Дело № 3а-215/2024 73OS0000-01-2024-000218-04
Р Е
Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2024
года город
Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Кинчаровой
О.Е.,
при секретаре
Трошиной П.И.,
с участием прокурора
Тимофеева М.С.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Дякина
Сергея Николаевича, Нерок Вячеслава
Евгеньевича, Зотовой Татьяны Вадимовны, Гужвиной Елены Валерьевны, Кузнецовой
Юлии Юрьевны, Заречиной Валентины Владимировны,
Кузнецовой Екатерины Геннадьевны, Мальцевой Екатерины Александровны,
Зотовой Лидии Павловны, Кувшиновой Татьяны Ивановны, Кувшинова Михаила
Анатольевича, Севастьяновой Натальи Геннадьевны о признании
недействующим в части Генерального плана
города Димитровграда Ульяновской области, утвержденного решением Городской Думы
города Димитровграда Ульяновской области от 28 июля 2010 года № 34/459 в
редакции решения Городской Думы города
Димитровграда Ульяновской области от 22 июня 2022 года № 85/724 «О внесении
изменений в Генеральный план города Димитровграда Ульяновской области»,
у с т а н о в и л :
Городской Думой
города Димитровграда Ульяновской области было принято решение 28 июля 2010 года
№ 34/459 «Об утверждении Генерального плана города Димитровграда» (т. 1 л.д.
193-213).
Городской Думой
города Димитровграда Ульяновской области было принято решение 22 июня 2022 года
№ 85/724 «О внесении изменений в Генеральный план города Димитровграда
Ульяновской области» (т. 1 л.д. 144).
Дякин С.Н., Нерок В.Е., Зотова Т.В., Гужвина Е.В., Кузнецова
Ю.Ю., Заречина В.В., Кузнецова Е.Г.,
Мальцева Е.А., Зотова Л.П., Кувшинова Т.И., Кувшинов М.А., Севастьянова Н.Г.
обратились в Димитровградский городской суд Ульяновской области с административным
исковым заявлением, уточненным при его предъявлении, к Администрации города Ульяновска, в котором
просили признать Генеральный план города
Димитровграда Ульяновской области, утвержденный решением Городской Думы
города Димитровграда Ульяновской области от 28 июля 2010 года № 34/459, в части внесенных решением Городской Думы
города Димитровграда Ульяновской области от 22 июня 2022 года № 85/724 «О
внесении изменений в Генеральный план города Димитровграда Ульяновской области»
изменений, и Правила землепользования и застройки города Димитровграда в
отношении земельных участков, расположенных в кадастровом квартале ***,
площадью 452 кв.м, недействующими с момента внесения изменений и возложить
обязанность провести мероприятия по приведению
информации в отношении земельных участков с кадастровыми номерами *** в
соответствии с действующим законодательством.
В обоснование
требований указали, что Генеральный план города Димитровграда с учетом
внесенных изменений является незаконным, поскольку решением Городской
Думы города Димитровграда
от 22 июня
2022 года № 85/724
внесены изменения в Генеральный план города Димитровграда в части
включения в границы населенного пункта земель лесного фонда Российской
Федерации без согласования с
Рослесхозом, без приведения сведений Государственного лесного реестра в
соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости
согласно положениям статьи 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в
другую».
В силу действующего
законодательства, если предполагается изменение территории населенного
пункта путем включения в неё земель
лесного фонда, необходимо согласовывать это с уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, поскольку утверждение генерального плана влечет перевод земель из одной категории в
другую. В связи с этим орган местного
самоуправления не вправе был приступить к утверждению проекта Генерального
плана без положительного заключения на проект Рослесхоза.
Земельные участки с
кадастровыми номерами *** переданы городу Димитровграду на основании
распоряжения МТУ Федерального агентства по управлению имуществом в Республике
Татарстан и Ульяновской области. На
данных земельных участках расположен естественный лесной массив. По территории
земельных участков с кадастровыми номерами *** проходит лыжная трасса, на
которой в зимний период проводятся городские и областные соревнования по лыжным
гонкам и биатлону, также она используется жителями города для занятия массовым
спортом.
Деятельностью
администрации города Димитровграда создается угроза утраты жителями города единственного в городе места для массового
занятия лыжным спортом и проведения городских и областных соревнований.
Определением
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 июня 2024 года к участию в деле в качестве
административного соответчика привлечена
Городская Дума города Димитровграда (далее также Городская Дума) (т. 1 л.д.
91).
