Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О перерасчете пенсии по старости
Документ от 29.10.2024, опубликован на сайте 07.11.2024 под номером 115201, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить пенсию по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-003766-49

Судья Жилкина А.А.                                                                       Дело № 33-5099/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             29 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Дементьевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3007/2024 по апелляционной жалобе Тарасенко Ольги Александровны на решение                                   Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 июня 2024 года, с учетом определения того же суда от 26 августа 2024 года об исправлении описки, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Тарасенко Ольги Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о перерасчёте пенсии по старости отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия

 

установила:

 

Тарасенко О.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о перерасчёте пенсии по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что Тарасенко О.А. в период с 01.08.1984 по 27.07.1989 (4 года 11 месяцев 27 дней) проживала и работала в ***, что позволяло ей уйти на пенсию по старости в 54 года, то есть с 22.01.2020. О праве досрочного назначения пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истцу не было известно. На устные обращения и личное посещение Отделения Пенсионного фонда в 2022 году заявителю разъяснено, что право на назначении пенсии у Тарасенко О.А. возникнет в 58 лет (с 22.01.2024). В январе 2023 года она узнала о возможности досрочного выхода не пенсию, в связи с чем подала заявление о назначении пенсии по данному основанию и с 24.01.2023 ей назначена пенсия по старости в соответствии со статьей 34 Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В апреле 2024 года Тарасенко О.А. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости с 22.01.2020, в чем ей было отказано. В письме ОСФР по Ульяновской области от 15.05.2024 указало, что страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией. С отказом ответчика Тарасенко О.А. не согласна, поскольку специальных познаний в области пенсионного законодательства она не имеет, работники отделения не дали подробную информацию о ее правах, что позволило бы своевременно обратиться за досрочным назначением пенсии по старости.

Тарасенко О.А. просила суд признать незаконным отказ ОСФР по Ульяновской области в досрочном назначении и выплате пенсии по старости с 22.01.2020, возложить на ОСФР по Ульяновской области обязанность назначить ей пенсию по старости с 22.01.2020 в соответствии со статьей 34 Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», начислить и выплатить пенсию по старости за период с 22.01.2020 по 23.01.2023 включительно.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Тарасенко О.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права. Судом первой инстанции не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела. Обращает внимание, что судом первой инстанции оставлено без внимания то обстоятельство, что в начале 2022 года Тарасенко О.А. предъявляла в пенсионный орган оригинал трудовой книжки для подтверждения своей трудовой деятельности, следовательно, до 24.01.2023 обращалась в ОСФР по Ульяновской области, однако разъяснения о праве на досрочную пенсию в Отделении не получила, судом не проверены все обращения истца в пенсионный орган до 24.01.2023. Отмечает, что отказывая в перерасчете пенсии за прошлое время, ответчик после подачи иска добровольно назначил и выплатил ей пенсию по старости за период с 15.07.2022 до 24.01.2023.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 3037 настоящего Закона.

По состоянию на 31.12.2018 возраст выхода на пенсию составлял для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет.

В силу подпункта 7 пункта 1, пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 указанного Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

При этом согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 – 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьями 25.1, 25.2 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию  (часть 1).

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 15.07.2022 Тарасенко О.А. в рамках заблаговременной работы по назначению пенсии заполнена анкета будущего пенсионера (л.д. 66-69).

24.01.2023 она обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»                            (л.д. 45-47).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 30.01.2023 Тарасенко О.А. назначена пенсия по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 24.01.2023 (л.д. 40 оборот).

15.05.2024 Тарасенко О.А. обратилась к ответчику с заявлением о пересмотре срока назначения пенсии.

11.06.2024 решением ОСФР по Ульяновской области устранена выявленная ошибка при назначении пенсии по старости, в связи с чем пенсия по старости установлена Тарасенко О.А. со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 15.07.2022, то есть с момента первоначального обращения в клиентскую службу (л.д. 70).

Распоряжением ОСФР по Ульяновской области от 13.06.2024 произведен перерасчет размера пенсии с 15.07.2022 (л.д. 70 оборот).

Полагая, что имеет право на указанный вид пенсии с 22.01.2020, Тарасенко О.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку реализация права на назначение пенсии носит заявительный характер и обусловлена законодателем датой обращения за ее назначением, доказательств обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии ранее 15.07.2022 не представлено, у суда отсутствуют предусмотренные законом основания для возложения на ответчика обязанности назначить пенсию истцу ранее 15.07.2022.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Данные разъяснения применимы и при разрешении настоящего спора, связанного с реализацией права на назначение пенсии по старости.

Из приведенного правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что пенсия по старости, по общему правилу, назначается со дня обращения за пенсией по старости, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления необходимого возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии по старости, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию по старости со дня его обращения с заявлением в пенсионный орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения у него права на пенсию – со дня возникновения такого права.

Настаивая на назначении пенсии по старости с 22.01.2020, Тарасенко О.А. ссылается на устные и личные обращения в пенсионный орган по вопросу назначения пенсии.

Вместе с тем более ранние сроки обращения Тарасенко О.А. с заявлением о назначении пенсии по старости в ОСФР по Ульяновской области, чем 15.07.2022, ответчиком не зарегистрированы. Доказательств обратному в материалах дела не имеется.

При отсутствии обращения истца в пенсионный орган с соответствующим заявлением со всеми необходимыми для подтверждения права на пенсию по старости документами до 15.07.2022, сотрудники пенсионного органа не знали и не могли знать о возникновении у истца права на назначение пенсии старости со снижением пенсионного возраста в  соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Выявленная ответчиком ошибка устранена в добровольном порядке, в связи с чем истцу установлена пенсия по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 15.07.2022. Оснований для установления пенсии по старости с указанной даты в судебном порядке не имеется.

Доводы жалобы о том, что пенсионный орган не проинформировал Тарасенко О.А. о наличии права на получение пенсии по старости с 22.01.2020, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта.

Безусловно, гражданин при обращении в пенсионный орган по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение информации о его правах, в том числе о праве на досрочное назначение пенсии по старости, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

Между тем доказательств обращения в пенсионный орган с заявлением о на назначении пенсии старости со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ранее 15.07.2022 Тарасенко О.А. не представила.

Поскольку назначение пенсии носит заявительный характер, с учетом конкретных обстоятельств спора, суд пришел к верному выводу о том, что оснований к назначению пенсии ранее даты подачи соответствующего заявления (15.07.2022) не имеется. При таких обстоятельствах исковые требования не подлежали удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта не влияют.

Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств не влечет отмены судебного постановления.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска                                               от 21 июня 2024 года, с учетом определения того же суда от 26 августа 2024 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу                    Тарасенко Ольги Александровны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.11.2024