Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста
Документ от 29.10.2024, опубликован на сайте 07.11.2024 под номером 115197, 2-я гражданская, о признании права на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0008-01-2024-000509-40

Судья Токунов Д.В.                                                                        Дело № 33-5013/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              29 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1-343/2024 по апелляционной жалобе Абрамовой Татьяны Александровны на решение                                   Инзенского районного суда Ульяновской области от 15 июля 2024 года, с учетом определения того же суда от 22 июля 2024 года об исправлении описки, по которому постановлено:

исковые требования Абрамовой Татьяны Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании права на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста удовлетворить частично.

Признать за Абрамовой Татьяной Александровной (паспорт серия ***                   № ***) право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года согласно статье 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Признать за Абрамовой Татьяной Александровной (паспорт серия ***                  № ***) право на назначение пенсии по старости по достижении возраста 57 лет согласно пункту 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В удовлетворении исковых требований Абрамовой Татьяны Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании права на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018 (для женщин – 55 лет), на 3 года в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», как женщине, родившей трех детей и воспитывавшей их до достижения ими возраста 8 лет, отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., судебная коллегия

 

установила:

 

Абрамова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, возложении обязанности назначить пенсию по старости со снижением пенсионного возраста.

Исковые требования мотивированы тем, что 22.03.2024 Абрамова Т.А. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32  Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как многодетной матери, воспитавшей трех детей. 02.04.2024 ответчик подтвердил право истца на снижение пенсионного возраста на три года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако решением ОСФР по Ульяновской области от 02.04.2024 № *** истцу отказано в установлении пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с учетом пункта 2 части 1 статьи 30  от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Рекомендовано обратиться с заявлением о назначении пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в возрасте 52 лет. С вынесенным решением Абрамова Т.А. не согласна. Указывает, что по состоянию на 01.04.2024 ее стаж, учитываемый для целей назначения пенсии, составил 15 лет 1 месяц 1 день.

Абрамова Т.А. просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на три года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и на три года по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как женщине, родившей трех детей и воспитавшей их до достижения ими возраста 8 лет.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Абрамова Т.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления. Обращает внимание, что согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пенсия по старости ей должна быть назначена в 52 года, а не в 57 лет. При этом в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013                № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет, страховая пенсия по старости назначается со снижением пенсионного возраста на 3 года. В связи с чем она имеет право на назначение пенсии по старости по достижении возраста 49 лет.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.

Статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 3037 настоящего Закона.

По состоянию на 31.12.2018 возраст выхода на пенсию составлял для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет.

Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 указанного Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

При этом согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 – 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.04.1993                        № 557-р в перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и отнесены к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, включен населенный пункт с. Забалуйка Инзенского района Ульяновской области.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Абрамова Т.А. является матерью А*** А*** В***, *** года рождения, А*** Т*** В***, *** года рождения, А*** А*** В***, *** года рождения (л.д. 24-26).

По справкам МКОУ «***» указанные дети обучались в данном учебном заведении: А*** А*** В*** – с 01.09.2001 по 23.06.2012, А*** Т*** В*** – с 01.09.2004 по 20.06.2013, А*** А*** В*** – с 01.09.2009 по 23.06.2018 (л.д. 27-29).

В соответствии со справками от 22.09.2022, выданными администрацией МО «***», Абрамова (М***) Т.А. постоянно проживала по адресу***, с 10.10.1975 по 31.08.1990, с 10.06.1992 по 17.05.1993, проживает с 31.05.1993 по настоящее время (л.д. 60-61).

22.03.2024 Абрамова Т.А., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста (л.д. 57-59).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 02.04.2024 № *** Абрамовой Т.А. отказано в установлении пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с обращением ранее установленного законодательством срока.

Рекомендовано обратиться с заявлением о назначении пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в возрасте 52 года (л.д. 53-54).

Решением от 29.05.2024 № *** Абрамовой Т.А. отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с обращением ранее установленного законодательством срока.

Рекомендовано обратиться с заявлением о назначении пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по достижении возраста 52 лет, но не ранее, чем за месяц до возникновения права (л.д. 55-56).

Полагая отказ в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста до 49 лет незаконным, Абрамова Т.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, руководствуясь приведенными нормами закона, суд первой инстанции исходил из того, что факт проживания Абрамовой Т.А. на территории с льготным социально-экономическим статусом в периоды с 26.04.1986 по 31.08.1990, с 10.06.1992 по 17.05.1993, с 31.05.1993 по 31.01.1998 установлен материалами дела и не оспорен ответчиком, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (52 лет), а также наличия у истца права на назначение пенсии по старости по достижении возраста 57 лет согласно пункту 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При этом отказал в удовлетворении исковых требований Абрамовой Т.А. к ОСФР по Ульяновской области о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018 (для женщин – 55 лет), на 3 года в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как женщине, родившей трех детей и воспитывавшей их до достижения ими возраста 8 лет.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

ОСФР по Ульяновской области в своих решениях об отказе в установлении пенсии Абрамовой Т.А. разъяснена возможность назначения пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по достижении возраста 52 лет.

Право на пенсию по старости как женщине, родившей трех детей и воспитавшей их до достижения ими возраста 8 лет, в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возникнет у истца в возрасте 54 лет (то есть в 2029 году).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, указание суда о признании за Абрамовой Т.А. права на назначение пенсии по старости по достижении возраста 57 лет согласно пункту 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не опровергает ее право на установление пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом по достижении возраста 52 лет.

Правовых оснований для установления страховой пенсии по старости по достижении возраста 49 лет как женщине, родившей трех детей и воспитавшей их до достижения ими возраста 8 лет, в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Иное толкование истцом норм материального права о незаконности решения суда не свидетельствует.

Все обстоятельства дела судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда первой инстанции соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, в силу статьи 330 ГПК РФ влекущих отмену решения суда, не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области                                              от 15 июля 2024 года, с учетом определения того же суда от 22 июля 2024 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу                                 Абрамовой Татьяны Александровны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Инзенский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.11.2024