Определением Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 5 июня 2024 года административное дело
по административному иску Дякина С.Н., Нерок
В.Е., Зотовой Т.В., Гужвиной Е.В., Кузнецовой Ю.Ю., Заречиной В.В., Кузнецовой Е.Г., Мальцевой Е.А., Зотовой
Л.П., Кувшиновой Т.И., Кувшинова М.А., Севастьяновой Н.Г. к Администрации
города Димитровграда, Городской Думе города Димитровграда в части требований о
признании недействующим Генерального
плана города Димитровграда передано по подсудности в Ульяновский областной суд
(т. 1 л.д. 93-95).
Определением
Ульяновского областного суда от 11 июля 2021 года данное административное дело
принято к производству суда, к участию в деле в качестве административного
ответчика привлечена Городская Дума города Димитровграда Ульяновской области, в
качестве заинтересованных лиц – администрация города Димитровграда, Федеральное
агентство лесного хозяйства (т. 1 л.д. 99-100).
Ульяновским
областным судом привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного
лица муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и
градостроительства города Димитровграда»
В
ходе судебного разбирательства от административного истца Севастьяновой Н.Г.
поступили дополнения административного иска, в котором она дополнила основания
заявленного требования, указав следующее.
Цель
предъявления административного иска – это сохранение в современном облике г.
Димитровграда городского леса, расположенного на части перечисленных в решении
Городской Думы города Димитровграда от 22 июня 2022 года земельных участков с
кадастровыми номерами *** который у горожан называется «***» и используется
для семейного отдыха, занятий спортом, проведения городских спортивных
мероприятий. Таким образом, часть указанных земельных участков покрыта
лесом. Однако внесенными решением Городской Думы в Генеральный план изменениями
на Карте функциональных зон на территории «***» леса установлены функциональные зоны: жилые,
общественно-деловые зоны. Установление в отношении указанных земельных участков
функциональных зон, не связанных с лесопользованием, влечет нанесение ущерба
окружающей среде и нарушает права и законные интересы граждан, не соответствуют
действующему законодательству.
«*** лес существует
со времен образования Ульяновской области, и он относился к государственному
лесному фонду. Предусмотренный ранее действовавшим законодательством перевод лесных земель в
нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и
осуществлением лесопользования, не был осуществлен. Размещение на территории «***»
леса функциональных зон, не связанных с
лесопользованием, было осуществлено без проведения государственной
экологической экспертизы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального
закона «Об экологической экспертизе».
«***» лес относится
к зеленому фонду города Димитровграда, а
в силу Федерального закона «Об охране окружающей среды» на территории,
входящей в состав зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная
деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанных территориях и
препятствующих осуществлению ими функций экологического,
санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Размещение функциональных
зон для жилой и деловой застройки на территории «***» леса противоречит
положениям пункта 11 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, прямо
запрещающего при использовании лесов строительство и эксплуатацию объектов капитального строительства,
отнесенных в соответствии с федеральными законами к жилым домам.
«***» лес относится
к городским лесам с категорией – защитные леса и в нарушение п. 124 приказа
Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 510 «Об
утверждении лесоустроительной инструкции»
не принято решение уполномоченным органом об установлении границ
городского лесничества на землях города Димитровграда.
Административный
истец Севастьянова Н.Г. явилась в суд, однако не была допущена судом к участию
в судебном заседании ввиду отсутствия у неё высшего юридического образования и
необеспечения явки представителя, имеющего высшее юридическое образование.
Административные
истцы Дякин С.Н., Нерок В.Е., Зотова Т.В.,
Гужвина Е.В., Кузнецова Ю.Ю., Заречина В.В.,
Кузнецова Е.Г., Мальцева Е.А., Зотова Л.П., Кувшинова Т.И., Кувшинов
М.А., в судебное заседание не явились, извещение о месте и времени
рассмотрения дела в их адрес направлялось.
Представитель
Городской Думы города Димитровграда Бикчурова Л.И. в судебном заседании просила
отказать в удовлетворении
административного иска, указывая на то, что оспариваемое решение
Городской Думы города Димитровграда от 22 июня 2022 года № 85/724 принято уполномоченным представительным органом
местного самоуправления с соблюдением процедуры и порядка принятия,
официального опубликования муниципального нормативного правового акта,
установленных федеральным законодательством, Уставом, иными муниципальными
правовыми актами.
Представитель
Администрации города Димитровграда Мартель А.А.
в судебном заседании просил в удовлетворении требований истцов отказать,
поддержал доводы представителя Городской Думы города Димитровграда.
