УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Леонтьева И.А.
Дело № 7-420/2024
73RS0002-01-2024-006343-25
Р Е Ш Е Н И Е
город Ульяновск
19 декабря
2024 года
Судья Ульяновского областного суда А.И. Максимов,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе
защитника администрации города Ульяновска Болониной Ольги Александровны на
постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного
пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской
области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных
приставов России от 13 сентября 2024 года и решение судьи Засвияжского районного
суда города Ульяновска от 6 ноября 2024 года, вынесенные в отношении
администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (дело № 12-731/2024),
установил:
постановлением заместителя начальника отделения –
заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения судебных
приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России № *** от 13 сентября 2024 года администрация
города Ульяновска признана виновной в совершении административного
правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному
наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска
от 6 ноября 2024 года указанное постановление оставлено без
изменения.
В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник
администрации города Ульяновска Болонина О.А. не соглашается с вынесенными
постановлением и решением суда, полагает их подлежащими отмене, производство по
делу прекращению.
В обоснование жалобы указывает, что администрация города
Ульяновска не устраняется от исполнения решения суда, исполнить которое в
полном объеме без соблюдения всех процедур, предписанных нормами действующего
законодательства, не представляется возможным.
Постановление о назначении нового срока для исполнения
исполнительного документа вынесено в апреле 2024 года, то есть когда уже были
определены расходы бюджета на 2024 год, в связи с чем администрация города
Ульяновска полагает, что вывод об умышленном непринятии мер к исполнению
требований исполнительного документа является преждевременным.
Ссылается на правовую позицию Конституционного Суда
Российской Федерации, а также положения Федерального закона № 131-ФЗ от 6
октября
2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации».
Отмечает, что из-за отсутствия финансовых средств исполнить
вышеуказанное решение суда в сроки, установленные судебным
приставом-исполнителем, не представляется возможным, в связи с чем считает, что
имеются основания для прекращения производства по основаниям, указанным в части
4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно письму МБУ «Горсвет» ориентировочная стоимость
работ по возведению сети наружного освещения по улице Полевой в селе Кротовка
города Ульяновска составляет 1 145 000 рублей. Сроки проведения
указанных работ в настоящее время перенесены до конца IV квартала 2024
года.
Провести указанные работы в сроки, установленные судебным
приставом-исполнителем, в течение четырех летних месяцев с 27 апреля 2024 года
по 30 июля 2024 года не представилось возможным.
На исполнении в отделениях службы судебных приставов
исполнителей находится 504 исполнительных производства. Общая потребность в
бюджетных ассигнованиях на их исполнение составляет более 5 миллиардов рублей.
Решением Ульяновской Городской Думы от 6 декабря 2023 года
№187 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на
2024 год и плановый период 2025-2026 годов» утвержден бюджет муниципального
образования «город Ульяновск», который является дефицитным.
Администрация города Ульяновска является
исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, денежные
средства которого имеют целевой характер, используются в соответствии с местным
бюджетом, утверждаемым Ульяновской Городской Думой.
Отмечает, что администрация города Ульяновска не вправе
производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета,
имеющих иное целевое назначение.
Полагает, что в действиях администрации города Ульяновска
отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем не имеется
правовых оснований для её привлечения к административной ответственности.
Подробно позиция защитника администрации города Ульяновска
Болониной О.А. изложена в жалобе.
В судебное заседание участники производства по делу не
явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем
полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив
доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном
объеме, прихожу к выводу о том, что совершенное администрацией города
Ульяновска деяние правильно квалифицировано по части 2 статьи 17.15 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей
ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном
документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный
судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную
силу 7 июня 2022 года решением Засвияжского районного суда
города Ульяновска от 21 апреля 2022 года на администрацию муниципального
образования «город Ульяновск» возложена обязанность произвести работы по
оборудованию улицы Полевая в селе Кротовка города Ульяновска стационарным
электрическим освещением в соответствии с требованием пункта 4.6.1.1. ГОСТ Р
52766-2007 (л.д. 13).
