Дело № 3а-249/2024 73OS0000-01-2024-000296-61
Р Е
Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 ноября 2024 года город
Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Кинчаровой
О.Е.,
при секретаре
Трошиной П.И.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора
города Димитровграда Ульяновской области о признании недействующей части 7 статьи 3 Положения об Общественной
палате города Димитровграда Ульяновской области, утвержденного решением
Городской Думы города Димитровграда
Ульяновской области от 31 марта 2021
года № 59/488, в редакции решения
Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области от 25 апреля 2024 года
№ 13/111,
у с т а н о в и л:
Городской Думой города
Димитровграда Ульяновской области было
принято 31 марта 2021 года № 59/488 решение «Об утверждении Положения об
Общественной палате города Димитровграда Ульяновской области».
25 апреля 2024 года
Городской Думой города Димитровграда принято решение № 13/111 «О внесении
изменений в Положение об Общественной палате города Димитровграда Ульяновской
области», которым, в том числе, статья 3 Положения об Общественной палате
города Димитровграда Ульяновской области дополнена частью 7 следующего
содержания: «Член Общественной палаты приостанавливает свое членство в
политической партии на срок осуществления своих полномочий».
Прокурор города
Димитровграда обратился в суд с административным исковым заявлением к Городской
Думе города Димитровграда Ульяновской области (далее также Городская Дума) о признании
недействующей с момента вступления решения суда в законную силу части 7 статьи
3 Положения об Общественной палате города Димитровграда Ульяновской области,
утвержденного решением Городской Думы
города Димитровграда Ульяновской области
от 31 марта 2021 года № 59/488, в редакции решения Городской Думы города Димитровграда
Ульяновской области от 25 апреля 2024 года № 13/111.
В обоснование
требования указал, что оспариваемая норма
противоречит пункту 10 статьи 23 Федерального закона «О политических
партиях», предусматривающему, что обязанность приостановления членства в
политической партии может устанавливаться для определенных категорий граждан
Российской Федерации только федеральными конституционными законами и
федеральными законами. Федеральными законами «Об Общественной палате Российской
Федерации» и «Об общих принципах
организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»,
а также иными федеральными или федеральными конституционными законами не
предусмотрена необходимость приостановления членства в политической партии на
срок осуществления полномочий в общественной палате муниципального образования.
В судебном
заседании заместитель прокурора города
Димитровграда Ульяновской области Ковылов А.В. настаивал на удовлетворении
требования по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель
Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области Валиулин А.Т. в
судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований прокурора города
Димитровграда.
В обоснование
позиции указал, что в силу пункта 3 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об
основах общественного контроля в Российской Федерации» общественные палаты
муниципальных образований являются субъектами общественного контроля. Согласно
статье 4 указанного Федерального закона под общественным контролем понимается
деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях
наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного
самоуправления, государственных и муниципальных
организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с
федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях
общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и
принимаемых решений. При этом субъекты
общественного контроля могут наделяться иными правами и нести иные обязанности
помимо предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом,
федеральный законодатель предоставил органам местного самоуправления полномочие
на свое усмотрение в рамках действующего законодательства регулировать деятельность общественных палат
муниципальных образований в сфере организации и осуществления общественного
контроля, при этом наделять субъекта общественного контроля иными правами и
обременять исполнением иных обязанностей, помимо предусмотренных федеральными
законами.
Пунктами 2, 11, 12
статьи 6 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской
Федерации» установлены принципы общественного контроля: недопустимость
вмешательства в сферу деятельности политических партий и соблюдение
нейтральности субъектами общественного контроля, исключающей возможность
влияния решений политических партий на осуществление общественного контроля. Из
указанных принципов следует, что нельзя осуществлять общественный контроль и
деятельность политической партии одновременно, субъекты общественного контроля
при осуществлении своей деятельности не должны преследовать политических целей.
В развитие указанных
положений, учитывая требования части 3 статьи 27 названного Федерального
закона, статья 3 Положения об
Общественной палате города Димитровграда была дополнены частью 7, которая не
противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку
оспариваемая норма принята компетентным
представительным органом местного самоуправления в рамках предоставленных
полномочий, с соблюдением процедуры принятия и опубликования, его содержание не
противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу, оснований для удовлетворения
административного иска не имеется.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле,
исследовав материалы дела, суд приходит к
следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о
признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части
вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица,
которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным
правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их
права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах
общественного контроля в
Российской Федерации» под общественным контролем в настоящем Федеральном законе
понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в
целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов
местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных
органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами
отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа
и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
В силу пункта 3
статьи 9 Федерального закона «Об
основах общественного контроля в Российской Федерации» общественные
палаты (советы) муниципальных образований являются субъектами общественного
контроля.
