявленных требований указал, что 04.03.2024
он обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области с 19
заявлениями о предварительном согласовании предоставления в аренду на срок
двадцать лет 19 земельных участков, площадью 1200 кв.м каждый.
В предоставлении
всех 19 испрашиваемых земельных участков ему было отказано по мотиву того, спорные
земельные участки находятся в зонах подтопления разной интенсивности, а также
ввиду указания в схемах расположения земельных участков неверных кадастровых
номеров смежных земельных участков, граничащих с истребуемыми.
С данными отказами
он не согласен, поскольку подготовленные им схемы расположения земельных
участков соответствуют требованиям Приказа Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2022 №П/0148, а расположение
испрашиваемых участков в зоне с особыми условиями использования территории не
препятствует предоставлению их в аренду.
Административный
истец просил суд признать незаконными решения Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области от *** об отказе ему (Воронову К.В.)
в предварительном согласовании представления на праве аренды земельных
участков, каждого площадью 1200 кв.м, и утверждении схем расположения земельных
участков на кадастровом плане территории: *** обязать Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области предварительно согласовать предоставление Воронову К.В. на
праве аренды 19 земельных участков, каждого площадью 1200 кв.м, утвердить схемы
расположения этих участков на кадастровом плане территории по его заявлениям от
04.03.2024.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города
Ульяновска.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной
жалобе представитель Воронова К.В. - Ерофеева Н.П. не соглашается с решением
суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы
указывает о том, что выводы суда основаны не неправильном применении норм
материального права, неверном истолковании закона.
При вынесении
оспариваемого решения судом первой инстанции не приняты во внимание доводы
административного истца и нормы действующего
законодательства. То обстоятельство, что испрашиваемые земельные участки
полностью расположены в границах зон с особыми условиями использования
территории, не свидетельствуют о том, что установленные ограничения
использования земельных участков не допускают использования испрашиваемых земельных участков в соответствии
с целями использования таких земельных участков, указанными в заявлениях о
предоставлении земельных участков.
Если установленные
ограничения не позволяют использовать формируемый и испрашиваемый земельный
участок в соответствии с его целевым назначением в связи с его нахождением в границах
зоны с особыми условиями использования территории, то такой земельный участок
не может быть представлен заинтересованным лицам, соответственно, не может быть
утверждена и схема расположения земельного участка на кадастровом плане
территории.
Из заявлений
Воронова К.В. следует, что цель использования земельных участков -
использование под личное подсобное хозяйство. Правой режим земель и земельных
участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их
принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Считает, что ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках,
расположенных в зонах подтопления законом не запрещено, как и строительство
индивидуальных жилых домов, которые правообладателем земельного участка
(застройщиком) должны быть обеспечены сооружениями и методами инженерной защиты
от негативного воздействия вод.
В судебное заседание иные лица, участвующие в
деле, не явились, извещены надлежащим
образом о времени и месте судебного
заседания.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в
соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218
КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями
об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти,
органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными
государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия
(бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии),
должностного лица, государственного или муниципального служащего, если
полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы,
созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Задачами
административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых
прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и
предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных
правоотношений (пп. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).
Одними из принципов
административного судопроизводства являются законность и справедливость при
рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не
только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об
административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного
дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых
актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением
государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и
организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод
(п.3 ст.6, ст.9 КАС РФ).
Согласно п.1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК
РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении
земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель,
находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п.1
ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на
кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка)
представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или
образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме
расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного
участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных
участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы
расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без
проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п.4
ст.11.10 ЗК РФ).
Согласно ст.39.2 ЗК
РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом
государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их
компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса.
Основания
для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной
или муниципальной собственности, без проведения торгов приведены в статье 39.16
ЗК РФ.
В силу положений пп. 14.1 ст.
39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган
принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в
государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в
случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах
зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения
использования земельных участков в которой не допускают использования
земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного
участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено
судом, Воронов К.В. 04.03.2024
посредством портала Госуслуг обратился в Министерство имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области с 19 заявлениями о предварительном
согласовании предоставления в аренду на срок двадцать лет 19 земельных
участков, площадью 1200 кв.м каждый, приложив к ним схемы расположения на
кадастровом плане территории.
