У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Максимов
С.В.
Дело № 12-170/2024
73RS0001-01-2024-004260-22
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
10 октября 2024 года
Судья Ульяновского
областного суда Логинов Д.А.,
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрев в
открытом судебном заседании
дело по жалобе заместителя
министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской
области Игнатьевой Ольги Викторовны на постановление судьи Ленинского районного
суда г.Ульяновска от 19 июля 2024 года, вынесенное по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ (дело №5-212/2024)
установил:
постановлением судьи
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19.07.2024 заместителю министра
агропромышленного комплекса и развития сельских территория Ульяновской области
(далее – заместителю министра) Игнатьевой О.В. назначено административное
наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.
В вину заместителю министра Игнатьевой О.В. по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ
было вменено то, что она допустила нарушения министерством агропромышленного комплекса
и развития сельских территорий Ульяновской области (далее – министерство),
осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя средств областного
бюджета Ульяновской области, условий предоставления субсидии в рамках
реализации регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего
предпринимательства» федерального проекта «Акселерация субъектов малого и
среднего предпринимательства», которые выразились в следующем:
1) В нарушение абз.2 п.20.4 Правил
предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам или индивидуальным
предпринимателям, а также гражданам грантов в форме субсидий из областного
бюджета Ульяновской области в целях финансового обеспечения части их затрат на
реализацию проекта «Агростартап», утверждённых постановлением Правительства
Ульяновской области от 23.05.2019 №233-П (далее – Правила), были нарушены
условия предоставления грантов на сумму 5 882 600 руб.,
поскольку двум заявителям гранта (Ш*** В. И. и Е*** С. Г.)
были предоставлены гранты без применения коэффициента распределения. Так, грант
должен был быть предоставлен в размере 76,46 % от необходимых затрат
заявителя, в то время как Ш*** В. И. предоставлен в размере
100 %, а Е*** С. Г. в размере 57,65 %.
2) Получателем гранта Х*** Р. И.
было допущено нецелевое использование средств гранта в сумме
110 752 руб. 84 коп. на покупку оборудования, не
предусмотренного Перечнем оборудования, разрешённого для приобретения за
средства гранта, утверждённого приказом министерства от 13.05.2020 №22. В
нарушение п.35 и п.36 Правил, п.4.1.6, п.4.1.7.1.1 Соглашения о предоставлении
гранта от 26.06.2023 №*** при принятии предоставленного получателем гранта
ИП Х*** Р. И. отчёта об использовании субсидий не обеспечен контроль
за соблюдением грантополучателем целей, условий и порядка, установленных при
предоставлении грантов, и не принято мер к возврату гранта (остатков гранта) в
бюджет Ульяновской области;
3) Грантополучателем К*** Т. М.
были нарушены условия реализации гранта на сумму 3 218 700 руб.
в части реализации гранта без документов, подтверждающих его использование (К*** Т. М.
был предоставлен предварительный договор купли-продажи нежилого помещения от
25.09.2023 о намерении в будущем заключить договор купли-продажи нежилого
помещения с ООО «Комстройсервис Плюс». Объект недвижимости в данном
предварительном договоре не прописан, договор не зарегистрирован,
подтверждающие документы отсутствуют). При этом в нарушение п.35, п.36 Правил и
п.4.1.6, п.4.1.7.1.1 Соглашения о предоставлении гранта от 26.06.2023 №*** при
принятии предоставленного получателем гранта К*** Т. М. отчёта об
использовании субсидий, не обеспечен контроль за соблюдением грантополучателем
целей, условий и порядка, установленных при предоставлении грантов, и не
приняты меры к возврату гранта (остатков гранта) в бюджет Ульяновской области;
4) Грантополучателем
У*** Е. С. были нарушены условия реализации гранта на сумму
106 600 руб. в части реализации гранта без документов, подтверждающих
его использование (подтверждающие документы отсутствуют). При этом, в нарушение
п.35, п.36 Правил и п.п. 4.1.6, 4.1.7.1.1 Соглашения о предоставлении
гранта от 26.06.2023 №*** при принятии предоставленного получателем гранта
У*** Е. С. отчёта об использовании субсидий, не обеспечен контроль за
соблюдением грантополучателем целей, условий и порядка, установленных при
предоставлении грантов, и не приняты меры к возврату гранта (остатков гранта) в
бюджет Ульяновской области.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, заместитель министра Игнатьева О.В.
не соглашается с вынесенным постановлением судьи, просит его отменить,
производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы
указывает, что отсутствует состав административного правонарушения.
Не соглашается с
выводами административного органа об отсутствии возможности предоставления
гранта без учета коэффициента распределения затрат.
Обращает внимание на
то, что при составлении протокола не было учтено то, что абз.2 п.20.4 Правил
регулирует отношения, связанные с заявителями, признанными победителями и не
регулирует отношения с заявителями, которым предоставляется грант в связи с
тем, что признанное победителем лицо уклонилось от подписания соглашения, либо
допустило нарушение требования Правил. Полагает, что необходимо было
руководствоваться п.26 Правил.
Указывает, что грант
предоставляется в порядке очередности – первому в оценочной ведомости и по
остаточному принципу – оставшимся, следовательно, распределение грантов Ш***
В.И. и Е*** С.Г. произведено в соответствии с требованием
законодательства.
Отмечает, что на
момент проведения проверки и возбуждения дела срок освоения гранта не истек.
Считает, что судом
сделан ошибочный вывод о том, что Игнатьева О.В. является надлежащим
должностным лицом, поскольку доверенность от 03.04.2023 №*** не возлагает
обязанности по подписанию соглашений и иных действий, а наделяет таким правом
от имени и в интересах министерства.
