Дело № 3а-230/2024
73OS0000-01-2024-000253-93
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2024 года г.Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Трифоновой
Т.П.,
при секретаре
Шапошниковой М.В.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании административное дело по административному иску
общества с ограниченной ответственностью «ПРОМЭКОСЕРВИС» к Министерству имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области,
областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической
инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о признании незаконными
решений областного государственного бюджетного учреждения «Бюро технической
инвентаризации и государственной кадастровой оценки» об отказе в установлении
кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной
стоимости,
у с т а н о в и л :
ООО
«ПРОМЭКОСЕРВИС» обратилось в суд с
административным исковым заявлением о признании
незаконными решений областного государственного бюджетного учреждения «Бюро
технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» (далее также
ОГБУ «БТИГКО») от *** года № *** и № *** об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков с
кадастровыми номерами *** и ***, соответственно, в размере их рыночной
стоимости, установлении кадастровой стоимости указанных земельных участков в
размере их рыночной стоимости: земельного участка с кадастровым номером *** – в
размере 5 254 000 руб., определенном отчетом об оценке № *** ООО
«Многопрофильный деловой центр» (оценщик Цыплов М.П.) от 24 июля 2024 года;
земельного участка с кадастровым номером
*** – в размере 10 964 638 руб. 50 коп., определенном отчетом
об оценке № *** ООО «Многопрофильный деловой центр» (оценщик Цыплов М.П.) от 24
июля 2024 года.
Требования
мотивировало тем, что является арендатором указанных земельных участков.
1. Кадастровая
стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 710 000 кв.м, местоположение установлено относительно
ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ***,
участок находится примерно в ***, утверждена в размере
40 796 175 руб. 42 коп. Вместе
с тем в соответствии с отчетом оценщика ООО «Многопрофильный деловой центр»
(оценщик Цыплов М.П.) № *** от 24 июля
2024 года рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 мая 2024 года
составила 5 254 000 руб.
По вопросу
установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной
стоимости на основании вышеуказанного отчета об оценке общество обращалось в ОГБУ «БТИГКО», однако решением учреждения №
*** от *** года в удовлетворении его
заявления было отказано со ссылкой на несоответствие представленного отчета
требованиям законодательства в области оценочной деятельности.
С данным решением
общество не согласно.
2. Кадастровая
стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 210 225 кв.м, местоположение установлено относительно
ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ***, утверждена
в размере 52 487 458 руб. 25 коп.
Вместе с тем в соответствии с отчетом оценщика ООО «Многопрофильный
деловой центр» (оценщик Цыплов М.П.) № *** от 24 июля 2024 года рыночная
стоимость земельного участка по состоянию на 1 мая 2024 года составила
10 964 638 руб. 50 коп.
По вопросу установления
кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на
основании вышеуказанного отчета об оценке общество обращалось в ОГБУ «БТИГКО», однако решением учреждения №
*** от *** года в удовлетворении его
заявления было отказано со ссылкой на несоответствие представленного отчета
требованиям законодательства в области оценочной деятельности.
С данным решением
истец не согласен.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Многопрофильный деловой
центр», оценщик Цыплов М.П., администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской
области, администрация МО «Безводовское сельское поселение» Кузоватовского
района Ульяновской области.
В ходе рассмотрения
дел представитель истца уточнил административные исковые требования в части
размера рыночной стоимости земельных участков. Просил установить кадастровую
стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной
заключением судебной экспертизы: земельного участка с кадастровым номером *** –
в размере 6 067 458 руб., земельного участка с кадастровым номером ***
– в размере 7 725 641 руб. (л.д.
220 т.2).
В судебное заседание
участники процесса не явились, извещены надлежащим образом. Просили о
рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ОГБУ
«БТИГКО» в письменном отзыве на иск просил отказать в удовлетворении требований
истца, указывая на законность принятых учреждением решений и отсутствие со
стороны истца обоснования незаконности данных решений.