10 января 2023 года возбуждено исполнительное производство
№ *** (в настоящее время № ***) и должнику установлен пятидневный
срок для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 14).
В установленный для добровольного исполнения срок решение
суда исполнено не было.
20 января 2023 года в отношении администрации города
Ульяновска в рамках исполнительного производства вынесено постановление о
взыскании исполнительского сбора (л.д. 16).
Постановлением врио начальника МОСП по исполнению особых
исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 10 октября
2023 года администрация города Ульяновска привлечена к ответственности за
совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи
17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное постановление вступило в законную силу 8 февраля 2024 года (л.д. 23-24,
28-30). Штраф оплачен в полном объеме 10 апреля 2024 года (л.д. 25).
27 апреля 2024 года судебным приставом-исполнителем специализированного
отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального
Управления Федеральной службы судебных приставов России вынесено постановление
о назначении нового срока исполнения судебного решения до 26 июля 2024 года
(л.д. 32).
30 июля 2024 года составлен акт совершения исполнительных
действий, из которого следует, что указанное требование судебного пристава об
исполнении судебного решения в срок до 26 июля 2024 года администрацией города
Ульяновска не исполнено (л.д. 33).
По факту неисполнения требований исполнительного документа 30
августа 2024 года судебным приставом-исполнителем специализированного отделения
судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России составлен протокол в отношении
администрации города Ульяновска об административном правонарушении,
предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (л.д. 36).
Как указано ранее, постановлением заместителя начальника
отделения – заместителя старшего судебного пристава специализированного
отделения судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального
Управления Федеральной службы судебных приставов России от 13 сентября 2024
года администрация города Ульяновска привлечена к административной
ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях с назначением административного наказания в
виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска
от 6 ноября 2024 года указанное постановление оставлено без
изменения.
Вопреки доводам жалобы, с учетом длительного непринятия
должником необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда, судья
районного суда пришел к правильному выводу о том, что администрация города
Ульяновска обоснованно привлечена к административной ответственности по части 2
статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
за то, что, являясь должником, не исполнила содержащиеся в исполнительном
документе требования неимущественного характера в срок до 26 июля 2024 года, после
наложения административного штрафа.
Вина юридического лица в совершении вменяемого
правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым
судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела все обстоятельства с достаточной
полнотой учтены, всем доводам жалобы судьей дана должная правовая оценка,
основанная на установленных по делу обстоятельствах и правильном применении
норм материального и процессуального права.
В ходе настоящего рассмотрения жалобы правильность указанных
выводов не опровергнута.
Доказательств фактического совершения должником действий,
направленных на своевременное и полное исполнение решения суда в срок,
установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено.
К уважительным причинам неисполнения требований
исполнительного документа в установленный срок относятся чрезвычайные,
объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные,
непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника.
Безусловных доказательств наличия таких чрезвычайных
обстоятельств суду не представлено. Сами по себе доводы об отсутствии
финансирования не свидетельствуют о наличии чрезвычайных обстоятельств.
Доводы жалобы о том, что имеются основания для применения
положений части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях отклоняются, поскольку администрация города Ульяновска является
участником бюджетного процесса, обладает необходимыми организационно-властными
полномочиями и не была лишена возможности принять все необходимые, достаточные
и своевременные меры, направленные на получение бюджетного финансирования и
исполнение решения суда в установленные сроки.
Доводы жалобы о том, что в силу положений Федерального
закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» и правовой позиции Конституционного Суда Российской
Федерации при отсутствии бюджетных средств у органа местного самоуправления
последний подлежит освобождению от ответственности, основаны на неверном
толковании закона, поскольку должником по рассматриваемому исполнительному
производству является именно администрация города Ульяновска, в обязанности
которой, исходя из положений законодательства об исполнительном производстве,
входит исполнение решения суда, указанного судебным приставом в соответствующем
требовании.