Обращает внимание,
что в должностном регламенте Игнатьевой О.В. полномочий по контролю за
соблюдением грантополучателями целей, условий и порядка, установленных при
предоставлении грантов и не принятию мер к возврату гранта, нет.
Ранее в судебном
заседании защитники Куканова Е.И., Бабаева Л.И. дополнили доводы жалобы,
указав, что на момент выявления нарушений срок освоения гранта не истек.
Также указали, что
Игнатьева О.В., как заместитель министра, выдала доверенность на подписание от
ее имени соглашений о предоставлении субсидии консультанту У*** С.А.
Подробно позиция
заместителя министра агропромышленного комплекса и развития сельских территорий
Ульяновской области Игнатьевой О.В. изложена в жалобе и поддержана ею и ее
защитником Тимохиным И.Н. в судебном заседании.
Изучив доводы жалобы
и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, заслушав аудитора
счетной палаты Ульяновской области Л*** Л.Ю., указавшую на законность
постановления судьи районного суда, полагаю, что вмененное заместителю министра
агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области
Игнатьевой О.В. деяние верно квалифицировано по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ,
устанавливающей административную ответственность за нарушение главным
распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам,
индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за
исключением случаев, предусмотренных ст.15.14
КоАП РФ.
Вина заместителя
министра Игнатьевой О.В. в совершении вмененного нарушения подтверждается
подробно изложенными в постановлении судьи доказательствами, которые оценены в
соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.
Оспариваемое
постановление является законным, вынесенным судьей с соблюдением порядка
привлечения к административной ответственности в пределах срока давности при
наличии законных оснований, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.
При настоящем
рассмотрении жалобы обоснованность выводов судьи районного суда не
опровергнута.
Доводы жалобы о том,
что заместитель министра Игнатьева О.В. не является субъектом вмененного
административного правонарушения опровергаются материалами дела, в связи с чем
подлежат отклонению.
Согласно должностным
регламентам заместителя министра агропромышленного комплекса и развития
сельских территорий Ульяновской области от 01.09.2023, от 31.03.2023, от
18.10.2023 на него возложены обязанности по курированию и руководству
реализацией отдельных государственных, региональных, приоритетных и
ведомственных проектов, реализуемых и курируемых министерством, в том числе
региональных составляющих национальных проектов, осуществлению контроля за
предоставлением отчетности и организацией внутреннего мониторинга реализации
мероприятий проектов (л.д.184, 193-194, 203-204).
Кроме того,
соглашения о предоставлении грантов в форме субсидий подписаны от имени
министерства заместителем министра Игнатьевой О.В., при этом из п.4.1.7
соглашений следует, что предоставитель обязуется осуществлять контроль за
соблюдением получателем порядка и условий предоставления субсидии.
Доводы защитников о
том, что Игнатьева О.В. доверила полномочия по подписанию соглашений иному
лицу, основанием для освобождения от административной ответственности служить
не могут, поскольку именно Игнатьева О.В. является должностным лицом, от имени
которого заключены соглашения.
При данных обстоятельствах
полагаю, что заместитель министра Игнатьева О.В. обоснованно привлечена к
административной ответственности по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.
Доводы о том, что на
момент выявления нарушений срок освоения гранта не истек, основанием для
освобождения от административной ответственности не являются.
Как следует из
отчета о проведении контрольного мероприятия от 16.05.2024, соответствующие
нарушения были выявлены, в том числе, на основании представленных в
министерство Х*** Р.М., К*** Т.М. документов. Кроме того, У***!% Е.С.
подтверждающих документов представлено не было (л.д.167-175).
При этом из
содержания п.4.1.7 соглашений следует, что предоставитель обязуется
осуществлять контроль за соблюдением получателем порядка и условий
предоставления субсидии, в том числе на основании документов, подтверждающих
использование субсидии (п.4.1.7.1.2.1), а также иных документов,
предоставляемых получателем по запросу предоставителя (п.4.1.7.1.3).
Кроме того, как
установлено п.35 Правил, Министерство обеспечивает возврат грантов (остатков
грантов) в областной бюджет Ульяновской области путем направления
грантополучателю в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня обнаружения
хотя бы одного из обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 31
настоящих Правил основаниями для возврата гранта (остатка гранта) в областной
бюджет Ульяновской области, требования о возврате гранта (остатка гранта) в течение
30 календарных дней со дня получения указанного требования.
Учитывая изложенное,
полагаю, что заместитель министра Игнатьева О.В. должна была контролировать
соблюдение грантополучателями целей, условий и порядка получения грантов, в том
числе, с учетом документов и информации, имеющейся в министерстве.
В материалах дела
отсутствуют доказательства того, что заместителем министра Игнатьевой О.В. были
предприняты необходимые и достаточные действия, направленные на то, чтобы не
допустить указанных выше нарушений.
Ссылка в жалобе на
п.26 Правил подлежит отклонению, поскольку из буквального толкования указанной
нормы не следует, что она содержит порядок определения размера грантов при
недостаточности бюджетных ассигнований.
Иные доводы жалобы
не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену
состоявшегося по делу судебного постановления.
Несогласие заявителя
с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и
судьей районного суда норм КоАП РФ и требований законодательства, подлежащих
применению, не свидетельствует о допущении существенных нарушений закона и
предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно
и объективно рассмотреть дело.
Положения ст.4.1
КоАП РФ при назначении наказания соблюдены, наказание назначено в
минимальном размере санкции ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.
ст. 30.3 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи
Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19 июля 2024 года, вынесенное в
отношении заместителя министра агропромышленного комплекса и развития сельских
территорий Ульяновской области Игнатьевой Ольги Викторовны по ч.1 ст.15.15.5
КоАП РФ оставить без изменения, жалобу заместителя министра агропромышленного
комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области Игнатьевой Ольги
Викторовны – без удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья Д.А.
Логинов