Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании обязательных платежей
Документ от 15.10.2024, опубликован на сайте 23.10.2024 под номером 115044, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по обязательным платежам, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0012-01-2024-000355-96

Судья Мягков А.С.                                                                     Дело № 33а-4454/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                            15 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мамаева Николая Петровича на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 20 июня 2024 года по делу № 2а-1-292/2024, по которому постановлено:          

административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Мамаеву Николаю Петровичу о взыскании задолженности по обязательным платежам удовлетворить.

Взыскать с Мамаева Николая Петровича, *** года рождения (паспорт ***), зарегистрированного по адресу: ***, задолженность по единому налоговому счету в общей сумме 310 612,30 руб., в том числе штраф по ст.119 НК РФ в размере          17 965,50 руб. за 2021 г., штраф по ст.112 НК РФ в размере 11 976,95 руб. за       2021 г., налог на доходы физических лиц  - 239 090,13 руб. за 2021 г., земельный налог – 448 руб. за 2020 г., пени по ЕНС – 41 131,72 руб. за период с 16.07.2022 по 15.01.2024.

Взысканную сумму необходимо перечислить по следующим реквизитам: ИНН/КПП 7727406020/770801001 Управление Федерального казначейства по Тульской области (Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по управлению долгом), единый казначейский счет 40102810445370000059, счет №03100643000000018500, БИК 017003983, Банк получателя отделение Тула Банка России //УФК по Тульской области, г.Тула, КБК 18201061201010000510, вид налога (сбора) ЕНП, ИНН плательщика 731001758936.

Взыскать с Мамаева Николая Петровича, *** года рождения (паспорт ***), зарегистрированного по адресу: ***,  в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6306,12 руб.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., судебная коллегия

 

установила:

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее - УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Мамаеву Н.П. о взыскании задолженности по обязательным платежам.

В обоснование требований указано, что на налоговом учете в УФНС России состоит налогоплательщик Мамаев Н.П., который в соответствии с п. 1 ст. 23, пункта 1 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги.

По данным информационного ресурса УФНС России по Ульяновской области у Мамаева Н.П. по состоянию на 04.04.2024 имеется отрицательное сальдо по ЕНС в сумме – 333 065,18 руб., в том числе: НДФЛ – 263 044,13 руб., земельный налог – 448 руб., штрафы – 17 965, 50 руб., пени – 51 607,55 руб.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости      Мамаевым Н.П. в 2021 г. продан жилой дом, расположенный по адресу: ***, однако в установленный срок 15.07.2022 сумма налога на доходы физических лиц, рассчитанного в соответствии с п.1 ст.224 НК РФ по ставке 13% и составившего 239 539 руб. Мамаевым Н.П. не уплачена.

Тем самым Мамаевым Н.П. нарушены п.п.2 п.1, п.4 ст.228 НК РФ, ответственность за данное правонарушение предусмотрена п.1 ст.122 НК РФ. Сумма штрафа составила 47 907,80 руб. (239 539 руб.*20%).

Мамаевым Н.П. в установленный законодательством срок налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2021 год не представлена. Сумма штрафа составила 71 861,70 руб. (239 539*5%*6мес.).

Решением от 21.03.2022 №13/2383 Мамаев Н.П., с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных п.1 ст.112 НК РФ, привлечен к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п.1 ст.112 НК РФ, за неуплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 11 976,95 руб.                          (47 907,80 руб./4), п.1 ст.119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговую декларацию по НДФЛ за 2021 г. в виде штрафа в размере 17 965,50 руб. (71 861,70 руб./4)

Кроме того, административный ответчик имел в собственности земельный участок по адресу: ***, кадастровый номер ***, в связи с чем ему было направлено налоговое уведомление №98530399 от 27.07.2023 на уплату земельного налога за 2020 г., однако в сроки, установленные законодательством, имущественные налоги Мамаевым Н.П. не оплачены.

В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки обязанность по уплате налогов и сборов, страховых взносов Мамаевым Н.П. не исполнена, на сумму образовавшейся задолженности в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени в размере 41 131,72 руб. за период с 16.07.2022 по 15.01.2024.

Мамаеву Н.П. направлялось требование об уплате задолженности от 12.07.2023 №193577.

Мировым судьей судебного участка №2 Мелекесского судебного района Ульяновской области 02.02.2024 вынесен судебный приказ № 2а-296/2024, который основании представленных возражений, был отменен определением от 26.03.2024.

