Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Пенсионный спор
Документ от 03.12.2024, опубликован на сайте 24.12.2024 под номером 116252, 2-я гражданская, о восстановлении права на включение спорных периодов работы в стаж государственной служба, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0002-01-2024-002758-13                                                                                                                                        

Судья         Веретенникова Е.Ю.                                                             Дело № 33-5559/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   3 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.

судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сысоевой Марины Ростиславовны  на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 5 июля 2024 года, по гражданскому делу № 2-2263/2024, по которому постановлено:

в удовлетворении  исковых требований  Сысоевой Марины Ростиславовны  к Фонду пенсионного и социального страхования РФ,  Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации  по Ульяновской области, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации о  включении  периода  работы  в стаж государственной службы, дающего право на установление (перерасчет) пенсии за выслугу лет, - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сысоева М.Р. обратилась в суд с иском к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации о  включении  периода  работы  в стаж государственной службы, дающего право на установление (перерасчет) пенсии за выслугу лет.

Требования мотивировала тем, что с 27.12.2020 ей установлена страховая пенсия по старости. 16.06.2021 она была освобождена от замещаемой должности начальника отдела информационных технологий *** и уволена с федеральной государственной гражданской службы в связи с выходом на пенсию. Протоколом №5 *** по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области (которая была реорганизована в ***) от 16.12.2008 в её стаж государственной службы были включены иные периоды работы: с 06.10.1995 по 06.10.2000 (5 лет) в качестве инженера-программиста на *** в соответствии с письмом ФПС России от 18.11.2008 №СК-6-4/838, что подтверждается  приказом № 63-к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области от 16.12.2008 о включении в стаж иных периодов работы, а также протоколом №7 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области от 22.12.2008 об установлении стажа работы на выплату вознаграждения за выслугу лет. В октябре 2021 года она подала документы в Межрайонную ИФНС России №8 по Ульяновской области для оформления пенсии за выслугу лет, которые были приняты. Через некоторое время по просьбе главного бухгалтера Межрайонной ИФНС России №8 по Ульяновской области она еще раз написала заявление о назначении (перерасчете) пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих и повторно предоставила все необходимые документы. В марте 2022 года она  получила письмо из ПФР с информацией, что общая сумма ее пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии без учета сумм, предусмотренных п.3 ст. 14 ФЗ №166  составляет 7828 руб. 80 коп в месяц. В феврале 2023 года она от бывшей коллеги узнала, что прошла индексация пенсий госслужащим, в результате которой пенсии за выслугу лет стали больше пенсии по старости, и коллегам начали доплачивать разницу. В ПФР ей был разъяснен порядок расчета пенсии с индексацией, выяснилось, что ее бывший работодатель отправил в ПФР информацию только о стаже государственной гражданской службы - 19 лет 2 месяца (в 2021 году минимальная продолжительность стажа государственной гражданской службы, требуемой для назначения пенсии за выслугу лет, составляла 17 лет 6 месяцев), не направив документы об иных периодах, включенных в  её стаж государственной службы  для назначения пенсии за выслугу лет, то есть еще 5 лет работы на ***. В феврале 2023 года в отделе кадров УФНС России по Ульяновской области, ей пояснили, что если хватает стажа госслужбы для назначения пенсии по выслуге лет, то информацию об иных периодах не направляют. Оформлявшая документы для пенсии за выслугу лет главный бухгалтер не проинформировала её о необходимости написания отдельного заявления для направления информации о включенных в стаж иных периодах, в связи с чем она  считала, что написанное заявление о назначении пенсии за выслугу лет включает всю необходимую информацию для направления информации обо всем  стаже. 15.06.2023 заказным письмом она направила своему работодателю пакет документов для назначения пенсии за выслугу лет, включив заявление о включении в стаж госслужбы иных периодов работы по форме, высланной работодателем. Работодатель ответил, что законодательством Российской Федерации не установлено право повторной подачи заявления о включении иных периодов службы в стаж госслужбы после назначения пенсии за выслугу лет. Поскольку отделом кадров *** до неё своевременно не была доведена вся информация, то она  не могла знать о существовании внутреннего документа-заявления о включении в стаж госслужбы иных периодов работы.

