Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности произвести перерасчет размера социальной выплаты
Документ от 10.12.2024, опубликован на сайте 27.12.2024 под номером 116387, 2-я гражданская, об обязании произвести перерасчет размера социальной выплаты, решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0024-03-2024-000791-89    

Судья Антончев Д.Ю.                                                                     Дело №33-5721/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      10 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Шлейкина М.И., Карабанова А.С.,

при секретаре Герасимове А.В.,

с участием прокурора Стерлядевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 27 августа 2024 года, по делу №2-3-525/2024, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области, действующего в интересах Тазетдиновой Эльвиры Насибулловны, к Министерству социального развития Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о возложении обязанности сделать перерасчет размера и произвести доплату социальной выплаты удовлетворить частично.

Обязать областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области произвести перерасчет Тазетдиновой Эльвире Насибулловне размера социальной выплаты на уплату первоначального взноса и (или) на полное (частичное) погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу), предоставленному в целях строительства индивидуального жилого дома или садового дома, приобретения индивидуального жилого дома или садового дома, а равно земельного участка, на котором расположены указанные дома.

Обязать Министерство социального развития Ульяновской области произвести доплату Тазетдиновой Эльвире Насибулловне оставшейся части социальной выплаты на уплату первоначального взноса и (или) на полное (частичное) погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу), предоставленному в целях строительства индивидуального жилого дома или садового дома, приобретения индивидуального жилого дома или садового дома, а равно земельного участка, на котором расположены указанные дома, в размере 50 509,24 руб.

В удовлетворении иска к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (отделение по Цильнинскому району) отказать.

Взыскать с Министерства социального развития Ульяновской области, областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области государственную пошлину в размере 300 руб. в равных долях по 150 руб. с каждого.

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., пояснения представителя Министерства социального развития Ульяновской области Фроловой Е.В., которая подержала доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Стерлядевой Е.В., которая полагала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Цильнинского района Ульяновской области, действующий в интересах Тазетдиновой Э.Н., обратился в суд с иском к Министерству социального развития Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (отделению по Цильнинскому району) (далее - отделение ОГКУ СЗН Ульяновской области по Цильнинскому району)  о возложении обязанности сделать перерасчет размера и произвести доплату социальной выплаты.

Требования были мотивированы тем,  что  Тазетдинова Э.Н. обратилась  в Министерство социального развития Ульяновской области с заявлением о предоставлении ей социальной выплаты на уплату первоначального взноса и (или) на полное (частичное) погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу), предоставленному в целях строительства индивидуального жилого дома или садового дома, приобретения индивидуального жилого дома или садового дома, а равно земельного участка, на котором расположены указанные дома.

Отделением ОГКУ СЗН Ульяновской области по Цильнинскому району Тазетдиновой Э.Н. направлено уведомление об оказании государственной услуги, с последующим перечислением на ее расчетный счет денежных средств в размере 199 490,76 руб.

При этом расчет размера социальной выплаты осуществлен отделением ОГКУ СЗН Ульяновской области по Цильнинскому району от непогашенных обязательств заявителя, а не от всего объема затрат, направленных на установленные цели.

В ходе прокурорской проверки установлено, что Тазетдинова Э.Н. и ее супруг Тазетдинов А.Г. на основании договора купли-продажи дома и земельного участка приобрели в общую совместную собственность жилой дом и земельный участок по адресу: ***.

Вышеуказанный жилой дом и земельный участок были приобретены супругами Тазетдиновыми за 850 000 руб., из которых 85 000 руб. собственные денежные средства, а 765 000 руб. заемные денежные средства по ипотечному кредитному договору от 21 июня 2021 г., заключенному с АО «Россельхозбанк».

Таким образом, Тазетдиновой Э.Н. осуществлены расходы по ипотечному кредиту в размере 765 000 руб.

Из изложенного следует, что заявитель имела право на получение социальной выплаты в размере 250 000 руб.

