Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Выдача удостоверения единого образца (ЧАЭС)
Документ от 01.10.2024, опубликован на сайте 16.10.2024 под номером 114990, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, возложении обязанности выдать специальное удостоверение единого образца подвергшегося воздействию радиаци вледствии катастрофы на ЧАЭС, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2024-001467-59

Судья Жилкина А.А.                                                                       Дело № 33-4526/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 1 октября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Завгородней Т.Н.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 мая 2024 года по гражданскому делу №2‑2003/2024, по которому постановлено:

 

исковое заявление Проданова Василия Петровича к Министерству социального развития Ульяновской области о признании незаконным решения, возложении обязанности выдать удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС удовлетворить частично.

Обязать Министерство социального развития Ульяновской области выдать Проданову Василию Петровичу удостоверение единого образца как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения представителя Министерства социального развития Ульяновской области Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения Проданова В.П. полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Проданов В.П. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Ульяновской области о признании незаконным решения, возложении обязанности выдать удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование заявленных требований указал, что с 28.06.1988 по 13.09.1989 проходил срочную военную службу в войсковой части ***, которая дислоцировалась в военном городке «***». В официальных документах такого наименования не имеется, поскольку городок являлся зарытым, в связи с чем не был включен в перечень территорий, подвергшихся радиационному воздействию. Проживающие в г. *** военнослужащие и гражданский персонал получили льготы, предоставляемые в связи с проживанием на загрязнённой территории.

Письмом Главы администрации Арсеньевского района в администрацию Тульской области от 15.08.1997 №*** подтверждается, что от командования гарнизона г. *** поступало обращение об оказании помощи и содействия в оформлении чернобыльских удостоверений. Также из документа усматривается, поскольку прописка граждан производится 4 и 7 отделениями милиции Центрального района г. Тулы, а г. Тула не относится к загрязненной зоне проживания, то в удостоверении будет указан ближайший населенный пункт – д. Прилепы (Стрикинская сельская администрация), обозначенный в Перечне населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного заражения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и относящейся к третьей зоне проживания с правом на отселение.

В письме председателя эколого-радиологического комитета администрации Тульской области от 11.09.1997 №*** указано, что ходатайство Главы администрации Арсеньевского района по вопросу оформления и выдачи военнослужащим и другим категориям служащих гарнизона *** удостоверений, дающих право на получение льгот и компенсаций, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», соответствующему подразделению дано указание осуществлять выдачу вышеуказанных удостоверений с учетом изложенных в письме особенностей.

Просил суд признать незаконным решение Министерства социального развития Ульяновской области об отказе в выдаче удостоверения единого образца, как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязать ответчика выдать удостоверение единого образца, как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство социального развития Ульяновской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Со ссылкой на нормы действующего законодательства отмечено, что Проданов В.П. проходил срочную службу в войсковой части, расположенной в г. *** Тульской области. Данный населенный пункт не включен в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Кроме того, обращено внимание на то, что период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом у Проданова В.П. менее четырех лет, а период проживания в зоне с правом на отселение – менее трех лет (1 год 3 месяца).

В связи с чем оснований для выдачи Проданову В.П. удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имеется, поскольку он проходил срочную военную службу в населенном пункте, который относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, а не к зоне проживания с правом на отселение.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Проданов В.П., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 29.06.1988 по 14.09.1989 проходил срочную военную службу в войсковой части ***, расположенной в г. *** Тульской области. Данное обстоятельство подтверждается архивной справкой ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» от 16.04.2024, в которой также указано, что место дислокации войсковой части *** с сентября 1984 года по декабрь 1989 года – г. ***. Войсковая часть *** в 1988-1989 годах входила в состав войсковой части ***. Характер выполняемой работы личным составом части, в том числе Продановым В.П., в имеющихся на хранении документах войсковой части *** не отражен (л.д. 57-58).  

08.04.2022 Министерство социального развития Ульяновской области отказало Проданову В.П. в выдаче удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со ссылкой на то, что ни пгт. Славный, ни г. ***, согласно Перечню, утвержденному распоряжению Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р, не отнесены к зоне проживания с правом на отселение (л.д. 8).

Не согласившись с данным отказом, Проданов В.П. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что истец в период с 29.06.1988 по 13.09.1989 проходил срочную службу в Арсеньевском районе Тульской области на территории административно‑территориального образования ***, который на основании распоряжения Правительства РФ от 28.12.1991 № 237-р был отнесен к зоне проживания с правом на отселение, пришел к выводу о наличии оснований для выдачи ему удостоверения единого образца, как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

С выводом суда первой инстанции об отнесении местности, на которой Проданов В.П. проходил срочную службу, к зоне проживания с правом на отселение, судебная коллегия соглашается.    

По сведениям администрации муниципального образования «Славный» от 25.04.2024 до 1998 года на территории ныне существующего муниципального образования располагался закрытый военный гарнизон «***». Административно-территориальное образование «***» преобразовано в муниципальное образование Славный с территориальным статусом городского округа с административным центром – поселок городского типа Славный. В соответствии с Законом Тульской области от 09.06.2008 №1012-ЗТО «Об образовании и населении статусом поселка городского типа географического объекта – административно-территориальной единицы на территории Арсеньевского района Тульской области» на территории Тульской области образован географический объект – административно-территориальная единица, расположенная в Арсеньевском районе в границах территории административно‑территориального образования «***». Образованная вновь административно-территориальная единица наделена статусом поселка городского типа. В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 18.12.1997 №1582 и 08.10.2015 №1074 АТО «***» и муниципальное образование Славный (пгт. Славный) в перечнях населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отсутствуют. АТО «***» и МО Славный (пгт. Славный) не были отнесены к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению (л.д. 54-56).

