Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Восстановление на работе
Документ от 22.10.2024, опубликован на сайте 12.11.2024 под номером 115263, 2-я гражданская, о восстановлении на работе, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0002-01-2024-002864-83

Судья Просвирнов Г.Е.                                                                   Дело № 33-4954/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               22 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 10 июня 2024 года с учетом определения того же суда от 8 июля 2024 года об исправлении описки по гражданскому делу № 2-2299/2024, по которому постановлено:

 

исковые требования Григорьева Александра Владимировича удовлетворить.

Признать незаконным приказ Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области от 12.04.2024 № *** «Об увольнении Григорьева Александра Владимировича».

Восстановить Григорьева Александра Владимировича на работе                       в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в должности *** Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

Обязать Управление Федеральной службы судебных приставов                          по Ульяновской области выплатить Григорьеву Александру Владимировичу сумму среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 13.04.2024              по 10.06.2024 в сумме 163 921 руб. 68 коп.

Решение суда о восстановлении Григорьева Александра Владимировича на работе и выплате суммы среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 13.04.2024 по 10.06.2024 в сумме 163 921 руб. 68 коп. подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов                     по Ульяновской области госпошлину в доход местного бюджета                                   в сумме 4478 руб. 43 коп. 

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области. Беловой О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения Григорьева А.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Михайловой Т.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Григорьев А.В. обратился в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области (далее – УФССП России по Ульяновской области) о восстановления на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, возложении обязанности произвести отчисления и уплату налога на доходы физического лица и страховых взносов.

В обоснование исковых требований указал, что с 22.09.2003 работал на государственной службе в Службе судебных приставов Управления Министерства юстиции по Ульяновской области в должности ***. В связи с реорганизацией Управления Министерства юстиции по Ульяновской области, он с 01.01.2005 переведен в УФССП России по Ульяновской области на должность государственной гражданской службы ***. С 09.02.2006 по день увольнения (12.04.2024) замещал у ответчика должности ***.

С 01.06.2020 он замещал должность *** со сроком полномочий 5 лет.

С 22.06.2023 он заключил с ответчиком бессрочный служебный контракт № 22 по указанной выше должности.

Приказом ФССП России от 05.02.2024 № 204 «О внесении изменений в штатное расписание Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, утвержденное приказом Федеральной службы судебных приставов от 13.05.2021 № 230» в штатное расписание ответчика с 15.04.2024 внесены изменения.

Из штатного расписания ответчика исключены подразделы: «Отдел правового обеспечения» штатной численностью 5 пять единиц, «Отдел ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности» штатной численностью пять единиц.

В штатное расписание ответчика включены подразделы: «Отделение правового обеспечения» штатной численностью 5 пять единиц, «Отделение контрольно-надзорной и разрешительной деятельности» штатной численностью пять единиц, в том числе должности начальника отделения, заместителя начальника отделения, инспектора.

Из указанного приказа следует, что в ходе организационно-штатных мероприятий сокращению подлежали два работника отдела правового обеспечения (начальник и заместитель) и все работники отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности.

Количественного сокращения штатных единиц ответчика не произошло, исключенные из штатного расписания отделы и вновь вводимые отделения имеют аналогичную численность – по пять единиц.

15.02.2024 начальником отдела государственной службы и кадров майором внутренней службы Ф*** Д.А. ему было вручено уведомление о том, что замещаемая истцом должность будет сокращена.

В дальнейшем, уведомлениями от 01.03.2024 № *** и от 01.04.2024 № *** ему с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, уровня квалификации, специальности, направлению подготовки предлагалась возможность замещения должностей согласно приложенного списка вакансий, в том числе предлагались нижестоящие должности государственной гражданской службы, а также должности уборщика служебных помещений, водителя автомобиля, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий.

От предложенных вакансий он был вынужден отказаться по причине того, что все предложенные вакансии не соответствовали категории, а также группе замещаемой истцом должности гражданской службы, т.е. являлись должностями (профессиями) с меньшим размером денежного содержания, отличным от должности замещаемой истцом.

