Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Возложение обязанности по оборудованию мест накопления ТКО
Документ от 22.10.2024, опубликован на сайте 24.10.2024 под номером 115136, 2-я гражданская, о возложении обязанности привести контейнерные площадки в соответствие с требвоаниями СаНПиН, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-000219-20

Судья Бирюкова О.В.                                                                   Дело № 33а-4606/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                 22 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Бахаревой Н.Н.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г.Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 марта 2024 года по делу № 2а-1243/2024, по которому постановлено:

административный иск Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести контейнерные площадки, расположенные по адресам: ул. 154 Стрелковой дивизии, д. 26; с. Баратаевка, пересечение ул. Садовая и ул. Герасимова; с.Баратаевка, ул. Зеленая, д. 4; п.Вырыпаевка, ул. Ташлинская, д. 5; п.Вырыпаевка, 1 пер. Бутурлиных, д. 24;         п. Вырыпаевка, 2 пер. Бутурлиных, д. 16;  п. Вырыпаевка, ул. Прокофьева, д. 31;      п. Вырыпаевка, ул. Прокофьева, д.4, п. Вырыпаевка, пер. Совхозный, д. 49Г;           п. Вырыпаевка, ул. Прокофьева, д.128, п. Вырыпаевка, ул. Прокофьева, д.96,           п. Вырыпаевка, ул. Прокофьева, д.93, п. Вырыпаевка, ул. Прокофьева, д.57;            п. Вырыпаевка, ул. Кадьяна, д.3; п. Плодовый, ул. Береговая, д. 6; п. Пригородный, ул. Фасадная, д. 29; с. Кротовка, ул. Труда, д.13; с. Кротовка, ул. Лесная, д. 36; с.Кротовка, ул. Степная, д. 38; с. Арское, ул.Мира, д.8; с. Отрада, ул. Рябикова, д.2; ул. Красноярская, д. 173; ул. Красноярская, д. 131; ул. Красноярская, д. 121;          ул. Горина, д. 43; ул. Горина, д. 51; ул. Отрадная, д. 30; ул. Отрадная, д. 38;               1 пер. Отрадный, д. 6; ул. Воровского, д.30; ул. Одесская, д. 18; ул. Тургенева, д.10; ул. Транспортная, д. 54; ул. Вокзальная, д. 18; ул. Чернышевского, д. 2; ул.Железнодорожная, д. 31; пр-т Гая, д. 46; ул. Дачная, д. 55; ул. Самарская, д. 95; ул. Самарская, д. 109; ул. Самарская, д.125; ул. Самарская, д. 136; ул. Самарская, д.168; ул. Ташлинская, д. 2; пересечение ул. Ташлинская и ул. Студенческая;        ул. Ташлинская, д. 42; ул. Ташлинская, д.70; ул. Ташлинская, д.89; ул. Ташлинская, д.111; ул. Автозаводская д. 30; ул.Полбина, д. 37; ул.Ефремова, д. 24;                      ул. Кузоватовская, д. 52; ул. УКСМ, д. 13; ул.Новосибирская, д. 18; ул. Опытная,     д. 1; ул. Профсоюзная, д.1; 2 ул. Садовая, д. 67; ул. Дорожная, д. 7; посёлок Загородный; ул. Гафурова, д. 5; пер. Брюханова, д. 1; 3-й переулок Баумана, д.2; ул.Белинского, д. 82; ул.Верхнеполевая, д. 9; деревня Кувшиновка у Обелиска;     ул. Профсоюзная, д. 64; ул. Кирова, д. 8; ул.Луначарского, д. 5; проспект Гая, д. 56; ул. Гончарова, д. 56; ул. Карла Маркса, д 41; ул.Карла Маркса, д. 54; ул. Бебеля,     д. 36; ул. Бебеля, д.40А; ул. Бебеля, д.52; ул.Гончарова, д.1; ул.Стасова, д.32;         ул. Лихачева, д. 5; проезд Высотный, д. 3; ул.Киндяковых, д. 38; ул.Герасимова, д.11; п. Вырыпаевка, ул. Кадьяна, д. 13 в соответствии с требованиями п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-212.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно: оборудовать указанные площадки подъездным путем, бетонированной (асфальтированной) площадкой с уклоном для отведения талых и дождевых вод, установить заграждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок.

