УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2024-000677-04
Судья Денисова М.А.
Дело № 33-4711/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
29 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Карабанова А.С.,
судей Самылиной О.П., Завгородней Т.Н.,
при секретаре Дементьевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-1141/2024 по
апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 марта 2024 года, по
которому постановлено:
исковые требования прокурора Железнодорожного района города
Ульяновска, действующего в интересах Пашкова Сергея Валентиновича,
удовлетворить.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Пашкова Сергея
Валентиновича, *** года рождения (паспорт серия *** № ***) денежные средства по
электронным сертификатам на обеспечение *** от 01.06.2023 и 04.09.2023 в
размере 1528 руб. 20 коп., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Заслушав доклад судьи Самылиной
О.П., судебная коллегия
установила:
прокурор Железнодорожного района города Ульяновска в
интересах Пашкова
С.В. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской
области) о взыскании
денежных средств по электронным сертификатам на приобретение технических
средств реабилитации, компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой
Железнодорожного района города Ульяновска проведена проверка исполнения
законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено
нарушение прав инвалида Пашкова С.В. на предоставление мер государственной
социальной поддержки в виде обеспечения техническими средствами реабилитации. В
соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида №
*** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы от 13.09.2021 № ***
Пашков С.В. подлежит обеспечению
техническими средствами реабилитации: *** в количестве 30 шт., ***., в количестве
1 шт., ***, не менее 30 шт., ***, в количестве 1 шт., ***, в количестве 1 шт., ***
в количестве 1 шт. По заявлению от 21.01.2022 Пашков С.В. не был обеспечен ***
– в период с 21.01.2022 по 14.04.2022, *** – в период с 21.01.2022 по
14.04.2022, с 10.11.2022 по 15.06.2023, ***, – не обеспечивался с 21.02.2022 по
15.05.2023. Кроме того, предусмотренной программой реабилитации или абилитации
инвалида № *** ***., Пашков С.В. не обеспечивался вовсе. 31.05.2023, 29.08.2023
Пашков С.В. обращался в ОСФР по Ульяновской области с заявлением об обеспечении
*** посредством электронного сертификата. При расчете цены за единицу
указанного технического средства реабилитации ОСФР по Ульяновской области
использована цена по государственной контракту от 25.12.2021 № ***,
заключенному ***» (далее – ООО «***»), составляющая 63 руб. 71 коп. за единицу
товара. Согласно информации, размещенной в единой информационной системе в
сфере закупок, государственный контракт от 25.12.2021 № *** исполнен
поставщиком 29.07.2022, оплачен заказчиком 16.08.2022. При этом 31.01.2022 ОСФР
по Ульяновской области с ООО «***» заключен государственный контракт № ***,
согласно которому стоимость *** составила 72 руб. 20 коп. Согласно информации,
размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, государственный
контракт от 31.01.2022 № *** исполнен поставщиком 24.08.2022, оплачен
заказчиком 13.09.2022, следовательно, последним исполненным контрактом является
указанный контракт. Учитывая изложенное, при расчете цены за единицу
технического средства реабилитации ОСФР по Ульяновской области неправомерно
учтена сумма 63 руб. 71 коп. вместо 72 руб. 20 коп. По заявлению Пашкова С.В.
от 31.05.2023 выдан электронный сертификат на *** в количестве 90 шт., по заявлению
от 29.08.2023 – в количестве 90 шт. Таким образом, общая стоимость электронного
сертификата, сформированного по заявлениям от 31.05.2023, 29.08.2023, должна
составлять 6498 руб., вместо рассчитанной ОСФР по Ульяновской области 5733 руб.
90 коп. Несвоевременное обеспечение техническими средствами реабилитации
препятствует процессу преодоления (компенсации) ограничений жизнедеятельности,
созданию равных с другими гражданами возможностей, отрицательно сказывается на
состоянии здоровья Пашкова С.В., его эмоциональном состоянии, и, как следствие,
влечет причинение его личным неимущественным правам нравственных и физических
страданий.
Истец просил суд взыскать с ОСФР по Ульяновской области в
пользу Пашкова С.В. денежные средства по электронному сертификату от 01.06.2023
на обеспечение *** в количестве 90 шт. в размере 764 руб. 10 коп., по
электронному сертификату от 04.09.2023 на обеспечение *** в количестве 90 шт. в
размере 764 руб. 10 коп., а всего на сумму 1528 руб. 20 коп., компенсацию
морального вреда за нарушение сроков обеспечения техническими средствами
реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или
абилитации инвалида № ***, в размере 10 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено
федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по
Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации.
