У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0002-01-2024-003130-61
Судья Лисова Н.А. Дело № 33а-5611/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
13
декабря 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Пичугина Сергея Леонидовича на
решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 3 июля 2024 года по делу №
2а-2432/2024, по которому постановлено:
административные
исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской
области к Пичугину Сергею Леонидовичу о взыскании обязательных платежей и
санкций удовлетворить.
Взыскать с Пичугина
Сергея Леонидовича (ИНН***), проживающего по адресу: ***, в пользу Управления
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по налогу на имущество за
2022 год в размере 188 796 руб., пени на отрицательное сальдо ЕНС с
10.10.2023 по 10.01.2024 в размере
25 529 руб. 37 коп.
Взыскать с Пичугина
Сергея Леонидовича (ИНН***) в доход
местного бюджета государственную пошлину в размере 5343 руб. 25 коп.
Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Пичугина
С.Л. и его представителя – Борисова Д.В., поддержавших доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия
установила:
Управление
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее – УФНС России по Ульяновской
области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Пичугину С.Л.
о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование
требований указано, что Пичугин С.Л. как физическое лицо состоит на налоговом учете.
Согласно ст.23, п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)
налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Данный налогоплательщик также имеет в
собственности объекты недвижимости: иные строения, помещения и сооружения по
адресу: ***, с кадастровым номером *** и ***,
и является плательщиком налога на имущество физических лиц, в связи с
чем обязан уплачивать установленные налоги в соответствии с п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ.
Сумма исчисленного налога по данному имуществу с
учетом переплаты составила за 2022 год: по объекту недвижимости с кадастровым
номером *** - 156 950 руб., по объекту недвижимости с кадастровым номером *** – 31 846 руб.
В соответствии со ст.75 НК РФ за просрочку
исполнения обязанности по уплате налога начислены пени. Общая сумма
задолженности пеней с 10.10.2023 по 10.01.2024 составляет 25 529,37 руб.
Во исполнение ст.69 НК РФ налоговым органом было
направлено требование от *** № *** об уплате налога должнику были направлены
через личный кабинет налогоплательщика, однако задолженность до настоящего
времени не уплачена.
Судебный приказ от *** был отменен определением
мирового суда судебного участка № 10 Засвияжского судебного района г.Ульяновска
от ***.
Административный истец просил взыскать с Пичугина С.Л. в пользу УФНС России по Ульяновской
области задолженность в сумме 214 325 руб. 37 коп., в том числе: налог на имущество за
2022 год в сумме 188 796 руб., пени на отрицательное сальдо ЕНС с
10.10.2023 по 10.01.2024 в размере 25 529 руб. 37 коп.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Пичугин С.Л. не соглашается с решением суда, просит его отменить и
принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового
заявления. В обоснование жалобы указывает на отсутствие законных оснований для
взыскания с него задолженности по налогам и пени по требованию № *** от ***,
поскольку налоговым органом пропущен срок направления данного требования. В
нарушение Приказа ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@, в данном требовании
не был указан период начисления недоимки. Ссылается на пропуск налоговым
органом срока для обращения в суд с административным иском.
В возражениях на
апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда
оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в
соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
До начала рассмотрения апелляционной жалобы в адрес апелляционной
коллегии по административным делам от представителя административного истца –
Канахина Д.В. поступило ходатайство об отказе от административного искового
заявления в части взыскания с Пичугина С.Л. задолженности по налогу на объект недвижимости
с кадастровым номером *** в сумме 31 846
руб. в связи с перерасчетом налога с учетом применения льготы как пенсионеру.
Последствия отказа от иска известны и понятны.
В остальной
части просит решение суда оставить без
изменения.
Рассмотрев указанное
заявление налогового органа, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 304
КАС РФ отказ административного истца от иска, совершенный после принятия
апелляционных жалобы, должен быть выражен в поданном суду апелляционной
инстанции заявлении в письменной форме. Согласно ч.2
вышеуказанной статьи при принятии заявления об отказе
административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое
решение суда и прекращает производство по административному делу.
Поскольку отказ
административного истца от части иска не противоречит закону и не нарушает
права и законные интересы других лиц, судебная коллегия в силу ст.ст.
157,
304 КАС РФ принимает отказ от иска, отменяет решение суда и прекращает
производство по делу в указанной части.
В остальной части судебная коллегия, проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно
нее, приходит к следующему.
В
соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные
государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы,
наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой
обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о
взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение
шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате
обязательных платежей и санкций (ч.2 ст.286 КАС
РФ).
Статья 57 Конституции Российской Федерации и
пункт 1 статьи 23 Налогового
кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно
установленные налоги и сборы.
Обязанность по
уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о
налогах и сборах.
Как следует из
пункта 1 статьи 45
Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно
исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено
законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть
исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для
направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в
порядке, предусмотренном статьями 69
и 70
Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового
кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения
спорных правоотношений) требование об уплате задолженности должно быть
направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов,
налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного
сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено
настоящим Кодексом.