Возражает против
удовлетворения требований истца об установлении в судебном порядке рыночной
стоимости земельных участков, поскольку в случае устранения недостатков,
послуживших основанием для принятия решений об отказе, административный истец
вправе воспользоваться своим правом на установление рыночной стоимости
земельных участков в порядке, предусмотренном ст. 22.1 Закона о кадастровой
оценке.
Полагает, что,
исходя из системного анализа ст. 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке
следует, что в судебном заседании может быть обжаловано решение Учреждения.
Требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка не является
самостоятельным. Отказ в установлении кадастровой стоимости в размере рыночной
не лишает истца возможности повлиять на величину налоговой базы путем нового
обращения в учреждение.
Суд определил
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы
дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 65
Земельного кодекса Российской использование земли в Российской Федерации
является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог
(до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная
плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
В соответствии со
статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость
земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт
1).
Для установления
кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая
оценка (пункт 2).
В случаях
определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого
земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии
с законодательством Российской Федерации о
государственной кадастровой оценке (пункт 3).
Судом установлено,
что ООО «ПРОМЭКОСЕРВИС» является арендатором земельных участков:
- с кадастровым
номером ***, площадью 710 000 кв.м, местоположение установлено относительно
ориентира в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ***, категория земель –
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны,
безопасности и земли иного специального
назначения; вид разрешенного использования – для разработки полезных
ископаемых. Собственником земельного участка является МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области
(л.д. 11-15, 233-242 т.1);
- с кадастровым
номером ***, площадью 1 210 225
кв.м, местоположения установлено относительно ориентира, расположенного в
границах участка. Почтовый адрес ориентира: ***, категория земель - земли
промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны,
безопасности и земли иного специального
назначения; вид разрешенного использования – для осуществления геологических
изысканий (недропользование). Государственная собственность на земельный
участок не разграничена (л.д. 21-25, 243-247
т.1);
1. Кадастровая
стоимость земельного участка с кадастровым номером *** определена в размере
40 796 175 руб. 42 коп. по состоянию на 1 января 2022 года,
утверждена приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области № 263-пр от 25 ноября 2022 года, дата начала применения – 1
января 2023 года (л.д. 10 т.1, л.д. 175 т.2).
Согласно отчету об
оценке земельного участка № *** от 24 июля 2024 года, составленному ООО
«Многопрофильный деловой центр» (оценщик Цыплов М.П.), рыночная стоимость
земельного участка по состоянию на 1 мая 2024 года определена в размере
5 254 000 руб. (л.д.
30-129 т.1).
2. Кадастровая
стоимость земельного участка с кадастровым номером *** определена в размере
52 487 458 руб. 25 коп. по состоянию на 23 марта 2023 года,
утверждена актом ОГБУ «БТИГКО» *** от *** года, дата начала применения
кадастровой стоимости – 1 января 2023 года (л.д. 20 т.1, л.д.174 т.2).
Согласно отчету об
оценке земельного участка № *** от 24 июля 2024 года, составленному ООО
«Многопрофильный деловой центр» (оценщик Цыплов М.П.), рыночная стоимость
земельного участка по состоянию на 1 мая 2024 года определена в размере 10 964 638 руб. 50 коп. (л.д.
131-217 т.1).
Порядок установления
кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости
регламентирован статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ
«О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной
кадастровой оценке, Закон № 237-ФЗ).
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 21 декабря 2020 года № 775-П
установлена дата перехода
к применению на территории Ульяновской области положений
статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной
кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов
недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 января 2021 года.
Согласно части 1
статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость
здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства,
машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в
размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению
юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или
обязанности этих лиц.
Заявление об
установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной
стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на
государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного
кадастрового учета.
Заявление об
установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или
многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым
отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных
сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал
государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22.1).
К заявлению об
установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной
стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается
в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме
электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с
законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем
заявителя.
Отчет об оценке
рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого
устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из
Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и
зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого
устанавливается в указанном отчете (части 5 и 6 статьи 22.1).
