Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании решения ВК
Документ от 22.10.2024, опубликован на сайте 31.10.2024 под номером 115130, 2-я гражданская, о несогласии с решением Призывной комиссии и признании права на отсрочку от призыва, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2024-002896-83

Судья Котельникова С.А.                                                             Дело № 33а-4588/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.  Ульяновск                                                                            22 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Васильевой Е.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 июня 2024 года по делу № 2а-1489/2024, которым постановлено:           

административные исковые требования Васильева Антона Сергеевича удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение призывной комиссии муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области, вынесенное 23 мая 2024 года в отношении Васильева Антона Сергеевича на заседании призывной комиссии, оформленное протоколом № 28  от 23 мая 2024 года.

Взыскать в пользу Васильева Антона Сергеевича (паспорт ***)
с
Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» (ИНН ***) расходы по оплате государственной пошлины
в размере 300 (триста) руб.

В удовлетворении административного искового требования о признании наличия у Васильева Антона Сергеевича основания на отсрочку от призыва
на военную службу отказать.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Васильев А.С. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии военного комиссариата г. Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области  о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии, понуждении к совершению определенных действий.

В обоснование требований указал, что с 16 февраля 2022 года состоит на воинском учете, в настоящее время обучается на 1 курсе по очной форме обучения
в Димитровградском  инженерно-технологическом  институте – филиале   ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет  «МИФИ», имеющим государственную аккредитацию по образовательной программе высшего образования. Срок получения образования составляет 5,5 лет, до 28 февраля  2029 года, в связи с чем на основании пункта 2 статьи  24 Федерального закона от          28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»  (далее - Закон о воинской обязанности) он имеет право на отсрочку от призыва на военную службу.

3 мая 2024 года он направил в военный комиссариат письменное заявление о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу по призыву до окончания срока обучения с приложением справки. В ответ получил письмо, согласно которому решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу возлагается на призывную комиссию, в связи с чем ему было предложено прибыть на призывную комиссию 23 мая 2024  года для вынесения в отношении него решения.

Согласно протоколу от 23 мая 2024 года № 28  принято решение о направлении Васильева А.С. на медицинское обследование и о его повторной явке 5 июля 2024 года. 

С указанным решением призывной комиссии он не согласен, так как оно нарушает право на отсрочку от призыва на военную службу и не касается основного вопроса повестки заседания призывной комиссии о рассмотрении его заявления о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу до окончания срока обучения. Заявление о проведении в отношении него медицинского освидетельствования он не подавал.

Просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии от 23 мая 2024 года, оформленное протоколом № 28; признать наличие у Васильева А.С. основания на отсрочку от призыва на военную службу; обязать административного ответчика устранить нарушение законодательства при вынесении решения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по призыву; взыскать расходы по оплате государственной пошлины. 

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», призывная комиссия муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права.

Судом не учтено, что комиссия по постановке граждан на воинский учет и призывная комиссия являются разными структурными образованиями. В 2022 году при первоначальной постановке на воинский учет комиссией по постановке граждан на воинский учет Васильеву А.С. установлена категория годности к военной службе В – ограниченно годен, в связи с чем призывной комиссии рекомендовано по достижении призывного возраста зачислить его в запас. Решение в отношении призывника после определения категории годности его к военной службе  принимает призывная комиссия. Военный комиссар  такими полномочиями не наделен.

Судом не учтено, что согласно абзацу 1 пункта 13 Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 (далее – Положение о призыве), призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности к военной службе. В  случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника  к военной службе на месте, он  по решению призывной комиссии или  военного комиссара муниципального образования направляется на амбулаторное или стационарное медицинское освидетельствование в медицинское учреждение, после которого ему назначается  явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии.

По причине  отсутствия в материалах личного дела Васильева А.С. медицинских заключений о состоянии его здоровья, установить категорию годности не представилось возможным, в связи с чем решением призывной комиссии МО «город Димитровград» от 23 мая 2024 года  призывник  направлен на медицинское обследование.