Просила суд обязать Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации включить период её работы на *** с 06.10.1995 по 06.10.2000 в качестве инженера - программиста в стаж государственной службы, дающей право на установление (перерасчет) пенсии за выслугу лет.

Судом к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области, Министерство труда и социальной защиты РФ, в качестве третьих лиц УФНС России по Ульяновской области, Министерство финансов РФ.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Сысоева М.Р. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, об удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела

Считает, что бездействием представителя работодателя было нарушено её право на включение периода работы в стаж государственной гражданской службы, дающий право на установление (перерасчет) пенсии за выслугу лет. Указывает, что все необходимые документы были предоставлены ею работодателю, дальнейшее оформление происходило без её участия и для ознакомления ей ничего не предоставлялось. Полагает, что работники отдела кадров работодателя в соответствии со своей должностной инструкцией обязаны были предоставить ей всю информацию при оформлении документов и дать соответствующую консультацию.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области выражает несогласие с её доводами, считает решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене.

В возражениях на апелляционную жалобу Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социальный фонд России) просит отказать в её удовлетворении.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Сысоева М.Р., *** года рождения, занимала должность государственной гражданской службы, являлась начальником отдела информационных технологий  в *** откуда была уволена на основании приказа №02-04\081 от 15.06.2021 в связи с  выходом на пенсию (л.д.91).

Согласно справке о периодах замещения должностей, включаемых в стаж государственной гражданской службы для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, представленной ФНС России стаж государственной гражданской службы истицы составил 19 лет 2 месяца 11 дней.

01.12.2021 Сысоева М.Р. обратилась с заявлением в пенсионный фонд о назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (л.д.88-89).

10.12.2021 истицей в ИФНС был представлен пакет документов для оформления пенсии за выслугу лет, которые были перенаправлены письмом ИФНС в отдел кадров УФНС от 08.12.2021 №02-48\20206, в частности заявление о назначении пенсии, справка о периодах замещения должностей, выписка из приказа об увольнении, выписка  из приказа о присвоении классного чина, копия трудовой книжки, справка о средней заработной плате, справка о назначенных пенсиях и социальных выплатах, копия паспорта Сысоевой М.Р., данные документы были перенаправлены в Федеральную налоговую службу России письмом от 10.12.2021 №04-19\22128 для решения вопроса об оформлении и назначении пенсии.

С 01.12.2021 Сысоевой М.Р. на основании ее заявления была назначена пенсия за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (л.д.150-151).

27.11.2020 Сысоева М.Р. обращалась в УПФР в Засвияжском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении страховой пенсии по стрости (л.д.59 оборот- 61).

На основании решения пенсионного органа №353795\20 от 07.12.2020 с 27.12.2020 Сысоевой М.Р. была назначена страховая пенсия по старости на основании ст.8 Закона №400-ФЗ (л.д.54 оборот).

15.06.2023 истица направила в адрес руководителя ФНС заявление, в котором просила включить в стаж государственной службы, дающий право на установление пенсии за выслугу лет период работы на *** с 06.10.1995 по 06.10.2000, указав, что опыт и знания, приобретенные в указанной организации были использованы ею при замещении должности начальника отдела информационных технологий *** (л.д.17). Согласно архивной справке от 08.12.2023 №137  Сысоева М.Р. была принята с 04.08.1987 инженером-программистом *** назначена с 18.04.2000 инженером-программистом 3 категории отдела ***, уволена 06.10.2000 (л.д.18).

Из ответа УФНС России по Ульяновской области в адрес Сысоевой М.Р. следует, что заявление о включении периодов службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет, при обращении за назначением пенсии за выслугу лет с заявлением 01.12.2021 о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы (службы) заявлено не было (л.д.14).