Заявление об
установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты,
по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и
которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной
стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 11
статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке бюджетное учреждение
вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной
стоимости:
1) об установлении
кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости
(далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об
оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
2) об отказе в
установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной
стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными
или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной
стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства
об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости
такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной
стоимости).
В случае принятия
решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть
приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной
стоимости причины, предусмотренные пунктом
2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия
такого решения (часть 12 статьи 22.1).
Как указано в части
15 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке приведенного закона,
решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной
стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного
судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в
суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости
объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В целях определения
кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ульяновской
области на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 14
декабря 2018 года № 624-пр создано областное государственное бюджетное
учреждение «Центр государственной кадастровой оценки» (после переименования - ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и
государственной кадастровой оценки»).
Судом установлено,
что 26 июля 2024 года ООО «ПРОМЭКОСЕРВИС» обратилось в ОГБУ «БТИГКО» с
заявлениями (л.д. 39, 48 т.2) об
установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
приложив предусмотренные Законом о государственной кадастровой оценке
документы, в том числе отчеты об определении рыночной стоимости земельных
участков.
По результатам
рассмотрения указанных заявлений решениями ОГБУ «БТИГКО» № *** от *** года (в
отношении земельного участка с кадастровым номером ***) (л.д. 16-19 т.1),
№ *** от *** года (в отношении
земельного участка с кадастровым номером ***) (л.д.26-28 т.1) обществу было
отказано в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной отчетами
об оценке, составленными ООО «Многопрофильный деловой центр».
Основанием для
принятия решений об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных
участков в размере их рыночной стоимости явилось несоответствие оформления и содержания отчета
об оценке требованиям Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О
государственной кадастровой оценке», статьи 11 Федерального закона от 29 июня
1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»,
требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при
проведении оценки, установленным федеральным стандартом оценки.
Согласно решению ОГБУ «БТИГКО» № *** от *** года в отношении земельного
участка с кадастровым номером ***:
1. Объектом
оценки является земельный участок категория земель: Земли промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли
для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли
иного специального назначения. Разрешенное использование: для разработки
полезных ископаемых, площадь 710 000 кв.м, адрес: местоположение установлено
относительно ориентира в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ***,
кадастровый номер - ***.
Земельные участки под
недропользование отличаются от остальных такими ценообразующими факторами как:
порядком приобретения прав, характером использования, физически существуют
только до начала горных работ и. после окончания цикла рекультивации,
безвозвратно теряют исходные качественные характеристики, которые различны для
каждого земельного участка, для возвращения в хозяйственный оборот требуют
рекультивации — восстановления утраченных качественных характеристик и т. п.
При этом земельные участки, предназначенные для недропользования могут
генерировать доходность в течении цикла использования.
Земельные участки под недропользование представляют собой особую группу
объектов недвижимости, отличающихся от прочих специально установленным порядком
представления прав на них, изменением во времени физических и экономических
характеристик в процессе их использования по разрешенному виду и ограничениями
в рыночном обороте. Отказ от использования доходного подхода не обоснован.
Такие земельный участки могут оцениваться методами доходного подхода,
поскольку: обладают способностью генерации земельной ренты в течении всего
срока действия лицензии или периода отработки запасов вне зависимости от
физических и качественных характеристик; способность генерации ренты присуща
всей совокупности земель, находящихся в земельном отводе, и доходность каждого
элемента этой совокупности (земельных участков, из которых состоит земельный
отвод) рассматривается с учетом остальных; определение стоимости участков
осуществляется методом капитализации земельной ренты, при этом ставка
капитализации рассчитывается из нормативного срока эксплуатации земельного
отвода (срока действия лицензии или иного срока, установленного для отработки
конкретного месторождения).
Расчет стоимости данных участков осуществляется по специальной
методологии, учитывающей уникальность характеристик этих объектов и
базирующейся на выявлении и учете степени влияния фактора единства судьбы
земельных участков, расположенных в зоне разработки недр, фактора сохранения
способности генерации доходности независимо от изменения физических
характеристик.
Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года №
135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п.п.13 п.7 ФСО VI.
