У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0003-01-2024-001582-93
Судья Надршина Т.И.
Дело № 33а-4617/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 22
октября 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Бахаревой Н.Н., Васильевой Е.В.,
при секретаре
Чичкиной А.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления
Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» на решение
Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 20 мая 2024 года по делу № 2а-1180/2024, которым постановлено:
административные исковые требования Атоева Рустама
Махмадовича удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-1 УФСИН
России по Ульяновской области, выразившиеся в ненадлежащих условиях содержания
Атоева Рустама Махмадовича под стражей, а именно содержание Атоева Рустама
Махмадовича в одиночной камере в периоды времени с 16 июня 2023 года по 25
августа 2023 года, с 12 декабря 2023 года по
8 февраля 2024 года, 24 апреля 2024 года по 26 апреля 2024 года.
В удовлетворении остальной части административных исковых
требований Атоева Рустама Махмадовича отказать.
Заслушав
доклад судьи Бахаревой Н.Н., объяснения представителя ФКУ «Следственный изолятор № 1
Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области»
Рабани Д.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения Атоева Р.М.,
полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Атоев Р.М. обратился в суд с административным иском к
ФКУ «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения
наказаний по Ульяновской области» (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по
Ульяновской области) о признании незаконными действий (бездействия).
В обоснование административного иска указано, что Атоев Р.М.
с 16 июня 2023 года по настоящее время в качестве обвиняемого содержится в
одиночной камере ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Ульяновской области, в связи с чем лишен
человеческого общения, изолирован от других обвиняемых и подозреваемых. При
этом полагает, что оснований для его содержания в карцерном помещении не
имеется.
В настоящее время на посту № 3, где находится одиночная
камера, в которой содержится административный истец, проводятся ремонтные работы
по покраске дверей. В камере административного истца сильно пахнет краской, от
чего он испытывает сильные головные боли, приступы тошноты.
Считает, что действиями администрации ответчика нарушаются
его права, поскольку условия содержания не соответствуют нормам закона.
Просил признать действия (бездействия) ФКУ СИЗО-1 УФСИН
России по Ульяновской области незаконными; признать незаконным его содержание в
противоречащих действующему законодательству условиях.
Судом к участию в деле в качестве административных
ответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области,
начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области Бобровский С.В.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое
решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы
указывает на несогласие с выводом суда об отсутствии доказательств,
подтверждающих отсутствие в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской
области в период содержания Атоева Р.М. в одиночной камере лиц, с которыми
административный истец мог бы содержаться в одной камере. Судом не учтено, что
по прибытии он находился на карантине под медицинским наблюдением с 16 июня
2023 года по 24 июня 2023 года. 29 июня 2023 года за нарушение
установленного порядка содержания под
стражей водворен в карцер, освобожден из которого 9 июля 2023 года.
Постановления начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области о
заключении под стражу в одиночную камеру Атоевым Р.М. не обжаловались.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте
судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в
соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
проверив правильность применения судом норм материального и процессуального
права, судебная коллегия приходит к
следующему.
На
основании части 1
статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей,
содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования
об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в
исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа
государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных
служащих, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение
установленных законодательством Российской Федерации и международными
договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в
исправительном учреждении.
Согласно
части 5
статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в
соответствии с частью 1
настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение
предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными
договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в
исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения,
обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Порядок
и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц,
которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом
Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также
лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых
в соответствии с названным кодексом
избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет
Федеральный закон
от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и
обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ).
В соответствии со статьей 4
названного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в
соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности,
равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого
достоинства, в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также
международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться
пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или
нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений,
содержащимся под стражей.
В
силу абзаца
второго статьи 7 Федерального закона № 103-ФЗ местами содержания под
стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в числе прочего, следственные
изоляторы уголовно-исполнительной системы.
Статьей 15
Федерального закона № 103-ФЗ регламентировано, что в местах содержания под
стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и
обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение
задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом
Российской Федерации.
Обеспечение
режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под
стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение
или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В
силу статьи 32
Федерального закона № 103-ФЗ размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных
камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению
начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. Не
требуется санкции прокурора на размещение подозреваемых и обвиняемых в
одиночных камерах в следующих случаях: при отсутствии иной возможности
обеспечить соблюдение требований раздельного размещения, предусмотренных статьей 33
настоящего Федерального закона; в интересах обеспечения безопасности жизни и
здоровья подозреваемого или обвиняемого либо других подозреваемых или
обвиняемых; при наличии письменного заявления подозреваемого или обвиняемого об
одиночном содержании; при размещении подозреваемых и обвиняемых в одиночных
камерах в ночное время, если днем они содержатся в общих камерах.
Согласно статье 33
Федерального закона № 103-ФЗ размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах
производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по
возможности помещаются отдельно от некурящих. Женщины, имеющие при себе детей в
возрасте до четырех лет, и беременные женщины содержатся отдельно от остальных
подозреваемых и обвиняемых.
