Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании бездействия незаконным
Документ от 22.10.2024, опубликован на сайте 12.11.2024 под номером 115291, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, возложить обязанность отобразить границы санитарно-защитной зоны земельног оучастка на карте градостроительного зонирования, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-002154-35

Судья Анциферова Н.Л.                                                              Дело № 33а-4585/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      22 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Васильевой Е.В.,

при секретаре  Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 мая 2024 года по делу № 2а-2055/2024, которым постановлено:

в удовлетворении административного иска прокурора Ленинского района     г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия в не отображении границ санитарно-защитной зоны земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Ульяновск,                      пр-т Нариманова (АО «НПП «Завод Искра») с отступом от границы земельного участка не менее 50 м на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», Генеральном плане муниципального образования «город Ульяновск», возложении обязанности отобразить границы санитарно-защитной зоны земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пр-т Нариманова (АО «НПП «Завод Искра») с отступом от границы земельного участка не менее 50 м на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», отобразить санитарно-защитную зону на Генеральном плане муниципального образования «город Ульяновск» отказать.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., объяснения прокурора Стерлядевой Е.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г. Ульяновска, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности отобразить границы санитарно-защитной зоны земельного участка.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района            г. Ульяновска в ходе проверки исполнения административными ответчиками положений градостроительного законодательства выявлены факты бездействия, выразившиеся в не внесении изменений в Генеральный план муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года       № 83 и Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации г. Ульяновска от 10 августа 2021 года № 1166 в части невнесения в указанные правовые акты сведений о санитарно-защитной зоне АО «НПП «Завод Искра».

Проверкой установлено, что АО «НПП «Завод Искра» располагается на земельном участке с кадастровым номером ***  в Ленинском районе г. Ульяновска (завод «Искра»).

На основании проекта санитарно-защитной зоны АО «НПП «Завод Искра» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» решением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области от      9 декабря 2019 года № 94 установлена санитарно-защитная зона для АО «НПП «Завод Искра» 50 м от границ контура участка по всем направлениям, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Неоднократные обращения заинтересованных лиц в администрацию               г. Ульяновска и Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о необходимости внесения сведений о санитарно-защитной зоне АО «НПП «Завод Искра» результата не дали.

Отсутствие таких сведений в Генеральном плане муниципального образования «город Ульяновск» и Правилах землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку правообладатели смежных с земельным участком с кадастровым номером *** земельных участков в отсутствие сведений о санитарно-защитной зоне вправе получить разрешительную документацию на возведение объектов капитального строительства, в том числе, таких, размещение которых в указанной зоне не допустимо.

Указанное обстоятельство также создает угрозу для неопределенного круга лиц, поскольку может ввести в заблуждение относительно режима использования и безопасности принадлежащих им земельных участков, прилегающих к земельному участку с кадастровым номером ***.

При этом, как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению предложений по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» от 20 июля 2023 года № 6 (пункт 7) принято решение о направлении Министерством   имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области  разработчику проекта изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» предложения по установлению границ санитарно-защитной зоны размером 50 м согласно данным ЕГРН земельного участка АО «НПП «Завод Искра» с кадастровым номером 73:24:040302:584. Срок исполнения  установлен 28 июля 2023 года. Однако до настоящего времени сведения о границах санитарно-защитной зоны земельного участка АО «НПП «Завод Искра» не внесены, что свидетельствует о противоправном бездействии со стороны Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и администрации  г. Ульяновска.

Просит признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, а также администрации                г. Ульяновска, выразившееся в не отображении границ санитарно-защитной зоны земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного в Ленинском районе г. Ульяновска по пр-ту Нариманова (завод «Искра») с отступом от границы земельного участка не менее 50 м на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», а также не отображении на Генеральном плане муниципального образования «город Ульяновск» в составе материалов по его обоснованию, возложить обязанность на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, а также администрацию                г. Ульяновска отобразить границы санитарно-защитной зоны земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного в Ленинском районе        г. Ульяновска по пр-ту Нариманова (АО «НПП «Завод Искра») с отступом от границы земельного участка не менее 50 м  на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», а также отобразить ту же санитарно-защитную зону на Генеральном плане муниципального образования «город Ульяновск» в составе материалов по его обоснованию в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены филиал ППК «Роскадастр» по Ульяновской области, ООО «Каскад», АО «Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпроект».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Ленинского района г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование представления не соглашается с выводом суда о том, что в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», на Генеральном плане муниципального образования «город Ульяновск» отображена санитарно-защитная зона спорного земельного участка, отсутствует бездействие со стороны Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области. Приводит доводы, аналогичные доводам административного искового заявления.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация г. Ульяновска и Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий.

Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и включают карту функциональных зон поселения (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского     округа (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, муниципального округа, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.

Зонами с особыми условиями использования территорий являются, в том числе санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 18 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации санитарно-защитная зона относится к зонам с особыми условиями использования территории.

В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года             № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении      или прекращении существования санитарно-защитных зон определен Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных              участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года          № 222.

Пунктом 3 указанных Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны соответствующее решение принимается территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V классов опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V классов опасности.

До введения в действие Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, а также до внесения изменений в Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок установления санитарно-защитных зон определялся нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от                  25 сентября 2007 года № 74, согласно пункту 4.3  и положениям главы VII которых установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности осуществлялось  на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя, для объектов  V класса опасности устанавливался ориентировочный размер санитарно-защитной зоны  50 м.

Отказывая в удовлетворении административного иска прокурора Ленинского района г. Ульяновска, суд первой инстанции исходил из того, что бездействия Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и правовые основания  для возложения на него на момент рассмотрения настоящего дела  обязанности по  отображению границ  санитарно-защитной зоны земельного участка  с отступом от границы земельного участка не менее 50 м на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «город  Ульяновск» на момент рассмотрения настоящего дела не усматриваются.

С такими выводами судебная коллегия соглашается. Они подробно мотивированы в оспариваемом решении, всем доказательствам и установленным по делу юридически значимым обстоятельствам дана надлежащая правовая    оценка, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.

Как следует из материалов дела  и установлено судом, на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенным по пр-ту Нариманова в Ленинском районе г. Ульяновска и в отношении которого  зарегистрировано право собственности Российской Федерации, располагается АО «НПП «Завод Искра» (л.д. 92-100 том 1).

Решением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области от 9 декабря 2019 года № 94 для АО «НПП «Завод Искра»  установлена санитарно-защитная зона 50 м от границ контура участка по всем направлениям (л.д. 166-168 том 1).

Указанное ограничение земельного участка с кадастровым номером ***, а также ограничение, установленное решением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области от 28 декабря 2020 года № 130 «Об установлении санитарно-защитной зоны Ульяновского филиала                   ООО «Татнефть – АЗС Центр» № 500 по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, Ленинский район, пр-т Нариманова, земельный участок с кадастровым номером ***, зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года                     № 83 утвержден Генеральный план муниципального образования «город Ульяновск». Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск»  утверждены постановлением администрации г. Ульяновска от 10 августа 2021 года № 1166.

В соответствии с графической частью Генерального плана муниципального образования «город Ульяновск», а также в графической части Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» границы санитарно-защитной зоны земельного участка с кадастровым номером *** отображены.

Также согласно сведениям публичной кадастровой карты указанный земельный участок расположен в зоне защиты населения санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и иных объектов и имеет реестровый номер              ***.

Факт незначительного расхождения установленных границ санитарно-защитной зоны с местоположением, указанным в документах территориального планирования и градостроительного зонирования, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Законом Ульяновской области от 18 декабря 2014 года № 210-30 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области с   1 января 2023 года возложены полномочия по подготовке и утверждению проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области, а также по подготовке и утверждению проектов внесения изменений в указанные документы.

18 апреля 2023 года в целях актуализации состава Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» между Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и АО «Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпроект» заключен контракт №***, по условиям которого исполнитель обязуется выполнить работы по разработке проектов внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования (городской округ) «город Ульяновск», а заказчик берет на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями контракта (пункт 1.1) (л.д. 8-39 том 2).

Пунктами 1.2 и 1.3  предусмотрено выполнение работ по контракту в соответствии с Техническим заданием (приложение № 1 к настоящему контракту), являющемся неотъемлемой частью настоящего контракта. Срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 13 ноября 2025 года и включает в себя следующие мероприятия: подготовка проекта внесения изменений в ГП для размещения в ФГИС ТП  (13 ноября 2023 года); согласование проекта внесения изменений в      ГП, подготовка проекта внесения изменений в ПЗЗ для утверждения, утверждение документов (13 ноября 2024 года); внесение сведений о границах              городского округа, населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН (13 ноября 2025 года).