Представитель МКУ
«Управления архитектуры и градостроительства города Димитровграда» Валиуллина
А.Р. в судебном заседании просила
отказать в удовлетворении административного иска, приводя доводы, аналогичные
изложенным представителем Городской Думы города Димитровграда. Дополнительно ею
указано на то, что внесение изменений в
Генеральный план связано с необходимостью решения в городе Димитровграде проблемы
предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство
многодетным семьям. Земельные участки с кадастровыми номерами *** по итогам
утверждения изменений в Генеральный план были включены в границы населенного
пункта и, таким образом, переведены в
категорию земель населенных пунктов.
Постановлением
Администрации города Димитровграда от 28 декабря 2023 года № 4175 утвержден
Проект планировки территории и проект межевания территории, площадью 452 га, в
кадастровом квартале *** г. Димитровграда, которым предусмотрено 1500 земельных
участков для индивидуального жилищного строительства для многодетных семей.
Администрацией города на сегодняшний день данные земельные участки
предоставлены многодетным семьям в собственность. Указанный земельный массив не
входит в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Представители
Федерального агентства лесного хозяйства, Департамента лесного хозяйства по
Приволжскому Федеральному округу, Министерства природных ресурсов и экологии
Ульяновской области в судебное заседание не явились, о месте и времени
рассмотрения дела судом извещены.
С учетом положений статьи 150 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение
прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о
признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части
вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица,
которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным
правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их
права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частями 1
и 4 статьи 3 Градостроительного
кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о
градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса
Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности
принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить
Градостроительному кодексу
Российской Федерации.
Согласно пункту 26
части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) утверждение генеральных планов городского
округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым
принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные
правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации,
федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим
федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а
также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам
субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ).
В силу части 3
статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления
городских округов в области градостроительной деятельности относятся подготовка
и утверждение документов территориального планирования городских округов.
Статьей 24 ГрК РФ определено, что генеральный
план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы,
утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа
(ч. 1).
В соответствии со статьей 1 Устава МО «Город
Димитровград» (т. 1 л.д.145-192), утвержденного Решением Ульяновской Городской
Думы от 29 июня 2016 года №46/556, муниципальное образование «город Ульяновск»
Ульяновской области является городским округом с административным центром –
город Димитровград.
Согласно
статье 25 Устава муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской
области (далее также Устав города)
Городская Дума является представительным органом местного самоуправления
в городе (части 1).
Городская
Дума состоит из 30 депутатов, избираемых на основе смешанной избирательной
системы (часть 4).
Городская
Дума может осуществлять свои полномочия
в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов
(часть5).
Срок
полномочий депутатов Городской Думы – 5 лет.
К
компетенции Городской Думы города Димитровграда
согласно пункту 1 части 2 статьи
26 Устава города отнесено утверждение
генерального плана города и внесение в него изменений.
В соответствии с частью 3 статьи 43
Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования
по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами
субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает
решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории
муниципального образования. Решения представительного органа муниципального
образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории
муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной
численности депутатов представительного органа муниципального образования, если
иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно
статье 29 Устава города Городская Дума по вопросам, отнесенным к её компетенции
федеральными законами, законами Ульяновской области, настоящим Уставом,
принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на
территории города (часть 1).
Решения
Городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на
территории города, принимаются большинством голосов от числа депутатов,
установленного настоящим Уставом для Городской Думы, если иное не установлено
федеральным законом (часть 2).
В силу части 2 статьи
47 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия
решения Городской Думы от 22
июня 2022 года № 85/724) муниципальные
нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека
и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая
публикация его полного текста в периодическом печатном издании,
распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Для официального
опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы местного
самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае
опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в
официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему
в печатном издании могут не приводиться.
В
соответствии со статьей 81 Устава города нормативные правовые акты органов
местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления города, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального
опубликования (обнародования) (часть 9).
Официальным
опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в
периодическом печатном издании,
распространяемом в городе. Для официального
опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы
местного самоуправления вправе также
использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального
правового акта в официальном сетевом
издании объемные графические и табличные
приложения к нему в печатном издании могут не приводиться (часть 10).
В ходе рассмотрения
дела установлено, что Городской Думой города Димитровграда Ульяновской области
было принято решение 28 июля 2010 года № 34/459 «Об утверждении Генерального
плана города Димитровграда».
22 июня 2022 года Ульяновской Городской Думой было принято
решение № 85/724 «О внесении изменений в Генеральный план города Димитровграда
Ульяновской области».