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения представителя администрации г. Ульяновска Грачевой А.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области Стенькиной А.К., полагавшей решение суда не подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

установила:

Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации города Ульяновска о возложении обязанности по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование требований указано, что проведенной Управлением проверкой выявлены нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды в деятельности администрации города Ульяновска.

Так, были выявлены контейнерные площадки, не соответствующие нормам п. 3 разд. II СанПиН 2.1.3.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».

Просило обязать администрацию города Ульяновска в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести контейнерные площадки, расположенные по адресам: ул. 154 Стрелковой дивизии, д. 26; с. Баратаевка, пересечение ул. Садовая и ул. Герасимова; с.Баратаевка, ул. Зеленая, д. 4; п.Вырыпаевка, ул. Ташлинская, д. 5; п.Вырыпаевка, 1 пер. Бутурлиных, д. 24;         п. Вырыпаевка, 2 пер. Бутурлиных, д. 16;  п. Вырыпаевка, ул. Прокофьева, д. 31;    п. Вырыпаевка, ул. Прокофьева, д.4, п. Вырыпаевка, пер. Совхозный, д. 49Г;           п. Вырыпаевка, ул. Прокофьева, д.128, п. Вырыпаевка, ул. Прокофьева, д.96,           п. Вырыпаевка, ул. Прокофьева, д.93, п. Вырыпаевка, ул. Прокофьева, д.57;            п. Вырыпаевка, ул. Кадьяна, д.3; п. Плодовый, ул. Береговая, д. 6; п. Пригородный, ул. Фасадная, д. 29; с. Кротовка, ул. Труда, д.13; с. Кротовка, ул. Лесная, д. 36; с.Кротовка, ул. Степная, д. 38; с. Арское, ул.Мира, д.8; с. Отрада, ул. Рябикова, д.2; ул. Красноярская, д. 173; ул. Красноярская, д. 131; ул. Красноярская, д. 121;           ул. Горина, д. 43; ул. Горина, д. 51; ул. Отрадная, д. 30; ул. Отрадная, д. 38; 1 пер. Отрадный, д. 6; ул. Воровского, д.30; ул. Одесская, д. 18; ул. Тургенева, д.10;        ул. Транспортная, д. 54; ул. Вокзальная, д. 18; ул. Чернышевского, д. 2; ул.Железнодорожная, д. 31; пр-т Гая, д. 46; ул. Дачная, д. 55; ул. Самарская, д. 95; ул. Самарская, д. 109; ул. Самарская, д.125; ул. Самарская, д. 136; ул. Самарская, д.168; ул. Ташлинская, д. 2; пересечение ул. Ташлинская и ул. Студенческая;        ул. Ташлинская, д. 42; ул. Ташлинская, д.70; ул. Ташлинская, д.89; ул. Ташлинская, д.111; ул. Автозаводская д. 30; ул.Полбина, д. 37; ул.Ефремова, д. 24;                      ул. Кузоватовская, д. 52; ул. УКСМ, д. 13; ул.Новосибирская, д. 18; ул. Опытная,    д. 1; ул. Профсоюзная, д.1; 2 ул. Садовая, д. 67; ул. Дорожная, д. 7; посёлок Загородный; ул. Гафурова, д. 5; пер. Брюханова, д. 1; 3-й переулок Баумана, д.2; ул.Белинского, д. 82; ул.Верхнеполевая, д. 9; деревня Кувшиновка у Обелиска;     ул. Профсоюзная, д. 64; ул. Кирова, д. 8; ул.Луначарского, д. 5; проспект Гая, д. 56; ул. Гончарова, д. 56; ул. Карла Маркса, д 41; ул.Карла Маркса, д. 54; ул. Бебеля,      д. 36; ул. Бебеля, д.40А; ул. Бебеля, д.52; ул.Гончарова, д.1; ул.Стасова, д.32;         ул. Лихачева, д. 5; проезд Высотный, д. 3; ул.Киндяковых, д. 38; ул.Герасимова, д.11; п. Вырыпаевка, ул. Кадьяна, д. 13 в соответствии с требованиями п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно: оборудовать указанные площадки подъездным путем, бетонированной (асфальтированной) площадкой с уклоном для отведения талых и дождевых вод, установить заграждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены     ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области», Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска, ООО «Горкомхоз», ООО «Контракт плюс», ООО «УК Экостандарт», Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области,                 ООО УК «Экостандарт», ООО УК «ЦЭТ», ООО «УК Олимп»,                             ООО «УК «Экодом», ООО «УК ЖСК», ООО «УК Гермес», ООО «Планета жизни», ООО «УК Тандем», ООО «УК Свободный выбор», ООО «Алмаз плюс», ООО «УК Рассвет», ООО «УК Согласие», ООО «УК Симбирцит», ООО «Агат», ООО «УК «Аметист», ООО «РЖК», ООО УК «Авион», ОАО «ГУК Ленинского района           г. Ульяновска» (конкурсный управляющий Халиков Р.Р.), ОАО «ГУК Засвияжского района г.Ульяновска» (конкурсный управляющий  Охлопкова О.К.).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что требования Управления Роспотребнадзора необоснованно рассмотрены судом в порядке административного судопроизводства. Обращает внимание, что в ходе совместного осмотра спорных контейнерных площадок 25.03.2024 было установлено, что часть контейнерных площадок обустроена, а часть  - ул. Воровского, 30;                          ул. Чернышевского, 2; ул. Профсоюзная, 64, не относится к ведению администрации г.Ульяновска. Полагает, что снос обустроенных и частично обустроенных контейнерных площадок будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств.

