Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании бездействия незаконным
Документ от 15.10.2024, опубликован на сайте 31.10.2024 под номером 115140, 2-я гражданская, о признании бездействий незаконными, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

Оспаривание бездействия УМВД

Документ от 16.04.2024, опубликован на сайте 22.07.2024 под номером 113585, 2-я гражданская, о признании бездействий незаконными, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2023-006205-26

Судья Павлов Н.Е.                                                                              Дело № 33а-4466/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          15 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Пысенкова Андрея Ивановича на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 13 декабря 2023 года по делу №2а-4220/2023, которым постановлено:

в удовлетворении административного иска Пысенкова Андрея Ивановича к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Заволжскому району города Ульяновска, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в отсутствии действий, направленных на привлечение к административной ответственности, розыску и установлению личностей, их опросу по обстоятельствам правонарушения, прибытии на место совершения административного правонарушения с нарушением срока, отсутствии вынесенного постановления отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, Министерства внутренних дел Российской Федерации Агафоновой Д.В., не согласившейся с доводами апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Пысенков А.И. обратился в суд с административным иском к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Заволжскому району города Ульяновска (далее – ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска), Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области (далее - УМВД России по Ульяновской области), Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России) о признании бездействия незаконным.

В обоснование административного иска административный истец указал, что ночью 25.07.2023 он обратился в полицию с заявлением о правонарушении, которое совершалось нетрезвой группой лиц на детской площадке между домами №№ *** и *** по ***. Первый звонок поступил в 23.23 по телефону 102. Второй звонок поступил в 23.37 по телефону 112. Третий звонок поступил в 23.58 по телефону 42 29 60. В итоге полиция не приехала. Компания пьяных людей разошлась около 01 часа 50 минут 26.07.2023.

Во время нахождения на детской площадке люди громко слушали музыку, нецензурно выражались, распивали спиртные напитки. Имеется видеозапись правонарушения, которое совершалось группой лиц на детской площадке. В действиях данных лиц усматриваются признаки административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 20.1 КоАП РФ, а также нарушение ст. 4.1 Закона Ульяновской области от 28.02.2011 №16-ЗО «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях». Таким образом, вызов полиции был обоснованным и требовал вмешательства правоохранительных органов. Федеральный закон «О полиции» относит пресечение противоправных действий к полномочиям органов полиции. Никаких отказов в возбуждении дела об административном правонарушении он не получал.

Пысенков А.И. просил признать незаконным бездействие, выразившееся в отсутствии действий, направленных на привлечение к административной ответственности, розыску и установлению личностей, их опросу по обстоятельствам правонарушения, прибытии на место совершения административного правонарушения с нарушением срока, отсутствии вынесенного постановления.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и принять новое решение об удовлетворении его требований.

Указывает, что о совершенном административном правонарушении полиции было известно сразу. Жалобы на сотрудников полиции, а также заявления о розыске и привлечении виновных лиц поступили своевременно. Следовательно, у полиции было время на розыск и установление личности виновных. Однако представленные  доказательства и видеозаписи сотрудники полиции должным образом не изучали. Только после просмотра видеозаписи, размещенной на YouTube-канале, и его повторных обращений, виновные лица полицией были установлены, но уже за пределами сроков давности привлечения их к ответственности. Поскольку виновные лица к ответственности не привлечены, его права не могут быть признаны восстановленными.

В возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 16.04.2024 решение суда было отменено в части отказа в удовлетворении требований Пысенкова А.И. к ОМВД России по Заволжскому району г.Ульяновска о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном прибытии сотрудников полиции на место совершения административного правонарушения. В данной части принято новое решение о признании незаконным бездействия ОМВД России по Заволжскому району г.Ульяновска, выразившегося в прибытии в ночь с 25 на 26 июля 2023 года на место совершения административного правонарушения - детскую площадку, расположенную между домами №*** и №*** по ***, с нарушением п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции». В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Пысенкова А.И. – без удовлетворения. 

Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.07.2024 апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 16.04.2024 отменено, дело направлено на новое апелляционной рассмотрение в Ульяновский областной суд.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме представителя МВД России и УМВД России по Ульяновской области, другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно Федеральному закону от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В силу ч.1 ст.12 Федерального закона «О полиции» на полицию, в частности, возлагаются следующие обязанности: принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации; прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.

Порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел путем издания нормативного правового акта, в том числе, совместно либо по согласованию с заинтересованными федеральными государственными органами (часть 3 статьи 12 Федерального закона «О полиции»).

Приказом МВД России от 29.08.2014 №736 (ред. от 09.10.2019) утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

В соответствии с п.9 названной Инструкции предусмотрено, что круглосуточный прием заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется оперативным дежурным дежурной части территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции).

Согласно п.39 Инструкции после регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в КУСП оперативный дежурный дежурной части принимает меры неотложного реагирования в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел. О принятых мерах неотложного реагирования и их результатах оперативный дежурный в течение дежурной смены докладывает руководителю (начальнику) соответствующего территориального органа МВД России, управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции или лицу, его замещающему.

Пунктом 3 Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах, утвержденного приказом МВД России от 25.11.2019 №879, обеспечение правопорядка осуществляется силами и средствами территориальных органов МВД на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях, а также в установленном порядке подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации и иными силами и средствами, поступившими в оперативное подчинение на основе плана использования сил и средств по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах.

Виды и количество нарядов, маршрутов патрулирования определяется каждые сутки с учетом фактического наличия личного состава, складывающейся оперативной обстановки и оформляются решением начальника территориального органа МВД России на региональном и межрегиональном уровнях или по его поручению - решением начальника полиции или него заместителем посредством утверждения постовой ведомости.

Дежурные части территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях являются основным органом управления силами и средствами, осуществляют оперативное управление всеми нарядами, задействованными на основе плана через отделения (группы) управления нарядами, дежурные отделения (группы) строевых подразделений ДПС ГИБДД, центры оперативного управления или группы обеспечения служебной деятельности нарядов подразделений Росгвардии либо непосредственно в случаях, связанных с задержанием лиц, совершивших преступления (административные правонарушения) по «горячим следам», пресечением преступлений (административных правонарушений), создающих угрозу жизни и здоровью граждан, а также иных не терпящих отлагательств происшествиях (пункт 45 Наставления).

Из анализа приведенных норм следует, что время прибытия наряда определяется, в том числе, оперативной обстановкой, служебными задачами, выполняемыми нарядами полиции в конкретный момент времени.

Для реализации задач полиции по противодействию преступности, охране общественного порядка и собственности, обеспечению общественной безопасности в Заволжском районе г.Ульяновска создан Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Заволжскому району г. Ульяновска, который подчиняется Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области.

К полномочиям ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска согласно подп. 2 п. 9 Положения об Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по Заволжскому району г. Ульяновска, утвержденного приказом УМВД России по Ульяновской области от 18.08.2017 № 307, относится обеспечение незамедлительного прибытия сотрудников органов внутренних дел на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, а также пресечение сотрудниками органов внутренних дел противоправных деяний, устранение угроз безопасности граждан и общественной безопасности, документирование обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.

Организационно-штатное построение строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции регламентировано приказом МВД России от 04.07.2014 №563, а также приказом МВД России от 06.10.2014 № 859.

Под патрулем в соответствии с пп.25.1 Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах, утвержденным приказом МВД России от 25.11.2019 № 879, понимается подвижной наряд в составе двух и более человек, выполняющий возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования на автомобиле, мотоцикле, катере, снегоходе, квадроцикле,  велосипеде, вертолете, служебных лошадях, в пешем порядке, со служебными собаками.

Пунктами 44, 47 Наставления предусмотрено, что сотрудники подразделений ППС выделяются для несения службы в соответствии с утвержденной руководителем территориального органа обязательной нормой, наряд ППС назначаются для несения службы на одном маршруте патрулирования (посту).

Как следует из п.116 Наставления сотрудник ППС несет службу на установленном маршруте патрулирования (посту) согласно решению, принятому в соответствии с требованием п.41 Наставления.

Патрулирование осуществляется в границах маршрута патрулирования. Наряды ППС на патрульном автомобиле или ином техническом средстве при патрулировании двигаются со скоростью, позволяющей вести наблюдение, но не свыше 40 км/ч (п.126 Наставления).

Согласно п.20 Наставления дежурные части территориальных органов являются основным органом управления силами и средствами подразделений ППС, задействованными на основе плана-расчета использования сил и средств по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах. Допускается направление нарядов подразделений ППС на заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушения, о происшествиях, совершенных вне постов и маршрутов патрулирования, только при наличии не терпящих отлагательств обстоятельств, при промедлении в реагировании на которые создается непосредственная угроза жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также отсутствии иных сил и средств на обслуживаемой территории.         