При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также
осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований:
1)
раздельно содержатся: мужчины и женщины;
несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с согласия прокурора
в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание
положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной
ответственности за преступления небольшой и средней тяжести; лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности,
и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы; подозреваемые и
обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в
законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу;
2)
отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся: подозреваемые и
обвиняемые в совершении преступлений против основ конституционного строя и
безопасности государства и преступлений против мира и безопасности
человечества; подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений,
предусмотренных Уголовным кодексом
Российской Федерации: убийство; убийство матерью новорожденного ребенка;
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; заражение ВИЧ-инфекцией;
похищение человека; изнасилование; насильственные действия сексуального
характера; торговля людьми; грабеж; разбой; вымогательство, совершенное при
отягчающих обстоятельствах; террористический акт; содействие террористической
деятельности; прохождение обучения в целях осуществления террористической
деятельности; захват заложника; организация незаконного вооруженного
формирования или участие в нем; бандитизм; организация преступного сообщества
(преступной организации) или участие в нем (ней); пиратство; посягательство на
жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование;
посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; дезорганизация
деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества; подозреваемые и
обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к смертной
казни; лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками
правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, органов
принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов
уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск федерального
органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
внутренних дел, военнослужащими и сотрудниками войск национальной гвардии
Российской Федерации; по решению администрации места содержания под стражей
либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится
уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает
опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых; больные инфекционными
заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.
Внутренний
распорядок следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (помещений,
функционирующих в режиме следственных изоляторов УИС) при реализации
предусмотренных Федеральным законом
№ 103-ФЗ порядка и условий содержания под стражей лиц, подозреваемых и
обвиняемых в совершении преступлений, обеспечения их изоляции, охраны их прав и
законных интересов, исполнения ими своих обязанностей определен Правилами внутреннего распорядка следственных
изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правилами внутреннего распорядка
исправительных учреждений и Правилами внутреннего распорядка исправительных
центров уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России
от 4 июля 2022 года № 110 (далее - Правила внутреннего
распорядка).
В
силу пунктов 251, 252 Правил внутреннего распорядка после проведения полного
личного обыска, досмотра личных вещей, фотографирования, обязательной
государственной дактилоскопической регистрации, медицинского осмотра, оформления
учетных документов, а также осуществления мероприятий, установленных в пунктах 248
и 250
настоящих Правил, прибывшие в СИЗО подозреваемые и обвиняемые размещаются по
камерам карантинного отделения СИЗО, где проходят медицинское обследование и за
ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью до 10 суток.
Размещение
по камерам подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы
осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33
Федерального закона № 103-ФЗ на основании плана покамерного размещения
подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы, утвержденного
начальником СИЗО либо лицом, его замещающим. Подозреваемые и обвиняемые по
одному уголовному делу размещаются раздельно. Администрацией СИЗО принимаются
меры к исключению контактов между ними.
Согласно пункту 385 Правил внутреннего распорядка в
карцере предусматривается одиночное содержание подозреваемых и обвиняемых.
Как
усматривается из материалов дела и установлено судом, что Атоев Р.М. содержится
в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области в связи с привлечением в
качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного *** Уголовного кодекса Российской Федерации
(л.д. 49).
Атоев
Р.М. содержался в одиночной камере № 2
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области с 16 июня 2023 года по 25
августа 2023 года на основании постановлений начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России
по Ульяновской области Бобровского С.В. от 16 июня 2023 года и от 9 июля 2023 года (л.д. 87, 89).
Основанием
для вынесения указанных постановлений послужили рапорты ДПНСИ дежурной смены №
4 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области от 16 июня 2023 года и от 9 июня 2023 года, содержащие сведения об
отсутствии посадочных мест в камерных помещениях следственного изолятора и
данной категории обвиняемых и подозреваемых лиц (л.д. 88, 90).
При
этом прибывший в СИЗО Атоев Р.М.
подвергался карантинным мерам, что
согласуется с пунктами 251, 252 Правил
внутреннего распорядка.
Также
постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области
Бобровского С.В. от 29 июня 2023 года
Атоев Р.М. водворен в карцер на
срок 10 суток (с 29 июня 2023 года по 9 июля 2023 года) на основании протокола
заседания дисциплинарной комиссии от 29 июня 2023 года за нарушение подпункта 9.1 пункта 9, подпунктов 9.2,
9.12.10 пункта 9, подпункта 10.1 пункта
10 Правил внутреннего распорядка (л.д.
74, 75, 77).
От
подписи указанных постановлений о водворении в одиночную камеру
и о водворении в карцер Атоев Р.М. отказался, о чем имеются подписи должностных
лиц.
Также
Атоев Р.М. содержался один в камерном помещении № 1 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по
Ульяновской области в периоды с 12
декабря 2023 года по 8 февраля 2024 года
и с 24 апреля 2024 года по 26 апреля
2024 года на основании постановлений начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по
Ульяновской области Бобровского С.В. от 12 декабря 2023 года и от 24 апреля
2024 года (л.д. 91, 93).