Полагает, что судом не применен закон, подлежащий применению, а именно: п.2 и пп. «д (2)» п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом. Обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО, обслуживающих многоквартирные дома, возложена на управляющие компании.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

В судебное заседание остальные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия  определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Согласно ст.3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В силу п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст.13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 3 раздела II «СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Как установлено судом, Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области было проведено выездное обследование, в ходе которого осмотрены места для накопления твердых коммунальных отходов, указанные в административном иске, выявлены нарушения пункта 3 приведенных санитарных норм и правил.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что спорные контейнерные площадки в нарушение приведенных выше требований санитарно-эпидемиологического законодательства не оборудованы твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, отсутствует ограждение с трех сторон, имеющиеся ограждения не предупреждают распространение отходов за пределы контейнерных площадок, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области.

Довод в апелляционной жалобе о наличии управляющих организаций, осуществляющих сбор твердых коммунальных отходов, не освобождает орган местного самоуправления от возложенной на него обязанности по надлежащему содержанию мест сбора ТКО.

Доводы жалобы о частичном устранении нарушений не свидетельствуют о том, что места сбора ТКО оборудованы в соответствии с санитарными нормами, фиксация устранения нарушений в полном объеме возможна на стадии исполнительного производства.

Вопреки доводам жалобы, места накопления ТКО по адресам г. Ульяновск,  ул. Воровского, 30; ул. Чернышевского, 2; ул. Профсоюзная, 64, включены в Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «город Ульяновск», размещенный на официальном сайте администрации                 г. Ульяновска, собственником этих мест указана администрация г. Ульяновска.

Доводы жалобы о рассмотрении дела в порядке административного судопроизводства судебная коллегия находит несостоятельными. Учитывая предмет спора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, субъектный состав сторон, наличие властных полномочий у административного ответчика, являющегося органом местного самоуправления, судебная коллегия находит, что настоящее дело было правильно рассмотрено в порядке административного судопроизводства.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не находит.

Принятое по делу решение является правильным, основано на полной и объективной оценке представленных в дело доказательств, верном применении норм права, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Ульяновска - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий         

 

Судьи

 

Мотивированное  апелляционное определение изготовлено в окончательной  форме  24.10.2024.