Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в принятии расчета утилизационного сбора
Документ от 22.10.2024, опубликован на сайте 12.11.2024 под номером 115218, 2-я гражданская, об отмене решения Ульяновского таможенного поста, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2024-001550-39

Судья Куренкова О.Н.                                                                   Дело №33а-4615/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      22 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Малышева Андрея Геннадьевича – Куприкова Михаила Сергеевича на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 6 мая 2024 года по делу №2а-1047/2024, которым постановлено:

в удовлетворении административных исковых требований Малышева Андрея Геннадьевича к Ульяновскому таможенному посту, Самарской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы об отмене решений об отказе в принятии расчета утилизационного сбора и об отказе в удовлетворении жалобы отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Самарской таможни Казакова М.В., не согласившегося с апелляционной жалобой, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Малышев А.Г. обратился в суд с административным иском к Ульяновскому таможенному посту, Самарской таможне об отмене решений об отказе в принятии расчета утилизационного сбора и об отказе в удовлетворении жалобы.

В обоснование требований административный истец указал, что 13.10.2023 в Республике Беларусь он приобрел для личного пользования автомобиль GEELY EMGRAND X7, 2019 года выпуска, на основании свидетельства о регистрации транспортного средства от 04.04.2019, паспорта транспортного средства (электронного), договора комиссии от 13.10.2023, акта приема – передачи транспортного средства и договора купли-продажи от 13.10.2023. В тот же день транспортное средство было снято с учета и ввезено на территорию Российской Федерации, 13.11.2023 им оплачен утилизационный сбор в размере 5200 руб. и подан расчет согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Однако 17.11.2023 из Ульяновского таможенного поста он получил уведомление №*** об отказе в принятии расчета утилизационного сбора в связи с недостоверностью и неполнотой указанных в нем сведений.

Не согласившись с данным решением таможенного органа, он обратился с жалобой в Самарскую таможню. Уведомлением Самарской таможни от 21.12.2023 исх. № *** в удовлетворении жалобы отказано.

08.02.2024 он доплатил утилизационный сбор в сумме 528 800 руб. и пени в сумме 30 652 руб. 77 коп.

Полагает, что вправе пользоваться льготным коэффициентом в размере 0,26 при расчете утилизационного сбора, поскольку является физическим лицом, транспортное средство ввез на территорию России впервые для личного пользования, не продал его другому лицу до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера в отношении ввезенного колесного транспортного средства, в связи с чем ему неправомерно отказано в принятии расчета утилизационного сбора, исчисленного и оплаченного 13.11.2023 в размере 5200 руб.

Уточнив требования, Малышев  А.Г. просил отменить решение Ульяновского таможенного поста от 17.11.2023 №*** об отказе в принятии расчета утилизационного сбора; отменить решение Самарской таможни № *** от 21.12.2023 об отказе в удовлетворении его жалобы на решение Ульяновского таможенного поста; обязать Ульяновский таможенный пост принять расчет утилизационного сбора с применением льготного коэффициента; обязать Самарскую таможню возвратить ему сумму переплаты утилизационного сбора в размере 528 800 руб. и пени в размере 30 652 руб. 77 коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

Дополнительным решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 12 июля 2024 года в удовлетворении административных исковых требований Малышева А.Г. к Ульяновскому таможенному посту, Самарской таможне Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы об отмене решения от 17.11.2023 № *** об отказе в принятии расчета утилизационного сбора; отмене решения от 21.12.2023 об отказе в удовлетворении жалобы на решение Ульяновского таможенного поста; возложении обязанности на Ульяновский таможенный пост принять расчет утилизационного сбора с применением льготного коэффициента, возложении обязанности на Самарскую таможню возвратить Малышеву А.Г. сумму переплаты утилизационного сбора в размере 528 800 рублей и пени в размере 30 652 руб. 77 коп. отказано.

В апелляционной жалобе представить административного истца Куприков М.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что транспортное средство поставлено на государственный учет после предоставления документов для расчета утилизационного сбора, соответственно административный истец представил документы в надлежащий срок. Судом неправильно рассчитан срок для направления документов в таможенный орган, что существенно повлияло на исход рассмотрения административного дела.

