Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении досрочной страховой премии
Документ от 29.10.2024, опубликован на сайте 07.11.2024 под номером 115302, 2-я гражданская, о назначении досрочной страховой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Зубрилина Е.А.                                                            73RS0002-01-2024-001794-92

Дело №33-5020/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    29 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.

при секретаре Дементьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гавриловой Натальи Викторовны на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 24 мая 2024 года по гражданскому делу №2-1658/2024, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Гавриловой Натальи Викторовны
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж и назначении пенсии отказать.

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Гаврилова Н.В. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о включении периодов в педагогический стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Требования мотивированы тем, что 4 августа 2023 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 27 ноября 2023 г. ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа.

В педагогический стаж не был засчитан период ее работы с 1 сентября 1994 г. по 9 октября 1996 г. в должности лаборанта химии и физики в У***, поскольку данная должность не предусмотрена соответствующими Списками.

Между тем, в указанный период  она имела педагогическую нагрузку и фактически занимала штатную должность преподавателя информатики и вычислительной техники, что подтверждается соответствующими документами из У***.

В связи с этим просила включить вышеназванный период работы с 1 сентября 1994 г. по 9 октября 1996 г. в специальный педагогический стаж, а также назначит ей пенсию в связи с педагогической деятельностью с 4 августа 2023 г.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - ОГБПОУ «Ульяновский техникум питании и торговли».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Гаврилова Н.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования.

В обоснование доводов жалобы указывает, что в спорный период она работала в образовательном учреждении фактически в качестве преподавателя информатики и вычислительной техники, т.е. в должности, которая предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В период ее работы выполнение нормы рабочего времени и обязательное занятие штатной должности не требовалось. В системе обязательного пенсионного страхования она зарегистрирована  с 28 сентября 1999 г., а поэтому ссылка в решении суда на то, что в ее индивидуальном лицевом счете спорный период отражен общими условиями, является неактуальной.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гавриловой Н.В. – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец Гаврилова Н.В. 4 августа 2023 г. обратилась в ОСФР по Ульяновской области о назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 27 ноября 2023 г.  истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого педагогического стажа.

С учетом включенных ответчиком периодов общая продолжительность педагогического стажа истца составила 23 года 8 месяцев 14 дней.

В педагогический стаж не был засчитан период работы истца с 1 сентября           1994 г. по 9 октября 1996 г. в должности лаборанта химии и физики в У***

Не согласившись с отказом ответчика в включении в педагогический стаж указанного периода работы, Гаврилова Н.В. обратилась в суд.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что в спорный период истец Гаврилова Н.В. работала в среднем специальном образовательном учреждении в должности, которая не дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, штатную должность учителя (преподавателя) не занимала, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

Согласно подпункту «в» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г.  № 665 «О списках работ, производств, профессии, должностей, специальностей и учреждении (организации), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, последовательно применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта  2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список № 463 );

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.

Из трудовой книжки истца Гавриловой Н.В. следует, что она в период с                       1 сентября 1994 г. по 9 октября 1996 г. работала в У*** в должности лаборанта химии и физики.

Следовательно, для учета указанного периода работы истца применяется Список № 463, а также Список № 781, действующий на момент обращения истца к ответчику.

Как правомерно указано судом первой инстанции, в вышеперечисленных Списках в разделе «наименование должностей» должность – лаборант не поименована.

Доводы апелляционной жалобы истца Гавриловой Н.В. о том, что она в спорный период имела педагогическую нагрузку учителя информатики и вычислительный техники и данный период подлежит включению в педагогический стаж независимо от выполнения ей нормы педагогической или учебной нагрузки, не могут повлечь отмены состоявшегося по делу решения.

Так, пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября  2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. № 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

Таким образом, для включения в специальный стаж периодов трудовой деятельности учителей, является документально подтвержденный факт работы на штатной должности, включенной в Список № 463, независимо от выполняемой нагрузки.

Между тем, ведение учебной нагрузки без занятия штатной должности не дает права на льготное пенсионное обеспечение.

Представленными в материалы дела документами не подтверждается факт занятия истцом в спорный период штатной должности учителя (преподавателя).

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.

При разрешении требований истца судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы истца Гавриловой Н.В. не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого судебного решения, повторяют ее позицию при рассмотрении дела,  сводятся к иной оценке доказательств, получивших надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемом решении.

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В силу изложенного, оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 24 мая 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гавриловой Натальи Викторовны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Засвияжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 ноября 2024 г.