Рассмотрев заявленные требования по
существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять
по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что обеспечение инвалидов
техническими средствами реабилитации осуществляется территориальными органами
фонда по месту жительства заявителя на основании государственных контрактов,
заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с
законодательством о контрактной системе. Обеспечение техническими средствами
реабилитации осуществляется на заявительной основе. Право инвалида на
обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации техническими средствами
реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитацией,
осуществляется путем предоставления этих средств либо в натуре; либо
посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть
представлены инвалиду либо, если инвалид приобрел соответствующие технические
средства реабилитации за собственный счет; либо путем реализации электронного
сертификата. При этом, если стоимость технического средства реабилитации
превышает предельную стоимость (предельный размер оплаты), определенную в
установленном порядке, инвалид оплачивает разницу стоимости за счет собственных
средств без получения компенсации. Отмечает, что для расчета стоимости
электронных сертификатов Отделением избран государственный контракт,
обязательства по которому исполнены сторонами контракта в полном объеме на дату
подачи инвалидом заявления об обеспечении техническими средствами реабилитации
с использованием электронного сертификата. ОСФР по Ульяновской области выбран государственный контракт
от 25.12.2021 № ***. Поскольку по государственному контракту от 31.10.2022 № ***
Отделением поставщику выставлено требование об уплате штрафа, указанный
государственный контракт нельзя считать исполненным в полном объеме и применять
для расчета стоимости электронных сертификатов, выданных Пашкову С.В. По
заявлениям от 31.05.2023 и от 29.08.2023 Пашкову С.В. сформированы электронные
сертификаты на сумму 5733 руб. 90 коп. на приобретение 90 шт*** по каждому
сертификату. Покупки по вышеуказанным электронным сертификатам были совершены
Пашковым С.В. 16.06.2023 и 11.11.2023, суммы потраченных денежных средств при
совершении покупок были равны стоимости электронных сертификатов. Таким
образом, Пашков С.В. приобрел необходимое ему количество технических средств
реабилитации, определенное по электронным сертификатам. Его право на бесплатное
получение технических средств реабилитации Отделением не нарушено. Кроме того,
обращает внимание, что право на обеспечение техническими средствами
реабилитации относится к имущественным правам. Компенсация морального вреда в
отношении имущественных прав действующим законодательством не предусмотрена.
Кроме того, средства бюджета Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации имеют целевое назначение. Расходы, не предусмотренные
бюджетом фонда на соответствующий год, осуществляются только после внесения
изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
Бюджеты внебюджетных фондов на каждый календарный год и исполнение бюджета
утверждается отдельными федеральными законами. При отсутствии в федеральном
законодательстве нормы, предусматривающей возможность взыскания морального
вреда по делам, возникающим из правоотношений по обеспечению граждан средствами
технической реабилитации, и отсутствии в законе о бюджете фонда расходов на
взыскание морального вреда выплата указанной суммы будет являться нецелевым
использованием средств бюджета фонда.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о
месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной
инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной
жалобе.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу в суд
апелляционной инстанции поступил письменный отказ прокурора Железнодорожного
района г. Ульяновска, Пашкова С.В. от исковых требований к ОСФР по Ульяновской
области в части взыскания денежных средств по электронным сертификатам на
обеспечение *** от 01.06.2023 и 04.09.2023 в общем размере 1528 руб. 20 коп.
В соответствии со статьей 39 ГПК РФ истец вправе отказаться
от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не
утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает
права и законные интересы других лиц.
В силу абзаца 4 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает
производство по делу в случае, если истец отказался от заявления и отказ принят
судом.
Согласно части 1 статьи 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска,
признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после
принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных
суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если
отказ истца от иска, признание иска ответчиком, условия мирового соглашения
сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия
заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом,
ответчиком, сторонами мирового соглашения.
Из представленных сведений следует, что доплата по
электронным сертификатам на обеспечение *** от 01.06.2023 и 04.09.2023 Пашковым
С.В. не производилась. Кассовыми чеками ООО «***» подтверждается реализация
указанных электронных сертификатов на сумму 5733 руб. 90 коп. каждый, то есть
за 90 шт. *** по 63 руб. 71 коп. за единицу.
С учетом обеспечения инвалида техническим средством реабилитации по
электронным сертификатам от 01.06.2023 и 04.09.2023 в полном объеме без
вложения личных денежных средств до принятия решения суда отказ от иска в
данной части не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы
других лиц.
