Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании пени
Документ от 05.11.2024, опубликован на сайте 19.11.2024 под номером 115471, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по налогам, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2024-003024-79

Судья Куренкова  О.Н.                                                                     Дело № 33а-4804/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.  Ульяновск                                                                                           5 ноября  2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Васильевой Е.В.

при ведении протокола помощником судьи Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бугримова Глеба Владимировича на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 19 июня 2024 года по делу № 2а-1698/2024, которым постановлено:

административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Бугримову  Глебу Владимировичу о взыскании задолженности по единому налоговому счету удовлетворить.

Взыскать с Бугримова Глеба Владимировича (ИНН ***), *** года рождения, зарегистрированного по адресу: ***, в пользу Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ульяновской области задолженность по ЕНС в сумме 14 963 руб.        56 коп., в том числе пени за период с  2 декабря 2017 года по 10 января 2024 года –   14 963 руб. 56 коп.

Взыскать с Бугримова Глеба Владимировича (ИНН ***) в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» расходы по оплате государственной пошлины в размере 598 руб. 54 коп.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н.,  судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее - УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к Бугримову Г.В. о взыскании задолженности по единому налоговому счету (далее - ЕНС).

В обоснование требований указано, что Бугримов Г.В. состоит на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области. Ему на праве собственности принадлежат объекты налогообложения: недвижимое имущество и транспортное средство.

Своевременно налоги административным ответчиком не уплачены, в связи с чем ему начислены пени.  Так, налоги  оплачены (взысканы по исполнительному производству) за 2016 год 4 мая 2021 года; за 2018 год 23 июля 2020 года; за 2019 год 15 июля 2021 года;  за 2020 год 15 августа 2022 года;  за 2021 год 23 сентября 2023 года; за 2022 год 1 февраля 2024 года, а также налог на имущество физических лиц за 2021 год погашен 10 января 2023 года, за 2022 год 1 февраля 2024 года.

В удовлетворении заявления налогового органа о вынесении судебного приказа о взыскании с Бугримова Г.В. задолженности по уплате налогов и пени  в размере       23 857 руб. 56 коп. мировым судьей  отказано.

Просит взыскать с Бугримова Г.В. задолженность по ЕНС (пени) в размере       14 963 руб. 56 коп. за период с  2 декабря 2017 года по 10 января 2024 года.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Бугримов Г.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы, ссылаясь на статью 48 Налогового кодекса Российской Федерации, указывает на  то, что сроки на взыскание недоимки по транспортному налогу за 2016, 2018, 2019 годы  за счет имущества физического лица в судебном порядке истекли.

Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно  указанные в судебном решении требования налогового органа не содержат указания на то, за какой налоговый период и за какой налог идет начисление данных пеней. В решении суда первой инстанции взыскана сумма пеней с 2  декабря 2017 года, следовательно, сумма пеней должна нарастать с продолжением времени, но в требованиях налогового органа этого нет.  

В административном иске налоговый орган указывает сумму задолженности по ЕНС в сумме 14 963 руб. 56 коп., в том числе пени за период с  2 декабря 2017 года по 10 января 2024 года в сумме 14 963 руб. 96 коп., что противоречит требованию от         9 июля 2023 года, где указана сумма 24 676 руб. 81 коп., следовательно, в требовании указана  неверная сумма пени, в связи чем суд не может принимать его во внимание при вынесении решения. Других требований с суммами, равными сумме, указанной в иске, налоговый орган не выставлял. 

После того, как *** года мировым судьей судебный приказ о взыскании с Бугримова Г.В. пени за период с 4 декабря 2019 года по 10 января 2024 года в размере 14 963 руб. 56 коп. был отменен, налоговый орган обратился в районный суд с заявлением о взыскании задолженности с 2 декабря 2017 года в сумме 14 963 руб. 56 коп., следовательно, сумма пени рассчитана неверно.

Полагает, что УФНС по Ульяновской области при обращении к мировому судье *** года с заявлением о взыскании пени за период с   4 декабря 2019 года нарушило сроки предъявления иска. Данное обстоятельство не дает дальнейшей возможности налоговой инспекции обратиться в порядке административного производства в районный суд.

В возражениях УФНС России по Ульяновской области просит решение Заволжского районного суда г. Ульяновска оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно статьям 357, 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса; лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу  пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогоплательщика по уплате пени возникает в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Федеральным законом № 263-ФЗ от 14 июля 2022 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в положения Налогового Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого налогового счета с 1 января 2023 года.

В соответствии  с пунктом 2 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

Единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;  3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

Как следует из материалов дела и установлено судом, за административным ответчиком зарегистрированы транспортные средства ***, государственный регистрационный номер *** с 29 июля 2015 года; ***,   государственный регистрационный номер *** с 25 июня 2022 года; ***,  государственный регистрационный номер *** (л.д. 11).

За Бугримовым Г.В. также с 8 декабря 2005 года  зарегистрировано  право собственности на  квартиру, расположенную по адресу: *** (л.д. 11).  