Обращение АО «НПП Завод Искра» в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 27 июня 2023 года о внесении соответствующих изменений в Генеральный план муниципального образования «город Ульяновск» и Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» рассмотрено на заседании Комиссии по рассмотрению предложений по внесению в Генеральный план и                      Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск»   20 июля 2023 года, по  результатам которого принято решение направить разработчику предложение по установлению границ санитарно-защитной зоны размером 50 м согласно сведениям ЕГРН (л.д. 20-22 том 1,            л.д. 56-57 том 2).

Указанное решение Комиссии по рассмотрению предложений по внесению в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» направлено  в АО «Гражданпроект», а  также учтено в проектах Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» (л.д. 186 том 1).

Распоряжениями Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области от 19 марта 2024 года № 817-од  и № 818-од в отношении территории кадастрового квартала ***, расположенной в Ленинском районе г. Ульяновска, также принято решение  подготовить проект внесения изменений в Генеральный план муниципального образования «город Ульяновск»    и Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» (л.д. 189, 190 том 1).

Как верно указал суд первой инстанции, бездействие Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, которое  по мнению административного истца выразилось  в отсутствии отображения границ санитарно-защитной зоны земельного участка с кадастровым номером *** с отступом от границы земельного участка не менее 50 м на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», Генеральном плане муниципального образования «город Ульяновск», своего подтверждения не    нашло.

Полномочия по подготовке и утверждению проектов генерального плана и правил землепользования и застройки, а также по подготовке и утверждению проектов внесения изменений в указанные документы на Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области возложены  только с   1 января 2023 года.

Поскольку  обеспечение государственных и муниципальных нужд производится только на основании государственных контрактов в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013  года № 44-ФЗ «О контрактной системе сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  и с учетом принципа эффективности использования бюджетных средств в соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и был заключен контракт на  выполнение работ по разработке проектов внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования (городской округ) «город Ульяновск». Как на момент обращения в суд  с настоящим административным иском, так и на день рассмотрения дела по существу, срок выполнения работ, предусмотренных контрактом от 18 апреля 2023 года, заключенного между АО «Территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпроект» и Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области не наступил, в связи с чем доводы административного истца о бездействии административного ответчика не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. При этом ссылка административного истца на несоблюдение административным ответчиком  установленного срока  внесения изменений о  границах санитарно-защитной зоны (28 июля 2023 года) несостоятельна, поскольку указанный срок  определен лишь  для направления разработчику соответствующего  проекта изменений.

Доводы административного истца об отсутствии в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» отображенной санитарно-защитной зоны земельного участка с кадастровым номером ***, своего подтверждения не нашли, опровергаются материалами настоящего дела. При этом Генеральный план, Правила землепользования и застройки не устанавливают зоны с особыми условиями использования территорий, а лишь отображают их на соответствующей карте (л.д. 74-78 том 2).

Границы  санитарно-защитной зоны зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, в  связи с чем доводы жалобы о возникновении  нарушений градостроительных норм при выдаче разрешений на  строительство на смежных земельных участках необоснованны, являются предположением о возможном нарушении  прав  третьих лиц и заявлены без учета  положений части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Поскольку в соответствии со статьей 2 Закона Ульяновской области от         18 декабря  2014 года № 210-ЗО «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» полномочия в области градостроительной деятельности  по утверждению схем территориального планирования, правил землепользования и застройки и внесенных в них изменений, подготовке документов территориального планирования и градостроительного зонирования и подготовка изменений в указанные документы осуществляют исполнительные органы Ульяновской области, то требования к администрации г. Ульяновска о признании незаконным бездействия в не отображении границ санитарно-защитной зоны земельного участка на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», Генеральном плане муниципального образования «город Ульяновск», возложении обязанности отобразить указанные границы санитарно-защитной зоны  удовлетворению не подлежат.

Как верно указал суд первой инстанции,  данный административный ответчик уполномочен  лишь на организацию и проведение общественных обсуждений и публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Закона Ульяновской области от 18 декабря 2014 года № 210-ЗО «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области».   

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца в суде первой  инстанции, были предметом исследования и им дана надлежащая оценка.   

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Ульяновска - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 ноября  2024 года.