Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О защите трудовых прав
Документ от 08.10.2024, опубликован на сайте 22.10.2024 под номером 115047, 2-я гражданская, о признании отказа в возрате анкеты с персональными данными незаконнмым, возложении обязанности вернуть документы, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-001132-94

Судья         Денисова М.А.                                                                     Дело № 33-4808/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    8 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Аладине А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Бородихиной Ольги Васильевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 апреля 2024 года по гражданскому делу № 2‑1403/2024, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Бородихиной Ольги Васильевны к *** о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по уничтожению документов, предоставленных для участия в конкурсе в 2010 году в установленный срок, возложении обязанности уничтожить архивную анкету с персональными данными от 29.11.2010, признании незаконным действия по изъятию из личного дела анкеты от июля 2011 года с персональными данными, компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. – отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя *** Галашиной С.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Бородихина О.В. обратилась в суд с иском к ***, исполняющему обязанности руководителя *** Хлыниной Ю.А. о защите трудовых прав.

В обоснование исковых требований указала, что в ноябре 2010 года она участвовала в конкурсе, проводимом Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области (в настоящее время – *** ***), на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы. Ею для участия в конкурсе были представлены соответствующие документы, в том числе, заполненная и подписанная анкета от 29.11.2010 с ее персональными данными.

Решением конкурсной комиссии в январе 2011 года ей было отказано в назначении на вакантные должности. В связи с чем документы, которые она подавала для участия в конкурсе, в том числе и анкета от 29.11.2010 с ее персональными данными, должны были храниться в архиве государственного органа в течение 2 лет со дня завершения конкурса, после чего подлежали уничтожению.

В июле 2011 года при поступлении на государственную службу (без конкурса) ею ответчику была представлена заполненная и подписанная новая анкета от июля 2011 года, которая находилась в ее личном деле 27.09.2022, после незаконно изъята ***.

В соответствии с п. 25 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» вышеуказанная архивная анкета от 29.11.2010 с ее персональными данными, как кандидата, участвовавшего в конкурсе, но не назначенного на должность, должна была находиться в архиве госоргана и по истечении 3 дет со дня завершения конкурса подлежала уничтожению.

Однако в июне 2023 года ей стало известно о том, что в нарушение требования законодательства ответчиком архивная анкета с ее персональными данными не уничтожена в установленные законом сроки, а приобщена к ее личному делу без ее согласия. Более того, архивная анкета от 29.11.2010 с ее персональными данными, которую она предоставляла в *** в 2010 году для участия в конкурсе, в котором она проиграла, была использована ответчиком при проведении в отношении нее проверки, по результатам которой ответчик признал ее виновной в нарушении требований п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а именно, предоставление заведомо ложных сведений об отсутствии отца, которого она не указала в архивной анкете от 29.11.2010, которая не может порождать для нее каких‑либо правовых последствий и не подлежала приобщению к материалам ее личного дела.

В феврале 2024 года она обратилась к ответчику с заявлением о возврате ей оригинала архивной анкеты от 29.11.2010. Письмом и.о. руководителя *** Хлыниной Ю.А. от 13.02.2024 № *** ей было отказано в возврате анкеты.

Просила признать незаконным отказ и.о. руководителя  *** Хлыниной Ю.А. от 13.02.2024 № *** в возврате Бородихиной О.В. анкеты с ее персональными данными от 29.11.2010; обязать *** вернуть Бородихиной О.В. анкету с ее персональными данными от 29.11.2010; взыскать с *** в пользу Бородихиной О.В. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Управление Роскомнадзора по Ульяновской области.

Определением суда от 19.04.2024 производство по настоящему делу в части исковых требований Бородихиной О.В. к ответчику и.о. руководителя *** Хлыниной Ю.А. о признании незаконным отказа от 13.02.2024 № *** в возврате анкеты с персональными данными от 29.11.2010, прекращено в связи с отказом истца от иска.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Бородихина О.В. не соглашается с решением суда,  просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении иска.

В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на нормы действующего законодательства и показания свидетелей К*** А.Е., М*** М.В., выражает несогласие с выводом суда о не предоставлении ею достаточных доказательств, подтверждающих представление работодателю в июле 2011 года анкеты установленной формы. Считает необоснованным вывод суда о том, что приобщение анкеты от ноября 2010 года к материалам её личного дела, при отсутствии иной анкеты, не противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку трехлетний срок для уничтожения данной анкеты на момент назначения её на службу 07.07.2011 не истек.

В возражениях на апелляционную жалобу *** считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела приказом руководителя *** от 07.07.2011 № *** Бородихина (ранее – Зубова) О.В. назначена на государственную должность федеральной государственной гражданской службы специалиста 3 разряда отдела правового и кадрового обеспечения с 07.07.2011 (т. 1 л.д. 12).

07.07.2011 с ней заключен служебный контракт (т. 1 л.д. 25-29).

Приказом от 15.02.2012 № *** Зубова О.В. переведена на должность ведущего специалиста-эксперта отдела надзора за водными и земельными ресурсами, контроля за особо охраняемыми природными территориями, по контролю и надзору в сфере охоты и разрешительной деятельности (т. 1 л.д. 13).

Приказом от 08.10.2012 № *** Бородихина О.В. переведена с ее письменного согласия на должность главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными и земельными ресурсами, контроля за особо охраняемыми природными территориями, по контролю и надзору в сфере охоты и разрешительной деятельности (т. 1 л.д. 14).

Приказом от 13.03.2013 № *** Бородихина О.В. переведена на государственную должность федеральной государственной гражданской службы с 13.03.2013 на должность главного специалиста-эксперта (т. 1 л.д. 15-18).