Учитывая, что на момент рассмотрения заявления Тазетдиновой Э.Н. остаток задолженности по ипотечному кредиту составлял 265 987,68 руб., а выплачено  ей было 199 490,76 руб. (265 987 руб. 68 коп. х 75%), Тазетдинова Э.Н. в результате не правильного расчета социальной выплаты не дополучила 50 509,24 руб. (250 000 руб. – 199 490,76 руб.)

Семья Тазетдиновой Э.Н. является многодетной и находится под особой защитой государства.

В связи с этим прокурор просил суд обязать отделение ОГКУ СЗН Ульяновской области по Цильнинскому району произвести перерасчет Тазетдиновой Э.Н. размера социальной выплаты на уплату первоначального взноса и (или) на полное (частичное) погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу), предоставленному в целях строительства индивидуального жилого дома или садового дома, приобретения индивидуального жилого дома или садового дома, а равно земельного участка, на котором расположены указанные дома, исходя из полной суммы ипотечного кредитного договора от 21 июня 2021 г.;

обязать Министерство социального развития Ульяновской области произвести Тазетдиновой Э.Н. доплату оставшейся части социальной выплаты на уплату первоначального взноса и (или) на полное (частичное) погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу), предоставленному в целях строительства индивидуального жилого дома или садового дома, приобретения индивидуального жилого дома или садового дома, а равно земельного участка, на котором расположены указанные дома, в размере 50 509,24 руб.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области (далее - ОГКУ СЗН Ульяновской области), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Тазетдинов А.Г., АО «Россельхозбанк».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство социального развития Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство социального развития Ульяновской области указывает, что право общей совместной собственности супругов Тазетдиновых на жилой дом и земельный участок  возникло 22 июня 2021 г., а право на получение социальной выплаты с 10 ноября 2023 г., т.е. с момента постановки семьи на учет, а поэтому расчет социальной выплаты произведен верно.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Статьей 13.3 Закона Ульяновской области № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 059-ЗО) определены случаи предоставления земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно.

В соответствии с частью 1 указанной нормы закона земельные участки, находящиеся в государственной собственности Ульяновской области или муниципальной собственности муниципальных образований Ульяновской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предельные размеры которых установлены пунктами 1, 3 и 6 части 3 статьи 11 данного Закона, предоставляются в собственность бесплатно  проживающему на территории Ульяновской области гражданину Российской Федерации, имеющему трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с гражданином и воспитываемых им, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих совместно с гражданином и обучающихся в очной форме по образовательным программам среднего общего, среднего профессионального или высшего образования, реализуемым общеобразовательными организациями, профессиональными образовательными организациями или образовательными организациями высшего образования, имеющими лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности и государственную аккредитацию образовательной деятельности по реализуемым ею образовательным программам, и (или) детей в возрасте от 18 до 23 лет, проходящих военную службу по призыву, либо осуществляющему опеку и (или) попечительство над тремя и более детьми в возрасте до 18 лет по договору о приемной семье, заключаемому между органами опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, для индивидуального жилищного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома, или ведения садоводства для собственных нужд (пункт 1).

Статьей 13.7 Закона Ульяновской области № 059-ЗО предусмотрено, что  гражданам, соответствующим требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 13.3 настоящего Закона, и состоящим в соответствии со статьей 13.4 настоящего Закона на учете в качестве лиц, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно с их согласия осуществляется мера социальной поддержки, способствующая обеспечению жилыми помещениями, в форме социальной выплаты, в частности, на уплату первоначального взноса и (или) на полное (частичное) погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу), предоставленному в целях строительства индивидуального жилого дома или садового дома, приобретения индивидуального жилого дома или садового дома, а равно земельного участка, на котором расположены указанные дома.

