Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой
Документ от 15.10.2024, опубликован на сайте 18.10.2024 под номером 115027, 2-я гражданская, о пвозложении обязанности обеспечения земельных участков, выделенных многодетным семьям, элементами инженерной инфраструктуры, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-000782-77

Судья Жилкина  А.А.                                                         Дело № 33а-4460/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                            15 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре  Каминской Ю.А.,

с участием прокурора Радченко В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Ульяновской области, администрации г.Ульяновска  на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 5 апреля 2024 года по делу № 2а-1228/2024, которым постановлено:

административное исковое заявление прокурора Ленинского района                    г. Ульяновска удовлетворить частично.

Возложить на администрацию города Ульяновска, Правительство Ульяновской области обязанность организовать обеспечение земельных участков, расположенных в земельном массиве, расположенном по адресу: г. Ульяновск,  р-н Ленинский, в 1970 метрах северо-западнее кольца по Московскому шоссе при выезде из города вдоль трассы «А-151» в направлении Цивильск, элементами инженерной инфраструктуры (сетями водоснабжения и водоотведения, сетями электро- и газоснабжения) и элементами дорожной инфраструктуры (автомобильными подъездными дорогами, внутриквартальными проездами) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерству транспорта Ульяновской области - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителей Правительства Ульяновской области - Кузнецовой Н.Г., администрации г.Ульяновска и Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска - Шарина А.А., Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области - Ревиной И.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб,  судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением к администрации г. Ульяновска, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерству транспорта Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить земельные участки элементами инженерной и дорожной инфраструктуры.

В обоснование требований указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что земельные участки в количестве 432 в земельном массиве с кадастровым номером ***, западнее кольца по Московскому шоссе при выезде из города вдоль трассы «А-151» в направлении на Цивильск, предоставлены в 2023 году многодетным семьям. 

При этом до настоящего времени к земельным участкам не подведены элементы инфраструктуры, такие как сети водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, не устроены в полной мере автомобильные дороги и подъезды. Указанная обязанность в пределах муниципального образования г. Ульяновск возложена на администрацию г. Ульяновска. В данном случае бездействие администрации г. Ульяновска привело к фактическому нивелированию целей и задач льготы по предоставлению многодетным семьям земельных участков в собственность бесплатно.

С учетом уточнения требований прокурор просил возложить на административных ответчиков обязанность обеспечить земельные участки, расположенные в земельном массиве, расположенном по адресу: г. Ульяновск, р-н Ленинский, в 1970 метрах северо-западнее кольца по Московскому шоссе при выезде из города вдоль трассы «А-151» в направлении на Цивильск, элементами инженерной инфраструктуры (сетями водоснабжения и водоотведения, сетями электро- и газоснабжения) и элементами дорожной инфраструктуры (автомобильными подъездными дорогами, внутриквартальными проездами) в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерство транспорта Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц - ПАО «Россети Волга», ООО «Газпроммежрегионгаз Ульяновск», МБУ «Стройзаказчик», Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска, ООО «Газпромрегионгаз Ульяновск», УМУП «Ульяновскводоканал», АО «Ульяновскэнерго», Управление ЖКХ администрации г. Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Правительство Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований к Правительству Ульяновской области. В обоснование доводов жалобы указывает, что обеспечение объектами инженерной инфраструктуры указанных земельных участков относится к полномочиям администрации г.Ульяновска. Возложение на Правительство Ульяновской области обязанности по организации обеспечения земельных участков объектами инженерной инфраструктуры является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения и нарушает принцип самостоятельности бюджетов.

Обращает внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства отсутствия у администрации г.Ульяновска возможности обеспечить земельные участки объектами необходимой инфраструктуры за счет собственных средств. Кроме того, органом местного самоуправления комплекс мер по обеспечению указанных земельных участков объектами инфраструктуры не разработан. Отмечает, что предоставление финансирования для проведения  необходимых мероприятий происходит на заявительной основе органа местного самоуправления.

Просит  учесть, что Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области подготовлен проект распоряжения Правительства Ульяновской области «Об утверждении Программы обеспечения многодетных семей,  имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с п.1 ч.1 ст.133 Закона Ульяновской области от 17 ноября 2003 года № 059-ЗО, земельными участками, обеспеченными объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, до 2030 года».