Из содержания административного иска с учетом
его уточнения и дополнений следует, что административные истцы выражают
несогласие с изменениями, внесенными в Генеральный план Города Димитровграда
указанным решением Городской Думы от 22 июня 2022 года № 85/724, в части,
касающейся установления функциональных зон (жилой зоны, общественно-деловой
зоны) в отношении земельных участков,
расположенных в кадастровом квартале ***, площадью 452 га. (земельных участков
с кадастровыми номерами ***), что и является предметом рассмотрения по
настоящему административному делу.
Согласно
части 3 статьи 29 Устава города решения Городской Думы принимаются в
соответствии с Регламентом Городской Думы. В силу части 1 статьи 40
Регламента Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области,
утвержденного решением Городской Думы
города Димитровграда Ульяновской области от 29 августа 2018 года № 89/1079
(т. 2 л.д. 42-66), решение Городской
Думы считается принятым, если за него
проголосовало более половины от числа депутатов, установленного Уставом
для Городской Думы, если иное не
установлено Уставом города и настоящим Регламентом.
Из
протокола внеочередного восемьдесят пятого заседания Городской Думы,
состоявшегося 22 июня 2022 года (т. 2 л.д. 94-100), при рассмотрении вопроса об
утверждении проекта решения Городской Думы «О внесении изменений в Генеральный
план города Димитровграда Ульяновской области» на заседании присутствовал 21 депутат из 30 избранных депутатов, таким
образом, Городская Дума была
правомочна рассматривать данный вопрос и
принимать решение. На заседании за принятие
указанного решения проголосовали единогласно присутствовавшие 21 депутат
Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области.
Решение
Городской Думы города Димитровграда
Ульяновской области третьего созыва от 22 июня 2022 года № 85/724 «О
внесении изменений в Генеральный план
города Димитровграда Ульяновской области» без приложения официально
опубликовано в газете «Муниципальный
вестник «Заволжья» от 29 июня 2022 года
№ 73-74 (2945-2946) (т. 2 л.д. 125-128),
в полном объеме данное решение официально опубликовано 24 июня 2022 года в
сетевом издании dimitrovgradpress.ru
(т. 2 л.д. 115), также размещено на
официальном сайте Городской Думы
(dumadgrad.ru) 29 июня 2022 года.
Учитывая указанные обстоятельства и вышеприведенные
положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что решение от 22 июня 2022 года № 85/724 принято
уполномоченным органом, в надлежащей форме, порядок его официального опубликования
соблюден.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте
29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря
2018 года №50 «О практике рассмотрения
судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих
разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», при
проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта
суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта,
регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
В соответствии со статьей 18
Градостроительного кодекса Российской Федерации состав, порядок подготовки
документов территориального планирования муниципальных образований, порядок
подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок
подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с
Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок согласования проектов документов
территориального планирования
муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии
устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти.
Документы территориального планирования
муниципальных образований могут являться
основанием для установления или изменения границ муниципальных
образований в установленном порядке.
Установление или изменение границ населенных
пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского
округа.
Порядок подготовки и
утверждения генерального плана городского округа, а также внесения в него
изменений определён статьёй 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации,
которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в
соответствии со статьёй 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и
осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9
Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учётом региональных и
местных нормативов градостроительного проектирования, результатов общественных
обсуждений по проекту генерального плана, а также с учётом предложений
заинтересованных лиц.
Обязательными
приложениями к проектам генерального плана являются протоколы общественных
обсуждений по указанным проектам и заключение о результатах таких общественных
обсуждений (части 12, 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской
Федерации).
Процедура подготовки
нормативного правового акта в данном
случае также соблюдена.
Как
следует из материалов дела, распоряжением Межрегионального территориального
управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в
Республике Татарстан и Ульяновской области от 24 января 2020 года № 16-12-р (т.
1 л.д. 80-84) передано в собственность муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области
имущество, находящееся в федеральной собственности, а именно: земельные участки
с кадастровыми номерами *** при
этом указано, что данные земельные участки относятся к землям промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли
для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли
иного специального назначения; для атомной станции, тепловых станций, ядерных
установок, объектов электросетевого
хозяйства и обслуживающих их объектов и сооружений, расположенных по
адресу: ***
Согласно акту
приема-передачи имущества из собственности Российской Федерации в собственность
муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области,
утвержденному руководителем МТУ Росимущества в Республике Татарстан и
Ульяновской области 30 января 2020 года (т. 1 л.д. 85-87), вышеуказанные земельные
участки были переданы в собственность МО «Город Димитровград».
Администрацией
города Ульяновска 5 февраля 2020
года было вынесено постановление № 177 о
принятии указанного имущества в муниципальную
собственность города Димитровграда и внесении их в Реестр муниципальной
собственности города Димитровграда (т. 1 л.д. 88-89).