Статьей 12
названного Федерального закона предусмотрено, что общественная палата Российской Федерации,
общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты
(советы) муниципальных образований осуществляют общественный контроль в
порядке, предусмотренном Федеральным законом
от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»,
законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми
актами о соответствующих общественных палатах.
Согласно пункту 10
части 2 статьи 26 Устава муниципального образования «Город Димитровград» к
компетенции Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области отнесено
утверждение Положения об Общественной палате города Димитровграда Ульяновской
области.
В соответствии со статьей 1 Устава МО «Город
Димитровград», утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 29 июня
2016 года №46/556, муниципальное образование «город Димитровград» Ульяновской
области является городским округом с административным центром – город
Димитровград.
Согласно
статье 25 Устава муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской
области (далее также Устав города)
Городская Дума является представительным органом местного самоуправления
в городе (части 1).
Городская
Дума состоит из 30 депутатов, избираемых на основе смешанной избирательной
системы (часть 4).
Городская
Дума может осуществлять свои полномочия
в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов
(часть5).
Срок
полномочий депутатов Городской Думы – 5 лет.
В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального
закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон №
131-ФЗ) представительный орган муниципального образования по вопросам,
отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта
Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения,
устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории
муниципального образования. Решения представительного органа муниципального
образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории
муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной
численности депутатов представительного органа муниципального образования, если
иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно
статье 29 Устава города Городская Дума по вопросам, отнесенным к её компетенции
федеральными законами, законами Ульяновской области, настоящим Уставом,
принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на
территории города (часть 1).
Решения
Городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на
территории города, принимаются большинством голосов от числа депутатов,
установленного настоящим Уставом для Городской Думы, если иное не установлено
федеральным законом (часть 2).
В силу статьи 47
Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные
правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального
образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов
местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в
соответствии с Налоговым кодексом
Российской Федерации (часть 1).
Муниципальные нормативные правовые акты,
затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, муниципальные
нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций,
учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения,
заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их
официального обнародования (часть 2).
Порядок обнародования муниципальных правовых
актов, в том числе соглашений, заключаемых между органами местного
самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен
обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением
муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения,
распространение которых ограничено федеральным законом
(часть 3).
В
соответствии со статьей 81 Устава города нормативные правовые акты органов
местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления города, затрагивающие права, свободы и
обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального
опубликования (обнародования) (часть 9).
Официальным
опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в
периодическом печатном издании,
распространяемом в городе. Для официального
опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы
местного самоуправления вправе также
использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального
правового акта в официальном сетевом
издании объемные графические и табличные
приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (часть 10).
В ходе рассмотрения
дела установлено, что Городской Думой города Димитровграда Ульяновской области
было принято решение 31 марта 2021 года № 59/488 «Об утверждении Положения об
Общественной палате города Димитровграда Ульяновской области» (т. 1 л.д.
12-25).
25 апреля 2024 года Городской Думой было принято решение № 13/111
«О внесении изменений в Положение об Общественной палате города Димитровграда
Ульяновской области» (т. 1 л.д. 26-27), согласно пункту 3 части 1 которого статья 3 Положение об Общественной
палате города Димитровграда была дополнена частью 7 следующего содержания:
«Член Общественной палаты приостанавливает свое членство в политической партии
на срок осуществления своих полномочий».
Прокурором города Димитровграда заявлено
требование об оспаривании части 7 статьи 3 Положения об Общественной палате
города Димитровграда Ульяновской области.
Согласно
части 3 статьи 29 Устава города решения Городской Думы принимаются в
соответствии с Регламентом Городской Думы. В силу части 1 статьи 40
Регламента Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области,
утвержденного решением Городской Думы
города Димитровграда Ульяновской области от 29 августа 2018 года №
89/1079 (т. 2 л.д. 64-88), решение Городской
Думы считается принятым, если за него
проголосовало более половины от числа депутатов, установленного Уставом
для Городской Думы, если иное не
установлено Уставом города и настоящим Регламентом.
Из
протокола внеочередного тринадцатого заседания Городской Думы
Ульяновской области четвертого созыва, состоявшегося 25 апреля 2024 года (т. 1
л.д. 142-154), при рассмотрении вопроса о внесении изменений в Положение об
Общественной палате города Димитровграда Ульяновской области на заседании присутствовали 21 депутат из 30 избранных депутатов, таким
образом, Городская Дума была
правомочна рассматривать данный вопрос и
принимать решение. На заседании за принятие
указанного решения проголосовали 16 депутатов Городской Думы города
Димитровграда, возражали – 4 депутата.