2. Оценщиком на
стр. 107-108 отчета об оценке приведено обоснование введения корректировки на
транспортную доступность – расположение относительно автомагистралей. Согласно
информации на стр. 108 Отчета об оценке корректировка по данному ЦОФ для
Аналога № 6 составляет – «0,84). На стр. 103 Отчета об оценке данная
корректировка для Аналога № 6 принята оценщиком и используется в дальнейшем для
расчета в размере «0,91».
Оценщиком на ср. 103 Отчета
об оценке при введении корректировки на транспортную доступность – расположение
относительно автомагистралей в размере «0,91» при расчете цены 1 кв.м для
Аналога № 6 допущена арифметическая ошибка.
Нарушение требований ст. 11
Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в
Российской Федерации».
Согласно решению ОГБУ «БТИГКО» № *** от *** года в отношении земельного
участка с кадастровым номером ***:
1. Объектом
оценки является земельный участок категория земель: Земли промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли
для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли
иного специального назначения. Разрешенное использование: для осуществления
геологических изысканий (недропользование), площадь: 1 210 225 кв.м; адрес:
расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ***, кадастровый
номер: ***. Земельные участки под недропользование отличаются от остальных
такими ценообразующими факторами как: порядком приобретения прав, характером
использования, физически существуют только до начала горных работ и. после
окончания цикла рекультивации, безвозвратно теряют исходные качественные
характеристики, которые различны для каждого земельного участка, для
возвращения в хозяйственный оборот требуют рекультивации — восстановления
утраченных качественных характеристик и т. п. При этом земельные участки,
предназначенные для недропользования могут генерировать доходность в течении
цикла использования.
Земельные участки под недропользование представляют собой особую группу
объектов недвижимости, отличающихся от прочих специально установленным порядком
представления прав на них, изменением во времени физических и экономических
характеристик в процессе их использования по разрешенному виду и ограничениями
в рыночном обороте. Отказ от использования доходного подхода не обоснован.
Такие земельный участки могут оцениваться методами доходного подхода,
поскольку: обладают способностью генерации земельной ренты в течении всего
срока действия лицензии или периода отработки запасов вне зависимости от
физических и качественных характеристик; способность генерации ренты присуща
всей совокупности земель, находящихся в земельном отводе, и доходность каждого
элемента этой совокупности (земельных участков, из которых состоит земельный
отвод) рассматривается с учетом остальных; определение стоимости участков
осуществляется методом капитализации земельной ренты, при этом ставка
капитализации рассчитывается из нормативного срока эксплуатации земельного
отвода (срока действия лицензии или иного срока, установленного для отработки
конкретного месторождения).
Расчет стоимости данных участков осуществляется по специальной
методологии, учитывающей уникальность характеристик этих объектов и
базирующейся на выявлении и учете степени влияния фактора единства судьбы
земельных участков, расположенных в зоне разработки недр, фактора сохранения
способности генерации доходности независимо от изменения физических
характеристик.
Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года №
135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п.п.13 п.7 ФСО VI.
2. Оценщиком на стр.96
Отчета об оценке при введении корректировки на величину земельного участка при
расчете цены 1 кв.м, допущена арифметическая ошибка для Аналогов N°l-N°4.
Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года №
135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
При
оценке законности данных решений суд приходит к следующему.
Порядок,
сроки принятия решений соответствуют положениям статьи 22.1 Закона о
государственной кадастровой оценке, по этим основаниям административным истцом
решения не оспариваются.
Поскольку
оспариваемые административным истцом решения ОГБУ «БТИГКО» приняты по
результатам проверки отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков,
содержание и форма отчетов также подлежат проверке и при рассмотрении
настоящего дела.
Исследуя отчеты об
оценке объекта недвижимости, отклоненные ОГБУ «БТИГКО», суд проверяет их на
соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе
федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года
№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
С учетом того, что
результатом оценки является стоимость, определенная в отчетах об оценке,
экспертиза должна включать проверку отчетов на соответствие требованиям
законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной
деятельности).