Административный истец просил взыскать с Мамаева Н.П. задолженность по ЕНС в общей сумме  310 612,30 руб., в том числе штраф по ст.119 НК РФ в размере – 17 965,50 руб. за 2021 г., штраф по ст.112 НК РФ в размере 11 976,95 руб. за 2021 г., налог на доходы физических лиц  - 239 090,13 руб. за 2021 г., земельный налог – 448 руб. за 2020 г., пени – 41 131,72 руб. за период с 16.07.2022 по 15.01.2024.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Мамаев Н.П. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что он владеет домом и земельным участком по адресу: ***, свыше 5 лет, а именно: 25 лет, в связи с чем не согласен с начислением налога на доходы физических лиц.  Полагает, что штраф за непредставление декларации 3-НДФЛ и неоплату налога в установленный срок наложен налоговым органом необоснованно, без учета его жизненных обстоятельств и состояния здоровья. Обращает внимание, что задолженности по земельному налогу не имеет, поскольку она оплачена его дочерью ***.

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание  лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Ходатайство Мамаева Н.П. об отложении судебного разбирательства  на срок после 06.11.2024 в связи с рассмотрением гражданского дела по его иску о признании права собственности в силу приобретательской давности, судебной коллегией оставлено без удовлетворения ввиду отсутствия оснований, предусмотренных  ст.ст.150, 152 КАС РФ.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 402 Кодекса.

Законом Ульяновской области от 22.09.2017 №112-30 «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 01 января 2018 года введен порядок расчета налога на имущество физических лиц - исходя из кадастровой стоимости.

Согласно п.2 ст. 11.3 НК РФ, единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами:

денежного выражения совокупной обязанности;

денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и(или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

Отрицательное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Единым налоговым платежом (ЕНП) признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации насчет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика в соответствии с НК РФ (п.1 ст. 11.3 НКРФ).

В соответствии с НК РФ, задолженностью по уплате налогов, сборов и страховых взносов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации признается общая сумма недоимок, а также не уплаченных налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов и (или) налоговым агентом пеней, штрафов и процентов, предусмотренных НК РФ, и сумм налогов, подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных НК РФ, равная размеру отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица.

Налоги, сборы, страховые взносы исчисляются налоговым органом в соответствии с Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которым определены налогоплательщики, установлены порядок и сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов, в том числе налогоплательщиками транспортного налога, налога на имущество, транспортного налога согласно ст.ст. 357, 388, 400 НК РФ признаются физические лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, обладающие правом собственности на имущество и земельные участки, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьями 358, 389, 401 НК РФ. Транспортный налог, земельный налог, налог на имущество, подлежащие уплате налогоплательщиками - физическими лицами (далее - имущественные налоги физических лиц), в соответствии со статьями 362, 396, 408 НК РФ исчисляются налоговыми органами.

Согласно ст. 72 НК РФ, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

Неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов, либо исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки влечет начисление и уплату сумм соответствующих пеней, что предусмотрено ст. 75 НК РФ.

При этом пеня не является мерой ответственности, а представляет собой компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в случае задержки уплаты налога (Постановление Конституционного суда РФ от 17.12.1996 № 20-П и Определении №175-О от 12.05.2003).

В соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов по ставке 1/300 действующей ключевой ставки Банка России.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на налоговом учете в УФНС России состоит налогоплательщик Мамаев Н.П.

В спорный период в собственности  Мамаева Н.П. находился земельный участок, расположенный по адресу: ***, кадастровый номер ***, площадь 1600, дата регистрации права 27.12.1991, дата утраты права 11.08.2021 (л.д.97-99).

Кроме того, 09.07.2021зарегистрировано право собственности Мамаева Н.П. на Индивидуальный жилой дом, площадью 263,8 кв.м, расположенный по адресу: ***, кадастровый номер ***, дата утраты права 11.08.2021 (л.д.100-102).

По сведениям, представленным налоговому органу в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ Единым государственным реестром недвижимости кадастра и картографии Российской Федерации Мамаеввым Н.П. ИНН *** в 2021 году проданы следующие объекты недвижимого имущества:  жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ***. Размер доли в праве собственности -1/1. Цена иска по договору купли-продажи составила 830 000 руб. – за жилой дом, 150 000 руб. – за земельный участок

Согласно сведениям из ЕГРН кадастровая стоимость проданного объекта на 12.07.2021 составляет  4 060 865,97 руб.

Поскольку срок владения жилым домом составил менее 5 лет нахождения в собственности, то Мамаеву Н.П. в соответствии с требованиями п.1 ст.229, пп.2 п.1 ст.228 НК РФ необходимо было представить в налоговый орган налоговую декларацию в срок не позднее 30 апреля, с учетом праздничных дней – не позднее 04.05.2022.

В указанный срок налоговая декларация налогоплательщиком не была представлена, в связи с чем 18.08.2022 административный истец направил в адрес Мамаева Н.П. требование №38007 о предоставлении пояснений по отчуждению имущества, либо декларации по форме 3-НДФЛ.

13.10.2022 Мамаевым Н.П. представлен договор купли-продажи от 04.08.2021.