Приказом от 22.10.2013 № *** Бородихина О.В. переведена на должность заместителя начальника отдела надзора за водными и земельными ресурсами, контроля за особо охраняемыми природными территориями, по контролю и надзору в сфере охоты и разрешительной деятельности (т. 1 л.д. 19).

Приказом от 04.12.2017 № *** Бородихина О.В. переведена на государственную должность федеральной государственной гражданской службы на должность начальника отдела надзора за водными и земельными ресурсами, контроля за особо охраняемыми природными территориями, по контролю и надзору в сфере охоты и разрешительной деятельности (т. 1 л.д. 20-23).

Согласно выписке из приказа и.о. руководителя *** от 25.10.2019 № *** Бородихина О.В. в порядке перевода из Управления Росприроднадзора по Самарской области и Управления Росприроднадзора по Ульяновской области в *** назначена на должность начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области (т. 1 л.д. 24).

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец Бородихина О.В. указывала на то, что в ее личном деле имеется анкета от 29.11.2010, которую она заполняла для участия в конкурсе у ответчика на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, то есть до ее назначения на должность 07.07.2011, при этом при поступлении на службу в июле 2011 года она также заполняла другую анкету, которая отсутствует в личном деле, в связи с чем анкета от 29.11.2010 не может храниться в личном деле и подлежит уничтожению, в связи с чем бездействия ответчика, выразившиеся в неисполнении обязанности по уничтожению документов, предоставленных ею для участия в конкурсе в 2010 году, являются незаконными, как и действия, выразившиеся в изъятии из ее личного дела анкеты от июля 2011 года.

Разрешая спор, суд руководствовался статьей 37 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 15 Трудового кодекса Российской Федерации,  статьями 3, 5, 22, 26 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пунктами 7, 25 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» и пришел к выводу, что об отсутствии достаточных доказательств предоставления работодателю в июле 2011 года анкеты установленной формы, при этом, приобщение анкеты Бородихиной О.В. от 29.11.2010 к материалам ее личного дела, при отсутствии иной анкеты, не противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку трехлетней срок для уничтожения данной анкеты на момент назначения истца на службу 07.07.2011 не прошел.

В связи с чем суд не нашел оснований для признания незаконным бездействия ответчика, выразившегося в неисполнении обязанности по уничтожению документов Бородихиной О.В., предоставленных ею для участия в конкурсе в 2010 году, возложении обязанности на ответчика уничтожить анкету от 29.11.2010, признания незаконными действий по изъятию из личного дела анкеты от июля 2011 года, а также не нашел оснований для удовлетворения производного требования о компенсации морального вреда.

С данными выводами судебная коллегия соглашается ввиду нижеследующего.

В силу части 1 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»;

3) настоящим Федеральным законом;

4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;

5) указами Президента Российской Федерации;

6) постановлениями Правительства Российской Федерации;

7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

9) нормативными правовыми актами государственных органов.

10) нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральных территорий.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции, действовавшей  на момент поступления истца на государственную гражданскую  службу) предусмотрено, что поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено данной статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 27.07.2004 №79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции, действовавшей  на момент поступления истца на государственную гражданскую  службу) гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы.

На тот момент (07.07.2011) действовала форма указанной анкеты, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № ***.

В материалах личного дела Бородихиной О.В. имеется заполненная ею 29.11.2010 анкета по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № *** (т. 1 л.д. 30-31).

Как она утверждала, данную анкету она представляла не в связи с принятием на государственную гражданскую служу 07.07.2011, а для участия в конкурсе на замещение вакантной должности в ноябре 2010 года, который она не прошла.

Условия проведения конкурса определены Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (далее – Положение).

Пунктом 7 Положения (в редакции, действовавшей на  тот момент) было предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии.

Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть возвращены им по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению. Документы для участия в конкурсе, представленные в электронном виде, хранятся в течение трех лет, после чего подлежат удалению (пункт 25 указанного Положения в редакции Указа Президента РФ от 22.01.2011 № 82).

Вместе с тем, как указывалось выше, в июле 2011 года Бородихина (на тот момент Зубова) О.В. была принята на государственную гражданскую службу, в связи с чем, она утратила статус кандидата, как следствие ее анкета не подлежала ни выдаче, ни уничтожению на основании пункта 25 Положения.

Допустимых и относимых доказательств представления в личное дело Бородихиной О.В. при поступлении на государственную гражданскую службы в июле 2011 года новой анкеты не представлено.

При этом судом обоснованно не приняты во внимание показания допрошенных со стороны истца свидетелей М*** М.В. и К*** А.Е., указавших на наличие в личном деле Бородихиной О.В. другой анкеты, поскольку они опровергаются вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13.07.2023 по гражданскому делу № 2-3446/2023 по иску Бородихиной О.В. к *** о защите трудовых прав, в рамках рассмотрения которого, судами первой и апелляционной инстанции установлено, что анкета от июля 2011 года, на которую ссылалась Бородихина О.В., в материалах ее личного дела отсутствует. В личном деле иной анкеты, кроме как анкеты от 29.11.2010, не имеется. Доказательств изъятия, подмены или уничтожения анкеты не представлено. Анкета от 29.11.2010 и другие приложенные документы были приобщены в личное дело при назначении на должность 07.07.2011 (т. 1 л.д. 44‑49).

Таким образом, при отсутствии иной анкеты, нахождение в личном деле Бородихиной О.В. анкеты от 29.11.2010 не противоречит закону и ее прав не нарушает.

Доводы апелляционной жалобы в целом повторяют позицию истца в суде первой инстанции, основаны на иной оценке собранных по делу доказательств, которые оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и неверном толковании подлежащих применению правовых норм.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены с достаточной полнотой, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 апреля 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Бородихиной Ольги Васильевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районной суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.10.2024.