В силу статьи 400 Налогового кодекса
Российской Федерации налогоплательщиками
признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество,
признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401
настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 409
Налогового кодекса Российской Федерации
налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря
года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1). Налог уплачивается по
месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления,
направляемого налогоплательщику налоговым органом (п.2).
Статьей 75
Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в
установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной
трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения
обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным
законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения
обязанности по его уплате включительно.
Федеральным законом № 263-ФЗ от 14.07.2022
года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в
положения Налогового
Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого
налогового счёта с 01.01.2023.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Налогового Кодекса Российской
Федерации, Единым налоговым счётом признается форма учёта налоговыми органами:
1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств,
перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в
качестве единого налогового платежа.
Единый налоговый
счёт ведётся в отношении каждого физического лица и каждой организации,
являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых
взносов и (или) налоговыми агентами.
Единым налоговым
платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком,
плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или)
иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счёт Федерального
казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности
налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового
агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика
сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с
настоящим Кодексом (п.1 ст.11.3 НК РФ).
В соответствии с
пунктом 8 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации принадлежность
сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого
налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтённой на
едином налоговом счёте налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с
соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы
физических лиц - начиная с наиболее раннего момента её возникновения; 2) налог
на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его
перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым
взносам - начиная с наиболее раннего момента её возникновения; 4) иные налоги,
авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения
обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.
Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных
средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового
платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей
юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести
месяцев со дня истечения срока
исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер
отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
Как следует из
материалов дела и установлено судом, Пичугин С.Л. с 14.11.2006 имеет в
собственности объекты недвижимости (иные строения, помещения и сооружения),
расположенные по адресу: %***, с
кадастровым номером!% *** и ***.
По данным объектам
недвижимости налоговым органом был начислен налог на имущество физических лиц
за 2022
год: по объекту недвижимости с кадастровым номером *** - в сумме 156 950 руб.,
по объекту недвижимости с кадастровым ***
- в сумме 31 846 руб.
За несвоевременную уплату данного вида налога налоговым органом были
начислены пени за каждый календарный день просрочки, взыскание которых
предусмотрено ст.75 НК РФ.
Административным истцом в адрес Пичугина С.Л.
через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование №*** об
уплате задолженности по состоянию на ***, в котором предложено в срок до
20.07.2023 уплатить налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам,
применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских
округов, в размере 478 941,04 руб., пени 64 184,16 руб.
В установленный срок требование налогового
органа не было исполнено.
По состоянию на 10.01.2024
(на дату формирования заявления на выдачу судебного приказа) сумма
задолженности Пичугина С.Л. составила 188 796 руб.:
по объекту недвижимости с кадастровым номером ***
- 156 950 руб.,
по объекту недвижимости с кадастровым
номером *** - 31 846 руб.
пени на
отрицательное сальдо ЕНС за период с 10.10.2023 по 10.01.2024 на совокупную
задолженность 25 529,37 руб.
*** мировым судьей
выдан судебный приказ №*** о взыскании с Пичугина С.Л. налога на имущество за
2022 год в сумме 188 796 руб. и пени за период с 10.10.2023 по 10.01.2024
в размере 25 529,37 руб., который определением от *** отменен в связи с
поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения.
С настоящим
административным иском налоговый орган обратился в суд 22.05.2024, т.е. в
пределах установленного законом шестимесячного срока после отмены судебного
приказа.
Удовлетворяя заявленные требования налогового
органа, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик имеет задолженность
по обязательным платежам и санкциям, которая не оплачена; порядок и сроки
взыскания налога и пени по нему налоговым органом соблюдены, проверена
правильность расчета задолженности.
Судебная коллегия соглашается с выводами
районного суда, поскольку они основаны на представленных доказательствах,
оцененных по правилам статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального
права, регулирующего спорные правоотношения.
Между тем, в связи с
отказом административного истца от иска в части взыскания налога на имущество,
начисленного за 2022 год по объекту с
кадастровым номером ***, в сумме 31 846 руб. в связи с перерасчетом налога
с учетом применения льготы как пенсионеру, подлежат уменьшению пени,
начисленные на отрицательное сальдо, поскольку они рассчитаны, в том числе, из
суммы указанного налога, что следует из представленных УФНС расчетов (л.д.4).
Поскольку по сроку уплаты данный налог должен быть оплачен до
02.12.2023, то за период с 10.10.2023 по 01.12.2023 он не учитывался при
расчете пени, следовательно, в указанной части пени, размер которых за данный
период составляет 12 080, 54 руб., перерасчету не подлежат.