Приказом ответчика от 12.04.2024 № *** с ним был расторгнут служебный контракт от 22.06.2023 № *** с освобождением от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы *** Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, он уволен с федеральной государственной гражданской службы 12.04.2024 в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе                      (пункт 8.2 части 1 и часть 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), то есть раньше установленного двухмесячного срока.

В связи с чем, просил суд признать незаконным приказ УФССП России по Ульяновской области от 12.04.2024 № *** «Об увольнении Григорьева Александра Владимировича», восстановить его на работе в УФССП России по Ульяновской области в должности *** УФССП России по Ульяновской области, обязать ответчика выплатить ему сумму среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 13.04.2024 по дату вынесения решения суда и произвести отчисления и уплату налога на доходы физических лиц, страховых взносов в Федеральную налоговую службу России, в Социальный фонд России на сумму среднего заработка за время вынужденного прогула.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, Государственная инспекция труда в Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

Дополнительным решением от 18.06.2024 на УФССП России по Ульяновской области возложена обязанность произвести отчисления и уплату налога на доходы физических лиц, страховых взносов в Федеральную налоговую службу России, в Социальный фонд России на сумму среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 13.04.2024 по 10.06.2024.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области изложена просьба об отмене решения суда от 10.06.2024, принятии по делу нового решения об отказе Григорьеву А.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, а также не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Отмечено, что Григорьев А.В., как и другие сотрудники отдела ***, был ознакомлен с приказом ФССП России от 05.02.2024 №204 о внесении изменений в структуру и штатное расписание УФССП России по Ульяновской области 14.02.2024, в этот же день сотрудникам данного отдела были вручены уведомления от 14.02.2024 о предстоящих организационно-штатных мероприятиях.

На протяжении двух месяцев Григорьеву А.В. предлагались вакантные должности, но в связи с его отказом от всех предлагаемых вакантных должностей, приказом УФССП России по Ульяновской области от 12.04.2024 №*** с истцом расторгнут служебный контракт от 22.06.2023 №22 с освобождением от замещаемой должности федеральной гражданской службы, по основаниям, предусмотренным пунктом 8.2 части 1 и части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №79-ФЗ).

В соответствии с приказом УФССП России по Ульяновской области от 30.10.2013 № 306 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка для работников Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области» сотрудникам Управления устанавливается пятидневная служебная неделя с двумя выходными днями. Поскольку изменения структуры и штатного расписания УФССП России по Ульяновской области начали свое действие с 15.04.2024 (понедельник), истец уволен в последний рабочий день действия прежнего штатного расписания – 12.04.2024 (пятница).

На дату увольнения с Григорьевым А.В. произведен окончательный расчет.

В период с 12.04.2024 по 15.04.2024 в УФССП России по Ульяновской области не освобождалось новых вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы, которые могли бы быть предложены Григорьеву А.В.

Вышеизложенные факты свидетельствуют об отсутствии оснований для вывода суда первой инстанции о том, что действия Управления по увольнению Григорьева А.В. раньше двухмесячного срока имели ущемляющий характер по отношению к истцу, в связи с чем исковое заявление не подлежало удовлетворению.

Кроме того, восстановление судом Григорьева А.В. в ранее замещаемой должности не ведет к восстановлению прав истца, поскольку должность *** УФССП России по Ульяновской области отсутствует в действующем штатном расписании Управления.

В возражениях на апелляционную жалобу Григорьев А.В. просит оставить решение суда без изменения.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, возражениях относительно жалобы.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы ответчика.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа от 19.09.2003 № *** Григорьев А.В. с 22.09.2003 был принят на государственную службу и назначен на государственную должность *** подразделения судебных приставов по Старомайнскому району службы судебных приставов Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, 22.09.2003 с ним заключен трудовой договор (л.д. 29-31).

