У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0008-01-2024-000298-91
Судья Росляков В.Ю.
Дело № 33а-4782/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
5 ноября 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Лифановой З.А.,
судей Васильевой
Е.В., Бахаревой Н.Н.,
при ведении
протокола помощником судьи Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Никишина Михаила Васильевича на решение Инзенского районного суда Ульяновской
области от 18 июня 2024 года по делу № 2а – 1– 218/2024, по которому
постановлено:
административные исковые требования Управления федеральной
налоговой службы по Ульяновской области к Никишину Михаилу Васильевичу о взыскании задолженности по налогу и пени, удовлетворить.
Взыскать с Никишина Михаила Васильевича в пользу Управления
федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по налогу и пени в размере 20258 (двадцать тысяч
двести пятьдесят восемь) рублей 96 копеек, в том числе транспортный налог 8790
рублей за 2022 год, страховые взносы в размере 9004 рубля 60 копеек за 2023 г., пени в размере
2464 рубля 36 копеек за период с 08.01.2021 по 10.01.2024.
Взыскать с Никишина Михаила Васильевича в доход бюджета МО
«Инзенский район» государственную пошлину в размере 807 (восемьсот семь) рублей.
Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., судебная коллегия
установила:
Управление федеральной налоговой службы по Ульяновской
области (далее – УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с
административным исковым заявлением к Никишину М.В. о взыскании задолженности
по налогу и пени.
В обоснование требований административный истец указал, что
Никишин М.В. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика.
В настоящее время у Никишина М.В. имеется задолженность по
налогам и пеням в общей сумме -20932,78 руб., в т.ч.страховые взносы - 9004,60
руб., транспортный налог - 8790,00 руб., пени - 3138,18 руб.
Кроме того Никишин М.В. с 26.03.2022 по 09.06.2023 состоял
на учете в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный
доход, параллельно с 24.03.2022 по 25.08.2023 состоял на учете в качестве
индивидуального предпринимателя, следовательно, должен своевременно оплачивать
исчисленные страховые взносы.
После снятия с учета в качестве плательщика налога на
профессиональный доход у Никишина М.В. остался статус индивидуального
предпринимателя, следовательно начислены страховые взносы за период с
09.06.2023 по 25.08.2023.
В связи с неуплатой
налогов Никишину М.В. выставлено требование от *** № *** об уплате налога, в
котором сообщалось о наличии задолженности и о сумме, начисленной на сумму
недоимки пени, однако до настоящего времени задолженность не погашена в
установленном порядке, срок добровольной уплаты истек.
Просило взыскать с Никишина М.В. задолженность по налогу и
пени в сумме 20 258,96 руб. в том числе: транспортный налог - 8790,00 руб. за
2022 г.; страховые взносы - 9004,60 руб. за 2023 г.; пени 2464,36 руб. за
период с 08.01.2021 по 10.01.2024.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Никишин М.В. не
соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает,
что решение суда вынесено с нарушением норм материального права.
Административный ответчик является собственником двух транспортных средств. Из–за
допущенной технической ошибки при регистрации неверно была указана мощность
транспортного средства *** вместо 150 л.с. указали 1510 л.с. По этой причине
налоговым органом неправильно начислялся
транспортный налог, исходя из мощности 1510 л.с., в связи с этим за ним ежегодно числилась задолженность по
транспортному налогу. Как собственник
автотранспортных средств он ежегодно производил оплату транспортного налога в
размере 8790 руб.
Административным
ответчиком в налоговый орган было направлено заявление, по результатам которого
он получил письмо о перерасчете задолженности транспортного налога за
автомобиль *** за 2015 – 2018 г.г. и о том, что сумма налога уменьшена на 9810
руб., задолженности по транспортному
налогу с 2015 – 2018 год не имеется. В данном письме о задолженности по налогу
за 2018, 2019 г.г. ничего указано не было. Требования об уплате транспортного
налога за периоды с 2019 по 2022 год были исполнены путем перечисления денежных
средств по квитанциям. Кроме того, 05.11.2019 была произведена оплата
транспортного налога в сумме 8790 руб. за 2018 год.
Обращает
внимание, что в решение суда указано о переплате транспортного налога в размере
8810,00 руб., однако какой-либо переплаты не имелось и заявление в налоговый орган о возврате денежных
средств он не предоставлял. Было подано заявление о выплате субсидии за апрель
и май 2020 года для поддержки бизнеса в условиях новой коронавирусной инфекции,
как индивидуальному предпринимателю, которую налоговой орган не выплатил в связи с задолженностью по транспортному налогу. Однако суд первой
инстанции не истребовал документы о перечислении ему полагающейся и выплаченной
субсидии. Кроме того, по непонятным причинам налоговым органом выставлено
налоговое уведомление от 30.07.2020 с правильными начислениями транспортного
налога в сумме 8790,00 руб. за 2018 год со сроком уплаты до 01.12.2020 и
налоговое уведомление от 03.08.2020 на сумму 8790,00 руб. за 2019 год со сроком
уплаты до 01.12.2020. По квитанции об
оплате транспортного налога за 2018 год транспортный налог был оплачен
05.11.2019. Также налоговый орган выставил требование об уплате налога за 2019
год, хотя транспортный налог был оплачен 22.09.2020. Полагает, что несоблюдение
органом установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания
налога является основанием для отказа в удовлетворении иска.