Из письма Главы администрации Арсеньевского района в Администрацию Тульской области от 15.08.1997 №563 следует, что от командования гарнизона г. *** поступало обращение об оказании помощи и содействия в оформлении чернобыльских удостоверений. Также из документа усматривается, что поскольку прописка граждан производится 4 и 7 отделениями милиции Центрального района г. Тулы, а г. Тула не относится к загрязненной зоне проживания, то в удостоверении будет указан ближайший населенный пункт – д. Прилепы (Стрикинская сельская администрация), обозначенный в Перечне населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного заражения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и относящейся к третьей зоне проживания с правом на отселение (л.д. 11).

В письме председателя эколого-радиологического комитета администрации Тульской области от 11.09.1997 №*** указано, что ходатайство Главы администрации Арсеньевского района по вопросу оформления и выдачи военнослужащим и другим категориям служащих гарнизона *** удостоверений, дающих право на получение льгот и компенсаций, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», соответствующему подразделению дано указание осуществлять выдачу вышеуказанных удостоверений с учетом изложенных в письме особенностей.

Согласно ответу Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 14.05.2024 до 1998 года на территории г. *** располагалась войсковая часть, после расформирования которой была образования временная администрация АТО *** в составе Арсеньевского района. Административно‑территориальное образование *** располагалось на территории бывшего Стрикинского сельсовета Арсеньевского района Тульской области, плотность радиоактивного загрязнения которой составляла более 5,0 Ки/кв.км. Согласно статье 11 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 №237-р населенные пункты Стрикинского сельсовета были отнесены к зоне проживания с правом на отселение (л.д. 61).

Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1).

Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 № 237-р и в дальнейшем Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582.

До 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 №237-р (далее - Перечень), согласно которому к зоне проживания с правом на отселение относился населенный пункт дер. Прилепы Арсеньевского района Тульской области.

С 01.02.1998 действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582, которым населенный пункт дер. Прилепы Арсеньевского района Тульской области отнесен к зоне проживания с льготным социально‑экономическим статусом.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истец в период с 29.06.1988 по 13.09.1989 проходил срочную службу в Арсеньевском районе Тульской области на территории административно‑территориального образования ***, которое располагалось на территории бывшего Стрикинского сельсовета (д. Прилепы) Арсеньевского района Тульской области, плотность радиоактивного загрязнения которой составляла более 5,0 Ки/кв. км, в связи с чем населенные пункты Стрикинского сельсовета были отнесены к зоне проживания с правом на отселение.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для выдачи Проданову В.П. удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

15.05.1991 был принят Закон РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), который направлен на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.

Статья 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 определяет категории граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы и в связи с этим имеющих право на меры социальной защиты.

К ним, в частности, относятся военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 12 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1)

При этом в примечаниях к пункту 12 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 разъяснено, что к лицам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся: офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы.

Положениями статей 14-22 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 установлены виды мер возмещения вреда и социальной поддержки для каждой  категории граждан, указанных в статье 13 данного Закона.

Порядок прохождения военной службы гражданами Российской Федерации на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, и социальные гарантии военнослужащим определены в статье 23 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, согласно части 10 которой в зоне проживания с правом на отселение, а также в зоне с льготным социально-экономическим статусом прохождение военной службы осуществляется в соответствии с действующим законодательством. При этом лица сержантского и рядового состава, проходящие действительную срочную военную службу в зоне проживания с правом на отселение, имеют право по истечении 12 календарных месяцев на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней без учета времени на проезд к месту отпуска и обратно.

В силу части 11 статьи 24 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части 1 статьи 13, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально‑экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 228, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 271 и Министерства финансов Российской Федерации № 63н от 11.04.2006 утвержден Порядок и условия оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – Порядок), которым установлены единые на всей территории Российской Федерации обязательные правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Данным Порядком регламентировано, что удостоверение оформляется и выдается органами в сфере социальной защиты населения, определенными органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящих (проходивших) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение, для чего указанные граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства с письменным заявлением, документами, подтверждающими факт прохождения военной службы в зонах радиоактивного загрязнения, который принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения (пункты 2 - 5).

Обязательным условием выдачи специального удостоверения единого образца является отнесение гражданина к категории лиц, указанных в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и наличие у них права на меры социальной поддержки, установленные данным Законом.

При этом меры социальной поддержки предоставляются при условии проживания граждан в зоне отселения – не менее 1 года, в зоне проживания с правом на отселение – не менее 3 лет, в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом – не менее 4 лет.  

Социальные гарантии военнослужащим определены в статье 23 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, из содержания которой следует, что им не предоставляются меры социальной поддержки, а предоставляется ряд социальных гарантий и только в период прохождения военной службы на территории, подвергшейся радиационному воздействию. Предоставление каких-либо гарантий в случае их выезда с загрязненной территории не предусмотрено.

Таким образом, в соответствии со статьями 23, 33 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 военнослужащие пользуются социальными гарантиями только в период прохождения воной службы, и в случае отсутствия у них права на снижение пенсионного возраста, оснований для выдачи удостоверения не имеется. 

Поскольку истец проходил службу в зоне проживания с правом на отселение с 29.06.1988 по 13.09.1989 (1 год 3 месяца), права на меры социальной поддержки он не приобрел, соответственно, у него отсутствует право на получение удостоверения, подтверждающего право на меры социальной поддержки, установленные данным Законом.

В силу изложенного решение суда в части возложения на Министерство социального развития Ульяновской области обязанности выдать истцу удостоверение единого образца как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 мая 2024 года в части возложения на Министерство социального развития Ульяновской области обязанности выдать Проданову Василию Петровичу удостоверение единого образца как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отменить.

Принять в отмененной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Проданова Василия Петровича к Министерству социального развития Ульяновской области о возложении обязанности выдать удостоверение единого образца как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 октября 2024 года