Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда
Документ от 22.10.2024, опубликован на сайте 31.10.2024 под номером 115142, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма, взыскании судебных расходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-002438-56

Судья Кузнецова О.В.                                                                     Дело № 33-4966/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               22 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш., 

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 мая 2024 года по гражданскому делу № 2-2262/2024, которым постановлено:

исковые требования Курушиной Анастасии Владимировны удовлетворить.

Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить Курушину Анастасию Владимировну благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в пользу Курушиной Анастасии Владимировны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Завгородней Т.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Курушина А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области               о возложении обязанности обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указала, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Просила обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить ее специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск», взыскать с ответчика судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социального развития Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что невозможность обеспечения истца жилым помещением по достижении возраста 18 лет является следствием недостаточности выделяемого на данные цели финансирования, количества детей‑сирот, числившихся в реестре на предоставление жилых помещений до истца, наличия исполнительных производств по принудительному исполнению судебных решений о возложении на Министерство обязанности по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

Отмечает, что у Министерства имеется объективная возможность объявить закупку квартиры для истца только в 2024 финансовом году, когда будут доведены новые лимиты финансирования.

Полагает, что исполнение Министерством обязанности по предоставлению детям‑сиротам жилых помещений исчерпывается принятием решения в соответствии с частью 2 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Курушина А.В., *** года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отец Курушиной А.В. – К*** В.В. умер *** (л.д. 9).

Решением Майнского районного суда Ульяновской области от 06.03.2013 мать истца – К*** Н.Г. лишена родительских прав (л.д. 34-44).

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 21.12.2016 (протокол № 18) Курушина А.В. включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области (л.д. 62).

Курушина А.В. желала быть обеспеченной жилым помещением в городе Ульяновске, по месту пребывания в семье опекуна – С*** Г.Г. (л.д. 65).

Согласно уведомлению из Единого государственного реестра недвижимости, сведения о правах Курушиной А.В. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д. 51).

Право истца на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, ответчиком не оспаривалось.

Разрешая заявленный спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о необходимости возложения на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Судебная коллегия с данными выводами соглашается, так как они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 8 постановления Правительства Ульяновской области от 03.07.2023 № 329-П «Об утверждении Положения о порядке приобретения в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений в целях их включения в специализированный государственный жилищный фонд Ульяновской области и последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о порядке предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений указанного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком граждан, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, формируемым исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим государственное управление в сфере социальной защиты населения.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2.6 постановления Правительства Ульяновской области от 27.01.2022 № 1/52-П Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечивает на основании решения осуществление полномочий представителя собственника жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из наличия у Курушиной А.В. соответствующего статуса и права на меры социальной поддержки в виде однократного предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда, суд первой инстанции обоснованно возложил на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обязанность по восстановлению нарушенных прав истца по обеспечению жилым помещением.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, действующее законодательство связывает возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с наступлением определенных событий - достижением возраста 18 лет; окончанием срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; завершением обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончанием прохождения военной службы по призыву, либо окончанием отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Наличие указанных юридических фактов является основанием возникновения права лиц названной категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Вместе с тем, до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения истцу не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения с ней не заключен, чем нарушены ее жилищные права.

Доводы апелляционной жалобы Министерства об отсутствии необходимого финансирования для удовлетворения потребности всех детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Ульяновской области, являются несостоятельными, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом.

Иных доводов, которые могли бы повлиять на правильность выводов суда первой инстанции и повлечь отмену принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.

При указанных обстоятельствах, обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска                                            от 30 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области -                без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в течение  трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения, по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 октября 2024 года.