УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-001192-11
Судья Денисова М.А. Дело № 33-5919/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
17 декабря 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре Герасимове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу администрации города Ульяновска и Управления муниципальной
собственностью администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного
суда города Ульяновска от 5 июня 2024 года по делу № 2-1433/2024, по которому
постановлено:
в удовлетворении исковых требований администрации города
Ульяновска к Синченя Никите Сергеевичу, Засимовой Елене Леонидовне о выселении
из жилого помещения по адресу: *** в комнату *** с заключением договора найма
жилого помещения маневренного фонда сроком на 5 лет – отказать.
В удовлетворении встречного иска Засимовой Елены Леонидовны
к администрации города Ульяновска о предоставлении во внеочередном порядке
благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим
требованиям, применительно условиям города Ульяновска, равнозначного ранее
занимаемому жилому помещению по площади не менее 34,98 кв.м, находящегося в
границах города Ульяновска – отказать.
Встречный иск Синченя Никиты Сергеевича к администрации города
Ульяновска удовлетворить.
Обязать администрацию города Ульяновска предоставить Синченя
Никите Сергеевичу на праве собственности на состав семьи два человека
благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 34,98 кв.м, отвечающее
установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте
муниципального образования «город Ульяновск».
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Засимовой
Е.Л., Новоселова М.А. и Юсупова К.А., представляющих интересы Засимовой Е.Л.,
Синченя Н.С., высказавших возражения по доводам жалобы, прокурора Михайловой Т.В., полагавшей
решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
администрация г. Ульяновска обратилась в суд с иском к Синченя Н.С., Засимовой Е.Л. о выселении
из жилого помещения. В обоснование
иска указала, что заключением об
оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в
Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным
для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции от 06.02.2024 № ***, дом *** признан аварийным и подлежащим
сносу. Согласно заключению общества с ограниченной ответственностью «УЛСТЭ»
проживание в указанном доме несет реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В
коммунальной квартире, расположенной по адресу***, зарегистрированы и проживают
Синченя Н.С., Засимова Е.Л., собственником 43/200 долей жилого помещения является
Синченя Н.С. Решением комиссии по учету и распределению жилой площади
администрации г. Ульяновска от 15.02.2024 ответчикам предоставлено во временное
пользование жилое помещение маневренного фонда в виде комнаты ***, однако в
добровольном порядке переселяться в предоставленное жилое помещение
маневренного фонда ответчики отказываются. Администрация г. Ульяновска просила суд выселить Синченя Н.С.,
Засимову Е.Л. из 43/200 долей жилого помещения, расположенного по адресу: *** в
комнату *** с заключением договора найма жилого помещения маневренного фонда
сроком на 5 лет.
Засимова Е.Л. обратилась
в суд со встречным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения
дела, к администрации г. Ульяновска
о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения. В обоснование иска указала, что совместно с Синченя Н.С. она
зарегистрирована и проживает в коммунальной квартире, расположенной по адресу: ***.
Синченя Н.С. является собственником
43/200 долей указанного жилого помещения. Заключением межведомственной комиссии
от 06.02.2024 № *** многоквартирный жилой дом *** признан аварийным и
подлежащим сносу. Полагает, что им должна быть предоставлена благоустроенная квартира,
равнозначная по площади ранее занимаемому жилому помещению. Засимова Е.Л.
просила суд возложить на администрацию г. Ульяновска обязанность предоставить
ей и Синченя Н.С. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение
(квартиру), соответствующее санитарно-техническим требованиям, применительно к
условиям г. Ульяновска, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению по
общей площади не менее 34,98 кв.м, находящееся в границах г. Ульяновска.
Синченя Н.С. обратился
в суд со встречным иском к администрации г.Ульяновска о предоставлении
благоустроенного жилого помещения на праве собственности. В обоснование иска указал, что
совместно с Засимовой Е.Л. зарегистрирован
и проживает в коммунальной квартире, расположенной по адресу: ***,
является собственником 43/200 долей указанного жилого помещения, что составляет
34,98 кв.м. 06.02.2024 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ***,
признан аварийным и подлежащим сносу. Синченя Н.С. просил суд обязать
администрацию г. Ульяновска предоставить ему на праве собственности
благоустроенное жилое помещение (квартиру), соответствующее
санитарно-техническим требованиям, применительно к условиям г. Ульяновска,
равнозначное ранее занимаемому жилому помещению по общей площади не менее 34,98
кв.м, находящееся в границах г. Ульяновска.
Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Ульяновска и
Управление муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска не соглашаются
с решением суда, просят его отменить и принять по делу новое решение об
удовлетворении исковых требований администрации г. Ульяновска в полном объеме,
об отказе в удовлетворении встречных исковых требований Засимовой Е.Л., Синченя
Н.С. В обоснование жалобы указывают,
что решение суда является незаконным и необоснованным. Обращают внимание, что многоквартирный
дом *** включен в областную программу «Переселение граждан, проживающих на
территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными
после 01.01.2012, в 2018-2030 годах» и подлежит расселению в декабре 2025 года.