Истица, ссылаясь на то, что период работы на ***оде с 06.10.1995 по 06.10.2000 в качестве инженера-программиста подлежит включению в стаж государственной службы, дающей право на установление (перерасчет) пенсии за выслугу лет, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований Сысоевой М.Р.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее также - № 166-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2002 года, определен порядок назначения и выплаты Федеральным государственным гражданским служащим пенсии за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы.

Согласно статье 19 Федерального закона № 166-ФЗ в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.

Во исполнение статьи 19 Федерального закона № 166-ФЗ определен перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141, пунктом 20 которого предусмотрено включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, периодов работы на отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы.

Порядок включения в стаж государственной службы должностей, определенных Перечнем должностей, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2003 № 570 «О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации».

В силу пункта 1 Постановления № 570 включение в стаж государственной службы периодов службы (работы), предусмотренных Перечнем должностей (т.е. в том числе и иных периодов), осуществляется по заявлению гражданина при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет соответствующим федеральным государственным органом.

Пунктом 3 Постановления № 570 Министерству труда и социальной защиты России (а ранее Минздравсоцразвития России) по согласованию с Министерством финансов России поручено утвердить порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

Такой порядок утвержден Приказом Минздравсоцразвития России 26.12.2011
 1648н (зарегистрирован в Минюсте России 14.03.2012 №23469).

В соответствии с абзацем 1 пункта 9 Порядка в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть включены периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях организациях, опыт и знание работы в которых были необходимо федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, на основании решения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, согласованного с Министерством финансов Российской Федерации. Периоды работы в указаных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет.

Включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов службы (работы) в должностях, предусмотренных Перечнем должностей, осуществляется по заявлению федерального государственного гражданского служащего при его обращении за назначением пенсии за выслугу лет (пункт 3 Порядка).

Решение принимается по представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сысоева М.Р. при обращении за пенсией за выслугу лет не обращалась с соответствующим заявлением о включении в стаж государственной гражданской службы иных периодов работы (службы) в стаж государственной службы, для назначения пенсии за выслугу лет, что следует, в том числе и из искового заявления, что с заявлением о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы одновременно с подачей заявления о назначении пенсии за выслугу лет она не обращалась.

С учетом установленных по делу обстоятельств, положений приведенных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правовых оснований для включения  в стаж государственной гражданской службы, дающего право на установление (перерасчет) пенсии за выслугу лет иных периодов работы истца с 06.10.1995 по 06.10.2000 в качестве инженера-программиста на Ульяновском радиоламповом заводе не имелось.

Выводы суда первой инстанции основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.

Фактически приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность оспариваемого решения, либо опровергали выводы суда.

Довод апелляционной жалобы о том, что ранее протоколом №5 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ульяновской области от 16.12.2008 в стаж ее госслужбы были включены иные периоды работы, в частности с 06.10.1995 по 06.10.2000 в качестве инженера-программиста на *** был проверен судом первой инстанции и отклонен, поскольку исчисление стажа государственной гражданской службы было произведено не в целях назначения пенсии за выслугу лет, а в целях установления  ежемесячной надбавки к окладу за выслугу лет. Кроме того, Сысоева М.Р. обращаясь с заявлением от 08.12.2008 в комиссию по установлению стажа работы, просила зачесть в стаж работы 5 лет из стажа работы на *** в должности инженера-программиста именно для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу и продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет (л.д.164).

Отнесение тех или иных должностей к должностям государственной гражданской службы производится в соответствии с Указом Президента РФ и Федеральными законами РФ, а не решением  работодателя.

Принимая во внимание, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в апелляционной жалобе, принятое по делу решение суда отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 5 июля 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сысоевой Марины Ростиславовны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Засвияжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 декабря 2024 года.