Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение во внеочередном порядке
Документ от 17.12.2024, опубликован на сайте 27.12.2024 под номером 116224, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности обеспечить предоставление на ежегодной основе путевки, как участнику ЧАЭС, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-004236-94

Судья Борисова Е.С.                                                                            Дело № 33-5911/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    17 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Карабанова А.С.,

при секретаре Дементьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Хакимова Шамиля Михайловича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 августа 2024 года по гражданскому делу № 2-3299/2024, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Хакимова Шамиля Михайловича к Министерству социального развития Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области, отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о признании отказа незаконным, обязании обеспечить путевкой в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение на ежегодной основе, обязании своевременно выдавать путевку, обязании своевременно регистрировать заявление, взыскании денежной компенсации за каждый год не предоставления путевки отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения  представителя Министерства социального развития Ульяновской области Фроловой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Хакимов Ш.М. обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Министерству социального развития Ульяновской области о признании отказа незаконным, возложении обязанности обеспечить путевкой в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение на ежегодной основе, своевременно выдавать путевку, уведомлять о регистрации заявления, взыскании денежной компенсации за каждый год непредоставления путевки. В обоснование иска указал, что он является военнослужащим в отставке, в 1986-1987 годах выполнял обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, перенес лучевую болезнь, является ***. В связи с этим он имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное или другое оздоровительное лечение, либо выплату денежной компенсации в случае невозможности предоставлении путевки. Ежегодно, начиная с 2017 года, им в Министерство здравоохранения Ульяновской области направлялись заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, однако путевки представлялись только дважды. По вопросу обеспечения на ежегодной основе путевкой на санаторно-курортное лечение он обратился в Министерство социального развития Ульяновской области, однако в ответе на обращение от 27.04.2024 № *** в обеспечении путевкой ему было незаконно отказано. Просил признать ответ Министерства социального развития Ульяновской области на его обращение от 27.04.2024 № *** незаконным, обязать надлежащего ответчика обеспечить предоставление ему ежегодно при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение, как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, обязать ответчика заблаговременно, не позднее чем за 18 дней выдавать путевку, не позднее 10 дней с момента поступления заявления сообщать о регистрации заявления, взыскать денежную компенсацию за каждый год непредоставления путевки.

Суд привлек к участию в деле в качестве ответчиков Министерство здравоохранения Ульяновской области, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области), областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области (далее – ОГКУ СЗН Ульяновской области) и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Хакимов Ш.М. не соглашается с решением суда, просит его отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению автора жалобы, ссылка суда первой инстанции на приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2009138Н «О порядке организации работы по распределению путевок и направлению больных из учреждений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития России» несостоятельна. Обращает внимание, что право уведомлять его (истца) о предоставлении путевки в любой удобный для Министерства здравоохранения Ульяновской области срок лишает его возможности планировать год, получать соответствующие медицинские документы для прохождения санаторно-курортного лечения, имеющего краткосрочное действие, а также сдавать необходимые медицинские анализы. Просит учесть, что по его заявлению, поданному в марте 2024 года, срок для предоставления ему путевки истек, равно как и срок справки для получения путевки, что нарушает его права.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социального развития Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей соответчиков, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Хакимов Ш.М. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 12-13).

Хакимову Ш.М. установлена ***, в связи с чем он является получателем страховой пенсии по старости и соответствующих ежемесячных выплат в ОСФР по Ульяновской области (л.д. 43, 53).

27.04.2024 Хакимов Ш.М. обратился в Министерство социального развития Ульяновской области с заявлением о предоставлении ему на ежегодной основе путевки на санаторно-курортное лечение как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

На указанное обращение Министерством социального развития Ульяновской области в адрес истца 17.05.2024 был дан ответ о том, что Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) предоставление бесплатных путевок в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение не предусмотрено. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 24.12.2014 №598-П «О некоторых мерах по организации социального обслуживания населения на территории Ульяновской области» по линии социальной защиты путевки в реабилитационные центры, подведомственные Министерству социального развития Ульяновской области, предоставляются на заявительной основе гражданам, постоянно проживающим на территории Ульяновской области, к числу которых относятся: неработающие пенсионеры, получающие в соответствии с федеральным законом пенсию по старости и не относящиеся к числу лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; участники специальной военной операции. Выплата компенсаций за непредоставление путевок на санаторно-курортное лечение не относится к полномочиям Министерства социального развития Ульяновской области (л.д. 11).

Хакимов Ш.М., полагая данный ответ Министерства социального развития Ульяновской области незаконным, а также настаивая на том, что имеет первоочередное право на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ).

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом Федеральный закон № 178-ФЗ не предусматривает ни внеочередное, ни первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан.

В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Совместным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 939н и Министерства здравоохранения Российской Федерации № 1345н утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее – Порядок № 939н/1345н).

Из материалов дела следует, что Хакимов Ш.М. отказался от получения набора социальных услуг, в том числе от такой социальной услуги как предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, является получателем соответствующей денежной выплаты.

По вопросу обеспечения санаторно-курортным лечением Хакимов Ш.М. в ОСФР по Ульяновской области не обращался.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения требований Хакимова Ш.М. к ОСФР по Ульяновской области.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.03.2009 № 138н утвержден Порядок организации работы по распределению путевок и направлению больных из учреждений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития России (далее – Порядок № 138н).

В соответствии с данным Порядком № 138н Хакимов Ш.М. с 27.12.2017 зарегистрирован в Министерстве здравоохранения Ульяновской области как гражданин, подвергшийся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющий право на получение санаторно-курортного лечения.

В письме Министерства здравоохранения Ульяновской области от 19.04.2024 в адрес Хакимова Ш.М. было указано, что 18.03.2024 в отношении истца проведена врачебная комиссия ГУЗ Государственная поликлиника №1 им. С.М. Кирова, утверждена справка по форме №070/у для получения путевки на санаторно-курортное лечение, 26.03.2024 Хакимов Ш.М. поставлен на очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение, номер очереди 44 (л.д. 63-65).

Из приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина льготной категории с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что при условии соблюдения указанной последовательности, согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Право на получение государственной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все льготные категории граждан, а внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан законом не предусмотрено.

Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной помощи, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

При этом финансирование государственной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемы осуществляются в рамках действующего правового регулирования.

Таким образом, не предоставление Хакимову Ш.М. путевки на санаторно-курортное лечение в 2024 году по его заявлению, поданному в марте 2024 года, не свидетельствует об ограничении истца в принадлежащих ему правах на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и, как следствие, об отказе в предоставлении государственной социальной помощи.

Более того, предоставление во внеочередном порядке путевки на санаторно-курортное лечение будет свидетельствовать о нарушении прав иных граждан, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца по данному вопросу.

Заявление Хакимова Ш.М. о предоставлении ему санаторно-курортной путевки в 2024 году было рассмотрено Министерством здравоохранения Ульяновской области в установленном законом порядке, в связи с чем он был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением и зарегистрирован в установленном порядке под регистрационным номером 44.

Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Хакимову Ш.М. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не усмотрел законного повода для удовлетворения иска.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

Решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хакимова Шамиля Михайловича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.12.2024.