По результатам проведенной камеральной проверки, с учетом дополнительно проведенных мероприятий налогового контроля, на основании акта от 27.10.2022 №13/14865, возражений на который не поступило, решением заместителя руководителя УФНС России по Ульяновской области           Порушенковой Т.Н. в отношении Мамаева Н.П. вынесено решение от 21.03.2023 №13/2383 о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данным решением исходя из общей суммы дохода, полученного           Мамаевым Н.П. от продажи дома, с учетом применения вычета, доначислен налог (НДФЛ) в размере 239 559 руб.  согласно расчету: 2 842 606,17 руб. (4 060 865,97*0,7) - кадастровая стоимость с учетом коэффициента, установленного п.2 ст.214.10 НК РФ - 1 000 000 руб. = 1 842 606,17 руб.*13%  = 239 559 руб. Кроме того, Мамаев Н.П., с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных п.1 ст.112 НК РФ, привлечен к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п.1 ст.112 НК РФ, за неуплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 11 976,95 руб. (47 907,80 руб./4), п.1 ст.119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговую декларацию по НДФЛ за 2021 г. в виде штрафа в размере 17 965,50 руб. (71 861,70 руб./4) (л.д.30-33).

Указанное решение Мамаевым Н.П. не обжаловалось, но не было исполнено в установленный п.4 ст.228 НК РФ срок – до 15.07.2022.

В этой связи в соответствии со ст.ст. 69 и 70 НК РФ Мамаеву Н.П. направлено требование об уплате задолженности №193577 от 12.07.2023, в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок - до 01.12.2023 сумму отрицательного сальдо ЕНС. Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения (л.д.17).

Так же в указанном требовании 193577 от 12.07.2023 сообщалось о наличии задолженности по налогам и пени, а также о том, что в случае изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не предусмотрено.

27.07.2023 Мамаеву Н.П.  было направлено уведомление №68530399 об уплате в срок до 01.12.2023 земельного налога за 2020 год в сумме 448 руб. (л.д.15).

Указанная сумма налога внесена в качестве единого налогового платежа на ЕНС административного ответчика 26.11.2023 (л.д.134) и учтена в силу п.10 ст.45 НК РФ в счет погашения ранее сформировавшейся задолженности по решению УФНС от 21.03.2023 №13/2383 (л.д.20-21).

В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки обязанность по уплате налогов и сборов, страховых взносов Мамаевым Н.П. не исполнена, на сумму образовавшейся задолженности в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени в размере 41 131,72 руб. за период с 16.07.2022 по 15.01.2024.

01.02.2024 налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Мамаева Н.П. по ЕНС, включая земельный налог и НДФЛ, пени, штрафы.

Мировым судьей судебного участка №2 Мелекесского судебного района Ульяновской области 02.02.2024 вынесен судебный приказ № 2а-296/2024, который  на основании представленных возражений должника был отменен определением от 26.03.2024.

Установив вышеуказанные обстоятельства, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административного иска налогового органа.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).

При начислении имущественных налогов налоговые органы используют сведения об объектах собственности и их владельцах, представленные органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в соответствии со ст.85 НК РФ, а также иными органами, уполномоченными на взаимодействие с налоговыми органами.

Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от 03.07.2016 №273-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости с кадастровым номером *** в размере 4 060 865, 97 руб. были внесены в ЕГРН 09.07.2021 (л.д.100).

Сведений об установлении иной кадастровой стоимости в деле не имеется, в судебном порядке кадастровая стоимость дома на момент начисления налога, а также на момент рассмотрения дела не оспорена.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, спорный объект «индивидуальный жилой дом», несмотря на завершение его строительства в 2002 году (так указано в ЕГРН) впервые был поставлен на учет 09.07.2021 и имеет статус записи «актуальный», ранее не был учтен. До 1999 года в БТИ право собственности на него не регистрировалось, инвентарное дело не заводилось. В установленном порядке жилой дом в эксплуатацию не введен, что следует из справки  администрации «Новомайнское городское поселение» (л.д.117,118). Документов, подтверждающих  ранее осуществленный технический или государственный учет, а также подтверждающих ранее возникшее право собственности на объект недвижимости, административным ответчиком не представлено.

Жилой дом с кадастровым номером *** не является ранее учтенным объектом недвижимости, следовательно, положения ст.69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», на него распространяются. Таким образом, срок владения спорным объектом исчисляется с даты внесения сведений в ЕГРН  - 09.07.2021.

Что касается доводов апелляционной жалобы относительно уплаты земельного налога, то в связи с тем, что с 01.01.2023 все денежные средства, поступившие после указанной даты, зачисляются в счет недоимки по налогам, пеням, штрафам, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со ст.45 НК РФ, то сумма земельного налога в размере 448 руб., внесенная 26.11.2023, была учтена в счет погашения ранее сформировавшейся задолженности по решению УФНС от 21.03.2023 №13/2383 в силу п.10 ст.45 НК РФ (л.д.20-21).

В целом, все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Принятое по делу решение является правильным. Оснований, влекущих в силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.

Учитывая, что решение суда соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 20 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мамаева Николая Петровича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 16 .10.2024.