Последствия прекращения производства по делу в связи с
отказом от иска в указанной части, предусмотренные статьей 221 ГПК РФ, о том,
что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же
предмете и по тем же основаниям не допускается, истцу известны и понятны.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным принять
отказ прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска, Пашкова С.В. от исковых
требований к ОСФР по Ульяновской области в части взыскания денежных средств по
электронным сертификатам на обеспечение *** от 01.06.2023 и 04.09.2023 в общем
размере 1528 руб. 20 коп.
Решение суда в данной части подлежит отмене, производство по делу в
указанной части – прекращению.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда
имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм
материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия
приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации
каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Государственную
политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью
которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей
в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод,
предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в
соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».
Одной
из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов – система
и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к
бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1
статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов Российской Федерации»).
Медицинская
реабилитация, как следует из содержания частей 2
и 3 статьи 9
названного Федерального закона, – одно из направлений реабилитации инвалидов,
предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств
реабилитации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 №
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство
гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение
технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный
перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской
Федерации.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона
индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе
решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными
учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида
реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы,
сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других
реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных
или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей
инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является
обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти,
органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»).
Согласно
части 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации
инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе
специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений
жизнедеятельности инвалида.
Решение
об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при
установлении медицинских показаний и противопоказаний (часть 3).
Технические
средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту
пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального
страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями
(часть 14).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от
30.12.2005 № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
(Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств
реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду), в который включены технические
средства реабилитации, необходимые истцу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими
средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами
(кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила),
согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства
(изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его
интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования
Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического
проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на
осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и
социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению
мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа
ветеранов (далее – уполномоченный орган).
При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий
личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего
интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа
реабилитации (заключение).
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает
заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае
подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной
медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с
даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о
постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии действующего государственного контракта на
обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии
с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган
высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим
пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта,
при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства
(изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной
системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом
(ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством
(изделием) серийного производства в рамках государственного контракта,
заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать
30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной
медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в
указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий),
изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и
предназначенных исключительно для личного использования, – 60 календарных дней.
Как установлено судом первой инстанции и следует из
материалов дела, Пашков С.В., *** года рождения, является инвалидом *** группы,
инвалидность установлена бессрочно (л.д. 13-14).
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или
абилитации инвалида № *** к протоколу проведения медико-социальной экспертизы
от 13.09.2021 № *** Пашков С.В. подлежит обеспечению техническими средствами
реабилитации: *** в количестве 1 шт., *** в количестве 30 шт. (в сутки), ***, в
количестве 1 шт., *** в количестве 30 шт., ***, в количестве 1 шт., ***, в
количестве 1 шт. Срок, в течение которого рекомендовано проведение
реабилитационных или абилитационных мероприятий с 01.09.2021 – бессрочно (л.д.
147-153).
В связи с допущенными техническими ошибками в разделе
технических средств реабилитации на основании заявления Пашкову С.В. разработана
индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида № *** к протоколу
проведения медико-социальной экспертизы от 19.02.2024 № *** с рекомендациями по
медицинской, социальной реабилитации или абилитации, а также определением
нуждаемости техническими средствами реабилитации, в том числе: *** в количестве
1 шт., *** в количестве 1 шт. (в сутки), ***, в количестве 1 шт., ***., в
количестве 1 шт., ***, в количестве 1 шт., ***, в количестве 1 шт. Срок, в
течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных
мероприятий с 01.09.2021 – бессрочно (л.д. 138 оборотная сторона – 145).
По заявлению от 21.01.2022 Пашков С.В. не обеспечен *** – в
период с 21.01.2022 по 14.04.2022, *** – в период с 21.01.2022 по 14.04.2022, с
11.11.2022 по 15.06.2023, ***, – не обеспечивался с 21.02.2022 по 15.05.2023***.
Разрешая заявленные прокурором требования о компенсации
морального вреда и принимая решение об их удовлетворении, суд исходил из того
факта, что ответчиком нарушены установленные сроки обеспечения инвалида
положенными ему техническими средствами реабилитации, и, учитывая нарушение
прав инвалида на своевременное обеспечение техническими средствами
реабилитации, имеются предусмотренные законом основания для взыскания в пользу
инвалида денежной компенсации морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой
инстанции, поскольку они основаны на верном установлении юридически значимых
обстоятельств дела и правильном применении норм материального и процессуального
права.