Согласно части 2 статьи 13.7 Закона Ульяновской области № 059-ЗО социальная выплата с учетом условий, предусмотренных абзацем первым части 1 данной статьи, осуществляется в случае наличия одновременно совокупности следующих дополнительных условий: местом нахождения объектов недвижимости, указанных в части 1 данной статьи, должна являться территория Ульяновской области (пункт 1);  гражданин, соответствующий требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 13.3 данного Закона, и состоящий в соответствии со статьей 13.4 этого Закона на учете в качестве лица, имеющего право на получение земельных участков в собственность бесплатно, а также все совершеннолетние члены его семьи должны дать согласие на оформление права долевой собственности на объекты недвижимости, указанные в части 1 данной статьи и находящиеся на территории Ульяновской области, в равных долях между ними (пункт 2).

Методика расчета размера социальной выплаты устанавливается Правительством Ульяновской области (часть 3 статьи 13.7 Закона Ульяновской области № 059-ЗО).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 25 марта 2022 г.          № 137-П утверждены Правила осуществления социальной выплаты, являющейся формой меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно (далее – Правила № 137-П) и Методика расчета размера социальной выплаты, являющейся формой меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно.

Пунктом 2 постановления Правительства Ульяновской области от 25 марта 2022 г. № 137-П установлено, что прием заявлений от граждан, указанных в части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области № 059-ЗО, в целях получения социальной выплаты осуществляется территориальным органом исполнительного органа Ульяновской области, осуществляющего государственное управление в сфере социальной защиты населения.

Согласно пункту 2 Правил № 137-П социальная выплата может быть направлена на цели, указанные в части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области                     № 059-ЗО.

Социальная выплата предоставляется в размере, равном размеру осуществленных или планируемых расходов заявителя на цели, указанные в пунктах 1 - 9 части 1 статьи 13(7) Закона Ульяновской области № 059-ЗО, но не превышающем 250 000 руб. (пункт 3(1) Правил № 137-П).

Согласно Приложению № 2 к постановлению Правительства Ульяновской области от 25 марта 2022 г.  № 137-П расчет размера социальной выплаты осуществляется исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим государственное управление в сфере социальной защиты населения, по формуле: С = О x 75%, где: С - размер социальной выплаты; О - объем расходов гражданина, осуществляемых в целях, указанных в пунктах 1 - 7 части 1 статьи 13.7 Закона Ульяновской области № 059-ЗО.

Из материалов дел следует, что Тазетдинова Э.Н. с 19 июня 2014 г. состоит в зарегистрированном браке с Тазетдиновым А.Г. (л.д. 77).

От данного брака супруги имеют троих несовершеннолетних детей - Т*** Т.А., *** года рождения; Т*** А.А., *** года рождения; Т*** А.А., *** года рождения (л.д. 138,139,140).

Тазетдинова Э.Н. и Тазетдинов А.Г. на основании договора договор купли - продажи жилого дома и земельного участка от 22 июня 2021 г. приобрели в общую совместную собственность жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: *** (л.д. 157-159).

Указанные объекты недвижимости приобретены супругами с использованием заемных денежных средств в размере 765 000 руб.

Так, 21 июня 2021 г. между АО «Российский сельскохозяйственный банк» и Тазетдиновым А.Г., Тазетдиновой Э.Н. заключен кредитный договор № ***, по условиям которого банк предоставил супругам денежные средства на приобретение вышеуказанных объектов недвижимости в размере 765 000 руб. на 300 месяцев под 3% годовых (л.д. 148-157).

Право общей совместной собственности Тазетдиновой Э.Н. и Тазетдинова А.Г. на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ***,   зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д. 161-171).

15 декабря 2023 г. Тазетдинова Э.Н. обратилась в ОГКУ СЗН Ульяновской области с заявлением об осуществлении социальной выплаты, являющейся формой меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, осуществляемой взамен предоставления отдельным категориям граждан земельного участка в собственность бесплатно (л.д. 69).

В соответствии со справкой от 7 декабря 2023 г., выданной                                         АО «Россельхозбанк», остаток задолженности по кредитному договору                                № *** от 21 июня 2021 г. по состоянию на 7 декабря 2023 г. составляет 265 987,68 руб. (л.д. 143).

