УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0006-01-2024-000579-33
Судья Челбаева Е.С.
Дело № 33-5158/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
12 ноября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Карабанова А.С.,
судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре Герасимове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-352/2024 по апелляционной жалобе Чекушкина Андрея Владимировича на
решение Барышского
городского суда Ульяновской области от 9 августа 2024 года, с учетом
определения того же суда от 29 августа 2024 года об исправлении описки, по
которому постановлено:
Чекушкину Андрею Владимировичу в удовлетворении иска к
Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области о возложении обязанности включить периоды работы в
страховой и в специальный стаж отказать.
Заслушав
доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия
установила:
Чекушкин А.В. обратился в суд с исковым заявлением,
уточненным в ходе рассмотрения дела, к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее –
ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности включить в страховой и
специальный стаж периоды работы.
Исковые требования мотивированы тем, что 05.02.2024 Чекушкин
А.В. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о включении в
специальный стаж периодов работы. Решением ОСФР по Ульяновской области от
11.03.2024 истцу отказано во включении периодов его работы с 11.07.1999 по
21.06.2002 в качестве слесаря трубосварочной бригады в ***, с 15.05.2004 по
16.02.2007 в качестве газорезчика 4 разряда в ***, с 19.02.2007 по 04.12.2009 в
качестве газорезчика 4 разряда в ***, с 05.04.2010 по 31.12.2010 в качестве
газорезчика 4 разряда в *** в специальный стаж, дающий право на досрочное
назначение пенсии по старости. Работа в указанные периоды осуществлялась в
местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Отказ мотивирован
отсутствием необходимых сведений индивидуального (персонифицированного) учета в
спорные периоды, а также тем, что профессия «газорезчик» не включена
работодателем в Перечень профессий, дающих право на досрочное назначение пенсии
по старости. С вынесенным решением ОСФР по Ульяновской области не согласен,
поскольку в его трудовой книжке имеются сведения о трудовой деятельности в
спорные периоды и об особых условиях труда (выполнение работ в районах,
приравненных к районам Крайнего Севера). Отсутствие данных в сведениях
персонифицированного учета (непредставление работодателем сведений в органы
Пенсионного фонда) не может лишить его права на включение указанных периодов
работы в специальный стаж, как и в стаж работы в районах Крайнего Севера. При
этом профессия «газорезчик» предусмотрена Списком № 1 (раздел XXIII) и Списком № 2 (раздел ХXXIII).
С учетом уточненных исковых требований истец просил суд
возложить на ОСФР по Ульяновской области обязанность включить в страховой стаж
периоды работы с 01.01.2002 по 21.06.2002 в качестве слесаря трубосварочной
бригады в ***, с 15.05.2004 по 16.02.2007 в качестве газорезчика 4 разряда в ***,
с 19.02.2007 по 04.12.2009 в качестве газорезчика 4 разряда в ***, с 05.04.2010
по 30.06.2010, с 01.12.2010 по 31.12.2010 в качестве газорезчика 4 разряда в ***,
а признать стаж работы в указанные периоды специальным стажем, дающим право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2
части 1 статьи 30 и пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых
пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 (л.д. 92).
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Чекушкин А.В. просит решение суда
отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что решение суда является
незаконным и необоснованным. Обращает внимание, что работодателем при его
трудоустройстве в трудовой книжке произведены записи о приеме на работу,
проставлены отметки о том, что работа проходила в местности, приравненной к
районам Крайнего Севера. Сведений, опровергающих указанный факт, не имеется, в
связи с чем его трудовой стаж, льготный характер работы в спорные периоды являются
подтвержденными. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке,
представляемых работодателями, осуществляется органами Пенсионного фонда
Российской Федерации. Полагает, что отсутствие данных персонифицированного
учета не может служить основанием для отказа в назначении пенсии при условии
предоставления гражданином документов, подтверждающих его трудовой стаж. Кроме
того, предоставление сведений в органы Пенсионного фонда является обязанностью
работодателя. Отмечает, что факт его трудовой деятельности, помимо записей в
трудовой книжке, подтверждается письменными доказательствами – справками с
места работы, пропуском, свидетельством о регистрации, а также свидетельскими
показаниями. Обращает внимание на положительную практику по аналогичным делам.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о
месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда
имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм
материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия
приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан
Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях».
Как следует из части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» право на страховую
пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно
мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному
закону).
Пунктом
6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О
страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается
ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона,
при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не
менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении
возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если
они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не
менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж
соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах
Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия
устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый
календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера,
считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам,
проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая
пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона,
на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При
работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих
местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в
местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев
работы в районах Крайнего Севера.