В связи с реорганизацией Управления Министерства юстиции по Ульяновской области, истец с 01.01.2005 переведен в Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области на должность ***                         (л.д. 32, 33).

С 09.02.2006 по день увольнения (12.04.2024) истец замещал у ответчика должности *** (л.д. 37-71).

С 01.06.2020 на основании приказа № *** от 01.06.2020 истец замещал должность *** со сроком полномочий 5 лет, 22.06.2023 между сторонами был заключен служебный контракт № *** по указанной выше должности на неопределенный срок (л.д. 65, 131-132).

Приказом ФССП России от 05.02.2024 № *** в структуру и штатное расписание Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, утвержденные приказом Федеральной службы судебных приставов от 13.05.2021 № *** внесены изменения: с 15.04.2024 из штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области исключены подразделы: «Отдел правового обеспечения» штатной численностью              5 пять единиц, «Отдел ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности» штатной численностью пять единиц и включены подразделы: «Отделение правового обеспечения» штатной численностью 5 пять единиц, «Отделение контрольно-надзорной и разрешительной деятельности» штатной численностью пять единиц, в том числе должности начальника отделения, заместителя начальника отделения, инспектора.

15.02.2024 истцу Григорьеву А.В. вручено уведомление от 14.02.2024 № *** о том, что замещаемая им должность будет сокращена                 (л.д. 11, 133).

В дальнейшем, уведомлениями от 01.03.2024, 01.04.2024 истцу с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, уровня квалификации, специальности, направлению подготовки предлагалась возможность замещения должностей согласно приложенному списку вакансий. От всех имеющихся предложенных вакансий истец отказался (л.д. 12-15, 134-139).

Приказом УФССП России по Ульяновской области от 12.04.2024 № *** в соответствии с пунктом 8.2 части 1 и части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с Григорьевым А.В. расторгнут служебный контракт от 22.06.2023 № ***, он освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области и уволен с федеральной государственной гражданской службы 12.04.2024 в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (л.д. 16, 140).

Полагая увольнение незаконным, Григорьев А.В. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Статьей Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» урегулированы отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) его профессионального уровня, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (часть 4 статьи Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Частью 5 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что представитель нанимателя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, его профессионального уровня, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Материалами дела достоверно установлено, что изменение существенных условий служебного контракта Григорьева А.В. было обусловлено тем, что в связи с внесением изменений в структуру и штатное расписание УФССП России по Ульяновской области, отдел ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности, в котором истец замещал должность ***, был упразднен, должность, занимаемая истцом, подлежала сокращению.

При этом суд первой инстанции обоснованно признал несоблюдение ответчиком процедуры увольнения истца, предусмотренной статьей Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поскольку истец уволен до истечения двухмесячного срока со дня предупреждения работника о предстоящем увольнении, и как следствие пришел к верному выводу о наличии оснований для признания приказа об увольнении незаконным, восстановления истца в должности, с которой он был уволен, с взысканием в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула.

С учетом приведенных выше правовых норм и установленных по делу обстоятельств, доводы жалобы ответчика о несогласии с выводами суда первой инстанции о том, что действия УФССП России по Ульяновской области по увольнению Григорьева А.В. раньше двухмесячного срока имели ущемляющий характер по отношению к истцу, судебной коллегией отклоняются.

Доводы апелляционной жалобы о том, что восстановление судом Григорьева А.В. в ранее замещаемой должности не ведет к восстановлению прав истца, поскольку должность ***, УФССП России по Ульяновской области отсутствует в действующем штатном расписании ответчика, являются несостоятельными, поскольку в силу положений статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 60, 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» правовым последствием незаконного увольнения или нарушения установленного порядка увольнения является восстановление работника в прежней должности и выплата работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Таким образом, указанные доводы ответчика не свидетельствуют о незаконности решения суда и не могут являться основанием для его отмены.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 10 июня 2024 года с учетом определения того же суда от 8 июля 2024 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Засвияжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 ноября 2024 года