В судебное заседание
другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная
коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на нее, судебная
коллегия приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает,
что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны
уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные
государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы,
наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой
обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании
обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев
со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и
санкций ( ч.2 ст.286 КАС
РФ).
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ (в редакции от 23.11.2020
№374-ФЗ),
в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный
срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган,
направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган
по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в
налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней,
штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней,
штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в
требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей,
установленных статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за
счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате
налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не
исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о
взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом
в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с
физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая,
предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ (в редакции от 23.11.2020 №374-ФЗ),
если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего
требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым
органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей
взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов
превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о
взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10
000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения
самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого
налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов,
подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней,
штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с
заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного
трехлетнего срока.
Согласно п. 9 ст. 4
Федерального закона от 14.07.2022 «О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2023 взыскание сумм недоимки
по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам,
процентам осуществляется с учетом следующих особенностей: требование об уплате
задолженности, направленное после 1 января 2023 года в соответствии со статьей
69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального
закона), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых
взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), в случае, если
налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания,
предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в редакции,
действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В силу положений ст.419 НК РФ индивидуальные
предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим
лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской
Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в
фиксированных размерах, определяемых в соответствии со ст. 430 НК РФ
В соответствии с п.5 ст. 430 НК РФ если плательщики прекращают
осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в
течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых
взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется
пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила
силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального
предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой,
арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой, оценщик, патентный
поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном
законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета
в налоговых органах.
Согласно ст.430 НК РФ для ИП предусмотрен фиксированный
размер платежей по взносам на ОПС и ОМС.
В случае если величина дохода плательщика за расчетный
период не превышает 300 000 рублей, - страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование в совокупном
фиксированном размере 45 842 рублей за расчетный период 2023 года, 49 500
рублей за расчетный период 2024 года, если иное не предусмотрено настоящей
статьей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в УФНС
по Ульяновской области (обособленное подразделение р.п.Майна) на налоговом
учёте состоит Никишин Михаил Васильевич.
С 26.03.2022 по 09.06.2023 он состоял на учете в налоговом
органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход, кроме того, с
24.03.2022 по 25.08.2023 состоял на учете в качестве индивидуального
предпринимателя.
После снятия с учета в качестве плательщика налога на
профессиональный доход у Никишина М.В. сохранился статус индивидуального
предпринимателя, ему начислены страховые взносы за период с 09.06.2023 по
25.08.2023.
За период с 09.06.2023 по 25.08.2023 ему начислены страховые
взносы в сумме 9004,60 руб.
Также в его собственности
в 2022 году находились автомобили ***, государственный регистрационный
номер ***, и ***, государственный регистрационный номер ***.
Административному ответчику было направлено налоговое
уведомление №*** от ***, согласно которому задолженность по транспортному
налогу за 2022 г. составляет 8790,00 руб.
В связи с неуплатой налогов, на основании статьи 69 НК РФ
Никишину М.В. выставлено требование от *** № *** об уплате налога на общую
сумму 9844,64 руб. (без учета суммы страховых взносов и транспортного налога за
2022 год), том числе налог на профессиональный доход – 219 руб., транспортный налог 8092,20 руб.,
пени 1533,44 руб.. Срок уплаты до 04.12.2023.
Решением Инзенского районного суда от 11.12.2018 по делу №***
исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №4
по Ульяновской области к Никишину Михаилу Васильевичу о взыскании задолженности
по транспортному налогу за 2016 г. оставлены без удовлетворения в связи с
неверным расчетом задолженности по налогу.
После вынесения решения от 11.12.2018 налоговым органом
произведен перерасчет транспортного налога в сторону уменьшения согласно ст. 52
НК РФ, начиная с 2015 г., по 2017 г. в связи с этим образовалась
переплата налога на сумму 20 рублей.
Начисления транспортного налога согласно налоговому
уведомлению №*** от *** по транспортному налогу за 2018 г. были произведены в 2019 г. в сумме 11 085,00 руб.
Налогоплательщиком 05.11.2019 произведена оплата транспортного
налога в сумме 8790,00 руб. за 2018 г.
В связи с тем, что в вышеуказанном уведомлении были завышены
начисления по транспортному налогу налоговое уведомление №*** от *** было
сторнировано, тем самым на 27.06.2020 образовалась переплата в сумме 8790,00
руб., а с учетом ранее образовавшейся переплаты на сумму 20,00 руб. - 8810,00
руб.
14.07.2020 Никишиным М.В. в налоговый орган представлено заявление
о возврате образовавшейся переплаты в сумме 8810,00 руб. (л.д.68-69).