При
отнесении территории, в которой протекала работа, к районам Крайнего севера или
к приравненным к ним местностям применяется Перечень районов Крайнего Севера и
местностей, приравненных к районам Крайнего севера, утвержденный постановлением
Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (в редакции постановления Совета
Министров СССР от 03.01.1983 № 12 с последующими изменениями и дополнениями).
В
пункте 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее
достижения возраста, установленного статьей 8
настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального
пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по
достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они
проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12
лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и
20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не
менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность
страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста,
предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по
состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы
мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно
части 2 статьи 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий,
должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых
назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила
исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при
необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды
работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего
федерального закона, засчитываются в стаж на
соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с
законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы
(деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Периоды
работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего
федерального закона, могут исчисляться с применением
правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии
в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды
работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской
Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона,
при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 14
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете
страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего
Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного
лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного
страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на
основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения
содержатся в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для
установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015.
В
целях реализации положений статей 30
и 31
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством
Российской Федерации принято постановление
от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно
назначается страховая пенсия но старости, и правилах исчисления периодов работы
(деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее –
постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).
Согласно
подпункту «б»
пункта 1 данного постановления при определении стажа на
соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по
старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список № 2
производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми
условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по
старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров
СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий,
должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2
производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в
которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных
размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №
1173 «Об утверждении списков производств, исков, профессий и должностей, работа
в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в
льготных размерах», – для учета периодов выполнения соответствующих работ,
имевших место до 01.01.1992.
Согласно
пункту 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом
Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н, Перечню
документов, необходимых для установления пенсии, утвержденному приказом
Минтруда России от 04.08.2021 № 538н, в случаях, когда необходимы данные о
характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленные для отдельных
видов работ (деятельности), например, о работе с вредными веществами
определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте
(местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о
выполнении нормы рабочего времени, для подтверждения периодов работы
принимаются справки, выдаваемые работодателями или соответствующими
государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов
соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно
установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на
конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение пенсии по
старости.
Из
пункта 12 Перечня документов, необходимых для установления пенсии,
утвержденного Приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н, следует, что для
назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30
– 32
Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам,
предусмотренным пунктами 6
и 7
настоящего перечня, необходимы документы (сведения): а) подтверждающие периоды
работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1
статьи 30, часть 1
статьи 31, пункт 7 части
1 статьи 32, статья 33
Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с пунктом 5 разъяснений Министерства
труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения списков
производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии
со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»,
право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за
выслугу лет», утвержденных Постановлением Министерства труда Российской
Федерации от 22.05.1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда
имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками,
в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы
в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего
времени. При этом в указанное время включается время выполнения
подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу
при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего
характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время
может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с
целью обеспечения основных трудовых функций.
В
соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются
периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное
не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами,
при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации.
При
применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд
Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное
социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и
единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Чекушкин
А.В., *** года рождения, зарегистрирован в системе индивидуального
(персонифицированного) учета 21.01.2000 (л.д. 63).
19.09.2023 Чекушкин А.В. обратился в ОФСР по Ульяновской
области с заявлением о включении в специальный стаж периодов работы с
11.07.1999 по 21.06.2002 в *** в должности слесаря, с 15.05.2004 по 16.02.2007
в ***, с 19.02.2007 по 04.12.2009 в ***, с 05.04.2010 по 31.12.2010 в *** в
должности газорезчика (л.д. 47).
Решением ОСФР по Ульяновской области от 18.10.2023 № *** Чекушкину А.В. отказано в
корректировке и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет
застрахованного лица в отношении периодов работы с 11.07.1999 по 21.06.2002 в ***,
с 15.05.2004 по 16.02.2007 в ***, с 19.02.2007 по 04.12.2009 в ***, с
05.04.2010 по 31.12.2010 в ***, поскольку ***, *** сняты с учета в связи с
ликвидацией. Подтвердить льготу по наблюдательным делам не представляется
возможным, так как Перечень рабочих мест, дающих право на досрочное назначение
пенсии по старости, за 1999-2002 и 2004-2007 годы данными предприятиями в отдел
оценки пенсионных прав застрахованных лиц и заблаговременной работы № 2 в г.
Нижневартовске не представлялся. Наблюдательные дела не формировались. ***
также снято с учета в связи с ликвидацией. По материалам наблюдательного дела ***
в Перечень рабочих мест, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости,
за 2010 год профессию «газорезчик» не включило. Архивные документы по указанным
предприятиям отсутствуют (л.д. 46).
05.02.2024 Чекушкин А.В. повторно обратился в ОСФР по
Ульяновской области с заявлением о включении в специальный стаж вышеуказанных
периодов работы и назначении страховой пенсии по старости по основаниям,
предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 42-43).