Вывод суда о том, что Малышев А.Г. не обжаловал уведомление таможенного органа от 07.02.2024, не соответствует действительности. 07.02.2024 Малышев А.Г. обратился по вызову таможенного органа на таможенный пост, где в устной форме был уведомлен об отказе в приеме расчета утилизационного сбора по льготной ставке. Никакого уведомления об отказе таможенным постом выдано не было, в связи с чем, у истца отсутствовала возможность его обжалования. Поскольку транспортное средство было необходимо Малышеву А.Г. для эксплуатации, он уплатил утилизационный сбор по повышенной ставке для постановки автомобиля на государственный учет.

Считает ошибочным вывод суда о том, что при расчете утилизационного сбора таможенным органом верно применялась редакция постановления Правительства РФ от 17.10.2023 №1722, действовавшего на момент предоставления административным истцом расчета утилизационного сбора по льготной ставке. Юридическим фактом для установления льготного коэффициента утилизационного сбора является дата ввоза транспортного колесного средства на территорию РФ, а именно 13.10.2023.

В судебное заседание не явились административный истец и его представители, о месте и времени рассмотрения дела извещены  надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.

В соответствии со ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) (далее – Правила).

В соответствии с п.2 Правил уплата утилизационного сбора осуществляется, в том числе, лицами, осуществившими ввоз транспортного средства на территорию Российской Федерации, взимание которого осуществляет Федеральная таможенная служба.

Согласно п.5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размерами утилизационного сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 (далее – Перечень).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 13.10.2023 Малышевым А.Г. в Республике Беларусь приобретено транспортное средство GEELY EMGRAND X7, VIN ***, 2019 года выпуска, мощность двигателя 102/139 кВТ/л.с., объем двигателя 1997 куб.см (до 2,0 литров) (л.д. 6, 9, 10).

Согласно договору купли-продажи от 13.10.2023 автомобиль приобретен Малышевым А.Г. в ООО «ГомельАукцион», куда транспортное средство было передано 13.10.2023 на реализацию собственником автомобиля Ш*** С.А.

13.11.2023 административный истец обратился в Ульяновский таможенный пост Самарской таможни с заявлением об уплате утилизационного сбора за ввезенный автомобиль.

Согласно экспертному заключению от 16.10.2023 №*** ввезенный автомобиль выпущен в 2019 году, рабочий объем двигателя 1997 куб см, категория транспортного средства М1, страна изготовления Беларусь (л.д. 27).

Расчет утилизационного сбора в размере 5200 руб. произведен с учетом категории транспортного средства М1, коэффициента утилизационного сбора 0,26 и базовой ставки утилизационного сбора 20 000 руб. (л.д. 23-24).

17.11.2023 Ульяновским таможенным постом в адрес Малышева А.Г. направлено письмо № *** об отказе в принятии расчета утилизационного сбора на основании подп. «а» п. 12 (3) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 (л.д. 25), согласно которому основаниями для возврата плательщику комплекта документов является недостоверность или неполнота сведений, представленных плательщиком на основании пункта 11 Правил.

Не согласившись с отказом, Малышев А.Г. обратился с жалобой в Самарскую таможню (л.д. 15-16).

В ответе начальника Самарской таможни от 21.12.2023 № *** на обращение административного истца указано на недостоверность произведенного расчета утилизационного сбора в связи с отсутствием предусмотренной законом совокупности условий для применения понижающего коэффициента.

По результатам рассмотрения нового заявления Малышева А.Г. от 09.01.2024 Ульяновским таможенным постом 07.02.2024 было вновь вынесено уведомление об отказе в принятии расчета утилизационного сбора, которое получено Малышевым А.Г. 08.02.2024.

В тот же день Малышев А.Г. представил заявление с расчетом суммы утилизационного сбора в размере 528 800 руб., с применением коэффициента 26,44. Утилизационный сбор в указанной сумме и пени в размере 30 652руб. 77 коп. оплачены административным истцом 08.02.2024.