Решением от 10.08.2020 сумма излишне уплаченного налога
возвращена на счет налогоплательщика.
После чего налоговым органом выставлено новое налоговое
уведомление №*** от *** с указанием правильно исчисленного транспортного налога
в сумме 8790,00 руб. за 2018 г. со сроком уплаты до 01.12.2020, и налоговое
уведомление №*** от *** на сумму 8790,00 руб. за 2019 г. со сроком уплаты до
01.12.2020.
Поскольку уплаченная сумма в размере 8790,00 руб. за 2018 г.
была возвращена плательщику по его заявлению, то по вышеуказанным уведомлениям в
срок до 01.12.2020 должен был поступить платеж в сумме 17 580,00 руб. за 2018,
2019 г.
22.09.2020 Никишиным М.В. произведен платеж в сумме 8790,00
руб., который был учтен в уплату за 2018 г.
19.10.2021 произведена оплата в сумме 6532,97 руб., которая
учтена в оплату по транспортному налогу за 2019 г.
15.11.2022 произведена оплата в сумме 8790,00 руб., которая
учтена в оплату по транспортному налогу за 2020 г.
30.09.2023 произведена оплата в сумме 8790,00 руб., которая
учтена в оплату по транспортному налогу за 2021 г.
Таким образом, образовалась задолженность в размере 8790,00
руб., начиная с 01.12.2020, переходила из года в год и числилась за
административным ответчиком.
Поскольку налогоплательщиком указанная задолженность своевременно
не была оплачена, в силу п.3 ст.75 НК РФ на нее начислены пени, сумма которых за
период с 08.01.2021 по 10.01.2024 составила 2464,36 руб.
В соответствии с п. 3 ст. 69 НК РФ Требование об уплате
задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения
указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты
задолженности не указан в этом требовании.
Исполнением требования об уплате задолженности признается
уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на
дату исполнения.
Согласно информации, указанной в требовании от *** № ***, в
случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного)
требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах не предусмотрено.
Вышеуказанное требование Никишиным М.В. в установленный срок
не исполнено.
Установив вышеуказанные
обстоятельства, правильно
применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые
правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об
удовлетворении административного иска налогового органа.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия
соглашается.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, сроки для обращения в суд административным истцом не
пропущены.
После введения института ЕНС с 01.01.2023 поступившие
платежи распределяются по задолженности согласно ст. 45 НК РФ.
Согласно п.3 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе обратиться
в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности.
Согласно п. 4 ст. 48 административное исковое заявление о
взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть
предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не
позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного
приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Инзенского
судебного района Ульяновской области от 05.02.2024 отменен судебный приказ
мирового судьи судебного участка №2 Инзенского судебного района Ульяновской
области от 01.02.2024 по делу №***.
Настоящее административное заявление направлено в суд 26.04.2024,
то есть, срок для обращения в суд не пропущен.
В соответствии с
пп.1 п.1 ст.4 Федерального закона от 14.07.2022 №263-ФЗ «О внесении изменений в
части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» сальдо ЕНС
организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом
особенностей, предусмотренных данной статьей, в порядке, аналогичном
установленному ст.11.3 НК РФ на основании имеющихся у налоговых органов по
состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных обязанностей
организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками
сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов,
авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой
налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых
взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов.
Согласно ст. 11.3
НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом
счете лица (далее-ЕНС) который ведется в отношении каждого физического лица.
Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием
единого налогового платежа (далее-ЕНП).
Сальдо ЕНС
представляет собой разницу между общей суммой денежных средств перечисленных и
(или) признаваемых в качестве ЕНП и денежным выражением совокупной обязанности.
В соответствии со
ст. 11 НК РФ задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в
бюджеты бюджетной системы РФ признается общая сумма недоимок, а также не
уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, страховых взносов и (или)
налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм
налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему РФ в случаях, предусмотренных
НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленные
административным ответчиком квитанции об оплате, не опровергают правильных
выводов суда. Указанные платежи были учтены в счет оплаты ранее имевшейся
задолженности, на что указано в решении суда. Зачет оплаты за предыдущие
начисления не противоречит закону, поскольку спорные квитанции не содержат
наименования платежа и период.
Кроме того, указанные доводы являлись предметом рассмотрения
в суде первой инстанции, им судом дана надлежащая правовая оценка, которая
отражена в оспариваемом решении, не согласиться с которой у судебной коллегии
оснований не имеется.
Что касается утверждения административного ответчика о том,
что заявление в налоговый орган о возврате денежных средств не предоставлялось,
то оно опровергается имеющимся в материалах дела заявлением от 11.07.2020
(л.д.68 оборот, 69).
Таким образом, принятое по делу решение является правильным.
Оснований, влекущих в силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.
Учитывая,
что решение суда соответствует положениям действующего законодательства,
оснований для его отмены не имеется.
На
основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 18
июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Никишина Михаила
Васильевича – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной
форме 06.11.2024