На данный момент, установленные в Программе сроки не истекли, следовательно,
оснований для удовлетворения исковых требований не имелось. Отмечает, что
действующим законодательством обязанность органов местного самоуправления
представлять собственникам аварийных жилых помещений иное жилье не
предусмотрена. В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской
Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого
допускается только по соглашению сторон с зачетом его стоимости при определении
размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Решением суда первой инстанции
на администрацию г. Ульяновска возложена обязанность предоставить Синченя Н.С.
на праве собственности жилое помещение на состав семьи два человека, однако не
конкретизировано, на кого именно. При этом собственником 43/200 долей аварийного
жилого помещения является только Синченя Н.С. Кроме того, судом первой
инстанции не решен вопрос по жилому помещению, расположенному в аварийном доме ***,
а именно: не определено, должно ли указанное жилое помещение остаться также в
собственности ответчика или нет.
В возражениях на
апелляционную жалобу администрации г. Ульяновска и Управления
муниципальной собственностью администрации г. Ульяновска представитель Засимовой
Е.Л. и Синченя Н.С. – Юсупов К.А. просит решение суда оставить без изменения,
апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие истца Синченя Н.С., представителя администрации города Ульяновска,
извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной
инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы
и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Синченя
Н.С. является собственником долей жилого помещения по адресу: ***, а именно: 43/200
долей жилого помещения ему принадлежит на основании договора купли-продажи
коммунальной квартиры от 10.05.2012, а 43/200 долей – на основании договора
дарения доли коммунальной квартиры от 13.10.2014 (том 1, л.д.98).
В спорной квартире зарегистрированы: Синченя Н.С. – с
04.09.2017, его мать – Засимова Е.Л. – с 30.07.2012 (том 1, л.д. 57).
Заключением межведомственной комиссии при администрации
города Ульяновска от 06.02.2024 дом *** признан аварийным и подлежащим сносу;
согласно заключению экспертной организации ООО «УлСТЭ» проживание граждан в
данном доме несет реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
В связи с данными обстоятельствами на заседании комиссии по
учету и распределению жилой площади при администрации города Ульяновска
15.02.2024 было принято решение о предоставлении Синченя Н.С. комнаты общей
площадью 18,22 кв.м по адресу: ***, с заключением договора найма жилого
помещения маневренного фонда на 2 человека, сроком на 5 лет (том 1, л.д. 16).
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного
суда г.Ульяновска от 26.04.2024 был признан незаконным пункт 2 постановления
администрации города Ульяновска от 15.03.2024 № *** «О признании
многоквартирного дома *** аварийным и подлежащим сносу»; на администрацию
города Ульяновска возложена обязанность установить разумный срок для проведения
мероприятий по расселению аварийного многоквартирного жилого дома по *** в г.
Ульяновске - до 31.12.2025 (том 2, л.д. 155-157).
Жилой
дом *** включен в областную программу «Переселение граждан, проживающих на
территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными
после 01.01.2012, в 2018 - 2030 годах», утвержденную постановлением
Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 № ***, со сроком расселения:
декабрь 2025 года (том 2, л.д.127-134).
Согласно
акту экспертного исследования № *** ООО «Ульяновская лаборатория
строительно-технической экспертизы» объект исследования – жилой дом *** не
соответствует нормативно-техническим требованиям; имеются трещины, деформации,
прогибы балок, перекрытия, а также стен. Выявленные недостатки на момент
исследования влияют на безопасность объекта исследования в части состояния
несущих конструкций. Согласно результатам обследования в соответствии с ГОСТ
31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического
состояния» техническое состояние крыши (кровли) аварийное. Требуется
незамедлительное переселение жителей, возможна угроза обрушения. С учетом
требований статей 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 Федерального закона от 31.12.2009
№ 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
многоквартирный жилой дом 51 по ул. Пролетарской в г. Ульяновске несет угрозу
жизни и здоровью собственников и третьих лиц. Техническое состояние конструкций
здания многоквартирного дома характеризуется как аварийное, степень износа –
69,8% (том 1, л.д. 177).
Ссылаясь на то, что многоквартирный жилой дом ***,
собственником доли в квартире *** которого является Синченя Н.С., признан
аварийным и подлежащим сносу, проживание в нем представляет опасность,
администрация города Ульяновска обратилась в суд с настоящим иском о
переселении собственника и члена его семьи в жилое помещение маневренного
фонда, а Синченя Н.С. и проживающая совместно с ним мать – Засимова Е.Л.
заявили встречный иск о предоставлении жилого помещения.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в
иске администрации города Ульяновска и об удовлетворении иска Синченя Н.С.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
В
соответствии со статьей 40
Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может
быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного
самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для
осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам,
нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из
государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с
установленными законом нормами.
Федеральный
закон
от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального
хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ) в целях
создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения
качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования
эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих
технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления
финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным
образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов,
переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем
коммунальной инфраструктуры (статья 1).