Иные доводы жалобы, в том числе доводы о том, что новый срок
должнику был установлен в апреле 2024 года, то есть когда уже были определены
расходы бюджета на 2024 год, не опровергают установленных по данному делу
обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения по
указанным выше основаниям.
При назначении наказания требования статьи 4.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, наказание
назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.
Вместе с тем имеются основания для изменения указанных выше
актов.
В описательно-мотивировочной части постановления заместителя
начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России
№ *** от 13 сентября 2024 года указано, что в отношении администрации
города Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении в
соответствии с частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях. При этом в данном абзаце ошибочно указано,
что протокол об административном правонарушении составлен за неисполнение
должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного
характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения
исполнительского сбора (абзац 2 страницы 1 постановления, л.д. 39).
Описанная диспозиция части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях не имеет отношения к настоящему
делу, поскольку администрация города Ульяновска привлечена к административной
ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях за неисполнение должником содержащихся в
исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь
установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного
штрафа.
В связи с изложенным из описательно-мотивировочной части
постановления заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного
пристава специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской
области Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных
приставов России № *** от 13 сентября 2024 года подлежит исключению
указание на то, что в отношении администрации города Ульяновска составлен
протокол об административном правонарушении за неисполнение должником
содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в
срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения
исполнительского сбора.
Кроме того, в описательно-мотивировочной части постановления
неверно указана дата вступления в законную силу решения Засвияжского районного
суда города Ульяновска, на основании которого выдан исполнительный лист,
поскольку вместо верной даты – 7 июня 2022 года в постановлении ошибочно
указана дата – 8 ноября 2022 года. Кроме того, неверно указано название улицы в
селе Кротовка города Ульяновска, на которой администрация города Ульяновска
обязана произвести работы по оборудованию стационарным электрическим
освещением, поскольку вместо верной улицы – Полевая в постановлении ошибочно
указана улица – Полевал (абзац 3 страницы 1 постановления, л.д. 39).
Учитывая, что решением судьи районного суда постановление
должностного лица административного органа оставлено без изменения, указанное
решение также подлежит изменению.
В рассматриваемом случае указанные изменения отвечают
требованиям пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, поскольку не влекут ухудшение положения лица,
в отношении которого ведется производство по делу об административном
правонарушении, существа состоявшихся по делу актов не изменяют, что
согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 2
сентября 2022 года №58-АД22-3-К9.
Руководствуясь статьями 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя
начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России № *** от 13 сентября 2024 года и решение судьи Засвияжского районного
суда города Ульяновска от 6 ноября 2024 года, вынесенные в отношении
администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях,
изменить.
Исключить из
описательно-мотивировочной части постановления заместителя начальника отделения
– заместителя старшего судебного пристава специализированного отделения
судебных приставов по Ульяновской области Главного межрегионального Управления
Федеральной службы судебных приставов России № *** от 13 сентября 2024 года
указание на то, что в отношении администрации города Ульяновска составлен
протокол об административном правонарушении за неисполнение должником
содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в
срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения
исполнительского сбора.
В описательно-мотивировочной части постановления заместителя
начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России № *** от 13 сентября 2024 года верно указать дату вступления в законную
силу решения Засвияжского районного суда города Ульяновска, на основании
которого выдан исполнительный лист - 7 июня 2022 года и название улицы в
селе Кротовка города Ульяновска, на которой администрация города Ульяновска
обязана произвести работы по оборудованию стационарным электрическим освещением
– Полевая.
В остальной части постановление
заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава
специализированного отделения судебных приставов по Ульяновской области
Главного межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов
России № *** от 13 сентября 2024 года и решение судьи Засвияжского районного
суда города Ульяновска от 6 ноября 2024 года, вынесенные в отношении
администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении,
предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника
администрации города Ульяновска Болониной Ольги Александровны – без
удовлетворения.
Решение суда вступает в законную
силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд
общей юрисдикции (город Самара).
Судья
А.И. Максимов