Письмом ОФСР по Ульяновской области от 11.03.2024 Чекушкину
А.В. разъяснено, что согласно имеющимся сведениям на индивидуальном лицевом
счете его страховой стаж (учитываемый для целей назначения пенсии) составляет
19 лет 6 месяцев 26 дней, стаж работы по Списку № 2 – 10 лет 1 месяц 24 дня,
стаж работы в РКС – 11 лет 3 месяца 25 дней.
Наличие стажа работы по пункту 2 части 1 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
продолжительностью 10 лет 1 месяц 24 дня дает право на досрочное пенсионное обеспечение
мужчине в возрасте 56 лет при наличии страхового стажа не менее 25 лет и
требуемой величины ИПК.
Наличие стажа работы по пункту 6 части 1 статьи 32
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
продолжительностью 11 лет 3 месяца 25
дней дает право на досрочное пенсионное обеспечение мужчине в возрасте 61 год 4
месяцев при наличии страхового стажа не менее 25 лет и требуемой величины ИПК.
Право на досрочную страховую пенсию по старости с учетом
двойного снижения возраста в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отсутствует, поскольку Чекушкиным
А.В. не выработан требуемый (15 лет в РКС и 20 лет в МКС) стаж в районах
Крайнего Севера. Относительно включения в стаж спорных периодов работы
разъяснение даны ранее (л.д. 44-45).
Не согласившись с решением ОСФР по Ульяновской области, Чекушкин А.В. обратился
в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции,
руководствуясь приведенными нормами закона, регулирующими спорные
правоотношения, исходил из того, что
представленными доказательствами не подтверждается льготный характер работы и
постоянная полная занятость Чекушкина А.В. в спорные периоды, в выписке из индивидуального лицевого счета
застрахованного лица отсутствуют сведения относительно заявленных периодов, в
результате чего пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых
требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции,
поскольку он основан на верном установлении юридически значимых обстоятельств
дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно
приведенным нормам законодательства характер работы, включаемой в специальный
стаж для льготного пенсионного обеспечения, подлежит подтверждению
соответствующими документами.
Право на досрочное назначение пенсии связывается не с любой
работой в определенной сфере деятельности, а лишь с такой, выполнение которой
сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными
психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных
обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности
условий осуществления трудовой функции.
Для включения в стаж в связи с тяжелыми условиями труда
спорных периодов работы истца необходимо, чтобы такая работа не только
протекала в профессиях и должностях, а также в тех производствах, на работах
или условиях, предусмотренных соответствующими Списками, но и имело место
подтверждение постоянной занятости в течение полного рабочего дня (не менее 80
процентов рабочего времени).
В пункте 15
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30
«О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на
трудовые пенсии» разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до
регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с
Федеральным законом
от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в
качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в
установленном порядке работодателями или соответствующими государственными
(муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя,
уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях,
которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую
пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве
застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета
застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального
(персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за
достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для
установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за
достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального
(персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах
работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для
досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого
стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном
порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59,
60
ГПК РФ. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в
силу статьи 56
ГПК РФ является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение
страховой пенсии по старости.
Исходя из изложенного, стаж, необходимый для досрочного
назначения страховой пенсии по старости, после регистрации гражданина в системе
обязательного пенсионного страхования подтверждается исключительно сведениями
из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Обязанность
по предоставлению доказательств в подтверждение периодов работы с особыми
условиями труда при включении их в специальный стаж возложена на гражданина,
претендующего на досрочное назначение страховой пенсии, а не на пенсионный
орган.
В Списке № 2 производств, цехов, профессий и должностей,
работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в
льготных размерах, который утвержден Кабинетом Министров СССР 26.01.1991 № 10,
предусмотрена позиция 23200000-11618, где в разделе ХХXIII «Общие профессии» поименована профессия «газорезчики».
В соответствии с трудовой книжкой периоды работы с
11.07.1999 по 21.06.2002 в *** в должности слесаря, с 15.05.2004 по 16.02.2007
в ***, с 19.02.2007 по 04.12.2009 в ***, с 05.04.2010 по 31.12.2010 в *** в
должности газорезчика отмечены как проходившие в местности, приравненной к
районам Крайнего Севера.
Записи
в трудовой книжке и справки работодателей подтверждают только работу в
определенных должностях и организациях, вместе с тем не свидетельствуют о
постоянной занятости в условиях полного рабочего дня именно на работах,
предусмотренных Списками, характере таких работ (л.д. 7-9, 14, 18, 19, 50-52).
Справки,
уточняющие особый характер работы, выданные работодателями, за спорные периоды
истцом не представлены.
