У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0002-01-2024-002967-65
Судья Лисова Н.А. Дело №33а-5642/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
17 декабря
2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Лифановой З.А.
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мирзаджанова Мижвердина
Мирзаджановича на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 10 июля
2024 года по делу №2а-2448/2024, которым постановлено:
административные
исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской
области удовлетворить.
взыскать с
Мирзаджанова Мижвердина Мирзаджановича, зарегистрированного по адресу: ***, в
пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области
задолженность по транспортному налогу за 2019, 2020, 2021, 2022 годы в размере
19 200 руб., пени по транспортному налогу за период с 07.02.2020 по
18.01.2024 в размере 3 322 руб. 68 коп.
Взыскать с
Мирзаджанова Мижвердина Мирзаджановича (ИНН ***) в доход местного бюджета
государственную пошлину в сумме 875
руб. 68 коп.
Заслушав доклад
судьи Пулькиной Н.А., объяснения Мирзаджанова М.М., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
УФНС России по Ульяновской области обратилось
в суд с административным исковым заявлением к Мирзаджанову М.М. о взыскании
задолженности по уплате налога, пени.
В обоснование требований указало, что
налогоплательщик Мирзаджанов
М.М. имеет (имел) в собственности следующий объект налогообложения: автомобиль ***,
государственный регистрационный номер ***. Налоговые уведомления, требования об
уплате налогов должнику были направлены по почте, однако задолженность до
настоящего времени не уплачена. Сумма задолженности по транспортному налогу за
2019, 2020, 2021, 2022 годы составила 19 200 руб. (4800 руб. х 4), пени по
транспортному налогу за 2018 год на сумму 4800 руб. за период с 07.02.2020 по
09.04.2021 составили 306,44 руб., за 2019 год на сумму 4800 руб. за период с
02.12.2020 по 31.12.2022 - 648,64 руб., за 2020 год на сумму 4800 руб. за период
с 02.12.2021 по 31.12.2022 - 330,64 руб., за 2021 год на сумму 4800 руб. за
период с 02.12.2022 по 31.12.2022 составили 36 руб.
Расчет пени на отрицательное сальдо ЕНС с
01.01.2023 по 18.01.2024 (18.01.2024 дата формирования заявления на выдачу СП):
14 400 руб. х 204 дня х 7,5%/300 = 734,40
руб. (период с 01.01.2023 по 23.07.2023);
14 400 руб. х 22 дня х 8,5% /300 = 89,76 руб.
(период с 24.07.2023 по 14.08.2023);
14 400 руб. х 34 дня х 12% /300 = 195,84
руб. (период с 15.08.2023 по 17.09.2023);
14 400 руб. х 42 дня х 13% /300 = 262,08
руб. (период с 18.09.2023 по 29.10.2023);
14 400 руб. х 33 дня х 15% /300 = 237,60 руб.
(период с 30.10.2023 по 01.12.2023);
19 200 руб. х16 дней х 15% /300 = 153,60
руб. (период с 02.12.2023 по 17.12.2023);
19 200 руб. х 32 дня х 16% /300 = 327,68 руб.
(период с 18.12.2023 по 18.01.2024).
Транспортный налог за 2018 год просужен
решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска суда по делу №*** от ***.
Налоговым органом выставлено требование от ***
№ *** об уплате налога, которое было направлено должнику по почте, однако
задолженность до настоящего времени не уплачена. Требование об уплате
задолженности формируется один раз на отрицательное сальдо ЕНС
налогоплательщика, и считается действующим до момента перехода данного сальдо
через ноль.
УФНС России по Ульяновской области просило
суд взыскать с Мирзаджанова М.М. в пользу УФНС России по Ульяновской области
задолженность по налогам и пени в общем размере 22 522 руб. 68 коп.: транспортный
налог за 2019, 2020, 2021, 2022 годы в размере 19 200 руб., пени по
транспортному налогу – 3 322 руб. 68 коп.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Мирзаджанов М.М. не соглашается с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы
указывает, что согласно постановлению администрации г.Ульяновска №*** от ***
принадлежащий административному ответчику автомобиль *** был эвакуирован на
специализированную стоянку. Во исполнение положений статьи 362 Налогового
кодекса Российской Федерации 03.01.2024 Мирзаджанов М.М. представил указанную
информацию в УФНС России по Ульяновской области в виде уведомления начальника
Управления муниципальной безопасности администрации г.Ульяновска №*** от *** о
факте эвакуации автомобиля. В этой связи полагает, что от уплаты налога он
должен быть освобожден.
