Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Взыскание пени на страховые взносы
Документ от 03.12.2024, опубликован на сайте 24.12.2024 под номером 116235, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

Подпись: .                                                                                          73RS0002-01-2024-002164-49

Судья Бойкова О.Ф.                                                                    Дело №33а-5489/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Ульяновск                                                                                    3 декабря 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Крайнова Дмитрия Юрьевича на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 5 июня 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 12 августа 2024 года, по делу №2а-1891/2024, которым постановлено:

административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Крайнову Дмитрию Юрьевичу о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области с Крайнова Дмитрия Юрьевича (ИНН ***) задолженность в размере 30 737 руб. 76 коп.:

пени на страховые взносы ОПС в размере 20 433 руб. 40 коп. за 2017 - 2020 годы за период с 30.01.2019 по 31.12.2022;

пени на страховые взносы ОМС в размере 4683 руб. 19 коп. за 2017 -2020 годы за период с 30.01.2019 по 31.12.2022;

пени на общее отрицательное сальдо по ЕНС в размере 5621 руб. 17 коп. за период с 01.01.2023 по 12.08.2023.

Взыскать с Крайнова Дмитрия Юрьевича (ИНН ***) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1122 руб.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее - УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к Крайнову Д.Ю. о взыскании пени на недоимку по обязательным платежам.

В обоснование требований административный истец указал, что Крайнов Д.Ю. состоит на налоговом учете, в период с 09.06.2009 по 29.12.2020 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В настоящее время у административного ответчика имеется задолженность по уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2017-2020 годы. Задолженность за указанные налоговые периоды взыскана решениями налогового органа в порядке статьи 47 НК РФ и судом в порядке статьи 48 НК РФ, исполнительные документы предъявлены к исполнению.

УФНС России по Ульяновской области просило взыскать с административного ответчика задолженность в сумме 30 737 руб. 76 коп., в том числе: пени на страховые взносы на ОПС (обязательное пенсионное страхование) за 2017-2020 годы за период с 30.01.2019 по 31.12.2022 в сумме 20 433 руб. 40 коп.; пени на страховые взносы на ОМС (обязательное медицинское страхование) за 2017-2020 годы за период с 30.01.2019 по 31.12.2022 в сумме 4683 руб. 19 коп.; пени на отрицательное сальдо по ЕНС за период с 01.01.2023 по 12.08.2023 в сумме 5621 руб. 17 коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Крайнов Д.Ю. просит решение суда отменить как незаконное, принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование жалобы указывает, что предпринимательскую деятельность он вел в период с 1998 года по 2007 год. Чтобы иметь возможность обратиться за судебной защитой в арбитражный суд, в 2009 году он снова был зарегистрирован в качестве ИП, но при этом предпринимательскую деятельность не вел. Считает, что не должен уплачивать страховые взносы, поскольку не осуществлял предпринимательскую деятельность.

Не соглашается со ссылкой суда на решение Засвияжского районного суда от ***, так как в настоящее время он обжалует данное решение.

Полагает, что решения налогового органа должны рассматриваться в Арбитражном суде Ульяновской области, поскольку формально в 2018, 2019, 2020 годы он имел статус индивидуального предпринимателя.

В решении суда не отражены его возражения относительно взаиморасчетов по налогам и сборам, не смотря на то, что он представил доказательство о списании налоговым органом с его счетов денежных средств в счет погашения налогов в 2012 и 2013 годах.

Не соглашается с тем, что налоговый орган обращался к нему с требованием об уплате налога по состоянию на 25.05.2023. С 2020 года он не проживает в г.Ульяновске, поэтому требования налогового органа либо не получает, либо получает с большим опозданием.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность принятого по делу решения в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии со ст.176 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

При принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения (ч.2 ст.178 КАС РФ).

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3).

Принятое по делу решение не отвечает названным требованиям.

Принимая решение об удовлетворении требований налогового органа в полном объеме, суд первой инстанции, проверив представленные административным истцом расчеты по начислению пени на недоимку по страховым взносам, установив соблюдение административным истцом предусмотренного статьей 48 НК РФ порядка и сроков обращения в суд с настоящим административным иском, пришел к выводу об обоснованности заявленных УФНС России по Ульяновской области требований о взыскании с административного ответчика спорной суммы пени.

С данным выводом суда нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

Приходя к такому выводу, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно п.1 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока (п.1 ст.45 НК РФ).

В силу ст. 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете (далее - ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа (далее - ЕНП).

Данная статья введена в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 14.07.2022 №263-ФЗ. Согласно пункту 1 указанной статьи единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктами 4, 5 указанной статьи предусмотрено, что единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе, среди прочего, налоговых уведомлений - со дня наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога (подпункт 6).

В соответствии с подп.1 п.1 ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 01.01.2023 с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

При этом, согласно п.2 ст.4 названного Федерального закона в целях п.1 ч.1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31.12.2022 истек срок их взыскания.

В силу п.10. ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» денежные средства, поступившие после 01.01.2023 в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со ст.45 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона).

Положениями подп. 1 п.3 ст.44, подп.1 п.7 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п.13 ст.45 НК РФ, со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ.

В связи с неуплатой в установленные сроки налогов, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику подлежат начислению пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в размере 1/300 ставки рефинансирования действующей в соответствующем периоде: недоимка (руб.) * количество дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования % = пени (руб.).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 000 руб.

Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа либо определения о повороте исполнения судебного приказа, если на момент вынесения судом определения об отмене судебного приказа задолженность была погашена (п.4 ст.48 НК РФ).

Как установлено по делу, Крайнов Д.Ю., *** года рождения, в период с 09.06.2009 по 29.12.2020 был зарегистрирован в качестве ИП и являлся плательщиком страховых взносов.

