Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Перечни
Документ от 01.11.2024, опубликован на сайте 14.11.2024 под номером 115262, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-232/2024

73-OS0000-01-2024-000260-72

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1 ноября 2024 года                                                                        город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Шапошниковой М.В.,

с участием прокурора Стерлядевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бакальского Юрия Викторовича о признании недействующими пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25.11.2022;  пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28.11.2023,

 

у с т а н о в и л:

 

25.11.2022 Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 264-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на 2023 год» (далее также приказ № 264-пр).

28.11.2023 Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 278-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», на 2024 год» (далее также приказ № 278-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2023 и 2024  годы соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Бакальский Ю.В. обратился в Ульяновский областной суд с административным иском о признании недействующим пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25.11.2022;  пункта *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28.11.2023.

Кроме того, просил взыскать с ответчика госпошлину в сумме 600 руб.

В обоснование требований указал, что указанными выше пунктами в Перечни на 2023 и 2024 годы включено принадлежащее ему и Мадянову А.Ю. (по ½ доле каждому) здание площадью 421,8 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***.

Вместе с тем здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Включение здания в Перечни нарушает его права, поскольку приводит к необходимости уплаты налога от кадастровой стоимости здания.

Ранее решением Ульяновского областного суда от 22.09.2022 (дело № ***) были удовлетворены его требования о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, за период с 2019 по 2022 годы включительно, которыми в Перечни было включено принадлежащее ему здание по адресу: ***.    

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены областное государственное бюджетное учреждении «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки», а также арендаторы помещений в указанном здании – ООО «Внедренческий центр «Паритетъ», ООО «Сандгрид», ООО «Магистраль», ИП Елесин С.В. (л.д. 59-60 т.2).

В судебном заседании представитель истца Мосорук В.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель  Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и ОГБУ «БТИГКО» в судебное заседание не явились, извещены. В письменном отзыве на иск представитель Министерства просил отказать в удовлетворении требований истца. Указал на то, что здание было включено в Перечни, поскольку согласно открытым данным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по указанному адресу расположено административное здание, в котором располагаются, в том числе, юридические лица, основным видом деятельности которых является торговля. В связи с этим можно сделать вывод о том, что здание и расположенные в нем помещения предназначены для использования или фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения (л.д. 1-11 т.2).

Остальные участники процесса в судебное заседание также не явились извещены.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя истца, заключение прокурора об удовлетворении требований истца, исследовав материалы дела, обозрев инвентарное дело на здание по адресу: ***, составленное ОГУП БТИ, материалы административного дела Ульяновского областного суда № ***, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с п. 67 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов, определения элементов налогообложения по федеральным налогам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Согласно Указу Губернатора Ульяновской области от 10.12.2021 № 118 «О мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» с 1 апреля 2022 года образовано Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство), в полномочия которого входит определение Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ (п. 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/51-П).

Во исполнение указанных полномочий Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области изданы приказы № 264-пр от 25.11.2022 и  № 278-пр от 28.112023, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 и 2024 годы, соответственно. 

Приказ № 264-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 30.11.2022, № публикации 7301202211300001 (л.д. 12 т.2).

Приказ № 278-пр опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29.11.2023, № публикации 7301202311290001 (л.д.14 т.2).

Пунктом *** приказа № 264-пр в Перечень на 2023 год (л.д. 12-13 т.2) и пунктом *** приказа № 278-пр в перечень на 2024 год (л.д. 13 т.2) включено принадлежащее истцу на праве собственности здание с кадастровым номером ***.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченным органом – Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Определяя правомерность включения принадлежащего истцу на праве собственности здания в  Перечень,  суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здание, строение, сооружение.

Согласно п.п.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с п. 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 7 указанной статьи уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Законом Ульяновской области от 02.09.2015 № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии с п. 1 ст.1.1 указанного закона (в ред. Закона Ульяновской области от 26.112021 № 135-ЗО) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22.09.2017 № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

28.09.2023 Постановлением Правительства Ульяновской области № 512-П утверждено Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость. Данное Положение применялось при определении перечней на 2023 и 2024 годы. 

В соответствии с п. 1.2 Положения мероприятия, направленные на определение вида фактического использования объектов (далее - мероприятия), организуются Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (далее - уполномоченный орган) и проводятся подведомственным ему областным государственным бюджетным учреждением «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки».

Согласно п. 1.3 Положения вид фактического использования объекта определяется в соответствии с методикой, установленной приложением № 1 к настоящему Положению (далее - методика).

Согласно разделу 2 Положения уполномоченный орган с целью выявления объектов запрашивает информацию о них в органах государственной власти Ульяновской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациях, располагающих сведениями об объектах и об их фактическом использовании.

Уполномоченный орган по результатам анализа информации, представленной органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организациями, располагающими сведениями об объектах и их фактическом использовании, в случае обнаружения неполноты или противоречивости содержащихся в указанной информации сведений о наименовании, назначении и (или) разрешенном использовании объектов, а равно отсутствия в ней таких сведений принимает решения об организации проведения мероприятий.

В Приложении № 1 к Положению – Методика определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, дано понятие «офис» - объект, используемый для административной деятельности, оборудованный стационарными рабочими местами, оргтехникой, средствами связи, используемый преимущественно для непроизводственной сферы деятельности, для размещения административных служб, приема клиентов, хранения и обработки документов и не используемый непосредственно для производства товаров.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Бакальский Ю.В. и Мадянов А.Ю.  являются сособственниками здания (по ½ доле каждый), площадью 421,8 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.