Как
следует из пояснений представителей административного ответчика и
заинтересованных лиц, в связи с намерением организации жилого микрорайона на территории вышеуказанных земельных
участков, площадью 452 га, и включения
данной территории в границы населенного пункта – город Димитровград, а
также перевода земель лесного фонда в земли специального назначения для
организации нового городского кладбища в районе пос. Дачный было принято
решение инициировать внесение изменений
в Генеральный план города Димитровграда.
По
итогам рассмотрения данного вопроса Комиссией по подготовке проекта
Генерального плана города Димитровграда 12 марта 2020 года принято решение
рекомендовать принять положительное решение по вопросу внесения изменений в
Генеральный план города (т. 2 л.д. 137-138).
Постановлением
Администрации города Димитровграда Ульяновской области от 17 апреля 2020 года №
737 принято решение «О подготовке проекта
решения Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего
созыва «О внесении изменений в Генеральный план города Димитровграда Ульяновской области» (т. 2 л.д. 139), которое
было опубликовано в газете «Муниципальный вестник Заволжья» от 20 апреля 2020
года № 44/1 (т. 2 л.д.118-119).
По
итогам аукциона определен исполнитель работ по внесению изменений в Генеральный
план и в Правила землепользования и
застройки города Димитровграда – ***» г. ***, с которым заключен 7 сентября
2020 года муниципальный контракт. ***» был подготовлен проект Генерального
плана города, материал по его обоснованию
(т. 2 л.д. 1-40).
В
апреле 2021 года проект Генерального плана города Димитровграда Ульяновской
области загружен в Федеральную
государственную информационную систему территориального планировании.
5
апреля 2021 года всем уполномоченным
органам были направлены уведомления о размещении проекта в указанной
информационной системе, содержащие
обращения о согласовании (т. 2 л.д.144-152).
В
связи с поступлением замечаний по
проекту решения от Министерства
экономического развития Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии
Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации,
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства науки и
высшего образования Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, Государственной
корпорации по атомной энергии «Росатом»,
Министерства транспорта Российской Федерации (т. 2 л.д.153-163) постановлением
Администрации города Димитровграда Ульяновской области от 9 сентября 2021года №
2263 (т. 2 л.д. 176-177) создана согласительная комиссия по урегулированию
замечаний, послуживших основанием для подготовки заключений об отказе в
согласовании проекта внесения изменений
в схему территориального планирования города Димитровграда Ульяновской области,
для чего предварительно в уполномоченные органы, не согласовавшие проект, направлены
уведомления о направлении ими предложений
о включении представителей в состав согласительной комиссии (т. 2 л.д.
164-170).
Откорректированные
материалы проекта были размещены в
Федеральной государственной информационной системе территориального
планировании в разделе «Согласительная комиссия» и всем уполномоченным органам
были направлены 15 сентября 2021 года
уведомления о размещении проекта в указанной
информационной системе, содержащие
обращения о согласовании (т. 2 л.д.178-186).
Министерством экономического развития Российской Федерации,
Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» проект решения о внесении изменений
в Генеральный план города Димитровграда был согласован (т. 2 л.д. 187-194).
Письменное
несогласие было получено от Федерального агентства лесного хозяйства (т. 2 л.д.
195).
Заключение
по проекту от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
не поступило.
Однако в силу приказа Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года № 460 «Об
утверждении порядка согласования проектов документов территориального
планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной
комиссии при согласовании проектов документов территориального
планирования», в случае непоступления в
орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального
планирования, заключения федеральных органов исполнительной власти, проект
документа территориального планирования считается согласованным с согласующими
органами, подготовка заключений на указанный проект не осуществляется.
Согласительной
комиссией 8 ноября 2021 года принято решение о согласовании проекта
Генерального плана города Димитровграда Ульяновской области с внесенными в него
изменениями, учитывающими все замечания, явившиеся основанием для отказа в согласовании
проекта (т. 2 л.д. 210-211).
8
ноября 2021 года Комиссией по подготовке проекта Генерального плана принято решение рекомендовать вынести
рассмотрение указанного вопроса на
публичных слушаниях (т. 2 л.д. 213).