Также указывает, что уведомление об изменении процессуального статуса Правительства Ульяновской области с заинтересованного лица на административного ответчика было получено Правительством Ульяновской области 9 апреля 2024 года, то есть после вынесения решения суда, что является нарушением процессуального законодательства.

В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований к администрации г. Ульяновска. В обоснование доводов жалобы указывает, что по информации Управления муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска исходный земельный участок с кадастровым номером ***, из которого впоследствии были образованы земельные участки для предоставления многодетным  семьям, в реестре муниципального имущества не числится. Согласно ЕГРН на него зарегистрировано право собственности Ульяновской области.

Ссылаясь на ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», указывает, что решение вопросов местного значения органами местного самоуправления городских округов осуществляется в соответствии с полномочиями, среди которых полномочия по финансированию, проектированию и строительству инженерных сетей водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения, объектов дорожного хозяйства отсутствуют. Денежные средства для проведения указанных работ в бюджете МО «город Ульяновск» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов не предусмотрены. Бюджет МО «город Ульяновск» на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов принят с дефицитом, и в настоящее время реальных источников дополнительных поступлений в бюджете города не имеется.

Обращает внимание, что прокурором не представлены доказательства, подтверждающие, что к указанным земельным участкам не подведены элементы  инфраструктуры (сети водоснабжения,  газоснабжения, электроснабжения, а также не устроены автомобильные дороги и подъезды), также не представлены доказательства, подтверждающие бездействие администрации г.Ульяновска. Отмечает, что требование о возложении обязанности по обеспечению земельных участков элементами инженерной инфраструктуры в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу является неисполнимым, поскольку для указанных работ необходимо выделение денежных средств, а также необходимо время для проектных работ, их согласования и заключения контрактов. 

В судебное заседание не явились представители Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерства транспорта Ульяновской области, ПАО «Россети Волга», ООО «Газпроммежрегионгаз Ульяновск», МБУ «Стройзаказчик», ООО «Газпромрегионгаз Ульяновск», УМУП «Ульяновскводоканал», АО «Ульяновскэнерго», Управление ЖКХ администрации      г. Ульяновска. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» при рассмотрении апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по административному делу (глава 17 КАС РФ) или оставления административного искового заявления без рассмотрения (пункты 1 - 4 части 1, часть 2 статьи 196 КАС РФ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с п. 3 ст. 309 КАС РФ приведенное выше обстоятельство является основанием для отмены решения суда и направления административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Из материалов дела следует, что изначально прокурор Ленинского района г.Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г.Ульяновска.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству прокурора Правительство Ульяновской области было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица (л.д. 41, 43 т.1).

В судебном заседании 2 апреля 2024 года по ходатайству прокурора Правительство Ульяновской области было привлечено к участию в деле в качестве соответчика (л.д. 139 оборот т.5). Рассмотрение дела отложено на 5 апреля 2024 года. Определение о привлечении Правительства Ульяновской области к участию в деле в качестве соответчика  (л.д. 141 т.5)  направлено в адрес Правительства Ульяновкой области 2 апреля 2024 года, Правительству Ульяновской области предложено в срок до 4 апреля 2024 года представить в суд письменный отзыв на иск. При этом почтовое отправление принято в отделение почтовой связи только 4 апреля 2024 года, поступило в почтовое отделение связи по месту нахождения адресата 5 апреля 2024 года (л.д. 204 т.5) и получено Правительством Ульяновской области только 9 апреля 2024 года (л.д. 202 т.5), тогда как решение принято судом 5 апреля 2024 года.

Таким образом, решение принято судом в отсутствие надлежащего извещения Правительства Ульяновской области и при отсутствии у него реальной возможности представить свою позицию по заявленным административным исковым требованиям.

Учитывая вышеизложенное, решение суда подлежит отмене с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует определить круг ответчиков по делу в части требований прокурора, заявленных к Правительству Ульяновской области, с учетом утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области от 3 июня 2024 года № 241-пр Программы обеспечения многодетных  семей, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно в соответствии  с пунктом 1 части 1 ст. 13.3 Закона Ульяновской области от 17 ноября 2003 № 059-ЗО «О регулировании земельных отношений в Ульяновской области», земельными участками, обеспеченными объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, на 2024-2029 годы». 

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от  5 апреля 2024 года отменить.

Дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Апелляционное определение изготовлено 16 октября 2024 года.