Решениями
Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от ***
об Воронову К.В. было отказано в предварительном согласовании представления на
праве аренды всех 19 испрашиваемых земельных участков, каждого площадью 1200 кв.м, и утверждении схем
расположения данных земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно мотивировке
указанных решений представленные заявителем схемы в форме документа на бумажном
носителе выполнены с нарушением п.6 Требований к подготовке схемы расположения
земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и
формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на
кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы
расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане
территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном
носителе, утвержденных Приказом Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии от 19.04.2022 №П/0148, а именно: указание в схемах
расположения земельных участков неверных кадастровых номеров смежных земельных
участков, граничащих с истребуемыми.
Кроме того, по
сведениям публичной кадастровой карты Росреестра земельные участки находятся в
зонах с особыми условиями использования:
***
«Зона затопления территорий, прилегающих к ***, затапливаемых при половодьях и
паводках 1%-ой обеспеченности»;
***
«Зона сильного подтопления территорий, прилегающих к ***»;
***
«Зона умеренного подтопления территорий, прилегающих к ***.
Согласно п.6 ст.67.1 Водного кодекса РФ в
границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством
Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с
особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых
населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без
обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от
затопления, подтопления.
Разрешая
спор и отказывая в удовлетворении требований Воронова К.В., суд первой
инстанции исходил из того, что спорные земельные участки находятся в границах
зон с особыми условиями использования, а установленные ограничения
использования земельного участка не допускают использование его в соответствии
с целями использования земельного участка «для ведения личного подсобного
хозяйства» (строительство жилого дома).
С выводами районного
суда судебная коллегия соглашается.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не была
установлена необходимая для удовлетворения административного иска совокупность
условий, предусмотренная ст.227 КАС РФ. Оспариваемые решения вынесены
уполномоченным на то лицом, с соблюдением установленных сроков и процедуры их
принятия.
Довод апелляционной
жалобы о том, что ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках,
расположенных в зонах подтопления законом не запрещено, как и строительство
индивидуальных жилых домов, судебной коллегией отклоняется, поскольку указанное
основание не было единственным, согласно оспариваемым решениям.
Так, согласно п.6 Требований к подготовке
схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом
плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных
участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы
схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом
плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на
бумажном носителе, утвержденных Приказом Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2022 №П/0148, в схеме расположения
земельного участка приводятся:
условный номер каждого земельного участка, образуемого в
соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если
предусматривается образование двух и более земельных участков);
проектная площадь каждого земельного участка, образуемого
в соответствии со схемой расположения земельного участка;
список координат характерных точек границы каждого земельного
участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка,
в системе координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра
недвижимости;
изображение границ образуемого земельного участка или
образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков,
в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера
земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер
кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные
при подготовке изображения (далее - графическая информация);
сведения об утверждении схемы расположения земельного
участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением
уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении
схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому
подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об
утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы
расположения земельного участка соглашением между уполномоченными органами
указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения
земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата
(даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
В нарушение указанных требований
представленные на согласование схемы расположения испрашиваемых земельных
участков содержали указание
неверных кадастровых номеров смежных земельных участков, граничащих с
истребуемыми.
Указанное обстоятельство
административным истцом в ходе рассмотрения дела не опровергнуто.
Кроме того, как верно указано
районным судом, в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном
подсобном хозяйстве» для
ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или)
приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные,
бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также
сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника,
инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее
на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное
хозяйство ( ст.6).
Затопление и подтопление, согласно п. 16 ст. 1,
ч.1 ст. 67.1
Водного кодекса Российской Федерации, являются одними из возможных форм негативного
воздействия вод на определенные территории и объекты, в целях предотвращения
такого воздействия, ликвидации его последствий в соответствии с Кодексом
принимаются меры по обеспечению инженерной защиты территорий и объектов от
затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и
другого негативного воздействия вод.
Ограничения использования земельных участков,
расположенных в зонах затопления и подтопления, изложены в статье 67
Водного кодекса Российской Федерации, в границах зон затопления, подтопления, в
соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной
деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий,
запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов
капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных
пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Каких-либо новых доводов,
способных поставить под сомнение законность и обоснованность обжалуемого
решения и повлечь его отмену либо изменение, в апелляционной жалобе не
приведено.
Принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная
коллегия
определила:
решение
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 1 июля 2024 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Воронова Константина Викторовича – Ерофеевой
Натальи Петровны– без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 26.12.2024