Постановлением
Администрации города Димитровграда Ульяновской области от 11 ноября 2021 года №
213 принято решение «О назначении публичных слушаний по проекту решения
Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области третьего созыва «О
внесении изменений в Генеральный план города Димитровграда Ульяновской области»
(т. 2 л.д. 214-215). В данном
постановлении содержится информация о датах, времени и местах проведения
публичных слушаний, установлена дата
официального опубликования оповещения о начале публичных слушаний, о дате и местах его размещения, о местах,
сроках проведения экспозиции
Указанное
постановление, а также оповещение о датах, времени и местах проведения
публичных слушаний было опубликовано в газете «Муниципальный вестник Заволжья»,
выпуск от 12 ноября 2021 года № 136 (2851) (т. 2 л.д. 120-121), размещены на
официальном сайте Администрации города Димитровграда (т. 2 л.д.219).
При этом в оповещении о проведении публичных
слушаний были указаны срок их проведения, время и место проведения экспозиции
проекта, а также сроки и способы направления замечаний и предложений
относительно проекта.
15
ноября 2021 года проект решения был опубликован в газете «Муниципальный вестник
Заволжья», выпуск № 137 (2852) (т. 2 л.д. 220). Также проект и информационные
материалы к нему были размещены на официальном сайте Администрации города
Димитровграда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с 15 ноября
по 14 декабря 2021 года включительно (т. 2 л.д. 224).
В
период с 15 ноября по 14 декабря включительно проводилась экспозиция проекта решения в помещении МКУ «Управление
архитектуры и градостроительства города
Димитровграда» по адресу: г. Димитровград, ул. Гагарина, 16, кабинет №
306, в помещении здания муниципального автономного учреждения культуры Центр
культуры и досуга «Восход» по адресу: г.
Димитровград, проспект Ленина, д. 17, в помещении здания Димитровградского
драматического театра имени А.Н.Островского по адресу: г. Димитровград, ул. III
Интернационала, д. 74, в помещении здания филиала МБОУ «Средняя школа № 2
города Димитровграда Ульяновской области» по адресу: г. Димитровград, ул.
Луговая, д. 40.
По
проекту решения были проведены публичные слушания 15 декабря 2021 года в ЦКиД
«Восход», 16 декабря 2021 года в
Димитровградском драматическом театре имени А.Н.Островского и 17 декабря
2021 года в средней школе № 2, о чем составлены протоколы публичных
слушаний № 1 от 15 декабря 2021 года (т.
2 л.д. 85-92), № 2 от 16 декабря 2021 года (т. 2 л.д. 76-84), № 3 от 17 декабря
2021 года (т. 2 л.д. 67-75) и подготовлено заключение о результатах публичных слушаний от 27 декабря 2021 года
(т. 2 л.д. 116-117).
Заключение
о публичных слушаниях было опубликовано в газете «Муниципальный вестник
Заволжья», выпуск от 27 декабря 2021 года № 155 (2870) ( т. 2 л.д.
123-124).
Таким образом, публичные слушания были
проведены в соответствии с требованиями
Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положения об
организации и проведении общественных обсуждениях или публичных слушаний по
вопросам градостроительной деятельности на территории города Димитровграда
Ульяновской области, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 30
октября 2019 года № 34/254 (т. 2 л.д. 101-113).
На
проект решения Городской Думы города
Димитровграда от 22 июня 2022 года № 85/724
были получены положительные заключения Администрации г. Димитровграда,
правового отдела Городской Думы города
Димитровграда и прокуратуры города Димитровграда.
Городской Думой
города Димитровграда Ульяновской области было принято решение от 22 июня 2022
года № 85/724 «О внесении изменений в Генеральный план города Димитровграда
Ульяновской области».
С учетом вышеизложенного, суд приходит к
выводу о соблюдении процедуры принятия решения Городской Думы города Димитровграда от 22 июня 2022 года № 85/724.
Доводы административных истцов о нарушении
порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, выразившемся в
неполучении положительного заключения по проекту решения Федерального агентства
лесного хозяйства, не могут являться основанием для удовлетворения требования
административных истцов по следующим основаниям.
Подпунктом
2 части 1 статьи 25 ГрК РФ установлено, что проект генерального плана
подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим
органом, в случае, если предусматривается
включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых
населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных
участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных
частью 19 статьи 24 Кодекса.
Из Положения
о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 следует, что
таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является
Рослесхоз, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных
отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных
территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению
государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1).
Так, Рослесхоз осуществляет: рассмотрение в
установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных
участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий (подпункт
5.4.2); рассмотрение проектов генеральных планов поселений,
генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей
компетенции подпункт 5.4.3).