Доказательств своевременного обеспечения инвалида
приведенными техническими средствами реабилитации не представлено.
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской
Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие
нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не
вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской
Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная
неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность
частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода
передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина,
авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или
в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской
Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные
страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо
посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других
случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность
денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу
обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как
материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения
причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными
действиями и причиненным вредом.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса
Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда
определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 – 1101
Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса
Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса
Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в
зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных
страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина
является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда
должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических
и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств,
при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей
потерпевшего.
Исходя из предназначения социального государства, механизм
социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее
уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со
стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие
охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих
прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при
реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том
числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может
порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем,
что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными
благами и личными неимущественными правами.
Технические
средства реабилитации относятся к числу мер социальной поддержки инвалидов и
направлены на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан,
необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния.
Длительное
неисполнение обязанности по предоставлению технического средства реабилитации
нарушает не только непосредственно имущественные права истца, но и влечет
нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых
здоровье гражданина, достоинство его личности.
С
учетом приведенных обстоятельств, право определенных категорий граждан на такую
меру социальной поддержки тесно связано с личными неимущественными правами
гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина
не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою
очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии,
затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные
неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред
(физические и нравственные страдания).
Вопреки
доводам апелляционной жалобы, суд пришел к верному выводу о том, что
бездействие ответчика, выразившееся в необеспечении инвалида техническими
средствами реабилитации по заявлению от 21.01.2022 в полном объеме, существенно
нарушает личные неимущественные права истца, поскольку с учетом индивидуальных
особенностей, состояния здоровья, причиняет нравственные и физические страдания
относительно непредоставления средств реабилитации, свидетельствует о
социальной незащищенности инвалида, и является основанием для компенсации
морального вреда.
Аргументы
об отсутствии правовых оснований для компенсации морального вреда
несостоятельны.
Принимая
во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено
истцом в связи с неправомерными действиями ответчика по не своевременному
обеспечению техническими средствами реабилитации по заявлению от 21.01.2022 в
полном объеме, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то
нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064,
1069),
устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в
результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов
местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к
возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного
государственными органами и их должностными лицами.
Поскольку
судом установлен факт нарушения личных неимущественных прав истца действиями
ответчика, своевременно не обеспечившего техническими средствами реабилитации по
заявлению от 21.01.2022 в полном объеме, в силу статей 151,
1064, 1069 ГК РФ моральный вред подлежал возмещению ответчиком. При этом
отсутствие финансирования на возмещение денежной компенсации морального вреда
не может служить основанием для отказа в компенсации морального вреда инвалиду.
Эти вопросы регулируются бюджетными отношениями, стороной которых истец не является.
Определяя
размер компенсации морального вреда, судом учтены приведенные обстоятельства,
возраст истца (*** лет на момент вынесения решения суда первой инстанции),
характер имеющегося у него заболевания, инвалидность (*** группа), нуждаемость
инвалида в технических средствах реабилитации, период нарушенного права,
степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что
повлекло нарушение прав истца как инвалида, гарантированных Конституцией
Российской Федерации, а также принцип разумности и справедливости,
необходимость соблюдения баланса интересов сторон.
Определенный судом первой инстанции размер морального
вреда (10
000 руб.) соответствует принципам разумности и справедливости и снижению не
подлежит.
Данная
денежная компенсация обеспечивает баланс прав и законных интересов сторон,
способствует смягчению эмоционально-психологического состояния истца,
восстановлению нарушенного права.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении
судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо
обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы
выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию
действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом
доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и
обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
В силу изложенного решение суда в части компенсации
морального вреда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы
не подлежит.
Руководствуясь статьей 326.1, 220, 328 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
принять отказ прокурора Железнодорожного района г.
Ульяновска, Пашкова Сергея Валентиновича от исковых требований к Отделению
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области в части взыскания денежных средств по электронным сертификатам на
обеспечение *** от 01.06.2023 и 04.09.2023 в размере 1528 руб. 20 коп.
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска
от 25 марта 2024 года отменить в части взыскания с Отделения Фонда
пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области в пользу Пашкова Сергея Валентиновича денежных средств по электронным
сертификатам на обеспечение *** от 01.06.2023 и 04.09.2023 в размере 1528 руб.
20 коп., производство по делу в указанной части прекратить.
Разъяснить
сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том
же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В
остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
01.11.2024