Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Взыскание обязательных платежей и санкций
Документ от 13.12.2024, опубликован на сайте 23.12.2024 под номером 116073, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2024-001227-47

Судья Саенко Е.Н.                                                                    Дело № 33а-5058/2024  

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     13 декабря 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Пичугина Сергея Леонидовича на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 14 мая 2024 года по делу № 2а-1300/2024, по которому постановлено:

административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Пичугину Сергею Леонидовичу о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с Пичугина Сергея Леонидовича, проживающего по адресу: ***, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность в сумме 228 311 руб.    36 коп., в том числе: налог на имущество в размере 157 272 руб., пени по налогу на имущество за 2021 г. на сумму 157 272 руб. за период со 02.12.2022 по 31.12.2022 в размере 1 179 руб. 54 коп., по налогу за 2020 г. на сумму 156 950 руб. за период с 09.03.2022 по 31.12.2022 в размере 16 707 руб. 65 коп.,  по налогу за 2019 г. на сумму 109 865 руб. за период с 15.12.2021 по 31.12.2022 в размере 14 703 руб.        60 коп., пени на отрицательное сальдо ЕНС с 01.01.2023 по 09.10.2023 в размере 38 448 руб. 57 коп.

Взыскать с Пичугина Сергея Леонидовича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5 483 руб. 11 коп.

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения Пичугина С.Л. и его представителя Борисова Д.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее – УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Пичугину С.Л. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование требований указано, что Пичугин С.Л. состоит на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области.

Пичугин С.Л. имеет в собственности объекты недвижимости: иные строения, помещения и сооружения по адресу: ***, с кадастровым номером ***, а также гаражи по адресу: ***, с кадастровым номером ***, и является плательщиком налога на имущество физических лиц, в связи с чем обязан уплачивать установленные налоги в соответствии с  п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ.

Сумма исчисленного налога по данному имуществу с учетом переплаты составила за 2021 год: по объекту недвижимости с кадастровым номером *** - 156 950 руб., по объекту недвижимости с кадастровым номером *** - 322 руб.

В соответствии со ст.75 НК РФ за просрочку исполнения обязанности по уплате налога начислены пени.

Налоговым органом в адрес Пичугина С.Л. через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование №*** от *** об уплате задолженности, в котором предложено в срок до 20.07.2023 уплатить налог на имущество физических лиц, однако задолженность не была уплачена.

По состоянию на 09.10.2023 сумма задолженности (на дату формирования заявления на выдачу судебного приказа) составляет: налог на имущество в размере 157 272 руб. за 2021 год, пени по налогу на имущество: по налогу за 2021 год на сумму 157 272 руб. за период со 02.12.2022 по 31.12.2022 составляет 1 179,54 руб., по налогу за 2020 год на сумму 156 950 руб. (налог взыскан судебным решением №*** от ***) за период с 09.03.2022 по 31.12.2022 составляет        16 707,65 руб.,  по налогу за 2019 год на сумму 109 865 руб. (налог взыскан судебным решением №*** от ***) за период с 15.12.2021 по 31.12.2022 составляет 14 703,60 руб.

Судебный приказ от *** был отменен определением мирового судьи судебного участка №8 Засвияжского судебного района г.Ульяновска от ***.

Административный истец просил взыскать с Пичугина С.Л. в пользу УФНС России по Ульяновской области задолженность в сумме 228 311,36 руб., в том числе: налог на имущество в размере 157 272 руб. за 2021 год, пени по налогу на имущество за 2021 год на сумму 157 272 руб. за период со 02.12.2022 по 31.12.2022 в размере 1179,54 руб., по налогу за 2020 год на сумму 156 950 руб. за период с 09.03.2022 по 31.12.2022 в размере 16 707,65 руб.,  по налогу за 2019 год на сумму 109 865 руб. за период с 15.12.2021 по 31.12.2022 в размере 14 703,60 руб., пени на отрицательное сальдо ЕНС с 01.01.2023 по 09.10.2023 в размере 38 448,57 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Пичугин С.Л. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы указывает на отсутствие законных оснований для взыскания с него задолженности по налогам и пени по требованию № *** от ***, поскольку налоговым органом пропущен срок направления данного требования. В нарушение Приказа ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@, в данном требовании не был указан период начисления недоимки. Ссылается на пропуск налоговым органом срока для обращения в суд с административным иском. 

В судебное заседание представитель административного истца не явился. извещен  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица в соответствии со статьей 150, частью 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч.2 ст.286 КАС РФ).

Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Как следует из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.  

Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации  налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1). Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п.2).