05.03.2024 транспортное средство GEELY EMGRAND X7, VIN ***, 2019 года выпуска, изготовленное за пределами Российской Федерации, зарегистрировано в органах ГИБДД за Малышевым А.Г.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности отказа таможенного органа в принятии расчета утилизационного сбора, представленного административным истцом 13.11.2023, указав, что должностные лица Ульяновского таможенного поста и Самарской таможни обоснованно руководствовались постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в редакции постановления Правительства РФ от 17.10.2023 №1722 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1291».

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на верном толковании и применении норм права.

Названным постановлением Правительства РФ от 17.10.2023 №1722 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1291» сноска 6 к Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора изложена в следующей редакции.

Для целей раздела I настоящего перечня под транспортным средством, ввезенным для личного пользования в Российскую Федерацию, понимается транспортное средство, ввезенное в Российскую Федерацию физическим лицом после 01.08.2023, в отношении которого одновременно соблюдаются следующие условия:

транспортное средство ввезено плательщиком утилизационного сбора, который в расчете суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», приведенном в приложении №1 к Правилам взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», указал, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования;

транспортное средство в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера зарегистрировано на плательщика утилизационного сбора;

таможенные пошлины, налоги в отношении транспортного средства уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Данная редакция постановления Правительства РФ от 26.12.2013 №1291 вступила в силу 29.10.2023, и, начиная с указанной даты, к автомобилям, произведенным на территории Евразийского экономического союза, в отношении которых таможенные пошлины и налоги не уплачены, не подлежал применению льготный коэффициент при расчете утилизационного сбора.

В соответствии с п. 11(2) Правил для целей исчисления суммы утилизационного сбора применяются базовая ставка и коэффициент расчета размера утилизационного сбора, установленные Перечнем, действующие на день подачи в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, в случае если колесное транспортное средство (шасси) и (или) прицеп к нему не подлежат таможенному декларированию при ввозе в Российскую Федерацию.

Поскольку расчет утилизационного сбора представлен Малышевым А.Г. в таможенный орган 13.11.2023, то есть во время действия новой редакции постановления Правительства РФ от 26.12.2013 №1291, административный ответчик правомерно отказал в принятии представленного расчета.

Изменения, внесенные в постановление Правительства РФ от 26.12.2013 №1291 постановлением Правительства РФ от 29.12.2023 (пункт 2) также не позволяют произвести расчет утилизационного сбора в отношении приобретенного истцом транспортного средства по льготному коэффициенту.

С учетом изменений, внесенных данным постановлением, для целей раздела I Перечня под транспортным средством, ввезенным для личного пользования в Российскую Федерацию, понимается транспортное средство, ввезенное физическим лицом, в том числе, если оформлены документы, подтверждающие право собственности плательщика утилизационного сбора на транспортное средство до 29.10.2023, включительно, и свидетельство о безопасности колесного транспортного средства в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» - до 21.12.2023. На ввезенный Малышевым А.Г. автомобиль свидетельство о безопасности колесного транспортного средства отсутствует.

Правильным является вывод суда о расчете размера утилизационного сбора согласно требованиям, действующим на дату предъявления расчета утилизационного сбора в таможенный орган, поскольку данный порядок установлен таможенным законодательством. Коэффициенты для исчисления утилизационного сбора применяются на дату подачи в таможенный орган расчета суммы утилизационного сбора и документов, подтверждающих сведения, указанные в расчете, на что обоснованно указано административными ответчиками в отказе и в решении суда.

Проанализировав приведенные нормы таможенного законодательства, суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требований административного истца.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и норм права, регулирующих спорные правоотношения, оснований для чего судебная коллегия не находит.

Принятое по делу решение является правильным, судом полно и объективно оценены представленные доказательства, материальный и процессуальный закон применены верно, выводы суда в решении надлежаще мотивированы, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 6 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Малышева Андрея Геннадьевича – Куприкова Михаила Сергеевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.10.2024.