За период с 02.12.2023 по 10.01.2024 размер пени составляет
12 786,44 руб.:
с 02.12.2023 по 13.12.2023: 648 673,96 руб. (сумма отрицательного
сальдо с учетом налога за объект с кадастровым номером ***) – 31 846 руб.
(сумма налога за 2022 года по объекту с кадастровым номером ***) х 12 дней х
15%/300 = 3700,97 руб.;
с 14.12.2023 по
17.12.2023: (645 729,07 - 31 846
руб.) х 12 дней х 15%/300 = 1227,77 руб.;
с 18.12.2023 по
10.01.2024: (645 729,07 - 31 846
руб.) х 12 дней х 16%/300 = 7857,70 руб.;
Итого за период с 10.10.2023 по 01.12.2023: 12 080, 54 руб. + 12 786,44 руб. =
24 866,98 руб.
Таким образом, обжалуемое решение подлежит изменению в части размера пени,
с административного ответчика следует взыскать пени в размере 24 866,98 руб.
Ввиду уменьшения размера пени, а также отказа истца от части иска подлежит
уменьшению размер госпошлины, взысканной с Пичугина С.Л. в доход местного
бюджета, до 5343,25 руб.
Доводы жалобы о пропуске налоговым органом срока являются несостоятельными.
В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022
№263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса
Российской Федерации» сальдо ЕНС организации или физического лица формируется 1
января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, в
порядке, аналогичном установленному ст. 11.3 НК РФ на основании имеющихся у
налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах
неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся
налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми
агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в
отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных
сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов.
Согласно ст.11.3 НК РФ совокупная обязанность
формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица (далее-ЕНС) который
ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности,
числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа
(далее-ЕНП).
Сальдо ЕНС
представляет собой разницу между общей суммой денежных средств перечисленных и
(или) признаваемых в качестве ЕНП и денежным выражением совокупной обязанности.
В соответствии со
ст. 11 НК РФ
задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты
бюджетной системы РФ признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных
налогоплательщиком, плательщиком сборов, страховых взносов и (или) налоговым
агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов,
подлежащих возврату в бюджетную систему РФ в случаях, предусмотренных НК РФ,
равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате
задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора,
плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня
формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если
иное не предусмотрено Кодексом.
Постановлением
Правительства Российской Федерации №500 от 29.03.2023 «О мерах по
урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов,
пеней, штрафов, процентов, установленных НК РФ, в 2023 году» предельные сроки направления
требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности
увеличены на 6 месяцев.
Отраженный в направленном Пичугину С.Л. требовании от *** №***
размер пени – 64 184 руб. 16 коп. - исчислен на дату выставления требования.
Пени не привязаны к конкретному налогу и начислены на сумму совокупной
обязанности (отрицательное сальдо).
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 11.3 НК РФ
отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма
денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого
налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности. При этом
в силу абзаца 2 пункта3 статьи 69 НК РФ исполнением требования об уплате
задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере
отрицательного сальдо на дату исполнения.
Таким образом, требование об уплате задолженности
действует с момента его направления и до формирования положительного или
нулевого сальдо ЕНС. Новое требование об уплате задолженности направляется
налогоплательщику только после полного погашения имеющейся задолженности и
формирования нового отрицательного сальдо. В случае увеличения суммы
задолженности налогоплательщика по ранее направленному требованию о ее уплате
направление уточненного (нового) требования
действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
Требование № *** от ***
Пичугиным С.Л. в
установленный срок исполнено не было.
Таким образом, срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа,
и впоследствии срок обращения в суд с административным иском налоговым органом
были соблюдены.
Довод апелляционной жалобы об оформлении требования со ссылкой на
приказ ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ подлежит отклонению, так как данный приказ утратил силу.
Содержание требования приведено в статье 69
НК РФ, требование № *** от *** данной норме соответствует.
При таких обстоятельствах в остальной части принятое
по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального
права применены судом верно. Оснований для его отмены в оставшейся части не
имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
принять отказ Управления
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от административного иска к
Пичугину Сергею Леонидовичу в части взыскания задолженности по налогу на имущество
физических лиц за 2022 год за объект с кадастровым номером *** на сумму
31 846 руб.
Решение Засвияжского
районного суда г.Ульяновска от 3 июля 2024 года
в указанной части отменить, производство по делу прекратить в связи с
отказом административного истца от иска.
В остальной части решение суда изменить, уменьшив сумму взысканных с Пичугина Сергея Леонидовича в пользу Управления Федеральной налоговой
службы по Ульяновской области пени на отрицательное сальдо ЕНС с 10.10.2023 по
10.01.2024 до 24 866 (двадцати
четырех тысяч восьмисот шестидесяти шести) руб. 98 коп., государственной пошлины в доход местного бюджета – до 5343
руб. 25 коп.
Апелляционную жалобу
Пичугина Сергея Леонидовича оставить без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 18.12.2024