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Федеральным законом № 263-ФЗ от 14.07.2022 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в положения Налогового Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого налогового счёта с 01.01.2023.

В соответствии  с пунктом 2 статьи 11.3 Налогового Кодекса Российской Федерации, Единым налоговым счётом признается форма учёта налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Единый налоговый счёт ведётся в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

Единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счёт Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом (п.1 ст.11.3 НК РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтённой на едином налоговом счёте налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента её возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента её возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Пичугин С.Л. с 14.11.2006 имеет в собственности объект недвижимости (иные строения, помещения и сооружения) - здание по адресу: ***, имеющее кадастровый номер ***; объект недвижимости (гаражи) по адресу: ***, с кадастровым номером ***.

По данным объектам недвижимости налоговым органом был начислен налог на имущество физических лиц за 2021 год: по объекту недвижимости с кадастровым номером *** - в сумме 156 950 руб., по объекту недвижимости с кадастровым номером *** - в сумме 322 руб.

Административным истцом в адрес Пичугина С.Л. через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование №*** об уплате задолженности по состоянию на ***, в котором предложено в срок до 20.07.2023 уплатить налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 478 941,04 руб., пени 64 184,16 руб.

В установленный срок требование налогового органа не было исполнено.

По состоянию на 09.10.2023 (на дату формирования заявления на выдачу судебного приказа) сумма задолженности Пичугина С.Л. составила:

- налог на имущество в размере 157 272 руб. за 2021 год,

- пени по налогу на имущество за 2021 год на сумму 157 272 руб. за период со 02.12.2022 по 31.12.2022 в размере 1179,54 руб.,

- пени по налогу на имущество за 2020 год на сумму 156 950 руб. (налог взыскан судебным решением №*** от 02.11.2022) за период с 09.03.2022 по 31.12.2022 в размере 16 707,65 руб., 

- пени по налогу на имущество за 2019 год на сумму 109 865 руб. (налог взыскан судебным решением №*** от 05.07.2021) за период с 15.12.2021 по 31.12.2022 в размере 14 703,60 руб.,

-  пени на отрицательное сальдо ЕНС за период с 01.01.2023 по 09.10.2023 на совокупную задолженность 38 448,57 руб.

*** мировым судьей выдан судебный приказ, который *** отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения.

С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 29.02.2024, т.е. в пределах установленного законом шестимесячного срока после отмены судебного приказа.

Удовлетворяя заявленные требования налогового органа, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик имеет задолженность по обязательным платежам и санкциям, которая не оплачена; порядок и сроки взыскания налога и пени по нему налоговым органом соблюдены, проверена правильность расчета задолженности.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку они основаны на представленных доказательствах, оцененных по правилам статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.

Доводы жалобы о пропуске налоговым органом срока являются несостоятельными.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо ЕНС организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 НК РФ на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов.

Согласно статье 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица (далее-ЕНС) который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа (далее-ЕНП).

Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП и денежным выражением совокупной обязанности.

В соответствии со статьей 11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы РФ признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему РФ в случаях, предусмотренных НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.

Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено Кодексом.

Постановлением Правительства Российской Федерации №500 от 29.03.2023 «О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных НК РФ, в 2023 году» предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличены на 6 месяцев.

Пичугину С.Л. в сроки, предусмотренные статьей 70 НК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации №500 от 29.03.2023 было направлено требование об уплате задолженности № *** от ***, в котором сообщалось о сумме задолженности с указанием вида налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок - до 20.07.2023 сумму задолженности.

В требовании указано, что в случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено.

Требование об уплате задолженности действует с момента его направления и до формирования положительного или нулевого сальдо ЕНС. Новое требование об уплате задолженности направляется налогоплательщику только после полного погашения имеющейся задолженности и формирования нового отрицательного сальдо. В случае увеличения суммы задолженности налогоплательщика по ранее направленному и не исполненному требованию о ее уплате направление нового (уточненного) требования об уплате задолженности действующим законодательством о налогах и с сборах не предусмотрено.

Требование № *** от *** Пичугиным С.Л. в установленный срок исполнено не было.

Таким образом, срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, и впоследствии срок обращения в суд с административным иском налоговым органом были соблюдены.

Довод апелляционной жалобы об оформлении требования со ссылкой на приказ ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ подлежит отклонению, так как данный приказ утратил силу. Содержание требования приведено в статье 69    НК РФ, требование № *** от *** данной норме соответствует.

Учитывая изложенное, при отсутствии у суда первой инстанции доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате налога и пени, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований административного истца.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 14 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пичугина Сергея Леонидовича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 13.12.2024