На основании решения Министерства социального развития Ульяновской области от 25 декабря 2023 г. Тазетдинова Э.Н. получила социальную выплату в размере 199 490,76 руб. на уплату первоначального взноса и (или) на полное (частичное) погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу), предоставленному в целях строительства индивидуального жилого дома или садового дома, приобретения индивидуального жилого дома или садового дома, а равно земельного участка, на котором расположены указанные дома (л.д. 68).

Расчет социальной выплаты произведен Министерством социального развития Ульяновской области на основании Приложения № 2 к постановлению Правительства Ульяновской области от 25 марта 2022 г.  № 137-П следующим образом: 265 987,68 руб.  х 75% = 199 490,76 руб.

Полагая, что расчет социальной выплаты произведен Тазетдиновой Э.Н. неверно, поскольку Тазетдиновой Э.Н. осуществлены расходы на приобретение жилого дома и земельного участка в размере всей суммы кредита - 765 000 руб., в связи с чем она имеет право на получение социальной выплаты в полном объеме, т.е. в размере 250 000 руб., прокурор в интересах многодетной матери Тазетдиновой Э.Н. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что в соответствии с требованиями вышеуказанных положений Закона Ульяновской области № 059-ЗО, постановления Правительства Ульяновской области от 25 марта 2022 г. № 137-П при расчете социальной выплаты принимается весь объем расходов гражданина на полное (частичное) погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу), а не какая – либо его часть или остаток, при этом  Тазетдиновой Э.Н. на приобретение жилого дома и земельного участка были использованы заемные денежные средства в размере 765 000 руб., т.е. объем расходов Тазетдиновой Э.Н. на приобретение жилого дома и земельного участка составил вышеуказанную сумму, пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора к Министерству социального развития Ульяновской области, ОГКУ  СЗН Ульяновской области о возложении обязанности сделать перерасчет размера и произвести доплату социальной выплаты в размере 50 509,24 руб. (250 000 руб. – 199 490,76 руб.).

При этом суд первой инстанции указал, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от  7 мая 2024 г. № 248-П Приложение №  2  к постановлению Правительства Ульяновской области от 25 марта 2022 г.  № 137-П, которое устанавливало формулу исчисления социальной выплаты, признано утратившим силу.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, подробно приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии оснований не имеется.

При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального права,  в частности вышеуказанные положения Закона Ульяновской области № 059-ЗО, постановления Правительства Ульяновской области от 25 марта 2022 г. № 137-П, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы Министерства социального развития Ульяновской области о том, что право общей совместной собственности супругов Тазетдиновых на жилой дом и земельный участок  возникло 22 июня 2021 г., а право на получение социальной выплаты с 10 ноября 2023 г., т.е. с момент постановки семьи на учет, а поэтому расчет социальной выплаты произведен верно, были предметом тщательной проверки судом первой инстанции, данным доводам дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном акте, оснований не согласиться с ней у судебной коллегии не имеется.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7).

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. № 10-П, от 13 декабря 2016 г. № 28-П, от 10 марта 2017 г. № 6-П, от 11 февраля 2019 г. № 9-П, от 14 января 2020 г. № 2-П). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г.  № 2-П).

Изложенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации при разрешении настоящего спора судом первой инстанции обоснована была учтена и правильно применена.

Приведенные Министерством социального развития Ульяновской области  в апелляционной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.

Между тем, судебная коллегия в силу требований статей 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может согласиться с решением суда в части взыскания в равных долях с Министерства социального развития Ульяновской области, ОГКУ СЗН Ульяновской области государственной пошлины в размере 300 руб. в доход местного бюджета.

В связи с этим решение суда в указанной части подлежит отмене.

В остальной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств и действующего законодательства.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 27 августа 2024 года отменить в части взыскания в равных долях с Министерства социального развития Ульяновской области, областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области государственной пошлины в размере 300 руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства социального развития Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 декабря 2024 г.