Судом, в целях
оценки правомерности выводов, изложенных в решениях ОГБУ «БТИГКО», и проверки отчетов на соответствие
требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной
стоимости земельных участков на дату оценки, была назначена судебная
экспертиза, проведение которой поручено ФБУ Ульяновская лаборатория судебной
экспертизы Министерства юстиции РФ.
Поскольку изначально
административным истцом было заявлено требование об установлении кадастровой
стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости на основании
отчетов об определении рыночной стоимости земельных участков, составленных ООО
«Многопрофильный деловой центр» (оценщик Цыплов М.П.), судом перед судебным
экспертом поставлен вопрос о соответствии отчетов требованиям законодательства
в области оценочной деятельности в целом, а не только отдельным нормам,
приведенным в оспариваемых решениях ОГБУ «БТИГКО».
Иное бы
противоречило части 16
статьи 22.1 Федерального закона №
237-ФЗ, из которой следует, что при
признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта
недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает решение об установлении
рыночной стоимости по соответствующему заявлению, то есть в соответствии с представленным
отчетом о рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно
заключению судебной экспертизы № *** от
*** года с учетом дополнения к ней,
выполненных ФБУ Ульяновская лаборатория судебной экспертизы Министерства
юстиции РФ (эксперт ***), на основании
проведенных: исследования и анализа отчета об оценке № *** от 24 июля
2024 года, выполненного ООО «Многопрофильный деловой центр» (оценщик Цыплов
М.П.), выявлены:
-
нарушения требований п.п. 9 п. 7 ФСО VI, допущенные оценщиком, исправление
которых не приведет к изменению итоговой величины стоимости объекта оценка,
-
нарушения требований ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ, допущенные оценщиком,
исправление которых приведет к изменению итоговой величины стоимости объекта
оценки.
Нарушения,
указанные в п. 1 решения ОГБУ «БТИГКО», не выявлены (отсутствуют).
По
п. 2 решения – нарушения имеются.
Несоблюдение
оценщиком вышеуказанных требований законодательства при составлении отчета об
оценке № *** от 24 июля 2024 года, является существенным, способным повлиять на
рыночную стоимость земельного участка.
Поскольку
отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной
деятельности, судебный эксперт определил рыночную стоимость земельного участка
с кадастровым номером *** по состоянию на 1 мая 2024 года в размере
6 067 458 руб.
В
отношении отчета об оценке *** в экспертном заключении указано: на основании проведенных: исследования и
анализа отчетов об оценке № *** от 24 июля 2024 года, выполненного ООО
«Многопрофильный деловой центр» (оценщик Цыплов М.П.), выявлены:
-
нарушения требований п.п. 9 п. 7 ФСО VI, допущенные оценщиком, исправление
которых не приведет к изменению итоговой величины стоимости объекта оценка,
-
нарушения требований ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ, п. 22 (д), (е) ФСО № 7, допущенные оценщиком,
исправление которых приведет к изменению итоговой величины стоимости объекта
оценки.
Нарушения,
указанные в п. 1 решения ОГБУ «БТИГКО», не выявлены (отсутствуют).
По
п. 2 решения – нарушения имеются.
Несоблюдение
оценщиком вышеуказанных требований законодательства при составлении отчета об
оценке № *** от 24 июля 2024 года, является существенным, способным повлиять на
рыночную стоимость земельного участка.
Поскольку
отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной
деятельности, судебный эксперт определил рыночную стоимость земельного участка
с кадастровым номером *** по состоянию на 1 мая 2024 года в размере 7 725
641 руб. (л.д. 130-168, 205-208 т.2).
Данный
расчет ОГБУ «БТИГКО» не оспаривается (л.д.224 т.2).
В соответствии со
ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению,
основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном
исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие
доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно ст. 59 КАС
РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании
которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих
требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств,
имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного
дела.
Указанное
доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст.84 КАС РФ в
совокупности с другими доказательствами по делу.
В соответствии со
ст. 8 Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года «О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» заключение эксперта
должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность
и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических
данных. Только при соответствии заключения эксперта предъявляемым законом
требованиям, оно может быть принято в качестве надлежащего доказательства и
положено в основу решения суда.