Из представленных суду документов, следует,
что земельные участки с кадастровыми
номерами ***, включенные решением Городской Думы города Димитровграда от 22 июня 2022 года № 85/724 в границы населенного пункта - города
Димитровграда с установлением в
отношении них функциональных зон, в том числе, жилой зоны и общественно-деловой
зоны, до этого относились к землям
промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны,
безопасности и земли иного специального назначения; для атомной станции,
тепловых станций, ядерных установок, объектов электросетевого хозяйства и обслуживающих их объектов и
сооружений. Таким образом, данные
земельные участки не относились к землям лесного фонда, что подтверждено доказательствами, исследованными
в судебном заседании.
Так, данное обстоятельство было подтверждено
в ответе от 15 октября 2021 года «О
рассмотрении проекта генерального плана» Федеральным агентством лесного
хозяйства, которое указывает, что
согласно представленным текстовым материалам данным проектом не предусмотрено
включение в границы города Димитровграда земельных участков из состава земель
лесного фонда (т. 2 л.д. 195).
При таких обстоятельствах для включения указанных земельных участков в
границы населенного пункта – город Димитровград
согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства проекта решения о внесении изменений в
Генеральный план города Димитровграда в
данной части не требовалось.
Судом было проверено то обстоятельство,
имеются ли пересечения границ
населенного пункта – город Димитровград в части расположения вышеуказанных
земельных участков с граничащими с ними
землями лесного фонда – землями Мелекесского
лесничества Ульяновской области, и установлено, что границы населенного пункта
– город Димитровград и Мелекесского
лесничества Ульяновской области установлены в предусмотренном законодательством
порядке, сведения о них внесены
в Единый государственный
реестр недвижимости и пересечений не имеется.
Данное обстоятельство подтверждается ответом
на запрос суда ППК «Роскадастр», из которого следует, что по сведениям Единого
государственного реестра недвижимости пересечения границ города Димитрограда с
реестровым номером *** с границами Мелекесского лесничества Ульяновской области
с реестровым номером *** отсутствуют (т.4 л.д. 209).
Также об этом свидетельствует и
сообщение Ульяновского филиала
ФГБУ «Рослесинфорг» от 4 сентября 2024 года, согласно которому сведения о Мелекесском лесничестве
Ульяновской области внесены в ЕГРН с реестровым номером ***, отсутствие пересечений границ земельных
участков с кадастровыми номерами ***, с границами Мелекесского лесничества.
Ульяновской области обусловлено
требованиями законодательства РФ, а именно: частями 15 и 16 статьи 34
Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной
регистрации недвижимости»
В соответствии с положениями частей 15, 15.1
статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной
регистрации недвижимости», согласно которым, если при внесении в реестр границ сведений
о местоположении границ лесничества органом регистрации прав выявлено
пересечение их с границами земельных участков, сведения о местоположении
которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за
исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами
лесничеств допускается в соответствии с Земельным кодексом
Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со
дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание
местоположения границ такого лесничества, в том числе изменения в сведения об
их местоположении, в соответствии с описанием местоположения границ указанных
земельных участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Если при внесении в реестр границ сведений о
местоположении границ лесничества органом регистрации прав выявлено пересечение
их с границами населенных пунктов, сведения о местоположении которых содержатся
в Едином государственном реестре недвижимости, орган регистрации прав в течение
пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр
границ описание местоположения границ такого лесничества, в том числе изменения
в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения
указанных границ населенных пунктов, содержащимся в Едином государственном
реестре недвижимости.
Таким образом, наложений границ населенного
пункта – город Димитровград на земли лесного фонда на настоящее время не имеется.
Проверяя соответствие оспариваемых положений
нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих
большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Как было указано выше, решением Городской
Думы от 22 июня 2022года № 85/724 на включенных в границы населенного
пункта земельных участках кадастрового
квартала *** установлены функциональные зоны, в том числе жилая и
общественно-деловая. Фактически указанная территория покрыта лесным массивом.
Как следует из системного анализа положений
Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), генеральный
план представляет собой основополагающий документ территориального
планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и
условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры
их развития.
Действующее градостроительное
законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при принятии генерального плана городского
округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим
использованием территории, поскольку генеральный план несет функцию определения
назначения территории исходя из планов развития территории городского округа в
целом и не направлен на фиксацию существующего положения. Отнесение представительным органом местного
самоуправления территории к определенной функциональной зоне само по себе не
свидетельствует о нарушении прав граждан.
В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ
генеральный план содержит в том числе:
карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа,
карту функциональных зон городского
округа. На карте функциональных зон городского округа отображаются границы и
описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них
объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов
местного значения (части 3 и 5 статьи 23 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в
документах территориального планирования назначения территорий исходя из
совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях
обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной
и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их
объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Данной норме корреспондирует статья 2 ГрК РФ, предусматривающая, что
одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм
градостроительного законодательства являются обеспечение сбалансированного
учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при
осуществлении градостроительной деятельности.