Решение
Городской Думы города Димитровграда
Ульяновской области четвертого созыва от 25 апреля 2024 года № 13/111 «О
внесении изменений в Положение об Общественной палате города Димитровграда
Ульяновской области» официально
опубликовано в газете «Муниципальный
вестник «Заволжья» от 26 апреля 2024
года № 51 (3228) (т. 1 л.д. 49-52),
также размещено на официальном сайте Городской Думы (dimitrovgradpress.ru.)
25 апреля 2024 года.
Учитывая указанные обстоятельства и вышеприведенные
положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что решение Городской Думы города Димитровграда от 25 апреля 2024 года № 13/111 принято
уполномоченным органом, в надлежащей форме, порядок его принятия и официального
опубликования соблюдены.
В соответствии с
частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные
правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации,
федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим
федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а
также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам
субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).
Пунктом 10 статьи 23 Федерального закона от
11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» определено, что членство в
политической партии не может быть ограничено по признакам профессиональной,
социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в
зависимости от пола, происхождения, имущественного положения, места жительства.
Ограничение права на вступление в политическую партию либо обязанность
приостановления членства в политической партии может устанавливаться для
определенных категорий граждан Российской Федерации федеральными
конституционными законами и федеральными законами.
Данные положения Федерального закона основаны
на конституционных принципах признания и гарантирования прав и свобод человека и гражданина, в том
числе права на объединение, которое может быть ограничено исключительно
федеральным законом (статьи 17, 30 и часть 3 статьи 55 Конституции Российской
Федерации)
Таким образом, приведенной нормой предусмотрено, что обязанность по
приостановлению членства в политической партии для определенных категорий
граждан Российской Федерации может быть
установлена только федеральными
конституционными законами и федеральными законами, то есть правовое
регулирование данного вопроса отнесено к
исключительному ведению Российской Федерации.
Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате
Российской Федерации» (статья 11) и Федеральным законом от 23 июня 2016 года №
183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат
субъектов Российской Федерации» (статья 7) предусмотрено, что член Общественной палаты Российской
Федерации, член Общественной палаты субъекта Российской Федерации
приостанавливают членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий.
Однако данные Федеральные законы, а также
иные федеральные конституционные законы и федеральные законы не предусматривают необходимость приостановления членства в
политической партии на срок осуществления полномочий в общественной палате муниципального
образования.
Не предусмотрена данная обязанность
членов субъекта общественного
контроля - общественной палаты
муниципального образования и в Федеральном законе от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах
общественного контроля в Российской Федерации», соответственно, ссылки
представителя административного ответчика в обоснование своей позиции на
положения данного Федерального закона
являются несостоятельными.
В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу
о несоответствии оспариваемой нормы - части 7 статьи 3 Положения об
Общественной палате города Димитровграда Ульяновской области, утвержденного
решением Городской Думы города
Димитровграда Ульяновской области от 31
марта 2021 года № 59/488, в редакции
решения Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области от 25
апреля 2024 года № 13/111, федеральному законодательству, а именно, пункту 10
статьи 23 Федерального закона «О политических партиях».
При таких
обстоятельствах административный иск
прокурора города Димитровграда подлежит удовлетворению.
Определяя момент, с
которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан
недействующим, суд принимает во внимание пояснения представителя Городской Думы города Димитровграда о
применении оспариваемой нормы, следовательно, часть 7 статьи 3 Положения об
Общественной палате города Димитровграда Ульяновской области следует признать
недействующей со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи
215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение
о принятии решения суда подлежит опубликованию в газете «Муниципальный вестник
Заволжья».
Руководствуясь статьями 175-180, 215
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление прокурора города
Димитровграда Ульяновской области удовлетворить.
Признать недействующей
со дня вступления в законную силу
решения суда часть 7 статьи 3 Положения
об Общественной палате города Димитровграда Ульяновской области, утвержденного
решением Городской Думы города
Димитровграда Ульяновской области от 31
марта 2021 года № 59/488, в редакции
решения Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области от 25
апреля 2024 года № 13/111.
Сообщение о принятии настоящего решения
подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную
силу в газете «Муниципальный вестник Заволжья».
Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Е.Кинчарова
Мотивированное
решение изготовлено 20 ноября 2024 года.