Задолженность по страховым взносам за 2017-2020 годы взыскана с административного ответчика решениями налогового органа и судебными решениями.

Страховые взносы за 2017 год взысканы решением УФНС России по Ульяновской области №*** от *** в сумме 27 990 руб., пени – 72,31 руб., всего - 28 062,31 руб. (том 1 л.д. 19).

Страховые взносы за 2018 год взысканы решением УФНС России по Ульяновской области №*** от *** в сумме 32 385 руб., пени – 649,53 руб., всего - 33 034,53 руб. (том 1 л.д. 20).

Страховые взносы за 2019 год взысканы решением УФНС России по Ульяновской области №*** от *** в размере 36 238 руб., пени – 105,70 руб., всего 36 343,70 руб. (том 1 л.д. 21).

Решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от *** по делу №*** с Крайнова Д.Ю. взыскана задолженность по страховым взносам за 2020 год на ОПС - 32 273,55 руб. на ОМС – 8380,70 руб. и пени за период с 14.01.2021 по 02.02.2021 (том 1 л.д. 142-145).

Задолженность по страховым взносам за 2018 год в общей сумме 32 385 руб. признана налоговым органом безнадежной к взысканию на основании с п.11 ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и списана 14.04.2023.

В суд апелляционной инстанции налоговым органом представлены пояснения и копия решения налогового органа от *** №*** о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по страховым взносам за 2018 год, которые приняты судебной коллегией в качестве доказательств по делу в соответствии со ст.308 КАС РФ, как имеющее существенное значение для разрешения административного спора.

Исполнительные документы о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам за 2017, 2019, 2020 годы находятся на исполнении, исполнительные производства объединены в сводное.

В силу приведенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для взыскания с Крайнова Д.Ю. пени на недоимку по страховым взносам за 2018 год в связи с признанием налоговым органом данной недоимки безнадежной к взысканию.

Пени, начисленные на данную недоимку, подлежат исключению из расчета налогового органа, и в удовлетворении требований административного истца о взыскании пени на недоимку по страховым взносам за 2018 год следует отказать.

При расчете пени на недоимку на страховые взносы за 2017, 2019 и 2020 годы судебная коллегия исходит из представленных налоговым органом расчетов, а также того обстоятельства, что названными выше решениями налогового органа и решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от *** по делу  №*** взысканы пени по состоянию на дату принятия налоговым органом решений, а также судом по состоянию на 02.02.2021.

Таким образом, пени по состоянию на 31.12.2022 на недоимку по страховым взносам на ОПС и ОМС за 2017 год за период с 30.01.2019 по 31.12.2022 составят 3817,89 руб. (3207,37+610,52); на недоимку по страховым взносам на ОМС и ОПС за 2019 год за период с 28.02.2020 по 31.12.2022 составят 6870,75 руб. (5651,15+1325,30-105,70); на недоимку по страховым взносам на ОМС и ОПС за 2020 год за период с 03.02.2021 по 31.12.2022 составят 4969,63 руб. (3945,17+1024,46).

С учетом исключения из расчета пени на ЕНС недоимки по страховым взносам за 2018 год, пени за период с 01.01.2023 по 12.08.2023 подлежат расчету с суммы ЕНС 84 338,06 руб. (116 723,06 -32 385) и составят 4779,16 руб.

Всего сумма задолженности по пени, подлежащая взысканию с Крайнова Д.Ю. в бюджет по состоянию на 12.08.2023 составляет 20 437,43 руб.

В адрес ответчика налоговым органом направлялось требование №*** об уплате задолженности по состоянию на ***, которое не исполнено.

УФНС России по Ульяновской области обратилось в суд за взысканием спорной задолженности с соблюдением сроков, установленных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Довод Крайнова Д.Ю. в апелляционной жалобе о том, что данный спор подсуден арбитражному суду, является несостоятельным, так как основан на ошибочном толковании закона.

Ссылка административного истца на обжалование им решения Засвияжского районного суда г.Ульяновска от *** по делу №*** несостоятельна. Установлено, что данное решение вступило в законную силу.

То обстоятельство, что Крайнов Д.Ю. не проживает по адресу регистрации и не получает своевременно корреспонденцию, не освобождает его от обязанности по уплате в бюджет установленных законом обязательных платежей и санкций.

С учетом установленных по делу обстоятельств, оценки представленных в дело доказательств судебная коллегия приходит к выводу об отмене принятого по делу решения как постановленного с нарушением п.п. 2 и 3 ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении требований УФНС России по Ульяновской области.

С административного ответчика в пользу УФНС России по Ульяновской области подлежит взысканию задолженность по пени на страховые взносы по ОПС и ОМС за 2017, 2019, 2020 годы в общей сумме 20 437,43 руб.

Оснований для взыскания пени на страховые взносы за 2018 год не имеется.

В соответствии со ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Крайнова Д.Ю. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 813 руб.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 5 июня 2024 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 12 августа 2024 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Крайнову Дмитрию Юрьевичу о взыскании пени на недоимку по страховым взносам удовлетворить частично.

Взыскать с Крайнова Дмитрия Юрьевича (ИНН ***), зарегистрированного по адресу: ***, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по пени в сумме 20 437 руб. 43 коп., в том числе:

пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2017, 2019, 2020 годы за период с 30.01.2019 по 31.12.2022 в сумме 15 658 руб. 27 коп.;

пени на отрицательное сальдо по ЕНС за период с 01.01.2023 по 12.08.2023 в сумме 4779 руб. 16 коп.

В удовлетворении требований Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о взыскании с Крайнова Дмитрия Юрьевича пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2018 год отказать.

Взыскать с Крайнова Дмитрия Юрьевича (ИНН ***), зарегистрированного по адресу: ***, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 813 руб.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.12.2024.