Из совокупного анализа приведенных норм в
системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития
территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать как
права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные
участки, так и защищаемые законом права и интересы иных физических и
юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с
устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением
окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в
объективное противоречие с интересами иных лиц.
Обладая достаточно широкой дискрецией в сфере
градостроительства, органы местного самоуправления при установлении правового
регулирования не могут действовать произвольно и должны, учитывая
соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов
граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные
принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в
своих решениях Конституционный Суд
Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового
регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую
систему норм.
Как следует из материалов дела, установление
функционального назначения спорной территории было обусловлено необходимостью
выполнения органами местного самоуправления
МО «Город Димитровград»
требований действующего
законодательства по предоставлению
земельных участков под индивидуальное жилищное строительство многодетным
семьям, проживающим в городе Димитровграде.
Решение Городской Думы от 22 июня 2022 года № 85/724 в данной части принято с целью соблюдения баланса интересов как жителей данного
района города Димитровграда, так и граждан – членов многодетных семей,
нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Доводы административных истцов о нарушении вследствие
установления решением Городской Думы от 22 июня 2022 года № 85/724 вышеуказанного функционального зонирования
части территории кадастрового квартала ***, их права на отдых, на занятие массовым спортом, на
проведение городских и областных соревнований по лыжным гонкам и биатлону, суд
считает несостоятельными. Из Карты функциональных зон Генерального плана города
Димитровграда усматривается, что на указанной территории установлена в том
числе и зона рекреационного назначения. Из пояснений представителя МКУ
«Управления архитектуры и градостроительства города Димитровграда» следует, что
данная зона предназначена для отдыха граждан, для занятия спортом, и на данной
территории сохранены лыжные и биатлонные трассы, соответственно, возможно
проведение спортивных соревнований (т. 2 л.д. 160-161).
Таким образом, суд
приходит к выводу о том, что установление на земельных участках, расположенных в кадастровом квартале ***,
включенных в границы населенного пункта – город Димитровград, в том числе, функциональных зон – «жилая» и
«общественно-деловая» с целью
предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство для
многодетных семей не противоречит положениям статей 23, 24 ГрК РФ и иным
нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2
части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об
оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в
удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части
нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному
правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств,
принимая во внимание соблюдение Ульяновской Городской Думой порядка принятия,
опубликования и введения в действие решения
Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области от 22 июня 2022 года № 85/724,
соответствие оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую
юридическую силу, обеспечение органом местного самоуправления при регламентации
градостроительной деятельности баланса публичных и частных интересов, суд в
соответствии с пунктом 2
части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации считает необходимым отказать в удовлетворении
административных исковых требований Дякина С.Н., Нерок В.Е., Зотовой Т.В., Гужвиной Е.В., Кузнецовой Ю.Ю., Заречиной
В.В., Кузнецовой Е.Г., Мальцевой Е.А.,
Зотовой Л.П., Кувшиновой Т.И., Кувшинова М.А., Севастьяновой Н.Г.
Доводы Севастьяновой
Н.Г., суть которых сводится к тому, что спорная территория является городским
лесом и в силу положений действующего
законодательства (п. 11 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации) не может
использоваться для жилой и деловой застройки, соответственно, установленное
функциональное зонирование незаконно,
являются несостоятельными, поскольку опровергаются исследованными в судебном
заседании доказательствами.
Руководствуясь статьями 175-180, 215
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового
заявления Дякина Сергея Николаевича, Нерок
Вячеслава Евгеньевича, Зотовой Татьяны Вадимовны, Гужвиной Елены Валерьевны,
Кузнецовой Юлии Юрьевны, Заречиной Валентины Владимировны, Кузнецовой Екатерины Геннадьевны, Мальцевой
Екатерины Александровны, Зотовой Лидии Павловны, Кувшиновой Татьяны Ивановны,
Кувшинова Михаила Анатольевича, Севастьяновой Натальи Геннадьевны о
признании недействующим Генерального
плана города Димитровграда Ульяновской области, утвержденного решением
Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области от 28 июля 2010 года № 34/459,
в редакции решения Городской Думы города
Димитровграда Ульяновской области от 22 июня 2022 года № 85/724 «О внесении
изменений в Генеральный план города Димитровграда Ульяновской области» в
отношении земельных участков,
расположенных в кадастровом квартале ***, площадью 452 га, отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый
апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение
месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Е.Кинчарова