Оценивая заключение
судебной экспертизы по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, суд приходит к выводу,
что оно является допустимым доказательством, соответствует действующему законодательству об экспертной и
оценочной деятельности, выводы эксперта в заключении обоснованы со ссылками на
методическую литературу и Федеральные стандарты оценки.
Проверка отчета об
оценке выполнена экспертом, отвечающим требованиям Федерального закона от 31
мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в
Российской Федерации».
Заключение
составлено экспертом, обладающим правом на проведение подобного рода
исследований, в пределах имеющейся у него соответствующей специальности;
эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо
ложного заключения, обладает достаточной степенью квалификации, оснований для
признания подготовленного экспертом
заключения недопустимым доказательством не имеется.
Поскольку из
заключения судебной экспертизы следует, что в отчетах об оценке имеются нарушения требований действующего
законодательства в области оценочной деятельности, повлиявшие на определение рыночной стоимости
объектов оценки, суд приходит к выводу о
том, что оснований для удовлетворения требования административного истца
о признании незаконными
решений ОГБУ «БТИГКО» от *** года № *** и № *** об отказе в установлении кадастровой
стоимости земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***,
соответственно, в размере их рыночной стоимости, определенной отчетами об оценке № ***,
№ *** от 24 июля 2024 года, составленными ООО «Многопрофильный деловой центр»
(оценщик Цыплов М.П.), не имеется.
Разрешая требование
об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной
стоимости, суд считает необходимым принять во внимание расчеты, приведенные в
заключении судебной экспертизы с учетом дополнения к ней, и установить кадастровую стоимость
земельных участков в следующих размерах: земельного участка с
кадастровым номером *** - в размере 6 067 458 руб., земельного участка с
кадастровым номером *** – в размере 7 725 641 руб.
Установленная судом
кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2024 года (п. 6 ч. 2 ст.
18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной
кадастровой оценке» - заявление подано в ОГБУ «БТИГКО» 26 июля 2024 года).
Доводы представителя
ОГБУ «БТИГКО», суть которых сводится к утверждению о том, что кадастровая стоимость не может быть установлена в размере рыночной
стоимости, определенной судебной
экспертизой, проведенной в рамках
административного дела об оспаривании решений ОГБУ «БТИГКО» об отказе в установлении кадастровой стоимости
земельных участков в размере их рыночной стоимости, являются несостоятельными,
поскольку они не основаны на положениях части 15 статьи 22.1 Закона о
государственной кадастровой оценке, предусматривающих право заявить в суд
одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения
требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере
его рыночной стоимости, которое направлено на окончательное разрешение в
судебном порядке возникшего между сторонами спора об установлении кадастровой
стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Руководствуясь
статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в
удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью
«ПРОМЭКОСЕРВИС» к Министерству имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области, областному государственному бюджетному учреждению «Бюро
технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о признании
незаконными решении областного государственного учреждения «Бюро технической
инвентаризации и государственной кадастровой оценки от *** года №*** и №*** об
отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми
номерами *** и ***, соответственно, в размере их рыночной стоимости,
определенной отчетами оценщика ООО «Многопрофильный деловой центр» от 24 июля
2024 года №***, №***, отказать.
Установить
кадастровую
стоимость земельного участка с
кадастровым номером ***, площадью 710 000
кв.м, местоположение установлено
относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес
ориентира: ***, в размере его
рыночной стоимости 6 067 458 руб. по состоянию на 1 мая 2024 года.
Дата начала
применения кадастровой стоимости – 1 января 2024 года.
Установить
кадастровую
стоимость земельного участка с
кадастровым номером ***, площадью 1 210 225
кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в
границах участка. Почтовый адрес ориентира: ***, в размере его рыночной стоимости 7 725 641 руб. по состоянию на 1 мая 2024 года.
Дата начала
применения кадастровой стоимости – 1 января 2024 года.
Вступившее в
законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый
государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости
земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***.
Решение может быть
обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей
юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия
решения в окончательной форме.
Судья
Трифонова Т.П.
Решение изготовлено
26 декабря 2024 года.