Назначение здания – нежилое, наименование –  здание.

В 2021 году здание было разделено на 7 нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, площадью 47,6 кв.м (л.д. 47-50 т.1), ***, площадью 123,1 кв.м, (л.д. 51-54 т.1), ***, площадью 55 кв.м (л.д. 55-58 т.1), ***, площадью 118,9 кв.м (л.д. 59-62 т.1), ***, площадью 40,6 кв.м (л.д. 63-66 т.1), ***, площадью 46,9 кв.м (л.д. 67-70 т.1), ***, площадью 6,8 кв.м (71-74 т.1).

Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – «под одноэтажным зданием».

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С учетом этого здание могло быть включено в Перечни при условии, что оно предназначено для использования или фактически используется в целях  делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения объектов торговли, общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом, как было указано выше, здание признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения либо размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и (или) торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В данном случае 20% от общей площади здания составляет 84,36 кв.м.

Согласно технической документации на здание – плану недвижимого имущества (с описанием), составленному Ульяновским областным государственным унитарным предприятием бюро технической инвентаризации по состоянию на 12.09.2006, площадь помещений в здании классифицируется следующим образом: торговая -31,17 кв.м, производственная – 27,58 кв.м, складская – 72,12 кв.м, учрежденческая – 167,98 кв.м, служебная – 122,93 кв.м.  Торговая площадь составляет менее 20% от общей площади здания. Наименование помещений в здании следующее:  «коридор», «насосная», «склад», «подсобная», «торговая», «душевая», «туалет», «кабинет», «котельная», «тамбур».

Таким образом, документы технического учета здания не подтверждают, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) предусматривает размещение в здании офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Понятие «кабинет» не тожественно понятию «офис».

Фактическое обследование здания с целью определения вида его фактического использования до включения его в перечни не производилось, хотя решением Ульяновского областного суда от 22.09.2022 по делу *** (оставлено без изменения апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 13.12.2022, дело № ***) были удовлетворены исковые требования Бакальского Ю.В. об оспаривании отдельных пунктов приказов Министерства, которыми спорное здание было включено в перечни на 2019-2022 годы.

Учитывая вышеизложенное, оснований говорить о том,  что спорное здание на момент включения его в перечни фактически использовалось в целях делового, административного, коммерческого назначения и (или) для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания,  не имеется.

Наименование здание «нежилое здание» не свидетельствует о том, что  оно предназначено для использования в целях  делового, административного или коммерческого назначения, а также для размещения объектов торговли, общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Истцом суду были представлены действующие на 2023 и 2024 годы договоры аренды помещений в указанном здании, согласно которым в здании располагались следующие организации:

- ООО «Магистраль», одним из учредителей которого является Бакальский Ю.В. Основным видом деятельности общества является торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами –код *** (л.д. 173-184 т.1). Общество арендует помещение площадью 17,81 кв.м, в договорах цель аренды не указана (л.д. 185-193 т.1).

-  ООО «Внедренческий центр «Паритетъ», основным видом деятельности которого является деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая, код *** (л.д. 194-204 т.1). Общество арендует помещение площадью 66,01 кв.м, цель аренды в договорах аренды не указана (л.д. 205-213 т.1),

- ООО «Сандгрит», основным видом деятельности которого является торговля оптовая, неспециализированная, код *** (л.д. 214-222 т.1). Общество арендует помещение площадью 22,40 кв.м, без указания в договоре цели аренды (л.д. 223-231 т.1),

- ИП Елесин С.В., основным видом деятельности которого является  торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет, код *** (л.д. 232-235 т.1). Елесин С.В. арендует помещения площадью 80,86 кв.м,  без указания в договоре цели аренды, срок аренды – с 01.10.2023 по 31.08.2024 (л.д. 236-237 т.1).

Вместе с тем представленные договоры без фактического обследования здания на момент включения его в Перечни на 2023 и 2024 годы не могут свидетельствовать об использовании здания в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.

В ходе рассмотрения дела Министерством было проведение обследование здания с кадастровым номером *** с целью установления вида его фактического использования. По результатам обследования здания  составлен акт от 01.10.2024, в соответствии с которым 104,4 кв.м общей площади здания, что составляет 24,75%, используется для размещения офисов.

Вместе с тем сведения данного акта отражают фактическое использование здания на момент его составления, то есть на 01.10.2024, а не на дату утверждения Перечней на 2023 и 2024 годы. Данный акт не может подтвердить  фактическое использование здания для размещения офисов на прошлый период времени (то есть на даты утверждения перечней на 2023 и 2024 годы). Вместе с тем отраженные в акте сведения могут быть использованы Министерством при утверждении Перечня на 2025 год.  При этом в случае несогласия с данным актом, либо в случае изменения вида фактического использования здания заинтересованное лицо  вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об установлении вида фактического использования здания (п. 3.9 и 3.11 Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 28.09.2023 № 512-П).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии у Министерства основания для включения спорного здания в Перечни на 2023 и 2024 годы. При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество за 2023 и 2024 годы, и оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (действуют на один год), признание отдельных положений приказов с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом пункты нормативных правовых актов следует признать недействующими с момента их принятия.

На основании ст. 111 КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 600 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Бакальского Юрия Викторовича удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия:

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 264-пр от 25.11.2022, 

- пункт *** Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области № 278-пр от 28.11.2023.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Взыскать с Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области в пользу Бакальского  Юрия Викторовича расходы  по госпошлине в сумме  600 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                             Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 15 ноября 2024 года.