При этом по материалам дела характер работы, занятость
непосредственно в условиях, которые предусмотрены Списком № 2, не
усматривается.
По сообщению архивного отдела администрации г. Нижневартовска от 28.06.2024
первичные документы (приказы о приеме, увольнении, предоставлении отпусков,
личные карточки, штатные расписания, должностные инструкции, сведения об
отработанных днях, характере работы Чекушкина А.В. в спорные периоды, а также
документы, свидетельствующие о занятости полный (неполный) рабочий день) за
периоды работы Чекушкина А.В. в ***, ***, *** на хранение в архивный отдел
администрации г. *** не поступали (л.д. 30).
По информации ОСФР по ХМАО-Югре от 12.10.2023 ***, *** сняты
с учета в связи с ликвидацией. Подтвердить льготу по наблюдательным делам
не представляется возможным, так как Перечень рабочих мест, дающих право
на досрочное назначение пенсии по старости, за 1999-2002 и 2004-2007 годы
данными предприятиями в отдел оценки
пенсионных прав застрахованных лиц и заблаговременной работы № 2 в г.
Нижневартовске не представлялся. Наблюдательные дела не формировались. ***
также снято с учета в связи с ликвидацией. По материалам наблюдательного дела ***
в Перечень рабочих мест, дающих право на досрочное назначение пенсии по
старости, за 2010 год профессию «газорезчик» не включило. Архивные документы по
указанным предприятиям отсутствуют (л.д. 55).
Отсутствие доказательств, подтверждающих полную занятость,
характер, работы и специфику работы, выполняемых функциональных обязанностей по
занимаемым должностям в заявленные периоды, лишает истца права на включение
спорных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Имеющийся
у истца стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по
сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в отсутствие
продолжительности страхового стажа не менее 25 лет также не позволяет назначить
ему страховую пенсию по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В связи с тем, что в выписке из индивидуального лицевого
счета застрахованного лица отсутствуют периоды работы с 01.01.2002 по
21.06.2002, с 15.05.2004 по 16.02.2007, с 19.02.2007 по 04.12.2009, с
05.04.2010 по 30.06.2010, с 01.12.2010 по 31.12.2010, включить их как в
страховой стаж, так и в специальный стаж, не представляется возможным.
Как
верно отметил суд первой инстанции, периоды работы и (или) иной деятельности,
включаемые в страховой стаж после регистрации гражданина в качестве
застрахованного лица, подтверждаются только определенными средствами
доказывания, а именно документами об уплате соответствующих обязательных
платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом
Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального
(персонифицированного) учета, чего истцом при рассмотрении настоящего дела в
нарушение статьи 56
ГПК РФ представлено не было.
Совокупность собранных по делу и исследованных судом
доказательств указывает на отсутствие у Чекушкина А.В. права на досрочное
назначение страховой пенсии по заявленным основаниям.
Аргументы
о том, что ответственность за достоверность сведений, представляемых для
ведения индивидуального (персонифицированного) учета, возложена на
работодателя, не влекут отмену судебного постановления, поскольку в материалах
дела отсутствуют доказательства, подтверждающие льготный характер работы и
полную занятость в условиях, которые предусмотрены Списком № 2. При этом
доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, которые бы в
своей совокупности опровергали достоверность сведений персонифицированного
учета, также не представлено.
Свидетельские
показания в силу статьи 60 ГПК РФ правомерно не приняты судом во внимание,
поскольку в силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ
«О страховых пенсиях» характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Возможность использования в качестве доказательств показаний свидетелей
предусмотрена пунктами 37 и 38 Правил № 1015. При этом использование в качестве
доказательств периодов работы свидетельских показаний возможно лишь в случае,
если эта работа имела место до регистрации гражданина в качестве
застрахованного лица и при утрате документов в связи со стихийным бедствием
(землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и
восстановить их невозможно.
Ссылка
заявителя жалобы на иную судебную практику в обоснование своих доводов
несостоятельна, так как обстоятельства по каждому конкретному делу
устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается
судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права,
регулирующих спорные правоотношения. При рассмотрении дела, а также проверке
законности вынесенных актов, суды не связаны с выводами других судов о правовой
квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении
судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо
обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы
выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию
действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом
доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и
обоснованность состоявшегося судебного акта не влияют.
Выраженное
несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных
обстоятельств не влечет отмены судебного постановления.
Оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, для отмены либо
изменения решения суда не установлено.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Барышского городского суда Ульяновской области
от 9 августа 2024 года, с учетом определения того же суда от 29 августа
2024 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную
жалобу Чекушкина
Андрея Владимировича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по
правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации через Барышский городской суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
15.11.2024