В судебное заседание
представитель административного истца не явился, извещен
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений статей 150,
306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, не признав его явку
обязательной.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В
соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные
государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы,
наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой
обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о
взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение
шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате
обязательных платежей и санкций (ч.2 ст.286 КАС
РФ).
Статья 57 Конституции Российской Федерации и
пункт 1 статьи 23 Налогового
кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно
установленные налоги и сборы.
Обязанность по
уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о
налогах и сборах.
Как следует из
пункта 1 статьи 45
Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно
исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено
законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть
исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления
налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке,
предусмотренном статьями 69
и 70
Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового
кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения
спорных правоотношений) требование об уплате задолженности должно быть
направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов,
налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного
сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено
настоящим Кодексом.
В силу статьи 357 Налогового кодекса
Российской Федерации налогоплательщиками
транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с
законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства,
признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358
настоящего Кодекса (в том числе, автомобили).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками -
физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим
налоговым периодом (статья 363 НК РФ).
Статьей 75
Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в
установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной
трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения
обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным
законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения
обязанности по его уплате включительно.
Федеральным законом № 263-ФЗ от 14.07.2022
года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в
положения Налогового
Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого
налогового счёта с 01.01.2023.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Налогового Кодекса Российской
Федерации, Единым налоговым счётом признается форма учёта налоговыми органами:
1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств,
перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в
качестве единого налогового платежа.
Единый налоговый
счёт ведётся в отношении каждого физического лица и каждой организации,
являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых
взносов и (или) налоговыми агентами.
Единым налоговым
платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком,
плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или)
иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счёт Федерального
казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности
налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового
агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика
сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с
настоящим Кодексом (п.1 ст.11.3 НК РФ).
В соответствии с
пунктом 8 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации принадлежность
сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого
налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтённой на
едином налоговом счёте налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с
соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы
физических лиц - начиная с наиболее раннего момента её возникновения; 2) налог
на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его
перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым
взносам - начиная с наиболее раннего момента её возникновения; 4) иные налоги,
авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения
обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.
Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных
средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового
платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей
юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести
месяцев со дня истечения срока
исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер
отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
Как следует из материалов дела и установлено
судом, на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области состоит
физическое лицо - Мирзаджанов М.М.
Согласно сообщению УГИБДД УМВД России по
Ульяновской области, Мирзаджанов М.М. с ***
года является собственником транспортного средства - автомобиля *** года выпуска, государственный
регистрационный номер ***.
В адрес Мирзаджанова
М.М. налоговым органом направлялись налоговые уведомления об уплате
транспортного налога за 2019, 2020, 2021, 2022 годы (л.д. 8-15).
Административным
истцом в адрес Мирзаджанова М.М. было направлено требование №*** об уплате
задолженности по состоянию на 13.07.2023, в котором предложено в срок до 04.12.2023
уплатить транспортный налог в размере 14 400 руб., пени 2037 руб. (л.д. 16-17).
В установленный срок требование налогового
органа не было исполнено.
Решением
Засвияжского районного суда г.Ульяновска от *** с Мирзаджанова М.М. в пользу
УФНС России по Ульяновской области взыскана задолженность в размере 4866,52 руб.,
из которых: транспортный налог - 4800 руб. за 2018 год и пени по транспортному
налогу в размере 66,52 руб. (л.д. 109-115).
По состоянию на 18.01.2024
(на дату формирования заявления на выдачу судебного приказа) сумма
задолженности Мирзаджанова М.М. составила:
налог за 2019, 2020, 2021, 2022 годы
19 200 руб.,
пени
по транспортному налогу за 2018
год на сумму 4800 руб. за период с 07.02.2020 по 09.04.2021 г. - 306,44 руб.,
пени за 2019 год на сумму 4800 руб. за период
с 02.12.2020 по 31.12.2022 - 648,64 руб.,
пени за 2020 год на сумму 4800 руб. за период
с 02.12.2021 по 31.12.2022 - 330,64 руб.,
пени за 2021 год на сумму 4800 руб. за период
с 02.12.2022 по 31.12.2022 - 36 руб.