В пункте 3
статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из
аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий
в соответствии со статьями 32,
86,
частями 2
и 3 статьи 88
Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального
закона № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан
из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью
2 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ предусмотрено, что региональная адресная
программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать,
в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017
в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в
связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункт 1); срок
переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень,
указанный в пункте 1 данной части. При этом в
первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов,
которые расположены на территории муниципального образования и год признания
которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам
признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других
многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального
образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения
или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения
суда (пункт 2).
Статьей 32 Жилищного кодекса Российской
Федерации определены жилищные права собственника жилого помещения при изъятии
земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Жилое помещение может
быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором
расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором
находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд
(часть 1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием
земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен
многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для
государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном
для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд
(часть 2).
Собственнику жилого помещения, подлежащего
изъятию, направляется уведомление
о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое
жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое
жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект
соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в
порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 4).
Возмещение
за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с
собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на
основании решения суда возможно только при условии предварительного и
равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого
помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у
прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более
чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику
жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не
установлено иное (часть 6).
По соглашению с собственником жилого
помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое
жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за
изымаемое жилое помещение (часть 8).
Если собственник жилого
помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством,
соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или
муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у
него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на
основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока
действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое
жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое
жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный
иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения
собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого
имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9).
Признание в установленном Правительством
Российской Федерации порядке
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является
основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в
указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В
случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или
реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен
указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно
подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых
помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в
порядке, предусмотренном частями 1 - 3,
5
- 9 данной статьи (часть 10).
Согласно
правовой позиции, изложенной в разделе
втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением
жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим
сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской
Федерации 29.04.2014, в случае если жилой дом, признанный аварийным и
подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению
граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком
доме в силу пункта 3
статьи 2, статьи 16
Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого
помещения в собственность либо его выкуп.
При
этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных
способов обеспечения его жилищных прав.
Материалами
дела подтверждено, что жилой дом *** в рамках реализации программы по
переселению граждан был включен в перечень многоквартирных домов, признанных после
01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, о чем
указано выше.
Учитывая,
что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение,
включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного
жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом
«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», представляет
реальную угрозу для проживания граждан, суд первой инстанции пришел к
обоснованному выводу, что истец Синченя Н.С. имеет право требовать
предоставления другого жилого помещения в собственность.
Принимая обжалуемое
решение, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание правовую позицию,
изложенную в разделе III Обзора судебной практики по делам, связанным с
обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда
Российской Федерации 29.04.2014, согласно которой, если при рассмотрении дела
будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет
опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным
основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и
техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть
поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Доводы
апелляционной жалобы о том, что не истекли сроки, предусмотренные Программой
переселения о поэтапном переселении жителей спорного многоквартирного дома в
2025 году, не могут быть приняты во внимание, поскольку материалами дела
подтверждено, что многоквартирный жилой дом *** представляет угрозу для
проживания граждан.
Из приведенных выше положений федерального законодательства
и Программы переселения следует, что у собственника жилого помещения в доме,
признанном аварийным и подлежащим сносу, есть право выбора предоставления
другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом ни федеральным законодательством, ни Программой
переселения не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений
в аварийном доме, если принадлежащее им жилое помещение является для них
единственным местом жительства, разницы между стоимостью изымаемого жилого
помещения и вновь предоставляемого.
Материалами дела подтверждено, что Синченя Н.С. и его мать
Засимова Е.Л. иных жилых помещений в собственности и в пользовании не имеют
(том 2, л.д. 137, 138).
Из изложенных выше норм закона прямо следует, что право на
предоставление равнозначного жилого помещения взамен аварийного имеет только
собственник жилого помещения независимо от состава его семьи, в связи с чем
решение суда подлежит изменению, четвертый резолютивной части обжалуемого
судебного решения следует изложить в следующей редакции: «Обязать администрацию
города Ульяновска предоставить Синченя Никите Сергеевичу на праве собственности
благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 34,98 кв.м, отвечающее
установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте
муниципального образования «город Ульяновск», взамен долей жилого помещения,
расположенного по адресу: г.***, признанного аварийным и подлежащим сносу».
В остальной части решение суда является правильным, отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 5
июня 2024 года изменить, изложить четвертый абзац резолютивной части решения
суда в следующей редакции: «Обязать администрацию города Ульяновска
предоставить Синченя Никите Сергеевичу на праве собственности благоустроенное
жилое помещение общей площадью не менее 34,98 кв.м, отвечающее установленным
санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте муниципального
образования «город Ульяновск», взамен долей жилого помещения, расположенного по
адресу: г.***, признанного аварийным и подлежащим сносу».
В
остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу
администрации города Ульяновска и Управления муниципальной собственностью
администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех
месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
20.12.2024.