Основанием
для вынесения указанных постановлений послужили рапорты ДПНУ ФКУ СИЗО-1 УФСИН
России по Ульяновской области от 12 декабря 2023 года и от 24 апреля 2024 года,
содержащие сведения об отсутствии посадочных мест в камерных помещениях
следственного изолятора и данной категории
обвиняемых и подозреваемых лиц
(л.д. 92, 94).
С
указанными постановлениями о водворении в одиночную камеру Атоев Р.М. ознакомлен, о чем
свидетельствует его подпись в указанных документах.
Разрешая
заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из
недоказанности административным ответчиком обоснованности одиночного содержания
административного истца на протяжении указанных периодов и отсутствия иной
возможности обеспечить соблюдение требований закона о раздельном размещении.
Судебная
коллегия с указанными выводами суда первой инстанции не соглашается, поскольку
помещение Атоева Р.М. в одиночную камеру
соответствует требованиям статьи 33
Федерального закона № 103-ФЗ и не противоречит положениям Правил
внутреннего распорядка.
Атоев
Р.М., обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного *** Уголовного кодекса Российской Федерации,
в силу приведенной нормы может содержаться в условиях следственного изолятора
совместно только с лицами, подозреваемыми и обвиняемыми в совершении
преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и
преступлений против мира и безопасности человечества. Подозреваемые и
обвиняемые по одному уголовному делу должны содержаться отдельно.
Как
следует из материалов дела, основанием
для одиночного содержания административного истца послужило отсутствие
возможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения,
предусмотренных статьей 33
настоящего Федерального закона, на что санкции прокурора не требуется.
Постановления
начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области Бобровского С.В. о
водворении в одиночную камеру Атоевым Р.М. в установленном порядке не
обжаловались.
При
возникновении возможности совместного содержания в одном камерном
помещении Атоев Р.М. содержался в камерном помещении № 1 с иными
лицами, заключенными под стражу (с 25 августа 2023 года по 12 декабря 2023
года, с 8 февраля 2024 года до 24 апреля
2024 года, с 26 апреля 2024 года).
Кроме
того, при вынесении оспариваемого
решения судом первой инстанции не было учтено водворение
административного истца Атоева Р.М. в
карцер, что предполагает одиночное содержание
подозреваемых и обвиняемых.
При
этом материалами настоящего дела доводы
Атоева Р.М. о нарушении его прав при проведении ремонтных работ, в частности
при покраске дверей на посту № 3 по месту нахождения камерного помещения, в
котором он содержался, не
подтверждается.
Согласно
актам приемки в эксплуатацию приемочной комиссией законченного текущего ремонта
№ 155 от 28 июня 2023 года и от 7 декабря 2023 года № 160 ремонт в камерных
помещениях №№ 302, 110, карцерах № 2, 3 внутренних постов № 1, 3 в ФКУ СИЗО-1
УФСИН России по Ульяновской области
производился в период времени с 1
до 26 июня 2023 года, в ноябре и
декабре 2023 года. Ремонтные работы в 2024 году на внутреннем посту № 3 не
проводились (л.д. 37-39, 40-42).
За
медицинской помощью в связи с ухудшением состояния здоровья вследствие проведения лакокрасочных работ Атоев Р.М. не обращался. Согласно справке фельдшера МЧ-8 ФКУЗ МСЧ-73 его состояние здоровья является
удовлетворительным (л.д. 50, 68).
Обращений
к администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области от Атоева Р.М. по указанным выше обстоятельствам также не зафиксировано (л.д. 53-55).
Доводы
административного истца о том,
что в камерном помещении, в котором он находился, не соответствовали установленным нормам окно,
а также кровать, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной
инстанции, поскольку предметом рассмотрения в суде первой инстанции они не являлись.
Поскольку сведений,
свидетельствующих о нарушениях условий содержания Атоева Р.М. в ФКУ СИЗО-1
УФСИН России по Ульяновской области, материалы дела не содержат, судебная коллегия приходит к выводу о соответствии
требованиям законодательства оспариваемых действий административного ответчика,
отсутствии оснований для признания условий содержания ненадлежащими.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 62
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016
года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку
целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) должностных лиц
органов государственной власти принимаемых, совершаемых ими в пределах своего
усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным
нормативным правовым актом.
В связи с указанным на
основании пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации судебная коллегия отменяет
решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска области от 20
мая 2024 года, принимает по делу новое решение, которым отказывает в
удовлетворении административного иска Атоева Р.М. к ФСИН России, УФСИН России
по Ульяновской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области,
начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области Бобровскому С.В. о
признании действий (бездействия) незаконными, признании условий содержания
ненадлежащими.
На
основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 20
мая 2024 года отменить. Принять
по делу новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Атоева
Рустама Махмадовича к Федеральной службе исполнения наказания, Управлению
Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области, федеральному
казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы
исполнения наказания по Ульяновской области», начальнику федерального казенного
учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения
наказания по Ульяновской области» Бобровскому Станиславу Викторовичу о
признании действий (бездействия) незаконными, признании условий содержания
ненадлежащими отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 октября 2024
года.