пени на
отрицательное сальдо ЕНС за период с 01.01.2023 по 18.01.2024 - 2096 руб.
*** мировым судьей
выдан судебный приказ, который *** отменен в связи с поступившими возражениями
ответчика относительно его исполнения (л.д. 6).
С настоящим
административным иском налоговый орган обратился в суд 15.05.2024, т.е. в
пределах установленного законом шестимесячного срока после отмены судебного
приказа.
Удовлетворяя заявленные требования налогового
органа, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик имеет задолженность
по обязательным платежам и санкциям, которая не оплачена; порядок и сроки
взыскания налога и пени по нему налоговым органом соблюдены, проверена
правильность расчета задолженности.
Судебная коллегия соглашается с выводами
районного суда, поскольку они основаны на представленных доказательствах,
оцененных по правилам статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального
права, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской
Федерации» сальдо ЕНС организации или физического лица формируется 1 января
2023 года с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, в порядке,
аналогичном установленному статьей 11.3 НК РФ на основании имеющихся у
налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах
неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся
налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми
агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в
отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных
сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов.
Согласно статье 11.3 НК РФ совокупная обязанность
формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица (далее-ЕНС) который
ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности,
числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа
(далее-ЕНП).
Сальдо ЕНС
представляет собой разницу между общей суммой денежных средств перечисленных и
(или) признаваемых в качестве ЕНП и денежным выражением совокупной обязанности.
В соответствии со
статьей 11 НК РФ
задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты
бюджетной системы РФ признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных
налогоплательщиком, плательщиком сборов, страховых взносов и (или) налоговым
агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов,
подлежащих возврату в бюджетную систему РФ в случаях, предусмотренных НК РФ,
равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате
задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора,
плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня
формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если
иное не предусмотрено Кодексом.
Постановлением Правительства
Российской Федерации №500 от 29.03.2023 «О мерах по урегулированию
задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов,
процентов, установленных НК РФ, в 2023 году» предельные сроки направления
требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности
увеличены на 6 месяцев.
Мирзаджанову М.М.
в сроки, предусмотренные статьей 70 НК РФ и Постановлением Правительства
Российской Федерации №500 от 29.03.2023 было направлено требование об уплате
задолженности № *** от ***, в котором сообщалось о сумме
задолженности с указанием вида налога, а также об обязанности уплатить в
установленный срок - до 04.12.2023 сумму задолженности.
В требовании
указано, что в случае изменения суммы задолженности направление дополнительного
(уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах не предусмотрено.
Требование об уплате задолженности действует с момента его направления и до
формирования положительного или нулевого сальдо ЕНС. Новое требование об уплате
задолженности направляется налогоплательщику только после полного погашения
имеющейся задолженности и формирования нового отрицательного сальдо. В случае
увеличения суммы задолженности налогоплательщика по ранее направленному и не
исполненному требованию о ее уплате направление нового (уточненного) требования
об уплате задолженности действующим законодательством о налогах и с сборах не
предусмотрено.
Требование в установленный срок исполнено не было.
Таким образом, срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа,
и впоследствии срок обращения в суд с административным иском налоговым органом
были соблюдены.
Учитывая изложенное, при отсутствии у суда
первой инстанции доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате
налога и пени, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об
удовлетворении требований административного истца.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии
обязанности по уплате транспортного налога в связи с эвакуацией автомобиля
подлежат отклонению, поскольку Мирзаджанов М.М. значится владельцем
транспортного средства по данным ГИБДД УМВД России по Ульяновской области по
настоящее время. Несмотря на эвакуацию автомобиля, право собственности
Мирзаджанова М.М. на него не прекращено, в связи с чем не имеется оснований для
применения пункта 3.4 статьи 362 НК РФ.
Вопреки пояснениям Мирзаджанова М.М. в суде
апелляционной инстанции о том, что административным ответчиком является орган
либо должностное лицо, к которым он не относится, Мирзаджанов М.М. в силу
положений главы 32 КАС РФ, регулирующей взыскание обязательных платежей и
санкций, является надлежащим административным ответчиком.
При таких обстоятельствах принятое по делу решение
является правильным, нормы материального и процессуального права применены
судом верно. Оснований для его отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Засвияжского
районного суда г.Ульяновска от 10 июля 2024 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Мирзаджанова Мижвердина Мирзаджановича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 20.12.2024.