Из материалов настоящего дела следует, что административному ответчику начислены транспортный налог  и налог на имущество физических лиц, в связи с чем в его адрес направлены уведомления об уплате указанных налоговых платежей (л.д. 45, 46, 47, 48, 49).

Транспортный налог за 2016 год (срок уплаты 1 декабря 2017 года) в сумме      39 540 руб. взыскан судебным приказом мирового судьи судебного участка № 8 Заволжского судебного района  г. Ульяновска от *** года по делу             № ***,  задолженность  оплачена по исполнительному производству 4 мая 2021 года.

Транспортный налог за 2018 год  (срок уплаты 2 декабря 2019 года) в сумме    44 130 руб. оплачен 23 июля  2020 года.

Транспортный налог за 2019 год (срок уплаты 1 декабря 2020 года)  в сумме     44 130 руб. взыскан судебным приказом мирового судьи судебного участка № 8 Заволжского судебного района  г. Ульяновска от *** года по делу                № ***,  задолженность  оплачена по исполнительному производству 15 июля 2021 года.

Транспортный налог за 2020 год  (срок уплаты 1 декабря 2021 года) в сумме    44 130 руб. оплачен 15 августа  2022 года.

Транспортный налог за 2021 год  (срок уплаты 1 декабря 2022 года) в сумме    30 870 руб. оплачен 23 сентября  2023 года.

Транспортный налог за 2022 год  (срок уплаты 1 декабря 2023 года) в сумме    6789 руб. оплачен 1 февраля  2024 года.

Налог на имущество физических лиц за 2021 год  (срок уплаты 1 декабря 2022 года) в сумме 1914 руб. оплачен 10 января  2023 года.

Налог на имущество физических лиц за 2022 год  (срок уплаты 1 декабря 2023 года) в сумме 2105 руб. оплачен 1 февраля  2024 года.

Указанные обстоятельства административным ответчиком при рассмотрении настоящего дела не оспаривались.

Поскольку уплата налогов произведена  несвоевременно, на основании пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени, которые  составили  согласно представленному расчету за период с 2 декабря 2017 года по         31 декабря 2022 года 14 245 руб. 42 коп.  Остаток пени на 31 декабря 2022 год  составил 12 525 руб. 06 коп. За период с 1 января  2023 года по  10 января 2024 года сумма начисленных пени  составила 2438 руб. 50 коп. Итого за период  с 2 декабря 2017 года по  10 января 2024 года 14 963 руб. 56 коп. (л.д. 3-4, 5, 40-42).

Требование № *** об уплате образовавшейся задолженности, в том числе пени, выставлено  *** года. Срок исполнения указанного требования установлен до  28 ноября 2023 года (л.д. 14).

Налоговый орган обратился  к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа *** года, судебный приказ вынесен *** года, отменен *** года (л.д. 61-62, 63, 64).

Административный иск поступил в суд 5 мая 2024 года. Таким образом, суд правильно установил, что сроки и порядок обращения в суд налоговым органом не нарушены.

Разрешая спор и удовлетворяя требования налогового органа, суд первой инстанции верно исходил из того, что Бугримов Г.В., являясь плательщиком налогов, свою законную обязанность не исполнил в установленный срок, в связи с чем  обязан выплатить пени, начисленные на сумму недоимки. При этом суд установил, что возможность взыскания задолженности по налогам не утрачена, указанные суммы взысканы как соответствующими судебными актами, так и уплачены  добровольно, но с нарушением со стороны административного ответчика  установленного срока их оплаты.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на пропуск трехгодичного срока является несостоятельной, поскольку на пени срок давности не распространяется, так как юридически это не мера ответственности, а компенсация потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок. 

Из расчета задолженности видно, что уплаченные должником суммы по судебным актам  или оплачены добровольно, учтены при определении размера задолженности пени.

То обстоятельство, что взыскиваемая  по настоящему  делу  сумма пени (14963 руб. 56 коп.) не соответствует сумме пени, указанной в требовании № *** от *** года  (24 676 руб. 81 коп.), на выводы суда  первой инстанции не влияет, поскольку административным истцом ко взысканию в судебном порядке  заявлена только часть пени.  По состоянию  на 1 января 2023 года отрицательное   сальдо составило  56 058 руб. 79 коп., из которых  пени – 23 274 руб. 79 коп. Пени начисляются за каждый день просрочки.

Неуказание в требовании об уплате задолженности периода начисления пени не свидетельствует о его недействительности, поскольку согласно положениям  пунктов 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации обязательными к указанию    являются сумма задолженности на момент направления требования сведения о сроке исполнения требования; сведения о мерах по взысканию задолженности и обеспечению исполнения обязанности по уплате платежей, которые будут применены в случае неисполнения требования налогоплательщиком; предупреждение об обязанности налогового органа в соответствии с пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (в случае, если размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления).

Каких-либо новых доводов, способных поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного решения и повлечь его отмену либо изменение, в апелляционной жалобе не приведено.

Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Нормы действующего законодательства при принятии решения не нарушены.

Оснований для отмены решения не имеется.

Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 19 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бугримова Глеба Владимировича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 ноября 2024 года.