Васильев А.С.  обучается по очной форме обучения в образовательном  учреждении с 1 сентября 2023 года, с заявлением  о предоставлении отсрочки ранее не обращался. Статус студента лишь позволяет гражданину  своевременно обратиться с заявлением  о праве на отсрочку от призыва на военную службу с приложением соответствующих документов, но не является гарантией предоставления такой отсрочки.

Решением призывной комиссии Васильеву А.С. не было отказано в предоставлении отсрочки на основании пункта 2 статьи 24 Закона о воинской обязанности. Решение о предоставлении отсрочки будет принято после определения категории годности Васильева А.С. к военной службе.

Полагает, что обжалуемым решением нарушается процедура и порядок призыва граждан на военную службу, установленный вышеуказанным законом.

В возражениях на апелляционную жалобу Васильев А.С. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее,    судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены судебного решения является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

Таких оснований по настоящему делу не  имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Васильев А.С. состоит
 на воинском учете в ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» с 2022 года.
            С 1 сентября 2023 года  административный истец обучается на 1 курсе по очной форме  и сроком обучения  5 лет в Димитровградском  инженерно-технологическом  институте – филиале   ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет  «МИФИ».  

3 мая 2024 года Васильевым А.С.  в адрес административного ответчика направлено  заявление о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу по призыву до окончания срока обучения на основании пункта 2 статьи  24 Закона о воинской обязанности  с приложением соответствующей справки об обучении (л.д.9, 10).

14 мая 2024 года  на указанное  обращение военным комиссаром                     г. Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области направлен ответ с разъяснением о том, что решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу возлагается на призывную комиссию, а также предложено прибыть на призывную комиссию 23 мая 2024  года для вынесения в отношении Васильева А.С.  соответствующего решения (л.д. 11).

Решением призывной комиссии МО «город Димитровград»
от 23 мая 2024 года № 28 Васильев А.С.   направлен на медицинское обследование, возложена обязанность  явиться повторно на заседание  призывной комиссии            5 июля  2024 года (л.д. 11).

Согласно статье 22 Закона о воинской обязанности (в редакции, действовавшей на  момент рассмотрения дела судом первой инстанции) призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

При этом на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В силу  пункта 2 статьи 24 Закона о воинской обязанности право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию: программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата; программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета; программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Пунктом 17 Положения о призыве предусмотрено, что при наличии оснований, указанных в заявлении призывника об освобождении от исполнения воинской обязанности (призыва на военную службу) или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу, поданного в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг (функций), предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Такое решение выносится на основании сведений, полученных военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований) в электронной форме из государственного информационного ресурса или системы межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии технической возможности в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) - на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении этого вопроса.

В соответствии с положениями пункта 7 Положения о призыве вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.

Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии от 23 мая 2024 года, поскольку право  Васильева А.С. на предоставление отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в высшем учебном заведении закреплено законодательно и не может быть произвольно ограничено.

При предоставлении призывником подтверждающих соответствующих документов о получении образования у призывной комиссии в силу приведенных выше норм возникает обязанность принять решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу и исключить в отношении него проведение призывных мероприятий, в том числе связанных с медицинским обследованием.

Доводы жалобы о том, что  призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности к военной службе, в данном случае не состоятельны,  поскольку в силу  пункта 13 Положения о призыве в отношении призывника, имеющего основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу или право на освобождение от призыва на военную службу (за исключением граждан, указанных в пункте 2.1 статьи 22 и подпункте «а» пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), медицинское освидетельствование проводится на основании его заявления.  Такого волеизъявления  Васильевым А.С. не высказывалось.

Поскольку решение вопроса о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу входит в компетенцию военного комиссариата,  требование административного истца о принятии судом решения
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на период обучения удовлетворению не подлежало.

Обжалуемое решение является законным и обоснованным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежаще применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от          27 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 октября 2024 года.