Аналогичное положение предусмотрено Наставлением по организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России, утвержденным приказом МВД России от 15.11.2021 №890дсп.

Приказом УМВД России по Ульяновской области от 09.06.2017 №196 в штатном расписании ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска предусмотрено подразделение - отдельный батальон патрульно-постовой службы полиции, на которое в силу нормативных правовых актов МВД России возложена обязанность обеспечения правопорядка на улицах и в иных общественных местах.

Законом Ульяновской области от 28.02.2011 №16-ЗО «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях» нарушения требований в сфере обеспечения покоя граждан и тишины отнесены к административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность, то есть не отнесено к посягательствам на жизнь и здоровье граждан, а также их имущество. Таким образом, п.20 Наставления на указанные случаи не распространяется.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что по делу не представлено доказательств наступления для административного истца негативных последствий в результате оспариваемых действий административных ответчиков.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он основан на верной оценке представленных доказательств.

Как установлено по делу, событие, о котором административным истцом указано в исковом заявлении, имело место в ночь с 25.07.2024 на 26.07.2024 на детской площадке между домами №№ *** и *** по ***.

Сообщение Пысенкова А.И. о происшествии поступило в ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска и было зарегистрировано в КУСП 25.07.2023 в 23.26 под номером 23191.

Материал по данному факту содержит рапорты сотрудников ППС полиции, которые осуществляли дежурство в ночь с 25 на 26 июля 2023 года в составе патрульно-постовой службы (автопатруль № 441) ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска. По поступившему вызову наряд полиции примерно в 00.45 26.07.2023 прибыл во двор между домами №№ *** и *** по ***, однако во дворе лица, допускающие нарушение общественного порядка, обнаружены не были, о чем было сообщено в дежурную часть                     (том 1 л.д. 84-88).

К материалу проверки приобщены объяснения двух граждан, проживающих в доме №***, от 27.07.2023, согласно которым какого-либо шума на детской площадке они не слышали (том 1 л.д.89-90).

Также судом принято во внимание то обстоятельство, что согласно рапорту старшего по авопатрулю №441 от 25.07.2023 в период времени с 00.00 до 00.40 сотрудники полиции находись на выезде по другому вызову. В период времени с 00.45 до 01.00 наряд полиции осуществил выезд по сообщению административного истца о происшествии.

В суд апелляционной инстанции административными ответчиками представлена информация о количестве патрулей на автомобилях, задействованных в ночь с 25.07.2023 на 26.07.2023, копии рапортов сотрудников полиции, книги учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях, протокола, постановления по делу об административном правонарушении и других процессуальных документов, свидетельствующие о том, что в период времени, когда административный истец обратился в полицию с заявлением о происшествии, в производстве ОМВД России по Заволжскому району г.Ульяновска имелось несколько подобных обращений по другим адресам, требующих проверки.

Представленные данные свидетельствуют о том, что оперативная обстановка в Заволжском районе г.Ульяновска не позволяла сотрудникам полиции незамедлительно прибыть на место происшествия, указанное в обращении Пысенкова А.И.

Данные документы судебная коллегия принимает в качестве доказательств по административному делу в соответствии со ст.308 КАС РФ, поскольку они имеют существенное значение для правильного разрешения заявленных административным истцом требований.

Установив указанные обстоятельства, а также то, что по материалу КУСП №23191 от 25.07.2023, ранее списанному в номенклатурное дело, ОМВД России по Ульяновской области была организована дополнительная проверка (том 1 л.д. 47, 81), в ходе которой установлены лица, находящиеся 26.07.2023 возле дома №*** по *** и совершавшие действия, за которые предусмотрена ответственность по ч.1 ст.20.20 КоАП РФ и ст.4.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях; по результатам проверки 06.11.2023 принято процессуальное решение - определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности (том 1 л.д. 47-63), суд правомерно пришел к выводу об отсутствии со стороны административных ответчиков оспариваемого бездействия.

Поскольку доводы административного истца о незаконном бездействии не нашли своего подтверждения, нарушения прав и законных интересов административного истца в связи с оспариваемыми действиями не установлено, у суда отсутствовали предусмотренные частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно оценены представленные в дело доказательства, верно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, не допущено. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 13 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пысенкова Андрея Ивановича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.10.2024.